Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу




Скачать 63,33 Kb.
НазваниеВопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу
Дата публикации22.05.2013
Размер63,33 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму)

для аспирантов и соискателей по курсу

«История и философия науки»
Раздел «Общие проблемы истории и философии науки».

  1. Понятие науки. Проблема классификации наук.

  2. Критерии научности и основные особенности научного познания.

  3. Научная картина мира: структура, функции, исторические формы.

  4. Научные революции и их типология. Научное и ненаучное познание.

  5. Наука и общество. Личность и наука.

  6. Наука и паранаука.

  7. Наука как система знаний; наука как социальный институт.

  8. Становление и основные этапы развития философии науки.

  9. Преднаука древневосточной цивилизации: от мифа к логосу.

  10. Социально-экономические и политические предпосылки становления античной науки.

  11. Античная наука: Особенности формирования и характерные черты.

  12. Корпускулярно-атомистическая программа в античности.

  13. Появление первых научных программ античности.

  14. Атомизм и его влияние на развитие науки.

  15. Математическая программа Пифагора и ее развитие Платоном.

  16. Платоновская физика.

  17. Александрийская математическая школа и Евклид.

  18. Софисты и развитие гуманитарных наук.

  19. Разработка элеатами методов и теории доказательств.

  20. Зенон и его принцип доказательства «от противного». Апории Зенона.

  21. Натурфилософские наследия Клавдия Птолемея.

  22. Расцвет и упадок науки в эпоху эллинизма.

  23. Философия математики неоплатоников (Плотин, Прокл).

  24. Эллинистическая наука и геоцентрическая система мира.

  25. Особенности развития науки в древнем Риме.

  26. Наука и философия в средневековой Европе: особенности формирования и основные черты.

  27. Паранаука средневековья как промежуточное звено между натурфилософией и эмпирической наукой.

  28. Основные течения средневековой схоластики и их влияние на развитие науки.

  29. Телеологизм средневекового мышления.

  30. «Сумма теологии» Фомы Аквинского как образец схоластической науки и философии.

  31. Деятельность оксфордской школы (Р. Бэкон, У. Оккам).

  32. Петр Испанский и его «Суммула» как искусство логики.

  33. Раймонд Луллий – известный логик средневековья.

  34. Средневековые университеты и их роль в развитии науки.

  35. Развитие науки в средневековом арабо-мусульманском мире.

  36. Ибн Сина и его научные воззрения.

  37. Вклад эпохи Возрождения в развитии научной мысли.

  38. Теоретическая модель космоса в эпоху Возрождения.

  39. Научно-исследовательские программы Н. Кузанского и Г. Галилея.

  40. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника.

  41. Джордано Бруно как натурфилософ.

  42. Антропоцентризм и его влияние на развитие науки.

  43. Николай Коперник и его теория об обращении небесных сфер.

  44. Иоганн Кеплер и его законы о движении небесных тел.

  45. Г. Галилей как учёный-естествоиспытатель и его роль в становлении научного метода новоевропейской науки.

  46. Революция в естествознании XVI – XVII веков и становление классической науки.

  47. Ф. Бэкон и Р. Декарт – основоположники философии и методологии науки Нового времени.

  48. Классический идеал научного знания. Основные черты классической науки.

  49. Механицизм как преобладающий тип представлений о природе в новое время.

  50. Эмпиризм и рационализм, их философские основания и методологическая программа.

  51. Развитие методологии эмпиризма в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка.

  52. Сенсуалистическая эпистемология Д. Локка.

  53. Методологическая программа эмпиризма и рационализма, их философские основания.

  54. Методологические идеи Б. Спинозы, Б. Паскаля и Г. Лейбница.

  55. Оформление новой (гелиоцентрической) картины мира.

  56. Основные научно-исследовательские программы Нового времени (И. Ньютон, Г. Лейбниц и др.).

  57. Философия науки И. Канта.

  58. Революция в естествознании рубежа XIX и ХХ веков и становление неклассической науки.

  59. Характерные черты неклассической науки. Кризис механистической картины мира.

  60. Развитие научного познания и философии науки в XIX веке.

  61. Позитивистская традиция в философии науки. Эмпириокритицизм Маха.

  62. Специальная теория относительности Эйнштейна.

  63. Развитие астрономии, космологии и космогонии в XX в. Теория «Большого взрыва».

  64. Научно-техническая революция и её влияние на характер развития науки в XX веке.

  65. Постпозитивистские концепции философии науки (К. Поппер, П. Фейерабенд и др.).

  66. Принципы "логики социальных наук" К.Поппера.

  67. Свобода исследований и ответственность ученого.

  68. Научно-технический прогресс и его социальные последствия.

  69. Феноменологическое и экзистенциальное направления в философии науки (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер).

  70. Основные течения в русской философии науки (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев).

  71. Научно-философские концепции космизма (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).

  72. Неотомистские концепции философии науки.

  73. Постмодернистские концепции философии науки (М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делёз).

  74. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  75. Формы познавательной деятельности: проблема, факт, гипотеза, теория, закон.

  76. Идеалы и нормы научного исследования.

  77. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  78. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность.

  79. Герменевтика как учение о понимании и интерпретации текста (В.Дильтей, Г.Гадамер).

  80. Наука как социальный институт. Этические проблемы современной науки.


Раздел: «Философские проблемы биологии и экологии»

  1. Предмет философии биологии.

  2. Причины и характер изменений в предметной области философии биологии.

  3. Задачи современной философии биологии и её специфика.

  4. Теоретические основы биологии ХХ века и особенности её развития.

  5. «Образы биологии в современной научно-биологической и философской литературе.

  6. Проблема построения единой «теоретической биологии» на современном этапе развития науки.

  7. Кризис эволюционной теории Ч. Дарвина в I половине ХХ века.

  8. Этапы и проблемы создания синтетической теории эволюции (СТЭ).

  9. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

  10. Эволюционная эпистемология и социокультурная эволюция.

  11. Проблемы формирования эволюционной этики и эстетики.

  12. Концепция геннокультурной коэволюции и перспективы её развития.

  13. Понятие жизни в современной науке и философии.

  14. Проблема происхождения и сущности жизни в историко-философской мысли.

  15. Соотношение философской и естественно-научной интерпретации сущности живого и проблемы его происхождения.

  16. Воздействие современных биологических исследований на формирование в системе культуры онтологических подходов как основы создания новой философии природы.

  17. Роль биологии в формировании методолого-гносеологических установок и моделей (целостности, развития, системности, коэволюции в современной культуре).

  18. Новые нравственно-этические, ценностные и деятельные подходы на современном этапе развития науки о жизни.

  19. Проблемы биоэтики. Экологическая и биомедицинская этика.

  20. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

  21. Роль новых знаний в выработке системы политических идей и ценностей. Биополитика.

  22. Проблемы формирования биоэстетики.

  23. Социальное поведение в мире живых организмов и человеческом обществе.

  24. Идея развития и её исторические изменения.

  25. Сущность концепции развития в живой природе.

  26. Категории и законы развития.

  27. Диалектические и метафизические принципы познания живой природы.

  28. Современная теория саморазвития и самоорганизации в живой природе: диалектика и синергетика.

  29. Проблема биологического прогресса.

  30. Биологическая эволюция – развитие живой природы.

  31. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности.

  32. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь.

  33. Место целевого подхода в биологических исследованиях.

  34. Сущность и формы биологической телеологии.

  35. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии.

  36. Принцип системности в сфере биологического познания.

  37. Организованность и целостность живых систем.

  38. Коэволюция и концепция системной организации природы.

  39. Экофилософия как область философского знания.

  40. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины.

  41. Социальная экология как наука и её проблемы.

  42. Понятие биосферы: история и современность.

  43. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

  44. Диалектический характер взаимодействия живой и неживой природы.

  45. Биосфера как высокоорганизованная система.

  46. Экологические основы хозяйственной деятельности.

  47. Особенности хозяйственной деятельности человека в условиях эколого-кризисной ситуации.

  48. Пути формирования экологической культуры.

  49. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивости развития России.

  50. Особенности экологического воспитания и образования.

  51. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности.

  52. Научные основы экологического образования.

Похожие:

Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconЭкзаменационные вопросы к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов...
Основные черты переходного периода от донаучного к научному познанию (преднауке)
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconЭкзаменационные вопросы по курсу истории и философии науки для аспирантов и соискателей

Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconПрограмма Подготовки аспирантов и соискателей по специальности 12....
Подготовки аспирантов и соискателей по специальности 12. 00. 03-гражданское право, предпринимательское право, семейное право
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconВопросы к кандидатскому минимуму по дисциплине
Проблемы и специфика философского знания. Предмет философии, ее структура и функции
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу "Экономическая теория"...
Развитие форм собственности в России. Проблемы разгосударствления и приватизации
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу линейная алгебра и аналитическая...
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу линейная алгебра и аналитическая геометрия потока ивт 160 – 162
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «Институциональная экономика»
Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация институционалистами
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «Хозяйственное и трудовое право»
Источники, регулирующие предпринимательскую деятельность. Значение судебной практики
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «Психология управления»
Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности. Социальная пер­цепция
Вопросы для подготовки к экзамену (кандидатскому минимуму) для аспирантов и соискателей по курсу iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «Информационные технологии управления»
Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница