Предмет философии в ее истории




НазваниеПредмет философии в ее истории
страница1/6
Дата публикации31.03.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6

  1. Предмет философии в ее истории.
    Философия возникает в VII-VI веках до н.э. в Греции. Она возникает на фоне мифа, как альтернативная форма взаимодействия с предметами. К философии на этот момент относится все рациональное познание, т.е. наука, медицина и философия неотличимы. Ее предметом является бытие.
    Философия возникает на фоне кризиса мифологического сознания, она появляется как альтернативный способ взаимодействия с предметами – рациональный. (Но мифология не исчезает, философия и мифология – два параллельных способа познания мира). Фактически возникновение философии – это возникновение западноевропейского рационального сознания.
    ^ Средние века: идеал античной гармонии отодвигается на второй план, приоритетом является богопознание, средством для этого является познание самого человека, бытия, но уже понимаемого как акт, а не как факт. Познание не ради самих существующих вещей, а ради самого Творца. Эпицентром является человек.
    Возрождение: Центром познания является человек, понимаемый как равный Богу потенциально.
    ^ Новое время: Формирование проекта классической науки. Вырабатываются первые теории познания, т.е. предметом философии выступает сознательная активность.
    XVIII век: не относится ни к какой эпохе, т.к. в нем происходит становление классической науки. Появляются социальные институты (люди, которым платят), научные издания, энциклопедии.
    XIX век: Его обычно называют эпохой модерна (примерно до первой трети двадцатого века). Открываются ценности в качестве ведущего механизма (Ницше). Выделяются философия истории, социальная история, методология науки и т.д., т.е. говорить о предмете с этого момента крайне проблематично.

  2. Специфика философского знания.
    Здесь надо отличить философию от религии и науки.
    В Древней Греции наука и философия неотделимы, разделение происходит только в 17-м веке.
    Предмет философии – те вещи, которые представляются сами собой разумеющимимся, поставленные под сомнение. Никакая философская система не противоречит другой.
    Философ отталкивается от тех вещей, которые существуют (даже хаос мы представляем себе картинкой). Античная философия приводит Аристотеля к формулированию формальной логики и пр. – отсюда стартует наука.

    Христианская догматика вырабатывается на основе нескольких догм, перечисленных в Символе Веры.
    Интерпретация откровений в религиозном познании базируется на общих принципах логики. Предмет религиозной веры – основные догмы. (Из них выводится все остальное).
    В науке: если принятые методы доказательства оказываются не состоятельными в сравнении с другими методами в конечном результате, то их заменяют на более состоятельные. Пример: Лейбниц, функциональный анализ, интегралы.

    Доказательства в теологии нужны для понимания того, во что веришь. С их помощью человек раскрывает в себе то, во что он верит. Отсутствие или существование Бога – это предмет веры.
    Для религиозных форм познания характерна трансценденция.

    Сам вывод утверждения в случае науки важнее аргументации, в религии – наоборот.
    Любая философская система – в конкретном времени, месте, условиях. Для науки: из открытий Коперника следует, что в любой точке земли все законы действуют одинаково, т.е. местообитание человека не уникально.
    В 20 веке происходит онтологический поворот, и один и тот же феномен становится можно рассматривать с позиции его существования(онтология), его познанная(гносеология), с позиции его ценности(аксеологическая). К 20 веку о бытии можно говорить со всех позиций. Т.е. различные части философских систем связываются между собой. И получаем инструментарий для анализа различных явлений.

  3. Структура философского знания и его функции.
    К основным разделам философии относят
    онтологию(раздел философии, изучающий проблемы бытия. Весь период, начиная с Античности и заканчивая 17-м веком),
    гносеологию(теория познания, развивается в 17,18 и 19 веках) и
    аксеологию (учение о ценностях, с 19 века).
    Т.е. западноевропейская мысль сначала осваивает то, что нас окружает, и говорим о бытии. Потом начинаем открывать себя самих, и задаемся вопросом, как мы можем это делать. Сознание начинает участвовать в качестве реального ограничения познавательной деятельности. Затем начинаем задаваться вопросом зачем и что нами руководствует.

    Функции философского знания: когнитивная, коммуникативная, мировоззренческая. И пр.

  4. Плюрализм философского знания и его предпосылки.
    1. Философы и в отношении предметов, и в отношении методологии ставят под вопрос то, что само собой разумеется. Это и есть одна из центральных предпосылок множества философских концепций.
    2. То, что для меня является личной проблемой, результатом личных усилий, для другого человека в лучшем случае обладает или не обладает функциональным результатом.
    Отсюда вторая предпосылка: читая, напр., Аристотеля, я понимаю не его самого, не то, как работает его мышление, а те схемы, которые он вывел, то, как работает мое мышление.
    3. Третья – это то, что само развитие философского знания заходило все дальше и дальше. То, что с открытием новых предельных оснований (сначала бытие, потом сознание, затем ценности) добавляется предметность. Т.е. невозможно, чтобы Аристотель вывел концепцию сознания, или чтобы Декарт вывел учение о ценностях.
    Поэтому философские концепции назывные в отличие от научных.
    4. То, что всякий раз, когда мы читаем чью-нибудь философскую концепцию, мы ее переосмысляем.

  5. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений и их особенности.
    Мировоззрение – система отношений к себе и к окружающему миру.
    Типы мировоззрений:
    1. Античное
    2. Средневековое
    3. Возрожденческое
    4. Нового Времени
    5. Модернистское, постмодернистское.
    Формы реализации мировоззрений:
    1. Мифологическое
    2. Научное
    3. Религиозное
    4. Философское.
    Это разделение условно. Например, для Ньютона физика не был локализована, ее положения трансформировались в положения этики, теологии и т.п. И в изолированном виде никакие мировоззренческие формы не присутствуют.

    Характеристиками мифологического мировоззрения являются алогичность, чувственная конкретность (все, чем оно оперирует, ощущаемо: Зевс=молния) и жизнь(пока миф не записан, его рассказывает по-разному, изменяя: Медуза-Горгона). Миф объясняет прошлое, но не предсказывает будущего – отсюда возникает кризис мифологического сознания.
    В основу религиозного мировоззрения ставится человек в его способности модифицировать себя самого. Атеизм – тоже религиозное мировоззрение, как и вера в науку как культ разума. Эта форма не алогична (в отличие от мифологической), логическая аргументация необходима здесь. В отличие от мифологической она не является чувственно-конкретной (триединство Бога). Для религиозных форм мировоззрения одним из главных является понятие трансценденции.
    Если есть система отношений, связей, то все, что вписывается в эту систему, наз. имманентным, все, что полагается за пределами этой системы наз. трансцендентным, а все, что определяет способы ее функционирования наз. трансцендентальным.
    Для древних греков этих понятий не существует, они появляются в Средние Века. Мир вокруг нас – имманентен, Бог – трансцендентен, а все законы и связи в мире – это трасценденталии, на них и направлено наше познание. Мы познаем предметы так, как будто бы нас самих не было, т.е. устраняем субъект из процесса познания. И эта позиция сохраняется вплоть до 17 века. Т.е. предполагается, что есть позиция, с которой весь мир виден объективным образом – это полюс трансценденции, полюс истины. В Средневековье это позиция Бога, но трансцендентное не обязательно связано с Богом, так же как и религиозное мировоззрение не обязательно связано с верой в Бога (может быть и вера в науку, пример: в сов. Время активно пропаг. «ученые доказали, что бога нет»).

    Важно, что с появлением трансценденции меняется парадигма, поскольку до этого представление о времени было циклическое и движение понималось как совокупность элементов покоя. Мифологическое сознание работает здесь и сейчас, для него нет горизонта трансценденции. А с появлением этого понятия модель времени становится линейной и появляется возможность изучать вещи не в какой-то определенный момент, а на протяжении времени. Появляется история как поле изучения бытия.

    В 17 веке происходит формирование классической науки. Вводятся соотношения между познающим субъектом и познаваемым объектом. Полюс истины помещается в объект – т.е. явления и факты меня не обманывают, источник ошибок – субъект. Итак, вырабатывается методология познания, которая является критерием истины и точно соответствует познаваемому предмету - это главная отличительная особенность научного мировоззрения от других.
    И то, что уже признано истинным соответственно методологии, может быть передаваемо. (не надо всякий раз доказывать теорему Пифагора). Смысловые отношения, которыми руководствуется, например, религиозная форма, напрямую не передаваемы. Результат религиозного познания немыслим без пути, в противоположность результату научному (нужна теорема – открыл справочник). Сам вывод в случае науки важнее аргументации, в то время как аргументация в религиозной форме важнее самого вывода.

    (А в 20 веке происходит отказ от деления на субъекты и объекты.)

    Философская форма мировоззрения характеризуется стремлением к достоверным основаниям, стремление к некоторой системе, в которой все положения согласованы (ни в какой философской доктрине нет внутренних нестыковок), в которой в качестве основания – некоторое предметное поле, а в качестве вывода – работающая структура и проблематика, которую можно будет далее развивать.

    Рассмотрим теперь типы мировоззрений с течением истории.
    1. ^ Античное мировоззрение. Космоцентризм. Космос – центр всех речей, практик и т.п. (Платон «Государство»). Т.е. человек утроен так же, как космос, государство. Космос – идеал античной гармонии. Человек не осознает себя как личность. Человек – вещь среди вещей. Отличается лишь тем, что отдает себе отчет о том, что происходит. Этика определяется внешними обстоятельствами. Нет причинно-следственной связи, например, у Аристотеля – учение только о причинах. Человек за свои действия отвечает перед согражданами за то, насколько он хорошая «вещь».
    2. ^ Средневековое мировоззрение. Предмет – бытие. Многое заимствует из Античности. Добавляется понятие акта. Бог творит мир, т.е. это активная составляющая. Вообще Бог – это чистый акт. Факт – это недостаток акта. Появляется иерархия классов предметов (люди, животные, деревья). Каноническое Христианство не признает существование зла, дьявола. Зло – это несовершенство моего взгляда.
    Основные характеристики: символизм (каждая вещь отсылает к своему Творцу), по порядку существования – теоцентризм, по порядку познания, действия – антропоцентризм (свобода воли человека, от его действий зависит судьба мира), человек больше не вещь среди вещей, а центральная фигура в отношениях и познании, но за свои действия отвечает перед Богом. Основные проблематики – оправдание Бога и спор об универсалиях.
    3. ^ Возрожденческое мировоззрение.
    Основные характеристики: гуманизм, антропоцентризм, человек впервые осознает себя в качестве личности и начинает отвечать за свои действия перед собой. Человек создан по образу и подобию Бога в этот период означает то, что человек потенциально равен Богу. Чтобы реализовать потенцию, нужны условия (теория идеального государства, возникновение социологии). Принципиальный момент: можно менять природу вещей (алхимия, из которой родилась впоследствии химия). Меняется отношение между церковью как социальным институтом и церковью как верой духа, активная критика церкви как института влечет за собой ее реакцию (инквизиция).
    Эпоха Возрождения получила такое название в связи с возрождением античных идеалов гармонии.

    4^ . Мировоззрение Нового Времени. Эта эпоха начинается с вопроса о критериях истинности познания. Первые логические законы формулирует Аристотель (закон тождества, закон недопущения противоречий и закон исключенного третьего). Декарт и Бэкон обнаруживают, что логически непротиворечивых систем можно создать бесконечно много, все зависит от истинности их оснований. А нас интересует именно истинность. Т.о. логических критерий истинности не достаточно, т.к. они не отвечают на вопрос об истинности посылок. Декарт: чувства нас обманывают, но для процессов мышления есть алгоритмы, если следовать которым, ошибок не возникнет. Бэкон истинные посылки ищет в опыте. И эмпирики (Декарт) и рационалисты (Бэкон) с одной стороны, обосновали опыт, а с другой – обрисовали структуру сознания. Итак, объявление опыта источником познания дает основание для классической науки.

    В предыдущие эпохи познающего интересовала качественная определенность, а в Новое Время этот приоритет меняется на количественную определенность. Считалось, что в любое время в любой точке мира все законы работают одинаково, мир – система замкнутая, количество законов и связей в ней конечно, соответственно мир полностью познаваем. Все, что кажется случайным – от недостатка знания.

    5. Модернистское, постмодернистское мировоззрение.

  6. Мифология как первичная форма мировоззрения. Особенности мифологического мышления.
    Философия возникает в VII-VI веках до н.э. в Греции. Она возникает на фоне мифа, как альтернативная форма взаимодействия с предметами. К философии на этот момент относится все рациональное познание, т.е. наука, медицина и философия неотличимы. Ее предметом является бытие.
    Философия возникает на фоне кризиса мифологического сознания, она появляется как альтернативный способ взаимодействия с предметами – рациональный. (Но мифология не исчезает, философия и мифология – два параллельных способа познания мира).

    Характеристиками мифологического мировоззрения являются:
    1. Алогичность (принципиальное не следование логике: и летит орлом и отдает трон детям одновременно)
    2. чувственная конкретность (все, чем оперирует мифологическое сознание, ощущаемо: Зевс=молния). Знание в мифологии сакрально – даровано богами, поэтому самоценно. Отсюда следует, что невозможно обобщение (пример: площадь двух равных треугольников считаем каждый раз). Знание вписано в контекст жизни, т.е. решается конкретная ситуация.
    3. Жизнь. Грек сталкивается с конкретностью, и если она обладает силой, он ее именует богом. Пример со стулом: другая функция – другая жизнь(для еды – обеденный, дл жертв – алтарь, для сна – кровать). Пока миф не записан, его рассказывает по-разному, тем самым изменяя: пример - Медуза-Горгона. Миф объясняет прошлое, но не предсказывает будущего – отсюда возникает кризис мифологического сознания.
    Миф начинает расходиться с жизнью. Обычно это симптом упадка цивилизации, но в Греции этого не случается. Это и называют «греческим чудом». Происходит смена способа взаимодействия с предметами.

  7. Проблема происхождения философии. Переход от мифологического мышления к рациональному.
    Необходимые условия происхождения философии указать можно. Это десакрализация знания, публичный характер греческой цивилизации, судящийся характер греческой цивилизации, обучение греческих философов на Востоке и в Египте и пр. Без этих условий нет философии. Но достаточных условий выделить нельзя. Есть только разные позиции, отдающие в этом приоритет разным факторам. Например, советская школа главными считает материальные факторы: экономический кризис, необходимость разрешения поли. Вопросов путем войны и торговли, а это влечет за собой заимствование культур и т.д.
    Западные школы говорят о мыслительной деятельности.
    Центральные моменты в происхождении философии:
    1. Возникновение другого способа работы с предметностью, мы называем это западноевропейской рациональностью.
    2. Переход от мифологического способа мышления к логическому.
    (+вопрос 6)

  8. Основные концепции античной натурфилософии.
    Натурфилософия буквально – философия природы. Это период досократической школы 6-7 века до н.э. Вся греческая философия начинается со школы Фалеса (милетская школа). Фалес ставит вопрос о первоначале – «архэ». 2 ключевых момента здесь – открытие милетской школы и элейской с Парменидом во главе.
    Первые натурфилософы отличаются тем, что берут за первоначало.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Предмет философии в ее истории iconПредмет философии философия древнего востока космоцентризм греческой философии
Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии
Предмет философии в ее истории iconВопросы для подготовки к экзамену по философии (2009-2010) Часть I систематическая философия
Определение философии. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Специфика философского знания
Предмет философии в ее истории iconЕ. А. Тюгашев предметоцентризм и педоцентризм в понимании предмета философии
Между тем предмет есть нечто пребывающее в покое, остановившееся. А историчность философии показывает ее изменчивость. Следовательно,...
Предмет философии в ее истории iconТема Предмет философии, социокультурные основания философских парадигм...
Мировоззрение. Философия. Мифология. Религия. Абстракция. Онтология. Гносеология. Логика. Этика. Эстетика. Антропология. Космология....
Предмет философии в ее истории iconКатегория бытия в классической западноевропейской философии
Каким же образом смысл философского употребления слова "бытие" разъясняется историей философии и что в истории философии разъясняется...
Предмет философии в ее истории iconТема Предмет философии, социокультурные основания философских парадигм...
Основные понятия: Мировоззрение. Философия. Мифология. Религия. Абстракция. Онтология. Гносеология. Логика. Этика. Эстетика. Антропология....
Предмет философии в ее истории iconПредмет философии и основные аспекты философского знания
Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена...
Предмет философии в ее истории iconЛекции по философии истории
Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993, 2000. 480с. С. 57-480
Предмет философии в ее истории iconВопросы к зачету по философии гр. 168-169
Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы. Структура и функции философского знания
Предмет философии в ее истории iconВопросы к зачету по философии 2011/2012 уч. Год
Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы. Структура и функции философского знания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница