Рабочая программа Курс: Этика




Скачать 68,79 Kb.
НазваниеРабочая программа Курс: Этика
Дата публикации21.05.2013
Размер68,79 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Философия > Рабочая программа

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

“Утверждаю”

Декан факультета социально-

политических наук

________________

“_______”_________________2002 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс: Этика

Для специальности (направления): 020200 политология

Форма обучения: очная

Факультет: социально-политических наук

Кафедра: философии и культурологии

Курс:

Семестр:

Общая трудоемкость дисциплины:

Лекции:

Практические (семинарские занятия):

Лабораторные занятия -

Индивидуальные занятия под руководством преподавателя:

^ В том числе курсовая работа по дисциплине –

Самостоятельная работа

Экзамен:

Зачет: да

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 года.


  1. ^ Цель и задачи курса


Курс этики способствует раскрытию основных норм и принципов нравственной культуры, выявлению моральных аспектов человеческих взаимоотношений. Цель курса - не только образовательная, но и воспитательная, поскольку в процессе прохождения курса студент должен сформировать собственное мнение о добре и зле, свободе воли и т. д.
Освоение курса должно содействовать:

  1. изучению истории этической мысли и основных направлений современной этики;

  2. осмыслению основных подходов к объяснению природы и источников добра и зла; природы моральных ценностей, этических аспектов современных глобальных проблем.

  3. исследованию прикладных вопросов этики: нравственное воспитание, мораль и право, экономика и нравственность, этика поведения, этика семейной жизни, экологическая этика, профессиональная этика.


^ 2. Место курса в системе социогуманитарного знания
В рамках курса предполагается изучение теории и истории этики. В нем исследуются такие этические категории, как добро, благо, добродетель, справедливость, свобода и ответственность, моральный выбор, сущее - должное, моральный закон.
^ 3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студенты должны:

    • иметь представление о содержании основных философско-этических учений от античности до современности;

    • знать, в чем состоит сущность, функции и структура нравственности;

    • иметь представление об учениях о формировании личности, ее свободы и ответственности;

    • понимать роли насилия и ненасилия в истории;

    • знать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе;

    • иметь представление об основных этических категориях, исторических формах морали и современных проблемах нравственного сознания.




  1. ^ Минимум содержания дисциплины по ГОС


Предмет этики, ее место в системе философского знания. История этики в важнейших текстах. Основные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, справедливость, счастье. Нравственность в истории культуры. Проблема сущности и обоснования морали в различных философско-этических традициях. Свобода воли и ответственность. Прикладная этика.
^ 5.1 Разделы или темы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Раздел или обобщенная тема

Лекции (час.)

Практ. или семинар (час.)

Индивид. работа, текущий контроль

Вид Часы

1.

Этика как философская дисциплина. Предмет этики, ее структура


2


2


реферат

2.

Происхождение морали и ее историческое развитие


2


2


реферат

3.

История этики


8


8


реферат

4.

Сущность, структура и функции морали


2


2


реферат

5.

Роль морали в жизни общества


2


2


реферат

6.

Проблемы этического просвещения и нравственного воспитания


2


2


реферат


^ 5.2. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Этика как философская дисциплина. Предмет этики, ее структура.
Этимология понятия “этика” Предмет этики. Соотношение категорий “этика”, “этикет”, “нравственность”, “мораль”. Философский характер этики. Структура этики.
^ Тема 2. Происхождение морали и ее историческое развитие.
Проблема генезиса морали, ее дискуссионность Характер первых нравственных норм. Нравственность первобытного общества. Первобытное равенство и коллективизм. Нравственное развитие человечества при переходе к классовому обществу. Возникновение монотеистических религий и права. Особенности моральных систем рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ. Основные черты морали современного общества.
^ Тема 3. История этики.
Этические учения Древнего Востока. Общая характеристика европейской этики. Античная этика. Этика Средневековья. Этика Нового времени. Неклассическая этика XIX-XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Современные этические учения (экзистенциализм, неопозитивизм, феноменология, неотомизм, постмодернизм).
^ Тема 4. Сущность, структура и функции морали.
Основные структурные элементы морали. Моральное сознание, нравственные отношения и моральная деятельность. Функции морали. Основные понятия (категории) морали (нравственности): Добро. Зло. Справедливость. Честь. Достоинство. Верность. Долг. Ответственность. Милосердие. Великодушие. Стыд. Совесть. Счастье. Нравственная свобода и ответственность. Содержание нравственных понятий, выработанных в процессе социальной практики.
^ Тема 5. Роль морали в жизни общества.
Мораль и экономика, противоречивый характер их взаимодействия. Мораль и политика, их взаимодетерминация. Роль и место общечеловеческой морали в современной политике. Мораль и право, их единство и различие. Усиление взаимовлияния морали и права в условиях перехода от тоталитаризма к гражданскому обществу и правовому государству. Мораль и искусство. Влияние эстетической культуры на нравственный облик личности. Мораль и религия. Наука и нравственность. Ценностный аспект науки. Этика научного творчества.

Тема 6. Проблемы этического просвещения и нравственного воспитания

Этическое просвещение как норма активного приобщения к морально-этическим проблемам. Особенности изучения этики в современных условиях. Нравственное воспитание и его аспекты. Самовоспитание - основной механизм нравственного воспитания. Негативное влияние морализаторства на формирование личности.
^ 6. Рекомендуемая литература
6.1. Основная.


  1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

  2. Кондрашов В.А. Этика. Чичина Е.А. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

  3. Основы этических знаний. СПб., 1998.

  4. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. М., 1994.

  5. Этика: Учебное пособие/ Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск, 2002.

  6. Этика: фундаментальный курс в авторизованном изложении. М., 1993.


Дополнительная.


  1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985.

  2. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

  3. Голубчик В. М., Тверская Н. М. Человек и смерть: поиски смысла: Этические аспекты явления. М., 1994.

  4. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

  5. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

  6. Кант И. Из лекций по этике//Этическая мысль: Научно - публицистические чтения, 1988. М., 1988. С. 299 - 333

  7. Дробницкий О. Г. Понятие морали: Историко - критический очерк. - М., 1974.

  8. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

  9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

  10. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

  11. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико - философского исследования. М., 1974.

  12. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Похожие:

Рабочая программа Курс: Этика iconРабочая программа учебного курса «Этика и психология»
Рабочая программа учебного курса «Этика и психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания...
Рабочая программа Курс: Этика iconРабочая программа элективного курса по обществознанию «Прикладная этика»
«этос», что сначала означало «место проживания». Затем оно стало означать устойчивые явления: обычай, характер человека. Аристотель...
Рабочая программа Курс: Этика iconПрограмма курса вводное занятие понятие и задачи курса «Адвокатская этика»
Адвокатская этика: Рабочая тетрадь студента. Новосибирск: Изд-во нтл, 2007. 23 с
Рабочая программа Курс: Этика iconРабочая программа по специальному курсу «Этикет и уроки общения»...
Специальный курс «Этика и уроки общения» в учебном плане моу «Куединская сош №1 – бш» предусматривает изучение этикета в V классе...
Рабочая программа Курс: Этика iconРабочая программа по специальному курсу «Этикет и уроки общения»...
Специальный курс «Этика и уроки общения» в учебном плане моу «Куединская сош №1 – бш» предусматривает изучение этикета в V классе...
Рабочая программа Курс: Этика iconК вопросу о понятиях «светская этика» и «религиозная этика»
И хотя спор о терминах кажется не совсем плодотворным, в данном случае он требует своего анализа и продолжения. Спор этот возник...
Рабочая программа Курс: Этика iconРабочая программа по курсу Химия. Вводный курс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриэляна и И. Г. Остроумова «Химия. Вводный курс. 7 класс»
Рабочая программа Курс: Этика iconРабочая программа курса «Этика делового общения» предназначена для...
Рабочая программа курса «Этика делового общения» предназначена для студентов дистанционной формы обучения по специальностям
Рабочая программа Курс: Этика iconНовосибирская Юридическая Клиника адвокатская этика рабочая тетрадь студента трубникова Т. В
Трубникова Т. В. Адвокатская этика: Рабочая тетрадь студента. Новосибирск: Изд-во нтл, 2007. 34 с
Рабочая программа Курс: Этика iconРабочая программа Курс: Политическая эпистемология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница