Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры




Скачать 35.03 Kb.
НазваниеКарл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры
Дата публикации31.03.2013
Размер35.03 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Философия > Лекция
КАРЛ ЯСПЕРС. ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА.

Первая лекция: Понятие философской веры. (фрагменты)
Если мы спросим, из чего нам исходить и к чему идти в нашей жизни, то ответ будет: из веры в откровение, ибо вне ее — только нигилизм. Один теолог недавно сказал: «Решающий вопрос — Христос или нигилизм — не является неоправданным притязанием церкви». Если бы дело действительно обстояло так, то философии бы не было, а была бы только, с одной стороны, история фило­софии как история неверия, т. е. путь к нигилизму, с другой — систематика понятий на службе у теологии. Философию тогда ли­шили бы ее сердца, как это и произошло с ней в атмосфере теоло­гии. Даже в тех случаях, когда в подобной атмосфере возникали произведения с изощренным ходом мыслей, они черпали свою настроенность из чуждого, нефилософского источника церковной религии и в качестве философии, по существу, не принимались всерьез даже в их лишь частично признанной, иллюзорной са­мостоятельности.

Другой ответ на вопрос, из чего нам исходить в нашей жизни, гласит: из человеческого рассудка, из науки, которые ставят перед нами в мире осмысленные цели и показывают, какими средствами их можно достичь. Ибо вне науки существуют лишь иллюзии. Философия, как утверждается сторонниками этого направления, не обладает собственным правом на существование. Она позво­лила всем наукам шаг за шагом выйти из нее, последней — ло­гике, превратившейся в отдельную науку. Теперь больше ничего не осталось. Если бы это понимание соответствовало истине, то философии больше не было бы. Некогда философия была путем к наукам. Теперь она может, правда, и впредь влачить жалкое существование как служанка науки, скажем, как теория познания.

Однако оба понимания философии, очевидно, противоречат ее содержанию так, как оно сложилось на протяжении трех тыся­челетий в Китае, Индии и Западной Европе. Они противоречат серьезности, с которой мы философствуем сегодня, когда фило­софия перестала быть служанкой науки, как в конце XIX века, и не вернулась к положению служанки теологии.

Названные опрометчивые альтернативы — вера в откровение или нигилизм, тотальная наука или иллюзия — используются как боевые средства для запугивания душ, дабы лишить их дарованной им Богом ответственности за себя и привести их к подчинению. Они разрывают возможности человека, превращая их в противо­положности, между которыми исчезает собственное бытие че­ловека.
[…]
Вера отличается от знания. Джордано Бруно верил, Галилей знал. Оба они были в одинаковом положении. Суд инквизиции требовал от них под угрозой смерти отречения от своих убежде­ний. Бруно был готов отречься от нескольких, не имевших для него решающего значения положений своего учения; он умер смертью мученика. Галилей отрекся от утверждения, что Земля вращается вокруг Солнца, и возникла меткая острота, будто он впоследствии сказал — и все-таки она вертится. В этом отличие: истина, страдающая от отречения, и истина, которую отречение не затрагивает. Оба совершили нечто, соответствующее провоз­глашаемой ими истине. Истина, которой я живу, существует лишь благодаря тому, что я становлюсь тождественным ей; в своем явлении она исторична, в своем объективном высказывании она не общезначима, но безусловна. Истина, верность которой я могу доказать, существует без меня; она общезначима, вне ис­тории и вне времени, но не безусловна, напротив, соотнесена с предпосылками и методами познания в рамках конечного. Уме­реть за правильность, которая может быть доказана, неоправдан­но. Но если мыслитель, полагающий, что он проник в основу вещей, неспособен отказаться от своего учения, не нанося этим вред истине,— это его тайна. Не существует общего мнения, ко­торое могло бы потребовать от него, чтобы он принял мученичес­кий венец. Только то, что он его принимает, причем, как Бруно, не из мечтательного энтузиазма, не из упорства, порожденного моментом, а после длительного преодоления своего сопротив­ления,— признак подлинной веры, уверенности в истине, кото­рую я не могу доказать так, как при научном познании конечных вещей.

Случай с Бруно необычен. Ибо философия, как правило, кон­центрируется не в положениях, принимающих характер испове­дания, а в мыслительных связях, проникающих в жизнь в целом. Если Сократ, Боэций, Бруно— как бы святые в истории филосо­фии, это еще не значит, что они величайшие философы. Это — подтвердившие своим мученичеством философскую веру образы, на которые мы взираем с благоговением.

Убежденности, что человек может во всем основываться на своем рассудке — не будь глупости и злой воли, все было бы в по­рядке, — этому якобы само собой разумеющемуся заблуждению рассудка противостоит на почве рассудка и другое, с чем мы так­же связаны, а именно иррациональное. Его признают неохотно или рассматривают как не имеющую значения игру чувств, как необходимую для душевной организации иллюзию, как развлече­ние на досуге. Или видят в нем силы, апеллируют к ним как к ир­рациональным страстям души и духа, чтобы с их помощью дости­гнуть своих целей. И наконец, видят в них истинное и бросаются в иррациональное, в дурман, как в подлинную жизнь.

Веру никоим образом не следует воспринимать как нечто ир­рациональное. Более того, полярность рационального и иррацио­нального привносит затуманивание экзистенции. В обращении то к науке, то к своей неоспоримой якобы последней точке зрения — в этом призыве то к пониманию, то вновь к чувствам — возник­ло некоммуникационное поверхностное высказывание мнений.

[…]





Похожие:

Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconЯсперс Карл Ясперс (1883 1969) немецкий философ, один из наиболее...
Карл Ясперс (1883 — 1969) — немецкий философ, один из наиболее ярких представителей экзистенциализма
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconЛекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 1-34
Как мировая философская мысль не только преломлялась русской философской мыслью, но и давала какие-то плоды и свой вклад вносила...
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconБилеты для вступительных экзаменов по дисциплине «Вероучение Церкви» Билет 1
Понятие о Символе веры; его происхождение. Понятие о Вселенском Соборе. Число Вселенских Соборов. Разделение Символа веры на члены...
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconБилеты для вступительных экзаменов в Новокузнецкую Духовную Семинарию...
Понятие о Символе веры; его происхождение. Понятие о Вселенском Соборе. Число Вселенских Соборов. Разделение Символа веры на члены,...
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconКарл Ясперс (1883 – 1969)
Немецкий философ – был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей...
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconСимвол Веры: понятие и сущность
Символе Веры — кратком и точном изложении положений, которые принимаются в православной вере в качестве непреложных истин. Символ...
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconЛекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом...
Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» (XVII) на новой основе идей двух потоков прошлого, как это...
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconЭто может помочь предотвратить
А религия №3 вере№3. Кроме того есть ещё вера №4. Вера №4 обычно употребляется в смысле некоторой связи одного человека с другим....
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconЭ. Ю. Соловьев Экзистенциализм
Никто из них не подозревал, что присутствует при рождении крупного духовного движения, ведущие представители которого (М. Хайдеггер...
Карл ясперс. Философская вера. Первая лекция: Понятие философской веры iconРоджерс Карл. Эмпатия Автор: Карл Роджерс Rogers С. R. Empatic: an...
Есть много попыток определить понятие "эмпатия", и мне самому принадлежит несколько. Более чем двадцать лет назад я предложил одно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница