Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России»




Скачать 140,46 Kb.
НазваниеРабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России»
Дата публикации04.05.2013
Размер140,46 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Философия > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

р. п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»

«Согласовано» «Согласовано» « Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель руководителя по Руководитель МОУ «СОШ

_________/ Носова Е.П./ УВР МОУ «СОШ р.п. Пинеровка» р.п. Пинеровка

Протокол №______ от __________/ Акользина Е.А./ __________/ Фандина С.А./

«____» ___________2012 г. «____» ___________2012 г. Приказ № _________ от

«____» ______ 2012г

Рабочая программа педагога
Шевлягиной Галины Викторовны

первая квалификационная категория

по риторике

для 2 «а» класса
УМК «Школа России»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«___»_______2012 г.

2012-2013 учеб. год

Пояснительная записка к программе «Детская риторика»
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.

Программа обеспечена УМК для 2 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
^ Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

^ Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

^ Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

^ Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

^ Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

^ Содержание учебного предмета

2 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – чтос какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

^ Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

^ Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

^ ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

^ Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

^ Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

^ Учебно – тематическое планирование
Количество часов

Всего 34 часов; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по риторике Т.А. Ладыженской

Учебник «Детская риторика» 2 класс, Т.А. Ладыженская и др., М.:«Баласс», 2011 г.





^ Тема урока

Вид урока

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Дата

1

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

Вводный урок

^ Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).

06.09.12

2

Наука риторика.


Урок введения новых знаний

^ Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

13.09.12

3

Кто – что - кому

Урок открытия новых знаний

20.09.12

4

Кому – кто. Адресат - адресант

Урок открытия новых знаний

27.09.12

5

Темп

Урок введения новых знаний

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

04.10.12

6

Тон речи. То же слово, да не так бы молвить

Урок открытия новых знаний

11.10.12

7

Настроение, чувства и тон говорящего

Урок открытия новых знаний

18.10.12

8

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги

Урок-игра

25.10.12

9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

Урок введения новых знаний

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

15.11.12

10

Слушали и услышали

Урок открытия новых знаний

22.11.12

11

Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное

Урок открытия новых знаний

29.11.13

12

Слушаем, как говорят

Урок открытия новых знаний

06.12.12

13

Слушаем на уроке. Слушаем целый день

Урок открытия новых знаний

13.12.12

14

Вежливая просьба. Прошу вас

Урок введения новых знаний

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

20.12.12

15

Скрытая просьба

Урок развития связной речи

27.12.12

16

О чём нам говорит шрифт.

Урок открытия новых знаний

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

^ Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

17.01.12

17

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Урок открытия новых знаний

24.01.13

18

Тема, основная мысль, заголовок

Повторение

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

31.01.13

19

Опорные слова

Урок открытия новых знаний

07.02.13

20

Подробный пересказ


Урок введения новых знаний

Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

14.02.13

21

Краткий пересказ


Урок развития связной речи

21.02.13

22

План


Урок открытия новых знаний

28.02.13

23

Согласие или отказ


Урок введения новых знаний

^ Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

07.03.13

24

Отказывай, не обижая


Урок открытия новых знаний

14.03.13

25

Ответы на отказ

Урок развития связной речи

21.03.13

26

Типы текстов

Урок введения новых знаний

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

04.04.13

27

Рассуждение.

Урок введения новых знаний

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

^ Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

11.04.13

28

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Урок открытия новых знаний

18.04.13

29

Точные и неточные объяснения.

Урок обобщения и систематизации знаний

25.04.13

30

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении.

Урок введения новых знаний

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).

02.05.13

31

Загадки-описания. Сочини

загадку

Урок развития связной речи

16.05.13

32

Было или придумано,

части рассказа.

Урок введения новых знаний

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

23.05.13

33

34

Хочу вам рассказать.

Чему мы научились на

уроках риторики?

Урок-игра и

обобщения знаний

30.05.13


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Учебник «Детская риторика» 2 класс, Т.А. Ладыженская и др., М.:«Баласс», 2011 г.

2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.

3.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.

4.Компьютеры с выходом в Интернет

5.Проектор, интерактивная доска



Похожие:

Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Культура народов Поволжья», автор программы Юнг Е....
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа педагога савченко Натальи Владимировны 1 квалификационная...
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного...
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа педагога гончаровой Ольги Валентиновны, первая...
Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности....
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа педагога никулиной Галины Павловны, высшая категория...
Моу «Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа педагога шашаева Александра Григорьевича, I квалификационная...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа педагога нектовой Елены Владимировны, II квалификационная...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного...
Настоящая программа по химии составлена для учащихся 11 класса на базовом уровне в объеме 66 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа педагога якубович Сергея Филипповича, квалификационная...

Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса умк «Школа России» iconРабочая программа по предмету: История
Малыхина Мария Николаевна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница