Скачать 140,46 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р. п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области» «Согласовано» «Согласовано» « Утверждаю» Руководитель МО Заместитель руководителя по Руководитель МОУ «СОШ _________/ Носова Е.П./ УВР МОУ «СОШ р.п. Пинеровка» р.п. Пинеровка Протокол №______ от __________/ Акользина Е.А./ __________/ Фандина С.А./ «____» ___________2012 г. «____» ___________2012 г. Приказ № _________ от «____» ______ 2012г Рабочая программа педагога Шевлягиной Галины Викторовны первая квалификационная категория по риторике для 2 «а» класса УМК «Школа России» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «___»_______2012 г. 2012-2013 учеб. год Пояснительная записка к программе «Детская риторика» Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской. Программа обеспечена УМК для 2 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. ^ риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: ^ даёт представление о – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. ^ – даёт сведения о – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. ^ Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений: – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; – осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; – анализировать тактичность речевого поведения в семье; – объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. ^ изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий: – формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); – пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; – отличать подробный пересказ от краткого; – знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; – пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; – пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; – реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; – при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; – делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. ^ изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: – характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; – определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; – планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; – осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; – уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; – оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; – анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; – продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; – определять тему, основную мысль несложного текста; – определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); – подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); – анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; – разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; – сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; – давать оценку невежливому речевому поведению. ^ 2 класс (34 часа) ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). ^ Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). ^ Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). ^ Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. ^ (о себе). Вторичные тексты. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. ^ Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. ^ Количество часов Всего 34 часов; в неделю 1 час Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по риторике Т.А. Ладыженской Учебник «Детская риторика» 2 класс, Т.А. Ладыженская и др., М.:«Баласс», 2011 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1.Учебник «Детская риторика» 2 класс, Т.А. Ладыженская и др., М.:«Баласс», 2011 г. 2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. 3.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. 4.Компьютеры с выходом в Интернет 5.Проектор, интерактивная доска |
![]() | Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Культура народов Поволжья», автор программы Юнг Е.... | ![]() | Рабочая программа педагога савченко Натальи Владимировны 1 квалификационная... Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного... |
![]() | Рабочая программа педагога гончаровой Ольги Валентиновны, первая... Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности.... | ![]() | Рабочая программа педагога никулиной Галины Павловны, высшая категория... Моу «Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» |
![]() | Рабочая программа педагога шашаева Александра Григорьевича, I квалификационная... Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам... | ![]() | Рабочая программа педагога нектовой Елены Владимировны, II квалификационная... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов |
![]() | Рабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного... Настоящая программа по химии составлена для учащихся 11 класса на базовом уровне в объеме 66 часов (2 часа в неделю) |
![]() | Рабочая программа педагога якубович Сергея Филипповича, квалификационная... | ![]() | Рабочая программа по предмету: История Малыхина Мария Николаевна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория |