Определение темы и главной мысли




Скачать 64.76 Kb.
НазваниеОпределение темы и главной мысли
Дата публикации10.12.2013
Размер64.76 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Определение темы и главной мысли

(дополнение к главе «Текст и его строение)

В данной главе предметом рассмотрения является текст. Следует обратить внимание на признаки текста, способы и средства связи между частями. Целесообразно дать понятие ключевых слов и их роль в тексте.

Рекомендуемые учебно-тренировочные упражнения связаны с определением темы, основной мысли, выявлением средств связи между частями и нахождением ключевых слов-понятий.

Тема - это предмет речи, то, о чем говорится в тексте, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании: «Разрешение темы, ответ на проблему, на поставленный вопрос - это и есть идея произведения» - так определяет основную мысль текста Н.Г.Леонтьев

Умение правильно определять тему и идею есть наипервейшее условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Определение темы обычно не вызывает затруднения, а вот понять, что хотел сказать автор того или иного текста, удается не каждому, поэтому необходимо перечитать текст несколько раз, вспомнить, что для текста характерна смысловая цельность.

Смысловая цельность текста заключается в единстве предмета речи - темы высказывания. Любой текст содержит информацию. И.Р.Гальперин предлагает различать два вида информации: фактуальную и концептуальную.

Фактуальная - описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета.

Концептуальная - это выражение системы взглядов автора основной мысли, идеи произведения.

Эти две разновидности информации – о чем говорится и что говорится - называют темой и главной мыслью.

В некоторых публицистических текстах главная мысль может быть выражено прямо, непосредственно авторским высказыванием или репликой персонажа.

Но чаще всего главная мысль не сформулирована «черным по белому», она лишь вытекает из системы образов, и для того чтобы ее понять, необходимо не просто «вчитаться» в текст; но и проанализировать его.

Известный писатель С.Антонов очень точно раскрыл сущность идеи в художественном произведении: «Ясно, конечно, что отношение к изображенному, идея вещи не есть какой-то довесок, существующий помимо изображения, не есть комментарий, вынесенный за скобки или даже за золоченую раму, в название.

Нет, идея вещи живет внутри изображения. Если художник глубоко взволнован, идея, отношение творца, его авторский комментарий одухотворяют изображение, проникают во все элементы, проявляются в каждом ударе кисти, и эти удары будут индивидуальны, как отпечатки пальцев».

Ключевые слова.

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане.

И.Н.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» выделяют некоторые определяющие признаки ключевых слов:

  • повторяемость в тексте;

  • способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом;

  • соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального.

Все эти признаки неоднозначны, так как далеко не всегда одновременно присутствуют во всех ключевых словах и не всегда являются вообще обязательными. Кроме того, среди ученых до сих пор нет единого взгляда на категориальные признаки ключевых слов.

В школьной практике ключевыми словами считаются слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяющие смысловой и эмоциональный фон текста (т.е. как понятийно-логические, так и оценочные или экспрессивные слова).

Понятийно-логические ключевые слова связаны с названием основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое (тема - данное, рема - новое в речевой ситуации) движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова, как отмечают многие авторы, помогают более точно определить тему текста.

Оценочные, или экспрессивные (субъективные), ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку - сенсорную (сенсорно-оценочные), эмоциональную (эмоционально-оценочные), рациональную (рационально-оценочные). Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Во многих текстах, особенно художественных, понятийно-логические и экспрессивные функции нередко объединяются в одном слове или словосочетании, поэтому строгое разграничение названных видов ключевых слов далеко не обязательно и не всегда доступно. Однако понимание этих функций и выделение их необходимо для более точного постижения идейно-тематического зерна текста, его содержательного замысла.

Итак, мы видим, что ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот, чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

Н.И. Жинкин отмечал: «При понимании читаемого или слышимого текста процесс начинается от слов, воспринимаемых читателем или слушателем; при составлении же собственного текста ход процесса обратный - от предмета изложения к словам».

Значит, только вдумчивая работа со словом, умение слышать и понимать сказанное откроют нам всю глубину и сложность авторской мысли.

Учебно-тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Я ц..ню книгу. Без книги (не)мыслю н.. жизни н.. работы. Каждая прочита(н,нн)ая кгина непр..сенно дает толч..к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р..ждаются новые мысли, очень важные, пр..ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш..ся и как писатель и как человек. Потому что чтение для меня (не)обходимо имеет просто практическое значение. Писатель для меня- это собеседник, в споре ли,в согласи.. с которым пр..ясняются собстве(н,нн)ые мысли, занов.. раждаются и углубляются.

(Ф.Абрамов)

  1. О чем говорится в тексте?

  2. Выделите ключевые слова.

  3. Каким чувством наполнены слова в этом тексте.

  4. Какую главную мысль выражает автор.

  5. Напишите текст по клише.


«Книга- это волшебница».

«Книга преобразила мир» - вот слова известного ученого Морозова. И действительно, сколько пословиц, стихотворений, высказываний посвящено_______________________________________________.

Но странное дело, каждый, кто обращается к этой теме, находит свои___________слова, чтобы высказать (безграничную, глубокую, верную, горячую) любовь и преданность к________________________________________.
Упражнение 2.

  1. «_________________________________________?» - эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.

  2. В своем тексте автор ставит (в-1; острую, злободневную, важную, актуальную.) проблему-________________________________.

  3. «_________________________________________» - так можно сформулировать главную мысль этого текста.

  4. На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла… Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу (но этот внешне незатейливый рассказ содержит в себе картину огромной обобщающей силы).

  5. ______________! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придает новое звучание.

  6. Автор рассказывает (показывает нам; раскрывает перед нами; погружает нас) о (в)_________________

  7. _________________________________ - этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте.

  8. Автор не обличает, не критикует, не высмеивает, он терпеливо просит нас беречь то, что нам передали наши отцы.

  9. Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.



Укажите речевые клише, которые можно использовать для формулирования

А) темы_____________________________________________

Б) главной мысли_____________________________________
Упражнение 3.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Земля на которой мы выр..стаем основа всех начал и всех понятий. (Какое слово является главным в первом предложении? Подчеркните его). Крепко связа(н,нн)ы мы с землей вск..рмившей нас и если по каким(то) причинам связь эта нарушае(т,ть)ся то на душу л..жи(т,ть)ся т..жкий камень ибо нет (н..) чего страшнее чем тоска по Родине. (Объясните смысл метафоры «земля, вскормившая нас». Какие ассоциации рождает она в нашем сознании? С каким образом соотносится родная земля? Какой идейный смысл имеет гиперболический оборот «нет (н..) чего страшнее…?).

Размышляя таким образом (не) вольно задумываеш..ся о том всегда (ли) мы относ..мся сердечно к тому что окружает нас и понимаеш.. что к сож..лению (не) всегда…( Какой новый поворот в развитии темы намечается в этом абзаце? Какую функцию имеет антитеза «всегда»- не всегда»? какое авторское чувство выражает вводное слово?).

Нельзя потребительски думать что пр..дет новое утро и земля будет так(же) прекрас..на. ведь только от нас завис..т сохр..нение ее первозда(н,нн)ой красоты. (Какую мысль автор выражает в последнем абзаце? Подчерните слово (слова), эмоционально и лексически связанные со словом «красота». В чьих руках находится судьба красоты?).
Используя речевые клише, сформулируйте основную тему и главную мысль этого текста.

Похожие:

Определение темы и главной мысли iconЗадачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить...
Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте....
Определение темы и главной мысли iconУрок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии...
Обработка умений аргументировать свои мысли жизненными и литературными фактами, соотносить свое мнение с позицией автора исходного...
Определение темы и главной мысли iconК статье Р. Арзуманяна «Континуум войны и западная военная культура»
Второй Мировой, безусловно и естественно признавалась главной предпосылкой к войне, далее – главной причиной возникновения войны,...
Определение темы и главной мысли iconКурсовой проект представляет собой комплексный расчёт главной понизительной...
Курсовой проект представляет собой комплексный расчёт главной понизительной подстанции гпп-21 цеха лпц-5 ОАО нлмк. Он включает в...
Определение темы и главной мысли iconУрок №1. Тема: Общие сведения об уравнениях
Определение темы, целей и задач урока, плана работы на урок. На доске запись темы урока
Определение темы и главной мысли icon4 текст. Озаглавь его по теме или главной мысли. Какие вопросы задашь себе, чтобы их определить?
Задания к урокам русского языка в 4 классе по программе м. С. Соловейчик на основе литературного материала донского края
Определение темы и главной мысли iconИмя божие есть сам бог
Сам Бог это вероучительное определение, замечательное по лаконичности и парадоксальное по форме, как и любое другое логическое противоречие...
Определение темы и главной мысли iconТемы курсовых работ отделения переподготовки кгп на пхв «Региональный...
Этапы постановки целей. Определение понятий «цель», «мотивация», «самомотивация»
Определение темы и главной мысли iconУрок по теме: «Природные уникумы Урала»
Прийти к мысли о безграничности этой темы т к природа любого уголка поистине уникальна
Определение темы и главной мысли iconТемы контрольных работ по курсу «политология»
Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Н. Макиавелли)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница