Скачать 350,14 Kb.
|
Отдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический кабинет ГУО «Новоельнянская СШ» Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В.В., учитель начальных классов 2010 Методика проведения контрольного списывания
^ вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов — проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия. Количество и объём контрольных диктантов для каждого класса определены Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь. Контрольные диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, там же выполняется работа над ошибками. Для написания контрольного диктанта отводится отдельный урок. Обучающие диктанты обычно занимают часть урока, их проведение регламентируется учителем, пишутся в рабочих тетрадях. Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребёнок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В его сознании уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила. Существует научная теория М. С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто». В школьной практике это очень чётко проявляется: работаем в классе и дома — всё внешне хорошо, пишем диктант — проблема. Противоречие заключается ещё и в том, что диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске). Даже если учитель проводит устную работу, у детей имеется зрительный образ слова. В диктанте — только звуковой. Вывод: необходимо регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, практиковать обучающие диктанты различных видов. Классификация обучающих диктантов: 1) по объёму_диктуемых__едениц:
2) по соотношению диктуемого подписываемого материала:
3) по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:
4) по степени самостоятельности пишущего;
5) по источнику восприятия:
Обязательная последовательность введения приёма письма под диктовку: отдельные буквы ~> отдельные слоги -> отдельные словам отдельные предложения -> текст. ^ вводится игра «Звук — буква». Условия игры: учитель произносит звук (не алфавитное название буквы!), учащиеся должны обозначить звук буквой. Так как для записи берутся отдельные буквы, а не слоги, мягкие согласные звуки для игры не используются! Методика проведения:
Запись по диктовку слогов осуществляется в следующем порядке:
5. Проверка. Учитель медленно повторяет слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи. Для записи слова по диктовку вводится алгоритм (памятка 3). Памятка 3. Алгоритм записи слова под диктовку
Обращаем особое внимание учителей на обязательность пунктов 2-5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия учащегося, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя. Методике проведения диктанта, включая и запись под диктовку отдельных слогов и слов, уделено значительное внимание в работах известных методистов в области русского языка. Так, ф.И. Буслаев (1818-1897) при диктанте требовал от учеников повторять диктуемое и анализировать слова. Для проверки рекомендовал использовать разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку [9, с. 24]. В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске) приведём методику работы, описанную Н. А. Корфом:
^ Учитель читает предложение 3 раза. Ученики должны чётко знать цель каждого прочтения: 1-й раз — дети слушают, осмысливают, запоминают Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя». 2-й раз — учитель четко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение. ^ 2-й шаг — записывают, диктуя себе по слогам. 3-й раз — чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты какое-нибудь слово». ^ Запись под диктовку текста. Учитель читает текст 3 раза:
Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока. 3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:
^ — орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста. ^ — вид слухового диктанта. Цель — предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ — учащиеся объясняют, как напишут слово и почему. «Безошибочный» диктант — разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача — полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель. ^ разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем. ^ — разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется. ^ — вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы. ^ До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки. ^ (введён А. И. Кобызевым) •— вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки . Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест. ^ — разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк— по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропустить букву, но писать наугад нельзя! ^ — вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста. Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы: указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово -— зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную — ставлю под ударение —зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие — к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма, |
![]() | Система формирования навыка правописания безударной гласной в корне... Ного материала по русскому языку младших школьников. Анализ письменных работ показывает, что дисграфические ошибки встречаются у... | ![]() | Уроков 0 ч, проверочных работ 5 ч., проверка техники чтения 4 раза в год Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
![]() | Диплом: ивс 0175128 от 28 июня 2003 г. Специальность: учитель начальных... Специальность: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования» | ![]() | Программа составлена на основе следующих документов: Закон «Об образовании» Филипенко Т. А. – директор школы, Улискова Е. М. зам директора по увр; Грудинина Н. М. зам директора по вр; Попова Г. М. учитель... |
![]() | Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических... В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила... | ![]() | Анализ работы мо учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год В работе мо принимали участие все учителя начальных классов: Гусева Т. Д., Герцен О. А., Давлетова Э. С., Калбанова Т. В., Семёнова... |
![]() | И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» Л. В. Занкова. Что сподвигло нас на это? Нас не стала удовлетворять методика проведения урока по традиционной системе. Почему? А... | ![]() | Анализ работы начальной школы за 2011-2012 учебный год В истекшем учебном году в мбоу сош №85 в начальных классах обучалось 214 учащихся и функционировало 8 классов-комплектов. Образовательную... |
![]() | График проведения районных контрольных работ на 2012 – 2013 уч/год Проведение и анализ репетиционных экзаменационных работ в 9 –х классах в новой форме и в 11 –х классах в форме егэ | ![]() | Положение о Российском конкурсе сочинений дошкольников «Дарование» (далее Конкурс Сочинений) определяет цели, задачи, участников Конкурса Сочинений, порядок организации и проведения, требования,... |