Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010




Скачать 350.14 Kb.
НазваниеМетодика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010
страница1/3
Дата публикации10.12.2013
Размер350.14 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Отдел образования Дятловского райисполкома

Районный учебно-методический кабинет

ГУО «Новоельнянская СШ»

Методика проведения контрольных и проверочных работ,

изложений и сочинений, их анализ
Лазовская В.В., учитель начальных классов

2010

Методика проведения контрольного списывания

  1. Текст прочитывается вслух учителем, затем — учащимися.

  2. Проверка понимания прочитанного (2-3 во­проса).

  3. Повторение правил списывания. Учитель на­поминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем вы­ полнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

  4. Самостоятельная запись текста учащимися.

  5. Самопроверка. Учитель предлагает проверить за­писанное ещё раз — теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

^ ДИКТАНТ — вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов — проверить уже усво­енные знания и освоенные способы орфографического действия.

Количество и объём контрольных диктантов для каждого класса определены Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Бе­ларусь. Контрольные диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, там же выполняется работа над ошибками. Для написания контрольного диктанта отво­дится отдельный урок. Обучающие диктанты обычно занимают часть урока, их проведение регламентируется учителем, пишутся в рабочих тетрадях.

Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную осно­ву. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаго­вой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребёнок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В его сознании уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, кото­рые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.

Существует научная теория М. С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

В школьной практике это очень чётко проявляется: работаем в классе и дома — всё внешне хорошо, пишем диктант — проблема. Противоречие заключается ещё и в том, что диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске). Даже если учитель проводит устную работу, у детей имеется зрительный образ слова. В диктанте — только звуковой. Вывод: необходимо регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слухо­вом восприятии, практиковать обучающие диктанты различных видов.

Классификация обучающих диктантов:

1) по объёму_диктуемых__едениц:

  • словарные (отдельные слова);

  • словосочетаний;

  • предложений;

2) по соотношению диктуемого подписываемого материала:

  • сплошные;

  • выборочные;

3) по особенностям самоконтроля, который осуществ­ляет пишущий:

  • предупредительные (перед записью);

  • комментированные (в процессе записи);

  • объяснительные (после записи);

  • «Проверяю себя» (по ходу письма подчёркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются, после записи спрашивают у учителя или проверяют по словарю);

4) по степени самостоятельности пишущего;

  • репродуктивные;

  • творческие;

5) по источнику восприятия:

  • слуховой;

  • зрительный;

  • по памяти;

  • картинный;

  • предметный.

Обязательная последовательность введения приёма письма под диктовку: отдельные буквы ~> отдельные слоги -> отдельные словам отдельные пред­ложения -> текст.

^ Для записи отдельных букв вводится игра «Звук — буква».

Условия игры: учитель произносит звук (не алфавитное название буквы!), учащиеся должны обозначить звук буквой. Так как для записи берутся отдельные буквы, а не слоги, мягкие согласные звуки для игры не используются!

Методика проведения:

  1. Учитель четко произносит звук.

  2. Учащиеся хором четко повторяют.

  3. Учитель предлагает обозначить звук буквой и записать её в прописи.

  4. Вводится приём проговаривания. Учитель демонстрирует, как во время письма нужно себе диктовать: [а-а-а], [о-о-о], [м-м], [ш-ш], [б], [к] и т.д.

  5. Учащиеся записывают букву с проговариванием.

  6. Вводится приём проверки. Учитель медленно повторяет звуки, учащиеся с ручкой в руке (ручка должна скользить в воздухе под буквой) проверяют буквы, которые они записали для обозначения этих звуков.

Запись по диктовку слогов осуществляется в следующем порядке:

  1. Учитель чётко произносит слог.

  2. Учащиеся хором повторяют.

  3. Учащиеся диктуют себе слог в процессе его записи(проговаривают).

  4. Самопроверка. Учащиеся читают слоги, карандашом подчёркивают гласные.

5. Проверка. Учитель медленно повторяет слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи.

Для записи слова по диктовку вводится алгоритм (памятка 3).

Памятка 3. Алгоритм записи слова под диктовку

  1. Послушай слово.

  2. Повтори слово.

  3. Проговори слово по слогам.

  4. Выдели голосом ударный слог,

  5. Диктуй себе по слогам,

  6. Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. После введения понятия «орфограмма» — подчеркни орфограммы.

Обращаем особое внимание учителей на обязательность пунктов 2-5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия учащегося, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя.

Методике проведения диктанта, включая и запись под диктовку отдельных слогов и слов, уделено значительное внимание в работах известных методистов в области русского языка. Так, ф.И. Буслаев (1818-1897) при диктанте требовал от учеников повторять диктуемое и анализировать слова. Для проверки рекомендовал использовать разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку [9, с. 24].

В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске) приведём методику работы, описанную Н. А. Корфом:

  1. Учитель диктует слово.

  2. Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

  3. Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

  4. Ученик в процессе письма диктует себе слово. Учитель не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.

  5. Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её.

^ Запись под диктовку отдельного предложения.

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должны чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз — дети слушают, осмысливают, запоминают

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».

2-й раз — учитель четко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

^ 1-й шаг — ученики хором повторяют предложение так, как будут писать — чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг — записывают, диктуя себе по слогам.

3-й раз — чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты какое-нибудь слово».

^ Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

  1. весь текст — для общего восприятия;

  2. каждое предложение с паузами — для записи;

  • Послушайте первое предложение.

  • Повторите его.

  • Диктуйте себе по слогам.

  • Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

  • 3) весь текст — для проверки.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока. 3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:

Этап работы над орфограммой

Рекомендуемый вид диктанта

Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею

Выборочный диктант

Устное объяснение орфо­граммы до записи текста

Предупредительный диктант

Объяснение орфограммы в процессе письма

Комментированный диктант

Объяснение орфограммы после записи текста

Объяснительный диктант

Включение орфограммы в новые связи

Выборочно-объясни­тельный диктант

Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы

Диктант «Проверяю себя»

Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоя­тельности учащихся

Контрольный диктант

^ Слуховой диктант — орфографическое упражне­ние, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложе­ний, текста.

^ Предупредительный диктант — вид слухового диктанта. Цель — предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Приме­няется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ — учащиеся объ­ясняют, как напишут слово и почему.

«Безошибочный» диктант — разновидность пре­дупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача — полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

^ Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те пра­вила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

^ Подготовленный диктант — разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

^ Объяснительный диктант — вид слухового дик­танта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.

^ Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и спо­собов проверки необходимых орфограмм. После орфо­графической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правиль­ность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

^ Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) •— вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на до­статочно высоком уровне, вырабатывает навыки само­проверки . Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограм­ма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вы­звавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

^ Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами) — разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ста­вится прочерк— по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осущест­вляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропустить букву, но писать наугад нельзя!

^ Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое коммен­тирование) — вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а со­вмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы: указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово -— зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную — ставлю под ударение —зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие — к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный дик­тант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма,
  1   2   3

Похожие:

Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconСистема формирования навыка правописания безударной гласной в корне...
Ного материала по русскому языку младших школьников. Анализ письменных работ показывает, что дисграфические ошибки встречаются у...
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconУроков 0 ч, проверочных работ 5 ч., проверка техники чтения 4 раза в год
Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconДиплом: ивс 0175128 от 28 июня 2003 г. Специальность: учитель начальных...
Специальность: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования»
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconПрограмма составлена на основе следующих документов: Закон «Об образовании»
Филипенко Т. А. – директор школы, Улискова Е. М. зам директора по увр; Грудинина Н. М. зам директора по вр; Попова Г. М. учитель...
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconМетодические рекомендации по проведению основных видов орфографических...
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила...
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год
В работе мо принимали участие все учителя начальных классов: Гусева Т. Д., Герцен О. А., Давлетова Э. С., Калбанова Т. В., Семёнова...
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconИ. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16»
Л. В. Занкова. Что сподвигло нас на это? Нас не стала удовлетворять методика проведения урока по традиционной системе. Почему? А...
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconАнализ работы начальной школы за 2011-2012 учебный год
В истекшем учебном году в мбоу сош №85 в начальных классах обучалось 214 учащихся и функционировало 8 классов-комплектов. Образовательную...
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconПоложение о Российском конкурсе сочинений дошкольников
«Дарование» (далее Конкурс Сочинений) определяет цели, задачи, участников Конкурса Сочинений, порядок организации и проведения, требования,...
Методика проведения контрольных и проверочных работ, изложений и сочинений, их анализ Лазовская В. В., учитель начальных классов 2010 iconГрафик проведения районных контрольных работ на 2012 – 2013 уч/год
Проведение и анализ репетиционных экзаменационных работ в 9 –х классах в новой форме и в 11 –х классах в форме егэ
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница