На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд)




Скачать 98,75 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд)
Дата публикации10.12.2013
Размер98,75 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Самохвалова Н.В.
Формирование текстовых умений на уроках русского языка
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Таким образом, приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).

^ Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль; внесение необходимых дополнений и корректив; выделение и осознание учащимися что уже усвоено и что нужно усвоить; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

^ Познавательные УУД включают:

  • общеучебные (поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем).

  • логические (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.

  • постановка и решение проблемы (формулирование проблемы и создание способов ее решения).

^ Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К данным УУД относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение точно и полно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В настоящее время усиливается личностно развивающая функция языка, все более четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития школьника сливаются в единый процесс.

На уроках русского языка помимо систематического формирования УУД, должное внимание уделяется работе с текстом. Ведь данное умение, умение работать с текстом, является одним из важнейших общеучебных умений, необходимых для успешного и полноценного обучения детей младшего школьного возраста. В большинстве случаев именно от степени владения текстовыми умениями зависит успешность усвоения учеником большинства общеобразовательных дисциплин.

По мнению Т.А. Ладыженской, текстовые умения – это умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложение.

М.С. Соловейчик выделяет следующие текстовые умения, необходимые, по ее мнению, формировать у младших школьников:

- понимать тему текста и раскрывать ее в своем высказывании;

- понимать основную мысль “чужой” речи, осознавать ее и развивать в своей;

- располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой.

Но для того, чтобы ученик смог оперировать данными умениями, успешно определяя тему, основную мысль текста, на начальном этапе обучения он должен овладеть навыками грамотно строить предложение, создавать текст. Лишь тогда он будет понимать о чем говорит или пишет.

Формирование текстовых умений является важным процессом при обучении младших школьников, потому что текст является коммуникативной единицей обучения, т.к. учебный процесс  происходит  в условиях непосредственного речевого общения путем обмена текстами в устной или письменной форме. Кроме коммуникативных умений, работа с текстом способствует формированию логических и лингвистических умений, характеризующихся развитием мышления и чувством языка (например, умений: выделять существенные и несущественные признаки предмета; группировать признаки, явления и факты; выделять основную и детализирующую информацию в содержании текста; делать выводы из наблюдений; обобщать факты, видеть ключевые слова текста и т. д.). Формирование многих коммуникативных, логических, лингвистических умений школьников происходит в процессе работы с текстом, который составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания.

Низкая степень владения текстовыми умениями препятствует усвоению учащимися школьных знаний в полном объёме. Пробелы в знаниях приводят к снижению мотивации обучения и прогрессирующей неуспеваемости по учебным предметам.

В развитии речи, а следовательно и в развитии текстовых умений младших школьников выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению, составлению текста проводится работа над словом и предложением; слово называет, предложение сообщает или содержит вопрос, текст тоже сообщает, только более подробно, чем предложение, а также описывает или убеждает.

Упражнения на формирование текстовых умений тесно взаимодействуют между собой, постепенно уточняя, дополняя сведения о предложении и тексте. Так, например, элементарное сопоставление текста и предложения проводится как ответы на вопросы: “Из чего состоит текст? Из чего состоит предложение?” Сведению о связи по смыслу слов в предложении предшествует упражнение, позволяющее первоклассникам убедиться в разнице между предложением и набором слов, не связанных между собой.

Уделяя внимание грамматической основе предложения и выделяя главные члены, младшие школьники постепенно учатся составлять предложения самостоятельно, при этом учитывая, что то, о ком или о чем говорится в предложении ставится на первое место, а что он (оно) делает– на второе.

Особую роль в формировании текстовых умений играет деформированный текст. Задание нацеливает учащихся на установление смысловой связи между предложениями в тексте, выделяя тем самым наличие связи между предложениями как основной его (текста) признак. Тематическое единство как другой признак текста связывается с возможностью озаглавить текст, а знакомство в первом классе с текстовыми синонимами обеспечивает предупреждение повторов у младших школьников.

Представим наиболее интересные и эффективные виды и формы работы по развитию речи учащихся 1 класса.

Работа над предложением.

  1. Вопрос учителя. Если мы хотим, чтобы дети при построении собственных высказываний знали, как добиться развития мысли в тексте и с помощью каких языковых средств “скрепить” в нем предложения, необходимо вооружить их соответствующим способом действия. Этот способ может быть представлен в виде алгоритма:

    • вдуматься в контекст или вопрос;

    • найти слова, в которых есть повторение сказанного в предыдущем предложении, поместить их в начало составляемого предложения;

    • выделить слова, содержащие новые сведения

    • завершить составление предложения, поставив новые сведения в его конец;

    • проверить развитие мысли.

  2. Составление предложений, аналогичных данному. Целесообразнее всего подбирать образцы из художественных текстов. Обычно для I класса даются образцы простых предложений, в которых есть 1-2 определения, сказуемое выражено существительным и пропущена связка. Есть однородные сказуемые, второстепенные члены.

  3. Конструктивные упражнения – построение предложений из разрозненных слов или восстановление деформированного текста. Варианты: все слова даны в нужной форме; некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной; по мере изучения грамматического материала; все слова даны в начальной форме. Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям – его восстановление требует большой самостоятельности.

  4. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв. Оно помогает школьнику находить границы предложений и в собственной речи.

  5. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов. (Птицы вернулись. Какие птицы вернулись? Перелетные птицы вернулись. Откуда вернулись? Перелетные птицы вернулись из теплых стран. Куда вернулись? Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда).

Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связь между словами в предложении.

  1. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами

  2. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты.

  3. Основные виды творческих упражнений по составлению предложений:

  • по опорным словам;

  • по одному опорному слову;

  • по заданному обороту речи;

  • по предметной картинке;

  • по сюжетной картинке;

- по узкой теме, заданной учителем или учащимися

- свободное составление предложения (задание учителя звучит так: “Составьте предложение любого вида и на любую тему”).

Цель творческого составления предложений – активизация слов, сочетаний, оборотов речи, накопление своего рода речевых “заготовок”, “деталей” для предстоящего рассказа или сочинения. Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.

Работа над предложением составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно, вплетаясь в другие виды деятельности учащихся. Она не самоцель, а скорее фон для связной речи, для текстовых упражнений: от пересказов до сочинений.

Работа с текстом.

  1. Выявление речевых недочетов, устранение их приобретается учащимися в первую очередь в процессе редактирования. Редактируя текст, младшие школьники учатся употреблять слово в речи с учетом его смысловых и стилистических качеств, с учетом законов сочетаемости.

  2. Создание текста с использованием игрового пособия Кубики. Каждый набор кубиков дает возможность собрать шесть небольших законченных текстов. На гранях каждого кубика написано по одному предложению из определенного рассказа. Задача состоит в том, чтобы из набора составить текст по заданию. При выполнении такой работы дети приобретают умение отбирать из нескольких предложений то, которое соответствует данной.

  3. Творческое редактирование учит вводить в текст такие слова по смыслу, которые необходимы для раскрытия темы и основной мысли. В первом классе пропущенные слова предлагаются ниже после текста. Ребенку необходимо выбрать подходящее по смыслу.

  4. Создание текста-стихотворения так, чтобы предложения рифмовались. Данный вид работы с текстом наиболее интересен для детей младшего школьного возраста, так как позволяет проявить творчество, фантазию.

  5. Создание текста – загадки по кругу. Каждому учащемуся дается текст загадки (например, о животном) которую он должен отгадать. Затем учащийся создает свой текст загадки о заданном животном и передает лист следующему ученику. Второй ученик, прочитав загадку первого ученика, отгадывает ее, но ответ не записывает, а загибает текст-загадку первого ученика на оборотную сторону. Далее пишет свою загадку об этом животном. И так по кругу. Последний ученик должен записать свой текст загадки и отгадку. Проверка проводится коллективно, и задача учеников состоит в том, чтобы отгадать записанные загадки.

  6. Членение текста на предложения, выделяя законченные мысли и ограничивая интонационно.

  7. Придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета (дополнение сюжета, придумывание предложений о событиях, предшествующих изображенным или последующих

  8. Воспроизведение текста по плану, по вопросам, по началу (середине, концу)

  9. Нахождение в тексте предложений, не подходящих по смыслу, дополнение части, которой не хватает в тексте.

Итак, несмотря на то, что на конкретном уроке по развитию речи отрабатывается какое-то определенное действие, связанное с созданием высказывания или текста, важно помнить: каждый из учеников работает над собственным высказыванием и собственным текстом. Никакие другие уроки курса так не ориентированы на индивидуальность ученика, как уроки развития речи. Учителю важно в ходе занятия “не потерять” тех, кто работает в медленном темпе, стесняется предлагать свои варианты выполнения упражнений. И здесь нельзя ограничиваться вопросами: “Согласен ли ты? А у тебя так же?”. Важно, чтобы высказывалось как можно больше учеников, ведь суждение каждого очень ценно для совместной работы. И учитель по возможности должен фиксировать на доске как можно больше вариантов ответов учеников.

На примере учеников 1 Д класса проводилась систематическая работа по формированию текстовых умений, а именно: дополнение рассказа словами, подходящими по смыслу с избеганием повторов; составление из слов предложений, логическое расположение предложений в тексте, деление текста на предложения; составление текста-стихотворения с подбором рифмующихся слов, формирование навыка редактирования текста.

Таким образом, данная работа, проводимая около трех месяцев один раз в неделю, способствовала развитию уровня текстовых умений учащихся 1 Д класса. В процентном соотношении количество детей, овладевших текстовыми умениями увеличилось с 37% - 10 человек (на начало) до 78 % - 21 человек (на конец).

Используемая литература:
1. Головко Е.В. Работа по развитию речи – одно из путей повышения письменной грамотности младшего школьника. // Начальное образование. – 2008. - №4. – C. 40- 43.

2. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского. // Начальная школа. – 2001. - №10. – С. 28-33.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

4. Политова Н.И. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

5. Смирнова О.И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка. // Начальная школа. – 2009. - №1. – С.42-46.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.

Похожие:

На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconСфере личностных универсальных учебных действий
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,...
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconРегулятивные универсальные учебные действия
Применительно к младшим школьникам исследовались главным образом его роль в становлении познавательной активности и условия формирования...
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconДоклад по теме : Понятие «Универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию...
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconНаучить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Определение  понятия «универсальные учебные действия» (ууд). Функции, характер ууд
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconУниверсальные учебные действия (ууд)
Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения фгос ноо
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconРегулятивные универсальные учебные действия
Некоторые родители выступают за свободное воспитание. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного...
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconУрок русского языка во 2 классе по теме «Синонимы. Использование синонимов в речи»
Познавательные ууд: формировать умения находить синонимы, Различать синонимы и родственные слова
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconФормирование универсальных учебных действий при организации образовательного...
Го образования является формирование учебной деятельности. Уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических...
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка»
Проблема: недостаточная разработанность методики использования икт на уроках русского языка
На уроках русского языка формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (ууд) iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница