Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы




Скачать 172,4 Kb.
НазваниеНужно четко ответить для себя на следующие вопросы
Дата публикации08.12.2013
Размер172,4 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Философия > Анализ
Одним из наиболее сложных заданий по обществознанию является С9 – написание эссе на тему, выбранную из шести предложенных. Это задание считается альтернативным, потому что экзаменующемуся предоставлена возможность выбора той области обществоведческой дисциплины, где он может проявить свои знания и умения на наиболее интересном для него, знакомом и освоенном материале. Задание С9 позволяет проверить не только качественное владение содержанием курса, но и метапредметные умения — творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях.

Анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет, а также пробного тренировочного тестирования 2012 года показал, что выполнение задания по написанию эссе вызывает у многих обучающихся существенные затруднения. Следует отметить низкую результативность: лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение от 3 до 5 баллов; низкий уровень способности аргументировать свою позицию: у многих одиннадцатиклассников отсутствует четкое представление о жанре эссе, его структуре, особенностях и критериях оценивания. Чаще всего учащиеся в свободной форме излагают свои мысли по поводу выбранной ими темы из предложенных шести афоризмов и высказываний.

Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы:

  1. Что представляет собой данный вид работы и каковы его специфические особенности? В нашем случае необходимо выяснить,что такое эссе по обществознанию и чем оно отличается от эссе
    по литературе, истории.

  1. Каковы критерии оценивания эссе?

3. Как правильно организовать свою работу по написанию эссе?
Попытаемся подробно остановиться на каждом из них.

^ Что такое эссе по обществознанию

Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально эссе переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты».

Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса;

— личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;

  • небольшой объем;

  • свободная композиция;

  • свободное владение темой;

  • многоаспектный взгляд на явление;

  • парадоксальность;

  • внутреннее смысловое единство;

  • согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;

— открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.

Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию.

Но в чем проявляется его специфика?

  1. Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведению.

  2. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.

Таким образом, эссе это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.

Критерии оценивания эссе

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.



Критерии оценивания ответа на задание С9*

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания







Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании.

1




Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции выпускника







Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

1




Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.

0

КЗ

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов







Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе обсуждения раскрываются различные аспекты проблемы (темы).

3




При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений и выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

2



Критерии оценивания ответа на задание С9*

Баллы

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

.0

^ Максимальный балл

5

Организация работы по написанию обществоведческого эссе

Очевидно, что для успешного написания эссе необходимо правильно организовать свою деятельность. Этому нужно учиться. Только целенаправленная и систематическая работа и многократное выполнение данного задания будут способствовать формированию соответствующих умений и навыков и позволят добиться хорошего результата на экзамене.

Итак, как правильно организовать свою деятельность, чтобы написать эссе на высокую оценку?

В работе над эссе можно выделить несколько этапов:

  1. Написание эссе в черновом варианте.

  2. Анализ содержания текста.

  3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.

  4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

Рассмотрим процесс создания чернового варианта нашей работы.

Во-первых, для работы необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

Во-вторых, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.

  1. Цитата.

  2. Проблема поднятая автором, ее актуальность.

  3. Смысл высказывания.

  4. Собственная точка зрения.

  5. Аргументация на теоретическом уровне.

  6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории,
    литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

  7. Вывод.


Образец черновика

1. Цитата




2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность




3. Смысл высказывания




4. Собственная точка зрения




5. Аргументация на теоретическом уровне




6. Примеры




7. Вывод




В-третьих, следует выбрать одно из шести предложенных высказываний. Для этого

  1. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты.

  2. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопросы:

  1. О чём эта цитата?

  1. Что хотел сказать автор? Выберите наиболее «близкую» вам цитату.

3. Мысленно ответьте себе на вопросы:

  1. С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема?

  2. Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?


Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

  • владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

  • четко понимаете смысл высказывания;

  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его);

  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне(при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);

  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика.

В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы.

^ Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях.

Для этого можно использовать фразы-клише:

Данная проблема (тема) является актуальной в условиях...

...глобализации общественных отношений;

...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

...обострения глобальных проблем современности;

...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

...развития международной интеграции; ...современной рыночной экономики;

...развития и преодоления мирового экономического кризиса; ...жесткой дифференциации общества; ...открытой социальной структуры современного общества; ...формирования правового государства; ...преодоления духовного, нравственного кризиса; ...диалога культур;

...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

В-четвертых, запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

«Автор обращает наше внимание на то, что...»

«Автор убежден в том, что,..»

В-пятых, необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.

Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Согласен ли я с мнением автора или нет?

  2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет?

  3. В чем заключается моя позиция по данному вопросу?
    Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите

в графу 4 черновика.

При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Я согласен с автором в том, что... »

«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»

«Автор был прав, утверждая, что...»

«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

В-шестых, следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

  1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

  2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы:

  1. Подтверждают ли они мое мнение?

  2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

  3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?

  4. Убедительны ли они?

Если вы убеждены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика.

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению и предотвратит «уход от темы».

В-седьмых, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

«Таким образом, можно сделать вывод...»

«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с проблемой (темой), но остались нераскрытыми.

В-восьмых, необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.

Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.

Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать пометки, вставки.

Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы:

К1 — определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;

К2 — представление и пояснение собственной позиции выпускника;

КЗ — характер и уровень приводимых суждений и аргументов.

При положительном, на ваш взгляд, заключении аккуратно перепишите полученное эссе в бланк для ответов.

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления
    в философии» и др.);

  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания автора:

^ 1. Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказывания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

  1. ^ Неумение сформулировать проблему (тему) часто связано с отсуствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

  2. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания,отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

  3. ^ Подмена проблемы (темы) авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

^ При высказывании и аргументации собственной позиции:

  1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

  2. Довод экзаменующегося лишь повторяет тезис.

  3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

  4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

  5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

  6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Похожие:

Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы icon Рассмотрим возможные ответы на поставленные вопросы
...
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconИнструкция: на приведенные ниже вопросы можно ответить «да», «нет», «не знаю»
Каждый из нас имеет определенные черты характера. Есть среди них хорошие и не очень. Случается и такое: то, что мы считаем естественным...
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconДля самопроверки усвоения темы необходимо ответить на следующие вопросы
Укажите классификационные признаки, имеющие принципиальное значение для машинной обработки информации
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconДля самопроверки усвоения темы необходимо ответить на следующие вопросы
Какие этапы прослеживаются в типовом технологическом процессе обработки экономической информации?
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconПрошу четко и внятно ответить на мои вопросы: Сколько лет пропавшей?
...
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconSwot-анализ помогает ответить на следующие вопросы
Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в s и W, а внешняя – в о и Т
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconРекомендации по составлению плана воспитательной работы классных...
Для того, чтобы начать работу по данной теме я попрошу ответить Вас на следующие вопросы
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconМетодологические основы эфиродинамики
Прежде чем восстанавливать представления об эфире, нужно ответить на вопрос, зачем вообще все это нужно. Для этого придется вспомнить,...
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconРекомендации по обобщающему повторению (перед зачетом) Определите...
Для этого попытайтесь, ответить на вопросы, составленные на повторение или составьте их сами. Отметьте в вопроснике знаками, что...
Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы iconЧто такое сознание?
Этот вопрос можно четко и однозначно ответить нет, не может
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница