Рекомендации по развитию мотивации у учащихся




Скачать 42.24 Kb.
НазваниеРекомендации по развитию мотивации у учащихся
Дата публикации08.12.2013
Размер42.24 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся

Рекомендации педагогам по развитию мотивации у учащихся

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие “подкрепления”, которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или “слишком легкой”, или “слишком трудной”.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Как помочь ученику выйти из состояния “выученной беспомощности”.

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — “выученная беспомощность”.
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером, влияние взаимодействия “учитель — лидер” на атмосферу в классе.
Памятка начинающему учителю:
• Будьте спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым.
• Имейте индивидуальный стиль и старайтесь, чтобы один урок не был похож на другой.
• Держите дисциплину на интересе к своему предмету, справляйтесь с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселяйте в учеников оптимизм.
• Вырабатывайте красивый голос, не бубните себе под нос, но и не возбуждайтесь от своего предмета чрезмерно.
• Своевременно проявляйте чувство юмора. Улыбайтесь, шутите, радуйтесь, передавайте ученикам положительные эмоции.
• Одевайтесь красиво, по возможности со вкусом.
• Иногда уклоняйтесь от темы, прерывайте ее интересными фактами .
• Проводите контрольные работы в интересной для учеников форме.
• Поручайте делать шпаргалки, но не приветствуйте пользование ими.
• Не спрашивайте постоянно одних и тех же.
• Придерживайтесь стиля обучения на равных
• Думайте о количестве задаваемого.
• Спрашивайте учеников в конце урока, как они оценивают работу учителя во время занятия.
• Специально задумывайтесь, как предоставить ученику шанс исправить двойку.

Похожие:

Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconМетодические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности....
Общий смысл формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения...
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconМетодические рекомендации по администрированию и развитию Интернет-представительств...
В целях укрепления единого информационного пространства, направляем методические рекомендации по развитию и администрированию интернет...
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconМоу «Байцуровская основная общеобразовательная школа» от 31 марта...
Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconИсследование мотивации это выявление ее реального уровня и возможных...
Целью данной работы является исследование влияния мотивации учения на познавательную активность учащихся класса-лицея
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconРоль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду
Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится...
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconВопросы к экзамену по общей психологии 2-й курс, д/о, 2009-2010 уч г., зимняя сессия
Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Проблема различения внешней и внутренней мотивации
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconВопросы к экзамену по общей психологии 2-й курс, д/о, 2010-2011 уч г., зимняя сессия
Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Проблема различения внешней и внутренней мотивации
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconМетодические рекомендации по формированию мотивации здорового образа...
Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconПсихология мотивации общее представление о мотивации. Внутренняя и внешняя мотивация
Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 57-61, 65-75 (Леонтьев)
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся iconМетодические рекомендации по организации деятельности школьных музеев...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница