Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам»




Скачать 94,33 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам»
Дата публикации07.12.2013
Размер94,33 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам».

Цель урока: сформировать первоначальное представление о склонении имён существительных и с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.

Задачи:

Образовательная:

1.Познакомить учащихся с понятием «склонение».

2.Способствовать формированию знаний об изменении имён существительных по падежам.

Развивающая:

развивать мышление, внимание детей, путём организации сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательная:

воспитывать любовь к языку, чувство товарищества.

Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, таблица
Ход урока:

^ Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося

1.Орг.

момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка.

- Я желаю вам сегодня на уроке быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Сегодня наша задача – найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что мы уже знаем об этой части речи.




^ 2.Актуализация и мотива-ция зна-ний уча-щихся

1)Есть один седой старик, превращаться он привык:

В шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы.

-О какой части речи идёт речь?

-Что такое имя существительное?


-Приведите примеры.

-Как изменяется имя существительное?

-Докажите.

-Назовите постоянные признаки имени существительного.

-Приведите примеры.

^ Вывод: имя существительное изменяется по числам и имеет свой род.

2)Работа с перфокартами. Определе-ние рода имён существительных.
-Как вы думаете, эти вопросы я задала вам случайно?


Об имени существительном

Это самостоятельная часть

речи, которая обозначает предмет и отвечает на воп-росы: Кто? Что?

Примеры детей

По числам
Род
Примеры детей.

Взаимопроверка в парах

Оценивание.
Нет. Эти знания пригодятся при изучении нового материала.


^ 3.Знаком-ство с но-вым мате-риалом







1)Вступи-тельное слово учителя

-Сегодня на уроке мы с вами будем ис-следователями.

-А кто такие исследователи?

-А мы будем исследовать часть речи – имя существительное. Наука, которая изучает части речи называется морфоло-гией. Значит, мы будем сейчас исследо-вателями морфологии. Итак, исследова-тели морфологии, вперёд!

-В тетрадях запишите сегодняшнее чис-ло.



Лица, занимающиеся каким-либо научным иссле-дованием.

^ 2) Чистопи-сание.

Работа по карточ-кам.

-Перед вами лежат карточки. Прочтите, пожалуйста, пословицы, которые здесь написаны. Объясните их смысл.

^ У него дело из рук валится.

Без дела жить- только небо коптить.

Делу время, потехе час.

За правое дело стой смело.

За делом и день пролетит незаметно.

Спишите эти пословицы.

-На что обратили внимание при списыва-нии?
-Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова?

Читают пословицы, объяс-няют смысл.

Списывают их в тетрадь.

В каждом предложении есть форма одного и того же слова «дело».
В слова изменяются только окончания.

^ 3)Запись слова «де-ло» с воп- росами

Что? Дело

Без чего? Без дела

Чему? Делу

За что? За дело

За чем? За делом

О чём? О деле

-К какой группе имён существительных относится слово «дело»?
-Дети, а сколько вопросов поставлено к формам слова «дело»?

-Какой вид работы мы с вами выполня-ли?
-Кто знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу?

Вывод: изменение имён существитель-ных по вопросам называется склоне-нием или изменением по падежам.



Среднего рода, неодушев-лённое, имеет твёрдую ос-нову
6
Изменяли слово «дело» по вопросам
Ответы детей

4)

Знакомство с

названи-ем паде-жей

Чтение сказки Е.Мережинской «Откуда

пошли названия падежей».

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – име-нительный.

Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным

… У падежей как-то спросили:

-А зачем вы нужны существительным?

-Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существи-тельного к другим словам в предложении

-А как именно?

-Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия и объекты (читать книгу, собирать ягоды) и т.д.




^ 5)Работа в тетради. Записьпа-дежей и их вопро-сов в столбик.

Запишите в тетрадях падежи с вопросами

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?


Записывают в тетрадях

^ 6)Работа с учебни-ком

-Откройте учебники на стр. 90 и прочтите правило. Проговорите хором названия падежей.

Рассматривание таблицы на стр.90.

Читают правило

Проговаривают падежи

4.Физ-культ-минутка

Сейчас мы с вами отвлечёмся от работы и немножко отдохнём. Я буду вам загадывать загадки. Если отгадка-существительное м.р., то подпрыгните один раз, если ж.р., то присядьте два раза. Если ср.р., то наклонитесь три раза вперёд.

  • Чтобы было, где писать – в школе нам нужна …(тетрадь)

  • Пушистый трус … (заяц)

  • Под белыми берёзами, где тень

Притаился старый …(пень)

  • Закутан ребёнок в сто пелёнок … (капуста)

  • Никого не обижает,

А её все толкают…(дверь)

* Кто альбом раскрасит наш,

Но, конечно, … (карандаш)





^ 7)Упраж-нение в склонении имён существительных. Самостоятельная работа.

Итак,продолжаем наше исследование.

-Ребята, какое время года наступило? Просклоняйте это слово.

Весна

Чтение стихотворения «В рощах птичье пение»

8)Коммен

тирован-ное пись-мо. Упр.96

-Спишите текст, определяя падеж сущест

вительных. Подчеркнуть главные члены предложения во 2 и 3 предложениях.

Выполняют упражнение с комментированием.

^ 5.Закреп-ление изу-ченного

1.Беседа по вопросам.

-Что такое склонение?

-Сколько падежей имеет имя существи-тельное? Назовите их.

2.Работа по карточкам. Определить у имён существительных падеж.

3.Работа в РТ. Письменно просклонять имя существительное «мгла». Выделить окончание.

Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы.


Самостоятельная работа.

Проверка.

^ 6.Итог урока.

-Какие же исследования мы с вами про-вели на уроке?

-У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?

Это затруднение связано с тем, что вы ещё недостаточно хорошо знаете названия падежей, вопросы и предлоги, с которыми они употребляются.


Ответы детей

Исследуя науку морфоло-гию, мы выяснили, что имя существительное имеет 6 падежей, узнали, как они называются, на какие вопросы отвечают. Познакомились с понятием «склонение».

7.Д/з

1)Упр.97, стр.91;

2)Выучить правило на стр.90




8.Рефлек-сия

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.
Но прежде чем вы уйдёте с урока, мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу «Сегодня на уроке я …»
Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам – спасибо и надеюсь, что те знания, кото-рые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении.



Высказывание учащихся


Карточка №1
Определите род имени существительного.





М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Смелость










2.Конь










3.Пень










4.Мясо










5.Площадь










6.Зелень










7.Дерево










8.Совпадение










9.Снегирь











Карточка №2
Определите род имени существительного.





М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Урожай










2.Огурец










3.Лошадь










4.Ворона










5.Решение










6.Степь










7.Окно










8.Тюлень










9.Яблоко










Похожие:

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconУрок русского языка в 3 классе Учитель: Селина О. И. Тема: Правописание...
Обучающие: совершенствовать навык правописания безударных окончаний существительных в единственном числе; закрепить ранее изученный...
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconУрока русского языка в 5 классе Тема урока: Буквы
Тема урока: Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией)
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: Имя существительное
Цели: Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков...
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconСклонение имён существительных
Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять типы склонений имён существительных, мы вспомним об основных свойствах...
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание окончаний имен...
Подготовительный этап: Деление класса на экипажи кораблей, выбор капитанов. Выполнение задания: выяснить значение слов морской тематики...
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconТема : Склонение имён существительных в косвенных падежах
Планируемый результат: научиться определять склонение имён существительных в косвенных падежах
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» icon«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Цель: закрепить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconЛекция №16. Варианты окончаний имен существительных
Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода -а(-я) – -у(-ю)
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconВопросы к зачету по культуре речи
Колебания в роде имён существительных. Стилистические различия в коррелятивных парах существительных мужского и женского рода
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам» iconУчитель русского языка и литературы Хрустовская И. Р. Задания по русскому языку
Данная тема предполагает изучение склонений имён существительных, отработку умений и навыков распределения слов данной части речи...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница