Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»




Скачать 63.89 Kb.
НазваниеПрограмма по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»
Дата публикации07.12.2013
Размер63.89 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Философия > Программа

Морозова Людмила Николаевна, МОУ «Дмитриевская СОШ» Ракитянского района

Урок по литературе в 6 классе (III четверть)
УМК: программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В.П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г.
Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина
«Уроки французского»

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: мастерская

Методы и приемы: исследовательский и творческий методы, беседа, работа с текстом в парах, самостоятельная работа, ответ на вопрос.

Дидактическое сопровождение: алгоритм рассуждения.

Список использованной литературы:

  1. Галицких Е. О. «Душа с душою говорит». Урок-мастерская. //Литература в школе. № 2. 1997. с. 138.

  2. Давыденко Т. В., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия. Белгород. Белгородский государственный университет. 2002.

  3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские. //Русский язык в школе. № 6. 2003. с. 19.

  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.:Изд-во НИИ шк. технологий, 2005.

  5. Ситникова М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства. Белгород: Изд – во БелГУ, 2006.


Цели урока:

  1. в общей творческой работе открыть глубинный философский смысл повествования В. Г. Распутина;

  2. развивать у учащихся умение самостоятельно анализировать текст, сравнивать, выделять главное, высказаться, участвовать в беседе;

  3. воспитывать уважение к духовным ценностям: доброте, состраданию, бескорыстию, благодарности.


Педагогические задачи:

  1. организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;

  2. обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении заданий;

  3. обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

  4. инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности.


Наглядность: портрет писателя, записи на доске.

Ход урока
^ Постановка проблемы (предъявление индуктора)

Учитель: Почему в названии рассказа В. Г. Распутина употреблено слово уроки и сколько смыслов в этом слове? Вопрос записываем на доске и в тетрадях.
^ Работа с текстом

Учитель: Осмыслить содержание рассказа, проникнуть в мотивы поступков героев мы попробуем путем выделения деталей, по вашему мнению, наиболее пронзительных и ярких.
^ Работа класса в парах по одному из трех заданий на выбор:

  1. Душевный мир главного героя – мальчика (его мысли, чувства, переживания, проявления характера).

  2. Учительница Лидия Михайловна – «человек необыкновенный».

  3. Голос автора-рассказчика (к этой группе присоединяется учитель).


^ Самостоятельная работа

Учащиеся перечитывают текст с карандашом, выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают в парах их выбор, устно комментируют. Затем обмениваются тетрадями, дополняют свои записи, оценивают свою работу, зачитывая ее у доски. Каждая группа соотносит свою деятельность, раскрытие своей темы (по выбору) с результатами работы других (приблизительный объем работы – страница).
Душевный мир главного героя:

- «в 11 лет началась самостоятельная жизнь», «самый старший»;

- «учился хорошо, с удовольствием», «грамотей», «башковитый парень»;

«держались пятёрки», «способный мальчишка»;

- «тоска по дому, по деревне» - «плохо, горько, постыло»;

- «крепился, не жаловался, не плакал»;

- «все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля»;

- «постоянно недоедал», «хотелось есть даже во сне»;

- « робость, молчаливость, деревенская замкнутость»;

- «стал выигрывать, не позволял себе чересчур увлекаться игрой»;

- «не было на всем белом свете человека несчастнее меня»;

- «не посмел обмануть»;

- «тощий и диковатый мальчишка»;

- «не мог смириться с тем, что меня побили и выгнали»;

- «от природы робкий и стеснительный»;

- «каменел и боялся дышать», «пугался и терялся»;

- «злость помогала держаться уверенней»;

-«скованность и угнетенность отступали», «осмеливался задавать вопросы, вступать в спор»;

- «непреклонность», «упрямства мне хватало на десятерых»;

- «почувствовал вкус к языку»;

- «подстегивало самолюбие: не получилосполучится»;

- «я опомнился не сразу и не легко»

- «честный выигрыш»;

- «яблоки» – «догадался».
Учительница Лидия Михайловна –

«человек необыкновенный»

- «привычка внимательно осматривать каждого»;

- «остановила Тишкина»;

- «мелкий и лёгкий голос, как у птички в клетке»;

- «аккуратная, умная и красивая»;

- «сказочный, особый французский язык»;

- «внимательные глаза»;

- «расспрашивала меня или рассказывала о себе»;

- «доказать себе, что может владеть языком не хуже других»;

- «иная жизнь … много книг, радиоприёмник с проигрывателем»;

- «не было видно в её лице жестокости»;

- «покраснела, смутилась», «хотела, как лучше»;

- «иногда надоедает быть только учительницей»;

- «для учителя самое важное понимать, что он может научить совсем немногому»;

- «была отчаянной девчонкой»;

- «вела себя, как обыкновенная девчонка», «весёлая, смеялась»;

- «спокойно ответила», «Учись…».
Голос автора – рассказчика своих воспоминаний:

- «вина перед учителями»

- «испытания ждут меня, голубчика, на новом месте» (ирония взрослого человека);

- «ангарское происхождение», «отдувался один за всех» (юмор описания занятия французским языком);

- «осень стояла теплая и сухая» (воспринимает природу душой, любит и тонко чувствует её);

- «жесткость в лице становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей»;

- «человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребенком» (мудрые наблюдения над жизнью, обобщение);
Учитель: В чем смысл этой работы? Зачем мы перечитываем текст? Мы вчитываемся в каждое слово писателя, чтобы постигнуть процесс становления характера, понять смысл поступков героя, в конечном итоге понимать людей и самих себя.

^ Обсуждение выполненных заданий

- Как герои «отражаются» друг в друге?

- Как их судьбы перекрещиваются?
Письменный ответ на один из вопросов:

  1. Почему память автора сохранила эти воспоминания? (Прошлое – настоящее.)

  2. Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (Учительница – ученик.)

  3. Как автор и вы, как читатель, относитесь к герою? (Герой – автор – читатель.)

Отвечает каждый, каждый думает и ищет форму для выражения своих самостоятельных мыслей (заслушиваем ответы, выделяя в каждом новые грани размышлений, доводов, откликов).
^ Кульминация творческого процесса

Учитель: Надеюсь, что после такой кропотливой работы с текстом у каждого из вас открылось новое видение рассказа, у каждого появились свои ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

Завершаем поиск смыслов слова уроки. Прошу вас закончить предложение: «С моей точки зрения, уроки – это …»

Запись ответов на доске и их обсуждение:

- учебные часы в расписании;

- ростки доброты в человеке;

- опыт общения с учителем;

- выводы, жизненные наблюдения;

- изменения, духовный рост человека;

- итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.

Учитель: Мы пришли к мысли, что для писателя важен духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни. В народе говорят: «Жизнь учит». А какие «уроки» получил главный герой рассказа из всех событий? Как «самостоятельная жизнь» расширяет его духовный опыт?
^ Запись на доске выводов учащихся:

- Он первый из деревни поехал учиться и не мог «с позором» домой вернуться.

- Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды.

- Приобрел опыт переживания одиночества, разлуки с родными.

- Он понял, что унижения оскорбляют человека.

- Он учится преодолевать свои слабости.

- Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя».

- Он приобрел опыт поиска путей выхода из драматических ситуаций, ощутил свою внутреннюю правоту.

- Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которых сохранил на всю жизнь.
^ Итог мастерской

Учитель: Пусть каждый выберет «свой», нужный ему в этот момент жизни, урок – и сделает на полях к нему комментарий. Надеюсь, что вы теперь поняли смысл названия рассказа, обогатили свой духовный опыт мыслями автора, получили от него «урок добролюбия».
Рефлексия

- Какой этап урока был самым интересным?

- В какой момент урока вы испытывали душевный подъем, вдохновение?

- Какой вопрос был самым трудным? Какой вопрос был самым интересным?

- Ваши пожелания для следующих мастерских?

- Скажем друг другу «спасибо» за общение.






Похожие:

Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconТема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Цель. Познакомить учащихся с жизнью (кратко) В. Распутина и его произведением «Уроки французского»; прививать познавательный интерес...
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconУрок литературы в 7 классе. Тема «Уроки достоинства и человечности...
На основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconУроки доброты в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»
...
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 8...
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconТема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа
...
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература...
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, учебника «Литература. 9 класс» под редакцией В. Я коровиной (М., Просвещение. 2010 г.)
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconПриказ №240-д рабочая программа по литературе Учителя Чикирисова Е. Ф
Примерной программы по литературе для основной общей школы с учетом Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. Я. Коровина,...
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconРабочая программа по литературе в 5 классе
Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. 5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной, Москва, «Просвещение»,...
Программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г. Тема: «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» iconРабочая программа курса литературы в 7 классе на 2009 2010 учебный год
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 7...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница