Российской федерации федеральное агенство по образованию




НазваниеРоссийской федерации федеральное агенство по образованию
страница1/4
Дата публикации02.12.2013
Размер0,58 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

__________________

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________

ПРОГРАММА И ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО

ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

(базовый курс)

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2006
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

__________________
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________


ПРОГРАММА И ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО

ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

(базовый курс)

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2006

Утверждено учебным управлением МЭИ в качестве учебно-методического пособия для студентов.

Подготовлено на кафедре философии, политологии и социологии МЭИ.

Рецензенты: Л.И. Краснова, Г.А. Ключарев.

Программа и планы семинарских занятий по философии техники (базовый курс) /Под ред. В.В. Ершова. − М.: Издательство МЭИ. 2006 г. - с.

Авторы: Ершов В.В., Ключарев Г.А., Ивашов Е.Н., Филиппов В.М.
Рассматривают вопросы основного курса по философии техники, представлена вопросы и литература к семинарским занятиям, темы для рефератов и докладов.

Предназначено для студентов, магистров и аспирантов технического университета.

_____________________________


^ Программа и планы семинарских занятий по философии техники

(базовый курс). Под ред. Ершова В.В.

Кафедра философии, политологии и социологии МЭИ.

Редактор издательства

_______________________________________________________
Темплан издания МЭИ 2006(I), метод.

Подписано к печати

Формат 60х84х16.

Печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 1000. Изд. N Заказ

________________________________________________________

Ротапринт. Типография издательства МЭИ.

Красноказарменная, 13.
© Московский энергетический институт, 2006 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Вы приступаете к изучению философии техники. Техника - одна из самых сложных и многогранных форм проявления человеческого Разума. Для Вас, магистров и аспирантов технического университета, знание основ этой дисциплины является необходимым компонентом полноценного высшего образования. Знание философских проблем техники поможет Вам не только решать профессиональные вопросы, но и ориентироваться в сложнейших процессах общественного развития, выработать собственное отношение к вечным вопросам человеческого бытия, осознать смысл и значение основных философских категорий, подойти к пониманию ценностям современной цивилизации и собственной профессии, найти свое уникальное место в окружающем мире.

Философия техники познакомит Вас с всеобщими законами развития природы и общества, научит строгому логическому мышлению, критическому осмыслению действительности, одним словом - позволит Вам почувствовать свою принадлежность к технической интеллигенции. Но это возможно лишь при условии, что Вы не будете пассивными потребителями знания, а проявите усилие, волю, настойчивость в самостоятельном осмыслении феномена техники, проблем науки и накопленной за века человеческой мудрости, воплощенной в философии.

Предлагаемые темы семинарских занятий и реферативных работ не являются догмой. Вы сами можете сформулировать тему реферата или доклада, необходимо только согласовать ее с лектором потока.

Желаем Вам успехов на трудном и тернистом пути познания!

ПРОГРАММА

базового курса "Философия техники" (68 часов).
^ I. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ.
1.1. ТЕХНИКА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕХНИКА И НАУКА.

Философия как мировоззрение и методология. Наука как форма общественного сознания, как социальный институт и элемент культуры. Традиции в науке. История науки. Техника как артефакт. Наука, техника и технология как объект философского анализа. Логика и методология науки, философия науки, философия техники, их неразрывная связь. Философия техники в системе философского знания.

Современные представления о научной картине мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Антропный принцип. Логика развития науки. Смена научных парадигм. Феномен техники как объект философского осмысления. Системное видение мира. Категории “ноосфера” и “техносфера”. Концепция устойчивого (допустимого) развития.

Наука как деятельность и производство знания. Система научного знания: естествознание, гуманитарные и технические науки. Не-наука, пара-наука, лже-наука. Взаимосвязь различных видов знания в системе современного технического образования. Феномен религиозности и мифологического сознания различных социальных групп в современную эпоху. Необходимость гуманитаризации технического знания и инженерного образования.
^ 1.2. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ТЕХНИКИ. ТЕХНИКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Понятие техники. Социальная сущность техники. Понятие технологии. История возникновения технического знания, его системность, обоснованность и принципиальная ограниченность применения. Рефлексия технического знания. Взаимосвязь технического и естественнонаучного знания. Потребность самопознания. Объект, предмет и метод философии техники. Соотношение философских, общенаучных и частных методов познания в техническом знании.

История формирование технических наук. Специфика технических наук. Инженерная деятельность: изобретательство, конструирование, организационно-производственная деятельность. Феномен системотехники. Социотехническое проектирование. Теория идеальных инженерных объектов. Структура технической теории. Функционирование технической теории. Математика и техническое знание. Востребованность обществом технического знания.

Современные представления о формах движения материи. Понятие объективной реальности, субстанции, субстрата. Единство и многообразие организации реальности. Философское значение второго начала термодинамики − стремление материи к состоянию, при котором её энтропия возрастает, к состоянию максимального беспорядка. Понятие технической реальности. Техника как форма существования материальных систем. Техническая среда. Техническая теория и техническая практика. Синергетический подход к развитию технических систем. Технетика как новая наука.
^ 1.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ.
Общекультурное значение истории науки и техники. Зародыши научно-технического познания в различных цивилизациях. Формирование техники в первобытном обществе. Зарождение научного знания и техники в античности. Технические достижения Средневековья, эпохи Возрождения. Наука и техника Нового времени. Промышленная революция XYIII века. Научно-техническая революция ХХ века. Современный этап развития науки и техники. Вклад России в технический прогресс человечества.

Системный характер глобальных изменений в природе и обществе. Наиболее характерные для каждого периода представления о познании в науке и технике. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Последствия научных открытий. Превращение науки в производительную силу общества. Нелинейный характер развития природных и социальных процессов.
^ 1.4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
Научные открытия и изобретения в технике. Традиции и творчество, традиции и революции. Многообразие новаций в развитии науки и техники. Научные открытия и технические изобретения. Новые методологические идеи, и смена стиля мышления в науке и технике. Новые технические решения. Технология решения технических проблем.

Понятие научно-технической революции. Понятие закона. Законы естественные и социальные. Законы науки, законы техники. Закон прогрессивной эволюции, закон стадиального развития. Технический “застой”. Экономические, политические и психологические барьеры, сдерживающие факторы развития научно-технической революции. Благоприятные и неблагоприятные историко-культурные традиции для развития науки и техники. Проблема секретности и закрытости научно-технических исследований. Технический уровень развития общества и возможности материально-технического обеспечения научных исследований.
^ 1.5. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
Техническое знание как необходимый компонент человеческой деятельности. Истинность как важнейшая характеристики знания. Знания эмпирические и теоретические. Ложное знание. Соотношение принципов верификации и фальсификации в науке и технике. Познание как процесс получения и накопления знания, как общественный феномен. Понятие методологии, метода, методики и приема. Общая характеристика методов и средств познания. Философские, общенаучные и специальные методы познания. Особенности методов познания в технических науках: наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, проектирование. Значение опытного знания и эвристические приемы в техническом познании. Средства и методы эмпирического исследования.

Многообразие форм технического знания и проблема теоретизации в современной технике. Понятие описания. Предсказание как одна из функций технической теории. Компьютерные методы поиска научно-технических решений.

Проблема специфики технического знания. Проблемы предмета и классификации наук. Взаимодействие гуманитарных и технических дисциплин.

Критерии выбора теории и закономерность их исторической смены. Нравственность и моральные критерии выбора теории. Эволюционизм в современной картине мира. Макро- и микро-эволюции. Закон возрастания энтропии. Закон прогрессивной эволюции.

Проблемы инженерного творчества. Проблема выбора критериев развития. Показатели эффективности технического решения. Техническая среда и системный подход к выбору технических решений. Рациональный выбор и оценка последствий технического решения. Проблемы этики и права в инженерном творчестве. Явления промышленного шпионажа и технического плагиата.
^ 1.6. БУДУЩЕЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
Современный этап научно-технической революции и его содержание. Особенности научного стиля мышления. Ассоциативное мышление. Наука и глобальные проблемы современности. Рост числа научных дисциплин и усложнение системы научно-технического знания. Кризис старых попыток классификации наук. Революция в философии науки и техники.

Глобальная автоматизация и роботизация технологических процессов. Выход человека за рамки технологического процесса. Акцентирование внимания на научно-прикладных задачах. Возникновение роботизированных заводов и производственных комплексов. Создание интегрированных научных центров. Автоматизация производства, сферы обслуживания и сервиса. Особенности технического творчества в условиях глобальной автоматизации и роботизации. Компьютерная революция. Проблемы отчуждения, девиантного и делинквентного поведения субъекта в системе “человек-компьютер”. Компьютеризация и социальный контроль. Воздействие компьютерных технологий на все стороны жизни. Миниатюризация электронных компонентов, проблема сохранения гражданских прав, тайны переписки и частной жизни. Соперничество и конкурентная борьба в техническом сообществе. Технический вандализм в истории и современности. Технический и моральный прогресс в обществе.
  1   2   3   4

Похожие:

Российской федерации федеральное агенство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агенство по образованию Южно-Уральский...
Психология и педагогика: Методические указания для студентов непсихологических специальностей / Составитель С. В. Устьянцева. – Челябинск:...
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по техническому регулированию и метрологии
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации...
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Методические материалы для выполнения контрольных работ и аудиторных занятий студентов заочного отделения специальности 08. 01. 09...
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Методические материалы для выполнения контрольных работ, аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов специальности 08....
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию гоу впо череповецкий государственный университет
Одобрено редакционно-издательской комиссией физико-математического факультета гоу впо чгу, протокол №51 от 12. 09. 06
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию кабардино-балкарский государственный...
В начале каждой задачи должны быть приведены ее номер, текст условия, расчетная схема и исходные данные. Далее следует текст решения...
Российской федерации федеральное агенство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Банковская система Российской Федерации: этапы становления и перспективы развития
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница