Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность,




Скачать 124,73 Kb.
НазваниеРешение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность,
Дата публикации28.11.2013
Размер124,73 Kb.
ТипРешение
pochit.ru > Философия > Решение


Мастер-класс «Приемы формирования рефлексии младшего школьника».
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, а главное успешным.

Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, уникальность, поскольку каждый ребенок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия «образование» как формированию образа собственного «Я».

Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Рефлексия – обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Но это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Дать анализ чему-либо – это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить.

Чтобы сформировать рефлексию у младшего школьника, необходимо, на наш взгляд, построить процесс обучения в начальной школе как процесс овладения учебной деятельностью, которую следует строить в соответствии с имеющимися в ней структурами и структурными компонентами. Каждый из структурных компонентов учебной деятельности должен находить отражение в организации обучения в целом и на конкретном учебном занятии. (Модель становления рефлексии)

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

В классах развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова учебная деятельность и отдельные её компоненты (контроль – процедура получения информации о деятельности и её результатах, то есть обратная связь и оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь) осуществляются благодаря такому основополагающему качеству человеческого основания, как рефлексия, то есть выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение школьников к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения требуемого задачей результата.

Учебный процесс в этом случае строится как цепочка последовательных шагов: рефлексия ––> самооценка и самоанализ ––> действие ––> рефлексия ––> реконструкция действия ––> рефлексия.

Обучение носит рефлексивный характер, если учащиеся могут оценить свои возможности и результаты учения, если им предоставляется возможность выбора содержания и форм учения, если они могут самостоятельно сформулировать реальные и перспективные цели урока, словом, на каждом этапе урока участвуют в рефлексии. И, конечно, если наблюдается сочетание самоконтроля, взаимоконтроля учащихся и контроля со стороны учителя, если продумана система поощрительных приёмов, дающая комплексный подход к получению оценки, если учтены возрастные особенности школьников.

Осуществлять рефлексию можно по-раз­ному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Вопросы для рефлексии должны звучать на всех этапах урока. Приведём примерный перечень таких вопросов.
^ Некоторые вопросы для рефлексии

(содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?

- Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?

- Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?

- Почему этот способ не сработал? Почему у меня (у него) не получается решение задачи?

-Что понравилось в работе ученика? Что было интересного (трудно, легко)? Что помогло найти ошибку (неточность)?

- Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?

-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

-Чего не понял человек, который составлял (пример, задачу…), решал…... Задай такой вопрос, чтобы, ответив на него, автор увидел свою ошибку.

-Хотим ли мы того, чего хотели вчера? Изменились ли наши цели?


  1. рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.

В 1-2 классах используем ранее перечисленные приёмы («Лица», «Дерево чувств», «Солнышко», «Цветные фигуры»). В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Хочу напомнить, какому настроению соответст­вует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.
Творческое задание. Попрошу вас проявить творчество и придумать, свои варианты проведения рефлексии настроения и эмоционального состояния учащихся более старшего возраста (3-4 класс) (работа в парах – 1 мин.).
Если вы хотите закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание уро­ка, то можно использовать еще один вари­ант - эмоционально-художественную ре­флексию:

• Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настро­ением, другая - радостным, веселым. Уче­ники выбирают ту картину, которая соот­ветствует их настроению.

• Эмоционально-музыкальная концов­ка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Зву­чит тревожная музыка и спокойная, вос­торженная. Учащиеся выбирают музы­кальный фрагмент, который соответствует их настроению.

• Если есть время, то можно предло­жить учащимся выразить свое эмоцио­нальное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

^ Результаты работы пар.
Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
^ Что ты чувствуешь сейчас?

Позитивные эмоции Негативные эмоции

Смех Страх

Удача Тоска

Ожидание сюрприза Уныние

Восхищение Равнодушие

Радость Грусть

Счастье Печаль

Чувство победы Тревога
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.


  1. рефлексию содержания учебного материала используем для выявления уровня его осознания.

1. На этом этапе эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).



^ 2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».

 Для вклю­чения учащихся в урок можно предложить 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем уча­щиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соот­ветствует теме урока, обосновывая свой выбор.

Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

^ 3.Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

4. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным. Синквейн - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Приведу пример.

Тема: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

  1. Дедушка Мазай и зайцы.

  2. Добрый, бедные.

  3. Плыл, спас, чуть не утонули.

  4. Дед Мазай спас зайцев. Молодец!

  5. Друг животных.

Творческая работа в группах. Попробуйте написать синквейн к произведению В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» - 1 мин.               

  1. Лягушка.

  2. Лупоглазая, толстая.

  3. Соображает, болтает, хвастает.

  4. Изобретает необыкновенный способ летать.

  5. Путешественница.

Проверка работы групп.

  1. рефлексию деятельности применяем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; она даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Предлагаем некоторые приёмы, используемые нами в практике для реализации данного вида рефлексии.

1. Самооценка активности на каждом этапе урока.

Если учитель ведёт урок по традиционной схеме, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху или в форме графика, диаграммы.

2. «Кластеры»

Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

Виды рефлексии, о которых мы говорили, могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Коллективная  и индивидуальная рефлексия имеют свои особенности, на которых мы хотим остановиться.

^ Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия

Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю – тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн, о котором мы уже говорили выше. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели обучения.

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

  Например:

Тема урока: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Что если бы Иванушка не напился воды из копытца?

Что если бы ты оказался на месте купца?

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Гроздь



Приём «Графический организатор» имеет определённый смысл и значение: учащиеся продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение.

^ Коллективная или групповая рефлексия

 Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями.

1. Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:

Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т. п. .

Мы учились вырезать…

Саша мне помог решить…

Многие молчали…

Мы вместе рисовали…

Мы хотели написать… .

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.




Похожие:

Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, icon«я личность» разработанная и подготовленная классным руководителем Улановой Е. В
Помочь определить свою индивидуальность как самобытность, способность стать и быть самим собой – составляет смысл моей воспитательной...
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconЛекция Финансы коммерческих предприятий
Финансы предприятий – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства. Именно в этой сфере формируется основная...
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconРешение этой системы уравнений подтверждает математическое предвидение...
Предлагаю Вашему вниманию решение этой проблемы как решение системы уравнений A. Beal и P. Fermat
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconПрограмма внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность школьников это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на...
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconСколько власть «не привязывай»…
Власть имеет динамичную природу – она очень подвижна. Именно, по этой причине, обладающий властью, старается её удержать, закрепить...
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconРешение о каналах распространения
Важно знать, какую роль продвижение должно сыграть в общей программе маркетинга. В программе маркетинга должны быть отражены видение...
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconРешение задач по генетике с использованием законов Г. Менделя
Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать...
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconТуризм как предпринимательство
Туризм – это большая сфера, объединяющая в себе разные формы предпринимательской деятельности. Свою будущую профессию я хочу связать...
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconИсследование фундаментальных проблем философии
Категории “хаос” и “организованность” как средства рефлексивной организации
Решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность, iconВиды и формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница