Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка




Скачать 33,67 Kb.
НазваниеУстная и письменная речь в школьном курсе русского языка
Дата публикации27.11.2013
Размер33,67 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка

10 класс

(1 ч в неделю; 35 ч)

Повторение пройденного в 5—9 классах (3 ч)

Язык и его единицы. Предложение и текст как коммуникативные единицы, их взаимоотношения.

Орфография: орфограмма, типы орфограмм, опо­знавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм; буквенные орфограммы (в морфемах) и небуквенные орфограммы (между морфемами, слога­ми и словами).

Пунктуация: смысловые отрезки предложения (простого и сложного) и текста, несущие допол­нительную или основную информацию, выделяемую знаками препинания, их опознавательные признаки; знаки препинания и их функции; условия выбора знаков препинания в предложении и тексте.

Текст (7ч)

I. Язык и речь. Текст как произведение речи; при­знаки текста. Текст устный и письменный. Содержа­ние текста и языковое выражение этого содержания (план содержания и план выражения).

Содержание: тема, основная мысль, заглавие; структура текста. Сбор материала; планирование бу­дущего текста на основе собранного материала.

Языковое выражение содержания: отбор языко­вых средств в соответствии с темой, авторским за­мыслом, адресатом, стилем и функционально-смыс­ловым типом речи.

Средства связи частей текста.

Видные ученые-лингвисты, внесшие заметный вклад в разработку теории текста: М. В. Ломоносов, А. Ф. Мерзляков и И. А. Кошанский, А. Н. Веселовский, А. А. Потебня, И. А. Фигуровский, В. В. Вино­градов, В. В. Одинцов, Д. Н. Шмелев и др.

II. Орфография: орфография и письменный текст; сильные и слабые позиции звуков; гласные в при­ставках и корнях слов. Условия выбора в них орфо­грамм.

Пунктуация: знаки завершения в изолированном предложении.

^ Устная речь (7ч)

I. Особенности устной речи (в сравнении с пись­менной), ее спонтанность. Виды устной речи, исполь­зуемые в школе: учебно-научная и публичная речь; сферы применения учебно-научной речи (все виды учебных занятий); сферы применения публичной речи (быт; общественно-политическая деятельность; судопроизводство; обучение; богословская деятель­ность).

Подстили учебно-научной речи (по изучаемым в школе наукам).

Языковые особенности устной речи: интонация, тембр голоса, «срывы» конструкций, лексика и син­таксис.

Видные ученые-лингвисты, внесшие вклад в изучение русской устной речи: В. И. Чернышев, Л. П. Якубинский, А. М. Селищев, В. В. Виноградов, Н. Ю. Шведова и др.

II. Орфоэпия: нормы произношения гласных и со­гласных.

Орфография: орфограммы — гласные и согласные в корнях слов (не после шипящих и ц).

Интонация простого предложения; пунктуация и интонация.
^ Письменная речь (8 ч)

I. Обдуманность, предварительная обработан-ность письменной речи. Функционально-смысловые типы письменной речи (текстов), их структуры. Сти­левые разновидности письменной речи (текстов); раз­говорный, официально-деловой, научный, публицис­тический, художественный стили речи. Сферы их применения.

Особенности языка текстов разных стилей речи.

Лексические, морфологические и синтаксические нормы письменной речи.

Видные ученые-лингвисты, внесшие значитель­ный вклад в изучение письменной речи: В. В. Вино­градов, А. И. Ефимов, Д. Н. Шмелев и др.

П. Орфография: опознавательные признаки орфо­грамм: гласные и согласные в суффиксах.

Пунктуация: выделительные знаки препинания в простом предложении (кроме обособленных второсте­пенных членов).

^ Учебно-научная устная и письменная речь (8 ч)

I. Школьные жанры устной учебно-научной речи: сообщение об одном языковом явлении; сравнитель­ное описание ряда явлений в пределах одного уров­ня; доклад о сходстве и различии языковых явлений разных уровней; доклад по двум-трем источникам об одном и том же языковом или речевом явлении; от­зыв об одном лингвистическом источнике.

Выбор языковых средств в зависимости от темы, адресата и стиля текста.

Школьные жанры письменной учебно-научной ре-и: тезисы, конспект, рецензия, аннотация, статья (сочинения на литературные и свободные темы), ре­ферат (одного, двух, трех источников); структурные особенности каждого жанра.

Выбор языковых средств в зависимости от темы, ханра, адресата и стиля создаваемого устного и пись­менного текста.

II. Орфография: гласные в корнях слов, в суффик­сах и окончаниях после шипящих и ц; буква ь после шипящих в конце слов.

Пунктуация: смысловые отрезки, выделяемые в простом предложении двойными знаками препина­ния.

Повторение

и систематизация пройденного (2 ч)

Похожие:

Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconПисьменная и устная речь – это две формы речевой функции
Письменная и устная речь – это две формы речевой функции. Они являются основным средством общения в человеческом обществе, однако...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconТекста
Речь – язык в действии, язык в работе, когда мы им пользуемся для общения с другими людьми. Речь бывает письменная и устная, монологическая...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconПланирование по курсу «Стилистика» 10 11 класс
«Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе русского языка» (автор М. Т. Баранов)
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconОбучение пересказу как одному из приемов
Устная и письменная речь в жизни ребёнка, в становлении его как личности играет огромную роль. Речь основа всякой умственной деятельности,...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconМетодические рекомендации Агаджанян А. В. учитель-логопед маоу «сош №28»
Нарушения устной и письменной речи у школьников серьезная проблема обучения, так как и письменная и устная речь является средством...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconРодной (русский) язык
На основе усвоения элементарных знаний по грамматике и правописанию у учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconВ процессе изучения литературы
Таким образом, устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconЯзык и речь
Определение места и роли русского языка в кругу других языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconРечевая готовность ребенка
Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко...
Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка iconПланирование уроков русского языка на 2 курсе в группах сварщиков 34 часа
Урок Цели и задачи курса русского языка. Определение уровня сформированности у учащихся умений и навыков по русскому языку
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница