Наследие Франсуазы Дольто




НазваниеНаследие Франсуазы Дольто
Дата публикации27.11.2013
Размер45,3 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Наследие Франсуазы Дольто:

Ребенок - тоже личность

Глубокое знание психоанализа, позволяющее отодвинуть возрастные границы помощи вплоть до первых дней жизни ребенка, а также интуиция терапевта, педагогическая работа с родителями и врачами и борьба в защиту детей делают из Франсуазы Дольто (1908-1988) одну из крупнейших фигур в области изучения раннего детства
Главное достижение учения Франсуазы Дольто заключается в признании ребенка с самого раннего возраста как отдельной личности с точки зрения психоанализа, считающего пациента сюжетом бессознательных желаний. "Наша роль психоаналитиков, - говорила она, - заключается не в том, чтобы желать чего-либо кому-либо, но стать тем, благодаря кому человек сам сможет удовлетворить свои желания".
Врач, проводивший аналитическую практику, Франсуаза Дольто прислушивалась к особым пациентам, считая, что дети уже в возрасте одного года обладают собственным пониманием мира. Она вывела детей из статуса infans, что означает "неимеющих права на речь". "Взрослый считает возмутительным, - говорила она также, - что человеческое существо в детском возрасте может быть ему равным".
Для Фрейда сон и любой патологический симптом представляет собой требующий расшифровки язык. Для Франсуазы Дольто человеческое существо - существо говорящее, даже в том возрасте, когда он еще не умеет говорить. Плод в утробе матери уже проявляет некоторые реакции, - уверенность в этом позволила Дольто услышать и понять то, что составляет "смысл" тела младенца.
К собственному удивлению она открыла, что речь, обращенная к еще не говорящему младенцу, может иметь терапевтическое действие. Вот почему она всегда предлагала родителям разговаривать с ребенком обо всем, что его касается и говорить правду с самого детства. Потому что худшее для человеческого существа - то, что лишено смысл и не проходит через речь.
Для Франсуазы Дольто зачатие является встречей втроем, а не вдвоем: "Каждый ребенок дает себе жизнь своим желанием жить". Тот факт, что эмбрион живет и что материнский организм не отвергает плод, свидетельствует об общем желании жизни. Таким образом, уже с момента зачатия плод является будущим человеческим существом и находится в постоянном общении с матерью. Ее эмоциональное состояние и все переживаемые ею события влияют на его психологическое строение. Мать, "забывающая", что она беременна, может разрешиться ребенком с тяжелыми психическими отклонениями.


Помочь ребенку вырасти
Франсуаза Дольто описывает развитие ребенка как ряд "кастрационных актов": начиная с обрезания пуповины вплоть до анальной, связанной с обучением личной гигиене. Каждый из этих актов является своего рода испытанием, через которое ребенок проходит постепенно взрослея. Ответственность родителей состоит в том, чтобы помочь ему успешно пройти экзамен.
После обрезания пуповины ребенок отказывается от непосредственной связи с матерью и выходит в большой мир. Питание и соска восполняют не только необходимость в питании: ребенок обладает своими желаниями и еда - момент общения и сближения с телом матери. Вот почему "кастрация языка грудничка приводит к умению говорить", утверждает Франсуаза Дольто. Отказавшись от груди и материнского молока, младенец снова отказывается от непосредственного общения с матерью. Освобождение языка и губ дает ему возможность научиться речи. В это время мать должна больше чем когда бы то ни было разговаривать с ребенком.
Научившись ходить, ребенок отдаляется от матери в пространственном смысле. В этом первичном обретении автономии его нельзя сдерживать. Приучение к личной гигиене должно происходить в тот момент, когда ребенок научился достаточному контролю собственных мускулов, а не по принуждению в заранее определенном возрасте. В то же время родители начинают устанавливать определенные ограничения, чтобы обеспечить ребенку безопасность и обучить его первому закону: не вредить другому человеку и не убивать. Если они подходят к этой задаче садистским образом, то есть посредством наказания, им не удастся обучить ребенка трансформировать собственные агрессивные импульсы в социализированные желания. На протяжении всей жизни эти импульсы, отодвинутые в область бессознательного, будут проявляться при малейшей возможности в поистине детской жестокостью.


Половые различия
Открытие разницы между полами представляет для ребенка потерю: мальчик понимает, что не сможет выносить ребенка как его мать, а девочка - что у нее нет столь притягивающего ее мужского полового органа. В этом возрасте (около трех лет) ребенок начинает интересоваться тем, "как делают детей". Речь родителей очень важна для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы и объяснить все, включая и сексуальное удовольствие. Ребенок понимает, что его родители также были зачаты, что все человечество подвержено закону последовательности поколений и что он сам является звеном в этой цепи. В это время отец обладает особой важностью благодаря своей роли родителя.
Значит ли это, что до тех пор ребенок рос в матриархальной среде? Для Франсуазы Дольто отец играет важную роль с самого зачатия. Сначала опосредованно, через мать: отец - это тот, кто отвлекает ее от ребенка, с горечью осознающего в этот момент, что он - не весь мир матери. В три года подбираются все обстоятельства для образования знаменитого эдипова комплекса, который позволяет девочкам и мальчикам выйти за пределы семейного круга и войти в социум.
В чем заключается наследие Франсуазы Дольто? Пятьдесят лет тому назад она выдвинула тезисы, казавшиеся тогда скандальными или абсурдными, а сегодня воспринимаемые как само собой разумеющиеся. Несмотря на то, что она никогда не принадлежала определенной школе, это учение распространилось среди врачей и воспитателей, в первую очередь благодаря педагогической работе, которой Дольто посвятила последние годы жизни. Она также постоянно обращалась к самой широкой публике, как в журнальных статьях, так и по радио в 1970-е гг. Она также сделала психоанализ живым и доступным и дала возможность родителям разработать собственную практику, научиться уважать своего ребенка, прислушиваться к нему и оказывать ему доверие.
Жан-Клод Лиоде

Психоаналитик и психосоциолог

Библиография
• Франсуаза Дольто сегодня. Материалы коллоквиума ЮНЕСКО, 14-17 января 1999. Изд. Галлимар. Париж. 2000.

• Жан-Клод Лиоде. Объяснить Дольто родителям. Изд. Аршипель. Париж. 1998. Перевод на португальский и испанский (2000).

• Бернар Мартино. Ребенок - тоже личность. Изд. Баллан. Париж. 1985.
Франсуаза Дольто:
• Трудность жить. Галлимар. Париж. 1995.

• Речь - это все. Галлимар. Париж. 1995.

• Когда появляется ребенок. Сей. Париж. 1990.

• Автопортрет психоанализа. Сей. Париж. 1989.

• Защита ребенка. Робер Лаффон. Париж. 1985.

Похожие:

Наследие Франсуазы Дольто iconФедерации Номинация «Экологическое наследие»
Номинация «Экологическое наследие» Нарушение билатеральной симметрии листьев дуба черешчатого, как один из показателей оценки окружающей...
Наследие Франсуазы Дольто iconДольто Ф. Обретение самостоятельности
Действие животного отличается от человеческого действия неспособностью животного понять символическое значение своего действия
Наследие Франсуазы Дольто iconТворческое наследие И. Я. Яковлева в развитии образования чуваш Закамья
Поволжье свыше 1200 светских школ, оставил огромное духовное наследие. Описание многих дел, предлагаемое вниманию благосклонных читателей,...
Наследие Франсуазы Дольто iconАльтернативы уголовному преследованию в современном английском праве
Лувенского университета Франсуазы Тулкенс, высказанная применительно к праву сша, может служить лейтмотивом к нашему исследованию...
Наследие Франсуазы Дольто iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Наследие Франсуазы Дольто iconПоложение о детском фольклорном фестивале «Жавороночки» в рамках...
Детский фольклорный фестиваль «Жавороночки» проводится Отделом образования Сердобского района и проходит в рамках мегафестиваля детского...
Наследие Франсуазы Дольто icon"Здравствуй, грусть" роман, с которого началась ранняя и стремительная...
...
Наследие Франсуазы Дольто iconОбразовательная программа дополнительного образования детей (авторская)...
Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся...
Наследие Франсуазы Дольто iconОбластной конкурс методических проектов Наследие сынов земли Воронежской...
Наследие сынов земли Воронежской в духовно-нравственном просвещении подрастающего поколения
Наследие Франсуазы Дольто iconГбоус
«Наследие природы», проводившегося в рамках областного проекта
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница