Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы




НазваниеКурс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы
страница1/12
Дата публикации26.11.2013
Размер2,03 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ПРАВЕДНОСТЬ ЧЕРЕЗ ВЕРУ
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г. в университете Андрюса.
Ганс К. Ларондейл,

доктор богословия.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Главы

1. Праведность через веру в Ветхом Завете

2. Приверженность к традициям и сотериологии иудаизма

3. Ответ Христа учению раввинов

4. Ответ ап. Павла сотериологии раввинов

5. Христос распятый — откровение Божьей праведности

6. Грех и благодать — два разных жизненных состояния

7. Может ли человек, используя все свои моральные качества, победить в себе силу греха с помощью Закона Божьего?

8. Греховная испорченность человека, ее наивысшая кульминация. Римл. 7:14-25

9. Что такое освящение верой? Римл. 6 и 8 главы

10. Освящение — жизнь по духу

11. Роль и назначение наших дел в нашем освящении верой

^ ПРАВЕДНОСТЬ ЧЕРЕЗ ВЕРУ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Для всех нас, Адвентистов Седьмого Дня, истина о праведности через веру является очень ценной, так как мы призваны провозглашать весть третьего Ангела на основе "вечного Евангелия" (Откр. 14:6).

Мы понимаем, что выражение "вечное Евангелие" как "неизменное Евангелие" означает то же самое Евангелие, провозглашенное в Ветхом и в Новом Заветах.

Как церковь, мы верим, что провозглашение трехангельской вести Откровения (14 глава) является второй великой реформацией со дней апостолов и признаем, что весть Лютера, Кальвина и Цвингли, является первой великой реформацией.

Священный долг служителей церкви адвентистов седьмого дня основательно познакомиться с теоретической и практической стороной учения о праведности через веру, высказанного в свое время Мартином Лютером и Джоном Кальвином, чтобы доказать и показать протестантским церквям, что наша весть о праведности через веру является тем же Вечным Евангелием, которое провозглашалось первыми реформаторами.

Показывая, что мы возвещаем ту же самую истину о праведности через веру, которую возвещали Лютер и Кальвин, мы можем рассеять заблуждение протестантов, которые считают, что мы стремимся приобрести праведность посредством соблюдения субботы. Через эту истину, которая является общей для всех верующих, мы можем найти подход к людям других вероисповеданий.

"Наши служители должны особенным образом потрудиться для служителей других церквей... Как вестники Христа мы должны проявить глубокий, живой интерес к этим пастырям стада...

Если это будет сделано, то служители, проповедующие сейчас заблуждение, будут проповедовать истину для настоящего времени".

Весть третьего Ангела должна быть представлена перед ними разумно в ее истинном величии. Необходимо искать Бога ревностно в молитве, тщательно исследовать Писания, потому что умственные силы будут напряжены до предела в поисках путей, которые поставили бы дело Божье на должную высоту... Не думайте, что поставленная перед вами задача слишком высока".

В свете всего сказанного, мы должны понять необходимость тщательного изучения взглядов протестантских реформаторов. Весть третьего Ангела не устраняет, но включает всю прежнюю истинную реформацию.

Изучая с Лютером истину о праведности через веру, мы познакомимся также с точкой зрения римского католицизма по этому вопросу и с тем, как Собор в Тренте исказил и отверг эту истину. Как служители мы должны это знать, чтобы найти мудрый и тактичный подход к католикам.

До того, как Лютер стал великим реформатором, наиболее весомым и значительным словом в Библии, которое внушало ему трепет и смятение, было слово "праведность". Даже когда он читал Римл. 1:17: "В Нем открывается правда (праведность — англ.) Божия от веры в веру", его чувствительная душа трепетала, как тростник от сознания святой праведности Божьей и своего собственного недостоинства в Божьих очах. Поэтому он до предела изнурял себя, совершая поклоны, посты, длительные молитвы и другие предписания католической церкви. Он считал праведность самым выдающимся и величайшим свойством Божьего характера. Представление о Божьей праведности ассоциировалось у Лютера с употреблявшейся в католической церкви греческой и латинской терминологией. По-гречески и по-латински слово "праведность" употреблялось в юридическом смысле как карающая справедливость. Поэтому у средневековых ученых-богословов понятие о Божьей праведности было тождественно понятию "Бог есть Судья".

И вот однажды, когда его душа боролась с Богом, а сердце жаждало праведности и мира, Лютер получил спасительный свет со страниц Священного Писания. Ему открылось действительное значение слова "праведность". В этот же момент его душа изменилась, а сердце наполнилось чудесным ощущением любви и мира Божьего. Это был час рождения Реформации. Ум Лютера внезапно озарился мыслью, что слово "праведность" в 1 главе Послания к Римлянам нужно понимать в значении, содержащемся не в греческом переводе этого слова, а в еврейском: не как требование праведности, а как дар праведности.

Лютер сам свидетельствует о словах, приведенных в 1 главе 17 стихе послания к Римлянам: "После того, как я день и ночь размышлял над значением этих слов, над их смысловой связью, я начал понимать, что праведность Божья является даром Божьим, силой, которой живет праведник.

Таким образом, его страх перед словом "праведность" превратился в любовь, и это слово для него стало наиболее желанным: "истинными вратами рая". Он понял, что праведность не карает, но приносит спасение. Праведность Божья открылась в благой вести о крестной жертве Иисуса Христа, Лютер понял, что Римл. 3:21-22 имеет прямое отношение к Ветхому Завету: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда (праведность — англ.) Божия, через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих".

Таким образом, апостол Павел говорит о том же, что он возвещает не новую истину, которая противоречит Ветхозаветному учению (закону и пророкам). Напротив, Ветхий Завет также свидетельствует об этой истине. Ту же самую мысль апостол Павел высказывает в Послании к Галатам (2:1516) "Мы по природе Иудеи... узнавши, что человек оправдывается не делами закона...".

Каким образом иудеи и раввины могли узнать о праведности через веру? Чему они в действительности учили?

Лютер и Кальвин чувствовали, что их борьба с римскими учеными богословами подобна той борьбе, которую Иисус вел с фарисеями, а апостол Павел с иудеями. Не удивительно, что два послания апостола Павла к Римлянам и к Галатам сыграли такое важное значение в конфликте с Римом.

Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам открывают, что "праведность через веру" фактически является учением Ветхого Завета.

Поэтому прежде, чем мы начнем изучать этот вопрос в посланиях апостола Павла, обратимся к писателям Ветхого Завета, которые свидетельствуют о праведности через веру, чтобы у нас было твердое основание в этом вопросе, особенно когда имеем дело с иудеями в настоящее время. Мы должны показать иудеям, что Новый Завет по существу объясняет Ветхий Завет.

"Иудеи есть везде, и им необходимо принести свет настоящей истины. Среди них многие придут к свету и будут провозглашать о незыблемости закона Божьего с необычной силой..."

"Дремлющие способности иудейского народа необходимо пробудить".

"Когда двери Нового Завета будут отомкнуты ключом Ветхого Завета, многие из иудейской нации будут спасены. Они признают во Христе Спасителя мира, когда откроется, как ясно Новый Завет объясняет Ветхий. Многие из иудейского народа верою примут Христа как их Искупителя".
^ ПРАВЕДНОСТЬ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В Ветхом Завете слово "праведность" никогда не означало понятия, отдельного от Бога или выше Бога, которому Он должен соответствовать или которого достичь. Праведность как абстрактная изолированная нравственная идея или норма является понятием, принятым в греческой философии. Оно не имеет ничего общего с Библейским откровением.

В Ветхом Завете Бог Сам представлен как эталон праведности.

"Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в нем; Он праведен и истинен" (Втор. 32:4; см. также Ис. 45:19).

Следовательно, праведность упоминаемая в Ветхом Завете, не отделима от Бога. Бог Израиля праведен, потому что Он верен Своему Слову, Своим обетованиям, Своему завету. А так как Его обетования не голословны, то Божья праведность проявляется в сфере конкретных действий, в осуществлении обязательств, которые взял на Себя Бог при заключении Завета с Израилем. Таким образом, Божью праведность необходимо рассматривать, только в Библейском смысле, через особое откровение. Библейское слово "праведность" берет свои истоки в религиозном понимании этого слова. Можно сказать, что праведность — это религиозно-нравственное понятие, имеющее свое начало в религии. Божья праведность является, главным образом, религиозным свойством, определенным Божьим естеством и отраженным в Его Завете.

Завет, заключенный с Израилем, является тем не менее заветом благодати. Поэтому в Божьем Завете Его праведность открылась, главным образом, как спасающее действие Божьей благодати.

Однако обратная сторона (дословно — изнанка) этого завета откровения указывает на Божью праведность как на судящую, наказывающую, карающую праведность, когда дело касается нечестивых. Но для избранного народа Божьего праведность открылась как спасающее действие Божье.

Когда израильтяне благодаря чудесному Божьему вмешательству выиграли битву с жителями Ханаана, Девора воспела прекрасную песнь: "Да воспоет хвалу (праведные дела — иностр. пер.) Господа" (Суд. 5:11). Буквально это место звучит еще так: "Да воспоют праведность Господа".

Это проявление Божьей праведности означало, с одной стороны, действия спасения и помощи Израилю, а, с другой стороны, гибель и разрушение нечестивых, так как они воспротивились обетованию Божьего Завета, в котором Он обещал отдать Израилю Ханаанскую землю. Через пророка Михея 6:5 Господь призывает Свой народ не забывать Его благодеяний, проявившихся в избавлении Израиля из Египта, дома рабства, в руковождении Моисея, Аарона и Мариам, "чтобы познать тебе праведные действия (праведность — иностр. пер.) Господни".

Здесь снова Божья праведность проявляется как действие искупительной любви, открытой в конкретных исторических фактах. Бог изначала явил Себя Израилю не как Судья, а как Спаситель.

В Ветхом Завете Божья праведность представлена не как абстрактная идея, а как активное действие, охватывающее все Его дела в прошлом, настоящем и будущем в исполнении Его обетований, данных Израилю при заключении с ним Завета. Поэтому Израиль мог призывать спасающую Божью праведность во время скорби и угнетения.

"На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь, по правде (праведности — англ.) Твоей избавь меня... спаси меня" (Пс. 30:2-3).

"Суди меня по правде (праведности - англ.) Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною" (Пс. 34:24).

"По правде (праведности - англ.) Твоей избавь меня и освободи меня, приклони ухо Твое ко мне и спаси меня" (Пс. 70:2).

В Псалмах 87:12-13; 102:17-18 Божья праведность представлена как синоним благости. В Псалме 102:17-18 сказано: "Милость же Господа от века и до века к боящимся Его и правда (праведность — англ.) Его на сынах сынов, хранящих завет Его, помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их".

Бог считался действительным Царем Израиля, Давид же и Соломон были только представителями Божьими. В Псалме 5:3 Давид обращается к Господу как к своему Царю. Во многих случаях царь выполнял в Израиле роль судьи (2 Цар. 15:3; 3 Цар:3-16). И когда царь Давид молился о даре Божьей праведности для своего сына Соломона в 71 Псалме, мы видим, что эта праведность означала практически помощь, справедливость в отношении угнетенных и насаждение мира и процветания в стране.

"Даруй царю Твой суд и сыну царя Твоего правду (праведность — англ.)... да судит нищих народа, да спасет сынов убогого, и смирит притеснителя" Псалом 71:1-4.
Заметим:

1. Давид молит о праведности как о Божьем даре. Она не является унаследованной от предков добродетелью человека.

2. Праведность — это не просто абстрактная идея, а действующий принцип, который проявляет справедливость к угнетенным; оказывает помощь нищим, спасает убогих. Она не является просто голословным понятием.

3. Праведность открывается также, как ужасная разрушительная сила для нечестивых: "... и смирит притеснителя".
Следовательно, праведность имеет две стороны, или лучше сказать два проявления:

1. Как спасающее действие.

2. Как разрушающее действие. Но преобладает спасающее действие, которое приносит мир избранному народу.

В 71 Псалме Соломон является прототипом Царя Христа, Который только Один может принести мир через Свою спасающую праведность на кресте (Римл. 5:1, 2 Петр. 3:13). Поэтому Иеремия пророчествуя о Нем, (Иер. 23:5-6) называет Христа "Господь оправдание наше", а пророк Исаия 9:6 говорит, что Он является князем мира.

Это свидетельствует о том, что единственный путь спасения в Ветхом Завете это праведность через веру, которая есть действующий дар от Бога.

Еврейское слово "мир" не означает просто отсутствие войны. Дар Божьего оправдания охватывает и присутствие Божье, Его благословения в процветании, изобилии, в гармонии с Богом и человеком.

Также пророк Исаия в 32 главе 15-17 стихах открывает, что мир будет плодом или результатом "праведности", когда на избранный народ изольется Святой Дух (Ис. 32:17).

"Тогда делом правды (праведности — англ.) будет мир и плодом правосудия (праведности — англ.) спокойствие и безопасность вовеки".

Но эта праведность и мир будут дарованы Израилю только в том случае, если он проявит веру и послушание тем обязательствам, которые он принял при заключении завета с Богом (Пс. 48:18).

"О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река и правда твоя — как волны морские".

Следовательно, от Израиля требовалось освящение верой, повиновение в вере, открытой им Божьей воле. Таким образом, Божья спасающая праведность могла быть удержана только при условии охотного послушания открытой им воле их Спасителя. В Ветхом Завете показано, что оправдание верой без освящения невозможно.
В Ветхом Завете Божья праведность проявилась не только в избавлении Израиля от его врагов, но и в наказании неверного Израиля. Пророк Осия был вынужден провозгласить такую весть: (4:1) "Суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (Ос. 4:1).

Поэтому пленение Израиля также является проявлением Божьей праведности, Его справедливости. Бог верен Своему Завету и очищает Израиль, чтобы сделать его возрожденным и верным Себе. (Втор. 28, 30:1-3; Дан. 9:9-19; Иер. 30:33; Неем. 1:3-11; Пс. 104, 105; Осия 11:7-11).

Пророк Осия поясняет, что принятие Божьей праведности означает принятие Божьей любви и верности: "И обручу тебя Мне навек и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии и обручу тебя Мне в верности" (Осия 2:19-20).

А пророк Исаия в 40-66 главах часто повторяет обетования, что Израиль, бывший в чужеземном плену, вскоре увидит Божью праведность, явленную во благо ему. Послушайте, как Божья праведность служила основанием надежде на спасение угнетенного Израиля:

"Не бойся, ибо Я — с тобою, не смущайся, ибо Я — Бог твой, Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды (праведности — англ.) Моей" (Ис. 41:10, см. также 42:6, 46:8).

В Ис. 50:8-9 сокрушенный слуга Израиля смело провозглашает: "Близок оправдывающий меня... Вот Господь Бог помогает мне..."

Здесь Божье действие оправдания означает не карающий суд, а явное проявление справедливости и помощи Своему сокрушенному слуге. В Ис.51:4-5 Божья праведность тождественны спасению.

В 39 Псалме Давид свидетельствует, как доверяясь Господу, он получил великое избавление во время крайней нужды. В 11 стихе он говорит:

"Правды (праведности — англ.) Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости (дословно — верности завету) Твоей...".

Все четыре слова: праведность, верность, спасение, милость — являются синонимами. Каждое из них включает и объясняет смысл и значение всех других... Даниил говорит, обращаясь к Богу в молитве (9:16-18). "Господи, по всей правде Твоей (буквально — праведности) да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима. Ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие".

Божья праведность и милость являются синонимами (тождественными понятиями). Бог праведен, когда проявляет милость. Бог исполнен праведности и милости. Но только в Ис. 53 дан ключ для истинного понимания Божьей праведности в Ветхом завете. 53 глава книги пророка Исаии открывает, почему Божья праведность является не только карающей справедливостью, но прежде всего — спасающей праведностью. Эта глава показывает, что основание Завета благодати лежит не в простой снисходительности ко греху, а в Божьей милости и благодати, которые являются неоспоримым проявлением Божьей праведности. Это чудесная благодать и Божья праведность, которой нет цены!

Божья благодать и Божья праведность не соединены между собою каким-то искусственным путем.

В Боге нет полуправедности с преобладанием благодати над праведностью. Пророк открывает, что Божья благодать к Израилю основывается на проявлении праведности в искупительной жертве безгрешного Мессии как слуги Божьего.

А что это искупление является Божественным действием, открыто в шестом стихе: "Господь возложил на Него грехи всех нас...". Благодать и праведность неразрывно переплетены здесь между собою в одном действии спасения, являющемся Божьим неоспоримым даром спасающей праведности. Эта истина побуждает человека не заслуживать этот дар своими силами, но принять его через веру. Сын Божий как слуга Божий "предал душу Свою на смерть" (ст. 12), но, совершив это, Он тот же самый слуга "узрит потомство долговечное... и оправдает многих", потому что "грехи их на Себе донесет" (ст. 10-11).

Таким образом, после Своего воскресения из мертвых Он "возвысится и возвеличится" (Ис. 52:13), так как совершит дело оправдания ценой Своей искупительной крови. Обратим внимание на слова: "грехи их на Себе понесет".

Следовательно, пророк Исаия открывает, что Божье оправдание основывается на искупительной смерти Мессии, или Христа как посредника между Богом и людьми. Елена Уайт дает следующий комментарий: "Как Заместитель и Поручатель за грешного человека, Христос должен был перенести на Себе гнев Божественной справедливости".

Далее она объясняет, что это была Божественная справедливость без заступника. Оправдание и прощение в Ветхом Завете стало возможным только благодаря тому, что Бог Сам предусмотрел Ходатая, Который пострадал даже до смерти, перенося на Себе гнев Божьей справедливости. Таким образом, залог прощения греха с Божьей стороны является жертва Мессии. Чудесное уверение в Божьей спасающей праведности, данное Аврааму (Быт. 15:6), как и обетование в прощении наших грехов (Ис. 1:18), предлагается Богом только на условии принятия Божественного Ходатая. Божья праведность заключается в прощении вины кающегося грешника благодаря заступничеству Божественного Ходатая. Следовательно, Божья благодать находится не в противоречии, но в гармонии с Его праведностью. Поэтому Давид и мог молиться в Псалме 50:16: " Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду (праведность — англ.) Твою".

Вся система жертвенного служения, совершаемая в прошлом во святилище, все пророчества о благоденствии и праведном правлении Мессии основаны только на Божественном искуплении, осуществленном Ходатаем, как об этом возвещено в Исаии 53 главе. Жертвенное служение само по себе без веры в грядущего Мессию бессмысленно и бесполезно. Кровь животных не может прощать грехи, но она есть единственный, предназначенный Богом путь для искупления, так как: "Я назначил ее вам для жертвенника" (Лев. 17:11).

Пророк Исаия показывает, что ни животное, приносимое в жертву, ни упование на свои собственные заслуги не могли ни оправдать, ни спасти Израильтян . "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои, ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну. Припомни Мне, станем судиться, говори ты, чтобы оправдаться" (Ис. 43:25-26).

Невозможно! В Ветхом Завете Бог не принимает праведности через человеческие заслуги. Обратите внимание на Ис. 45:21 "Нет иного Бога, кроме Меня, — Бога праведного и спасающего... ко мне обратитесь и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог и нет иного... (ст. 22). Только у Господа, будут говорить о Мне, правда (праведность — англ.) и сила... (ст. 24) Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево" (ст. 25).

Как ясно пророк Исаия учит истине о праведности только через веру! Теперь мы можем узнать, почему оправданные израильтяне назывались в Ветхом Завете праведными.
^ ПРАВЕДНЫЙ НАРОД
В очах Божьих праведными считаются не только те, кто соблюдает Его завет, но и те, кто принимает этот завет, его обязательства, чтобы иметь общение с Богом и в страхе Божьем ходить перед Ним. Это особенно ясно из 1 Псалма, да и вся книга Псалмов говорит об этом. Послушаем вдохновенное утверждение в Псалме 1:6: "Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет".

Если вы не находитесь в числе праведных, значит вы являетесь нечестивым человеком. Из этих рассуждений можно снова сделать вывод, что термин "праведный" является скорее всего религиозным, чем просто термином, относящимся к сфере нравственности. В противоположность праведному человеку представлен нечестивый человек, т. е. человек, живущий без Бога. Праведный человек — это человек, который, во-первых, на собственном опыте имеет познание Самого Бога и Его завета, во-вторых, имеет понятие, что значит поступать правильно, познание правого пути. Сначала Бог, потом нравственная сторона, таков порядок.

В Псалме 24:1 об этом ясно сказано: "К Тебе, Господи, возношу душу мою, Боже мой! На Тебя уповаю..." И в 4-5 ст. читаем: "Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою, и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего..."

В начале всегда следует откровение о Боге как Боге спасения. Затем появляется нужда в Божьей истине, Его законе, или учении. Сначала спасение, а затем послушание из-за чувства благодарности.

"Научи меня, ибо Ты Бог спасения моего".

Также и 14 стих показывает, что вначале к человеку приходит страх Божий, а затем в завете ему открывается воля Божья.

"Тайна (общение — англ.) Господа — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (См. Пс. 118:17-20, 28-42). Праведник любит Божий Закон, Божьи заповеди только потому, что он любит Бога спасения своего.

Вспомним, что вначале Бог открыл Себя Израилю как Великий Спаситель, Который вывел из Египта, из дома рабства, а затем Он дал им Свой закон. Этот десятисловный закон был не только изречен Самим Богом с горы Синай, как об этом сказано в 20 главе книги Исход, но и постоянно хранился в письменной форме во святилище под престолом милости. Закон был внедрен в благодать. А что израильская религия никогда не была основана на формальном юридическом принципе, видно из слов Моисея: "Внимай и слушай, Израиль, в день сей ты сделался народом Господа, Бога твоего. Итак, слушай гласа Господа Бога твоего, исполняй заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня" (Втор. 27:9-10).

Почему необходимо послушание Богу и Его закону? Чтобы стать Его народом или стать праведными? Нет! Так как в день сей вы обрели спасение и стали Божьим народом, то поэтому из чувства благодарности и любви, мы обязаны повиноваться Ему как своему Спасителю-Царю (см. Втор.7:6-11, 12:1, 14:2, 21, 18:9, 26:1, 17; 30:11-12).

Выдающийся исследователь Ветхого Завета Герхальд фон Рэд дает следующие выразительные объяснения всем этим стихам, взятым из Второзакония:

"Цель книги Второзакония заключается в том, чтобы побудить израильтян прислушиваться к откровению воли Божьей при всех обстоятельствах. Но послушание, к которому призывает Бог в книге Второзакония, не является необходимым условием, предшествующим избранию.

Здесь скорее наблюдается обратный порядок. Это особенно ясно выражено во Втор. 27:9. Точно так же и во Втор. 14:1 сказано, что израильтяне не должны совершать языческие обряды по умершим, потому что "ты народ святой у Господа" (Втор. 7:6). Поэтому совершенно невозможно понимать "заповеди", данные во Второзаконии, как "закон" в теологическом понимании этого слова, будто Второзаконие учит израильтян зарабатывать спасение своими усилиями, своим послушанием.

Далее, все повеления являются просто великолепным объяснением заповеди, призывающей любить Господа и держаться Его Одного (Втор. 6:4). Эта любовь является возвращением любви Божьей, которая покоилась на Израиле. Поэтому многие повеления во Второзаконии иногда прямо, иногда косвенно призывают показать на деле благодарность Господу. И автор Второзакония считает это легко выполнимым.

Божье избрание и Его любовь предшествовали даже в такие моменты, когда внешне казалось, что спасение зависит от самого Израиля, его заслуг. Таким образом, Божьи повеления являются скорее "словами утешения", обращенными к Израилю, которые призывают Израиль ради его же блага принять предлагаемое Богом и со своей стороны ответить признательностью и послушанием.

Вслед за этими повелениями следует Божье повеление: "Ибо ты народ святый у Господа" (Втор. 7:6, 14; 2:21; 26:18). В Новом Завете также встречается подобное сопоставление.

Нам снова необходимо вернуться к важному месту во Втор. 30:11-14. Взаимоотношения между Богом и Израилем становятся совершенно ясными через это откровение воли Божьей. В этих стихах содержится мысль, что нет ничего более абсурдного, если Израиль снова сделает понимание воли Божьей затруднительным для себя, ибо "Весьма близко к тебе слово сие: ибо оно в устах твоих и в сердце твоем". Закон имеет то же назначение и тот же смысл, как и в проповеди апостолов. Там также содержатся повеления и заверения в Божьем избрании. Они никоим образом не умаляли вести о благодати Божьей. Вся книга Второзакония насыщена духом великого беспокойства о том,что Израиль может отвергнуть призыв Божий и потерять право на спасение" (О. Г. Т. 1962 г. 229-231).

Только в этом свете нужно понимать любовь Израиля к Божьему закону (торе), как о ней сказано в Псалмах 1, 18, 118.

"Блажен муж... в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь" (Пс. 1:2).

Заметим, что здесь ничего не сказано об исполнении закона. Псалмист мыслит глубже. Праведник любит закон, он живет словом Божьим.

Это показывает, как далеко от формализма понятие о благочестивом человеке в Ветхом Завете.

Для него закон не является тягостным бременем (см. Пс. 118:36, 47, 79). Конечно, такая любовь к Божьему закону приводит к жизни, соответствующей этому закону (Пс. 118). Здесь наблюдается тот же религиозно-нравственный порядок.

Поэтому грех является не просто нарушением нравственного кодекса, а восстанием против Самого Бога. Г р е х понятие религиозное, он прежде всего нарушает союз, гармоничное взаимоотношение (единство) с Богом (Ис. 59:2). Поэтому праведный человек, по Ветхому Завету, — это более, чем просто нравственный человек. Это прежде всего религиозный человек, который принял от "Бога спасения своего" вначале благодать, а затем слово наставления (буквально — тору, или закон) Пс. 77:1, т. е. норму праведности, которая целиком зависит от Божественного естества.

Божий Закон (тора) включает, однако, не только десятисловие, но и всю систему жертвенного служения, совершаемого во святилище. Тора означает открытое Богом указание, наставление, совокупность всех откровений воли Божьей... Таким образом, тора также побуждает упражнять веру, доверяться Божьей благодати. Она указывает на средство, через которое согрешивший может очиститься от своего греха. Таким образом, в торе представлены и закон, и благодать. (По мнению большинства исследователей Ветхого Завета, слово "тора" переводится словом "закон").

Такой перевод не является исчерпывающим и не совсем верен. Правильнее было бы сказать, что тора — это открытые предписания или "учение Господа".

Теперь посмотрим, почему соблюдение Торы или Завета не подразумевало безгрешного состояния или нравственного совершенства и как закон, или тора могла укрепить душу (Пс. 118:18, 18:8) и открывать чудеса.

Соблюдение завета не означало в буквальном смысле соблюдение закона. Согласно предписаниям относительно служения во святилище, согрешивший израильтянин должен был исповедать свою вину и привести жертву за грех. На этом условии он получал прощение и примирение с Богом. Таков был путь получения праведности через веру перед Богом в Ветхом Завете. Все это входило в завет, или Завет благодати. Заметим, как путь во святилище описан в Псал. 117:19-20: "Отворите мне врата правды (праведности — англ.), войду в них и прославлю Господа,... праведные войдут в них".

Во многих псалмах праведность представлена, не как упование на личные заслуги человека, его нравственное совершенство или безгрешность, а как союз с Заветом милости и благодати, смиренное хождение пред Богом (Мих. 6:6-8). Праведный человек любит "место жилища славы Божией", потому что он ненавидит грех и жаждет благодати (Пс. 25:8-11). Поэтому блаженным израильтянин назван не только потому, что он любит закон Божий, день и ночь размышляет о нем (Пс. 1). Но в 31 Псалме псалмист называет "блаженным" также того, "кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты. Блажен человек, кому Господь не вменит греха и чьем духе нет лукавства" (Ст. 1, 2). Почему кающийся израильтянин, идущий ко святилищу, назван "блаженным"? Что в действительности означает "прощение греха"? Оно означает не вменение в вину. Однако апостол Павел не удовлетворяется таким ответом.

В послании к Римлянам 4:6-8 апостол дает объяснение Псал. 31:1-2: "Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел..." Следовательно, и в Ветхом Завете прощение грехов означает праведность через веру. Служение во святилище так ясно и определенно свидетельствует о праведности не через дела, а через веру в обещанного Богом Агнца. Поэтому праведным израильтянином в действительности считается тот, кто оправдан верою и живет, освященный верою (см. Пс. 18; 118).

Праведный человек по Ветхому Завету знает, что эта праведность является даром благодати. Он испытывает радость спасения и всю честь воздает своему Богу. Об этом образно говорит пророк Исаия: "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды (праведности — англ.) одел меня" (Ис. 61:10).

Разве эти слова не являются ясным признанием того факта, что праведность приобретается только через веру? Праведник в Ветхом Завете никогда не полагался на свои добрые дела и всегда сознавал, что живет в присутствии Святого Бога. Заметим, как радость от опрадания верою сочетается у пророка Исаии с глубоким сознанием собственной вины: "Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда..." (Ис. 64:6).

В молитве Даниила (Дан. 9:16-18), как и у пророка Исаии, исключается всякое хвастовство, всякое упование на свою праведность. Послушайте, как Давид говорит о состоянии Израиля перед Богом в Псал. 142:2 (утверждение, на которое Павел ссылается в Гал. 2:16) "И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих".

Но тем не менее Давид имеет надежду на оправдание благодатью, полагаясь полностью и исключительно на Божью спасающую праведность: "Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине (верности — англ.) Твоей, услышь меня по правде (праведности — англ.) Твоей" (ст. 1).

Здесь Божья спасающая праведность простирается во свете Божьей верности. Бог верен Своим планам и завету благодати ( см. Ис. 25:1).

Моисей говорит о Боге, как о "Боге верном" (Втор. 32:4). Ефам Израхит также провозглашает о Божьей верности и милости, потому что они "утверждены навеки" (Пс. 88:1-9). В Псалме 118:86 также сказано: "Все заповеди Твои — истина" (верны — англ.).

Израильтянин, который верил Богу не только своим разумом, но и своим сердцем, на личном опыте испытал Божью праведность как "спасающую помощь" (Пс. 39:11), как Божью верность Своему Завету, как Божье спасение. В его уста будет вложена новая песнь, возвещающая что "блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою" (ст. 4:6).

Таково духовное состояние праведника по Ветхому Завету, его сердце изменилось, испытав на себе Божью спасающую праведность. Он понял, что ни жертвы и всесожжения угодны Богу, а искреннее, от всего сердца, радостное и благодарное исполнение воли Божьей: "Я желаю исполнить волю твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс.39:7-9).

Как прекрасно описан праведный израильтянин в Псалме 5:12-13: "И возрадются все, уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им, и будут хвалиться тобою любящие имя Твое ... Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением как щитом венчаешь его".

Как замечательно показано здесь, что праведник непоколебимо уповает на Господа и любит имя Его, его уверенность тверда и нерушима.

Суммируя все качества праведного человека по Ветхому Завету, мы можем сказать, что праведный израильтянин — это прежде всего религиозно, а не нравственно совершенный человек, исполняющий все обязательства Завета Благодати. Поэтому праведники в Ветхом Завете описаны как люди, которые:

1. Любят Бога, доверяются Ему и всем сердцем уповают на Него (Пс. 5:12-13, 13:5-6, 15:1-8, 17:2-3 и т. д.).

2. Сознают свою вину перед Богом и умоляют о прощении, милости и благодати как Божьей спасающей праведности (Пс. 4:2, 6-8; 18:13-14; 31:50; 129:3, 4:12, 142:2).

3. Боятся Бога, имеют сокрушенное сердце и смиренный дух (Пс. 24:12-14; 14:32; 1:18; 33:8-23; 102:17-18; Ис. 57:15).

4. Живут в соответствии с открытой волей Божьей, любят всем сердцем Его заповеди, потому что Божий закон вписан в их сердца (Пс. 1:18, 24; 36:118).

5. Приходят ко святилищу, чтобы найти очищение от греха (Пс. 25:6-12; 117:19-21; 50:16-21) и славить имя Божье (Пс. 42:99).

Мы читаем, что часто эти праведники подвергались унижению и преследованию со стороны нечестивых людей, даже в самом Израиле (Пс.9:21-39; 10:13-16 и т. д.). Но они доверялись Господу и стояли непоколебимо в вере "как город Сион, не подвигнется" (Пс. 124:1). Они изменялись по подобию их Бога, поступая по истине (Прит. 12:22; 28:20), избирая путь верности, который есть путь Божьих заповедей (Пс. 118:30-35). Почему? В псалме 36:28-34 мы читаем:

"Ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохраняются они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него, не поколеблются стопы его. Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его. Но Господь не отдаст его в руки его, и не допустит обвинить его, когда он будет судим. Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю, и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь".

Праведник по Ветхому Завету повинуется Богу и Его закону не для того, чтобы заслужить праведность и спасение, ибо Израилю, как свободному Божьему народу, при его избрании предложена была праведность через веру. Поэтому Божий закон вписан в сердце праведника и повиновение Богу вызвано любовью и благодарностью.

Суммарный вывод, который делает Герхард фон Рэд о цели книги Второзаконие применим также ко всему Ветхому Завету.

"Вместе с избранием Израилю была дарована надежда спасения. Взаимоотношения Израиля с Богом стали свободными, близкими, потому что дар Божий включал в себя все. Спасение не нужно было зарабатывать своими личными усилиями (Втор. 30:11-14). Таким образом, соблюдение заповедей никак не предшествовало спасению. Действительно, провозглашение заповедей совершается одновременно с избранием и послушанием, в любом случае может следовать только после дела спасения, совершенного Богом (Изучение Второз. Лондон 1953 г., с. 71-72).

И наконец, два текста Священного Писания требуют нашего особого внимания. Первый текст Ис. 7:9, где мы слышим весть пророка Исаии к царю Иудейскому его дней, которому угрожали сильные враги. "Если вы не верите, то потому что вы не удостоверены (ср. 2 Пар. 20:20). В Еврейском подлиннике эти слова звучат так: "Если вы не будете иметь твердой уверенности, то не получите подтверждения".

Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с необыкновенными явлениями, а именно, что в Ветхом Завете слово "верить" означает верить всем сердцем и душою, то есть иметь живую личную веру, как выражаются в настоящее время некоторые христиане. Вера Авраама, о которой упоминается в Быт. 15:6 и которая вменилась ему Господом в праведность, имеет то же значение, что у Ис. 7:9. Она означает доверяться, иметь твердую уверенность, полагаться на Бога, Его закон, Его завет, Его тору. Эта полная вера или доверие соединяет верующую душу с Богом, побуждает человека возложить свое упование на Скалу веков. И тогда ни один враг не сможет поколебать его, ибо его жизнь сокрыта в Боге (ср. Пс. 36:32-34; 124:1; 72:26).

В книге пророка Аввакума 2:4 также содержится весть для праведного и говорится о том, что существует два рода людей: праведные и нечестивые. Вся вторая глава книги пророка Аввакума говорит о том же контрасте между надвигающейся опасностью от рук вавилонян в земле Иудейской.

"Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет" (ст. 4).

В противоположность самоуверенному, полному самомнения нечестивому человеку, который погибнет в бедствии, грядущем на Иудею, праведник останется жив благодаря своей вере, верности, или полному непоколебимому доверию Его торе. (Здесь не указано: "оправданный верою жив будет").

Истина, гласящая, что жив будет только праведный, — не новая истина. Она уже встречается в 1 и 36 псалмах. В данном случае Аввакум ясно указывает, каким путем праведный будет спасен: благодаря своей живой действующей вере, полному доверию Господу, своему единству с Богом и Его торой (см. Пс. 118:105-112).

Мартин Бабер дал замечательное объяснение слову "вера" в Аввак. 2:4, говоря, что праведник жив будет благодаря тому, что он "верен вечному Богу", указывая на 72 Псалом 26 стих: "Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек".

Эти приведенные тексты из книги пророка Аввакума и Псалмов указывают на одну из наиболее важных и утешительных истин старозаветной эсхатологии (эсхатология — учение о конечной судьбе мира и человека), несмотря ни на какие внешние даже критические обстоятельства. Праведник будет жив, только уповая в непоколебимой вере и доверии на Господа, свою крепость и скалу.

Бабер в своей книге старается показать, что взаимоотношения человека с Богом в Ветхом Завете имеют более глубокую основу и совершенно отличаются от тех же взаимоотношений в Новом Завете, он утверждает, что в Ветхом Завете они были основаны на прямом доверии, а в Новом — на интеллектуальном действии веры в Иисуса Христа. Это приводит, однако, к недостаточной оценке обоих Заветов, так как и в Ветхом, и в Новом Заветах одинаково необходима вера в спасительное Божье Провидение, проявляющееся в истории человека (Суд. 5:11; Мих. 6:6).

А как обстоит дело в Новом Завете? Какое значение имеет вера в учении Нового Завета? Не умалил ли апостол Павел необходимость веры в своих посланиях? Только систематическое изучение вопроса о праведности через веру в его посланиях приводит к неопровержимому свидетельству (убеждению), что Новый Завет не изменил пути спасения, открытого в Ветхом Завете. Этот путь лежит только в праведности через веру в Иисуса Христа.

Фактически апостол Павел ничего не прибавляет и не убавляет к истине о праведности через веру, открытой в Ветхом Завете. Напротив, задачей апостола Павла было показать, как в кресте Иисуса Христа достиг своего великого осуществления план спасения, совершенный Понесшим на Себе грехи мира (Ис. 53). Эта весть не изменяет, но подтверждает ветхозаветное свидетельство. Иисус Христос является, по словам апостола Павла, великим Божественным "да" ветхозаветному учению: "Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь" — во славу Божию через нас" (2 Кор. 1:20). Это означает не устранение, а утверждение ветхозаветных обетований и Божьей праведности. Мартин Бабер неправильно понимал и отрицал ясность, с которой Новый Завет объясняет Ветхий Завет.
Но прежде, чем мы начнем изучение истины о праведности через веру, изложенной в Новом Завете, нам необходимо в начале ознакомиться с сотериологией (сотериология — наука о спасении и изучении ее; толковый словарь) раввинов в иудаизме. Мы должны выяснить, как иудаизм первого столетия исказил ветхозаветную истину об оправдании и освящении верой в Мессию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconСтатья в курс лекций об эзотерики «тринадцать врат»
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. У автора давно была мысль...
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconЭта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в...
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. У автора давно была мысль...
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconЭта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в...
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. У автора давно была мысль...
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconКнига А. Гарнака “Сущность христианства” пред­ставляет из себя стенографическую...
Гар­нак обладает большою религиозней чуткостью, громад­ным вниманием внутренним к тому, что исследует, и громадною любовью, которая...
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconПредлагаемая вниманию читателя книга написана на основе лекций, прочитанных...
Предлагаемая вниманию читателя книга написана на основе лекций, прочитанных автором в Москве в течение 1987 года для начинающих астрологов....
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconКурс лекций по высшей геодезии ( раздел «теоретическая геодезия» )
Курс лекций ведется на кафедре прикладной геодезии и фотограмметрии Полоцкого государственного университета для студентов специальности...
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconКурс лекций для студентов заочного факультета самара
Системное программирование: Курс лекций / О. П. Солдатова, С. В. Востокин. Самар гос аэрокосм ун-т. Самара, 2002. С. 127
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconДоклады, заслушанные на конгрессе немецкого (фрг) каучукового общества....
Задачи промышленности каучука в 1966 г., Пром. Ск, №1, цниитэнефтехим, 1966, стр. 1
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconУчебник: Доцент, к э. н. Матвеева Татьяна Юрьевна «макроэкономика,...
Курс изучается не параграфами, а главами: 1 учебная неделя- 1 глава. Итого: 9 глав- 9 учебных недель. Главы разделены на параграфы...
Курс лекций об оправдании и освящении верой во Христа, прочитанных осенью 1966 г в университете Андрюса. Ганс К. Ларондейл, доктор богословия. Оглавление главы iconФельдшерское отделение
Конспект лекций по инфекционным болезням прочитанных Е. В. Ворониной и Е. М. Медниковой: 2004/2005 учебный год, VII семестр
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница