Н. Е. Самохина кандидат философских наук




Скачать 92.11 Kb.
НазваниеН. Е. Самохина кандидат философских наук
Дата публикации22.11.2013
Размер92.11 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Н.Е.Самохина

кандидат философских наук,

Москва
ЖИВАЯ ЭТИКА И ДУХОВНАЯ МИССИЯ РОССИИ

Среди основных понятий индийской философии особенно выделяются понятия кармы и свадхармы, тесно связанные между собой. Если категория кармы часто обозначает судьбу индивидуума, народа или государства, то понятие свадхармы означает высшее предназначение, социальный долг человека или нации, обусловленный кармическим предопределением. Особая миссия России — миссия духовного характера — также была предназначена ей загадочными путями национальной кармы. Интуитивисты и пророки прежних времен знали это предначертание. В прежнее же столетие, вплотную приблизившее мир к великим сужденным срокам, о духовной миссии России заговорили уже открыто. Писатели и философы (такие как А.С.Хомяков, А.Белый, А.А.Блок, Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев), обладавшие большой интуицией, поняли и отразили духовное предназначение России в своем творчестве.

Об этом же сказали выдающиеся духовные и общественные деятели Индии — Рамакришна и Вивекананда, провозгласившие, что Россия поведет за собой весь мир, но дорогу ей укажет Индия.

В чем же именно должна проявиться ведущая роль России по отношению ко всему остальному миру? Прежде всего в распространении истинных знаний о новой эпохе, которая приходит на нашу планету, о тех новых условиях, которые будут принесены в нашу жизнь изменившимися космическими условиями, и о том, какой должна стать жизнь человечества в этих условиях, чтобы космический огонь, приходящий на Землю, не стал для нее разрушительным и гибельным. Эти знания, жизненно необходимые всему человечеству, были изложены в научно-философском Учении Живой Этики — Учении, несущем в себе принципиально новый тип мировоззрения.

Современное человечество не знает всей грозной опасности, в какой оно находится. Даже наша экспериментальная наука, которой открыты лишь незначительные аспекты космической действительности, окружающей планету, и то сделала вывод о небывалом экологическом кризисе на Земле и заговорила о реальной угрозе для жизни человечества. В Учении Живой Этики, совмещающей в себе прозрения духовных Учителей прошлого с еще невиданным на Земле космическим уровнем развития науки, проблема выживания человечества в грядущих катаклизмах имеет системный, научный и практический характер. В Учении Живой Этики есть разные аспекты и области знаний. Некоторые из них касаются достаточно далекого будущего планеты и намечают вехи грядущего развития науки на целые столетия вперед. Но некоторые аспекты Учения касаются ближайшей исторической и космической реальности, ожидающей нас.

Строки Учения, посвященные ближайшему будущему человечества, звучат набатом: «Пусть ученые скажут, что произойдет, если пространственное электричество будет напряжено до бесконечности. Пусть расскажут, чем кончится непомерное напряжение. Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением», — писала Е.И.Рерих в своих письмах1. В книгах Учения сказано: «Не случайно люди вспоминают о старых пророчествах, об изменении небосклона. Нарушение равновесия планеты действительно вызовет многие троякие манифестации. Не только могут быть зримы новые небесные тела, но сам химизм Светил может измениться и, конечно, поражающе подействует на обитателей Земли. Итак, когда люди утешаются базарами и ярмарками, уже готовятся грозные события. Потому так неотложно нужно твердить о Живой Этике». Именно эту важнейшую миссию — миссию духовной просветительской работы, миссию распространения нового мирового Учения Жизни — Великие Учителя человечества возложили на Россию.

Какое значение придается Великими Учителями и их ближайшими сподвижниками — семьей Рерихов — задаче распространения нового Учения и просветительской работе на его основе, хорошо понятно из писем Е.И.Рерих своим друзьям:

«Вы — сеятели зерен Дружелюбия... двигаете развитием культурного понимания, умения, знания и искусства и подымаете Знамя Мира, Знамя Владык над культурным строительством во всех странах мира. И, как завершение, предлагаете познание Живой Этики, Учения будущей эры. Такая программа вмещает все системы основы строительства Жизни во всей целости. Потому, родные, Вы должны всею силою духа утвердиться в Вашей великой задаче стать провозвестниками идущей новой Эпохи...»2.

Быть провозвестниками новой эпохи — это и есть та великая духовная миссия, которая суждена была Ивану Стотысячному Великим Учителем Света, Учение которого началось словами: «В Новую Россию моя первая весть»3.

Как же откликнулась Россия на эту высокую предопределенность. Сложились ли в ней интеллектуальные и духовные предпосылки, необходимые для выполнения ее духовной миссии? История развития культуры в России убедительно свидетельствует о том, что российская почва и русский менталитет оказались наиболее подходящими для принятия основ нового Учения.

Лучшие умы России задолго до появления нового учения предчувствовали особое, мессианское будущее своей страны. Конечно, знание духовного предназначения России было дано им не в виде научных утверждений, а в форме интуитивных прозрений и предчувствий, часто скорее поэтического, чем логического характера. Особенно ярко тема духовного избранничества России звучала в поэзии и философии Серебряного века. Да и сам Серебряный век, словно в преддверии новых времен, принес с собой небывалый взлет русской культуры. Культурный подъем наметился в России уже в XVIII веке. Российская культура XVIII и XIX веков дала миру плеяду выдающихся ученых, просветителей, композиторов, художников, поэтов, писателей, философов, общественных деятелей. Не случайно один из американских культурологов высказал идею о том, что в истории мировой цивилизации было три периода наибольшего подъема культуры: античность, итальянское Возрождение и русский XVIII век. Каждый новый подъем культуры неизменно приносил с собой и новые идеи, способные двигать духовную эволюцию не только той страны, где совершился этот взлет культурного развития, но и других стран и народов. Новые идеи, открытия, достижения и концепции принес миру невиданный размах российской культуры. «Российский Ренессанс» XVIII—XIX веков не просто внес свой вклад в мировую культуру — он сыграл большую роль в появлении зачатков нового мировоззрения и нового знания об ожидающей нас исторической и духовной реальности.

Не будет преувеличением сказать, что эпоха расцвета российской культуры подготовила духовную и интеллектуальную почву для появления в России мировоззрения принципиально нового типа — мировоззрения Живой Этики, сочетающего в своей системе методы научного и духовно-философского анализа и осмысления окружающей действительности. Почему именно культуру Живая Этика считает движущим фактором эволюции человечества? Потому что культура оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения всех членов общества. Культура несет новые идеи и новые знания во всех своих направлениях — не только в науке, но и в литературе, философии, поэзии, даже в живописи и музыке. Ведь каждое произведение искусства содержит в себе какие-то идеи. Именно эти идеи рано или поздно становятся достоянием общественного сознания, тем самым развивая и улучшая умы и души людей и поднимая их на новую эволюционную ступень. Вероятно, самую активную роль в этой исторической задаче — задаче формирования мировоззрения в современную эпоху выполняет наука. Научное мировоззрение, пришедшее на смену мифологическому и религиозному, стало основным типом мировоззрения. От того, насколько продвинулась наука в своем развитии, зависит, в конечном итоге, и качественный уровень мировоззрения, свойственного обществу.

Российская наука XVIII—XIX веков обогатила мировую культуру новыми открытиями и идеями. Достижения российской науки объективно способствовали расширению представлений о мире и человеке, свойственных прежним эпохам. Задача расширения сознания человечества всегда упиралась в расширение его мировоззрения, обогащение его новыми идеями и знаниями.

Новое мировоззрение Живой Этики возникло не на пустом месте — оно пришло на подготовленную лучшими умами почву. Исследования знаменитых ученых и философов-космистов А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского и их последователей заложили основы нового понимания космических явлений и их взаимосвязи с жизнью общества. Философия космизма и научные исследования наших гениальных соотечественников совершили в свое время подлинный переворот в науке и подготовили почву для восприятия основных научно-философских идей, нового учения, пришедшего в Россию, — Учения Живой Этики.

Основным стержнем этого Учения также является наука, научное мировоззрение и научный подход к анализу социального и природного бытия. Знаменательно при этом, что Живая Этика на целые эпохи опередила современную экспериментальную науку во многих выводах и открытиях и, более того, предопределила основные вехи развития всей мировой науки, ее проблематику и методику исследований.

Будущие достижения науки, о которых говорится в Живой Этике, не столь уж далеки от нашей сегодняшней реальности. Современная наука вплотную подошла к рубежам, обозначенным в Живой Этике. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольших успехов в указанных областях знаний добилась опять-таки российская наука. Несмотря на тяжелейшее экономическое положение, в котором оказалась сейчас страна, ее интеллектуальный потенциал не только не растрачен, но, наоборот, он позволил мировой научной мысли выйти на качественно новый уровень, приведший науку к изучению явлений Тонкого Мира. При этом совершенно очевидна преемственность эпох и идей в развитии российской науки. От философских взглядов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского российская наука перешла к экспериментальному исследованию области явлений, связанных с иными мирами и состояниями материи. Если философы-космисты, ученые прошлой эпохи только предвидели некоторые идеи Живой Этики, то современные исследователи подтвердили их правомерность экспериментальным путем. Исследования академика Козырева дали современному миру нетрадиционные представления о природе пространства и времени, иных формах и состояниях вещества. Теория лептонных полей Охатрина и Искакова, лабораторные исследования Чернетской также подтвердили правомерность утверждений Живой Этики о многомерности Вселенной и энергетической природе человеческого сознания. Экспериментальные исследования академиков Акимова и Шипова еще более продвинули исследования в области иных состояний материи, придав этим исследованиям прикладной характер и разработав на их основе сверхновые производственные технологии. Интересные открытия Яницкого также позволяют современной науке и общественному сознанию приблизиться к одному из важнейших понятий Живой Этики — понятию психической энергии и мысленных полей. Лабораторией Яницкого в 1992 году было открыто наличие над Москвой и Московской областью неизвестного поля, обладавшего защитным нейтрализующим воздействием в отношении неблагоприятных метеорологических влияний, могущих угрожать московскому региону. Удары стихий, подойдя к границам этого поля, утрачивают свой разрушительный потенциал и, не нанося защищенной зоне вреда, появляются с другой стороны и продолжают движение по остальной части России с разрушительным потенциалом уже в значительной степени ослабленным. На основе исследований ученый сделал предположение о том, что подобные поля могут быть созданы высшими разумными силами Космоса с целью поддержания не только стихийного, экологического, но и социально-политического равновесия.

В одной из российских биологических лабораторий ученым удалось приблизиться к расшифровке кода ДНК и РНК. Выводы, которые были сделаны российскими биологами в ходе исследований, стали сенсационными для них самих. Полученные данные позволяют с уверенностью опровергнуть теорию о происхождении человека от обезьяны. В настоящее время в России проводятся биологические исследования, изучающие влияние мысли и речи на живые клетки растений.

Тематика научных исследований, проводимых в России, конечно же, не исчерпывается данным перечнем. Представляется особо значительным тот факт, что именно в России исследования психической энергии, иных миров и состояний материи получили столь широкое распространение и столь значительные результаты, экспериментально подтвердившие некоторые положения Живой Этики. Ни в одной другой стране мира экспериментальная наука не шагнула так далеко в области, предуказанные Учением Агни Йоги. В «Гранях Агни Йоги» открыто говорится о том, что развитие науки и техники в России является не случайным стечением обстоятельств, а особым кармическим предопределением, имеющим прямое отношение к высокой духовной миссии нашей страны.

«Космические полеты — Наших рук дело. Владыки силу к тому приложили, чтобы осуществление этой идеи выпала на долю Новой Страны, ибо Ведущей ей предначертано быть»4.

Однако необходимо учесть, что современная наука, делая немалые успехи в отдельно взятых ее отраслях, тем не менее не обладает пока целостным, системным мировоззрением, свойственным Живой Этике, и далеко не всегда может дать полную и истинную интерпретацию изучаемых ею явлений. Соединить раздробленные звенья экспериментальных достижений, показать их причины и следствия и подчеркнуть их мировоззренческое значение — задача не только конкретных областей науки, но и культурно-просветительской работы обществ и движений, знакомых с Учением Живой Этики. Представляется, что особая роль в данной области должна принадлежать рериховскому движению, международному по своему характеру. Огромная социальная и научная значимость идей Живой Этики заметна не только в естествознании, но и в науках социальной ориентации: социологии, психологии, педагогике. Передовые педагоги и психологи давно уже заинтересовались Учением Живой Этики как источником уникальных знаний о человеке и обществе.

Острейшей социальной проблемой нашего времени является разработка путей и методов духовного самосовершенствования и воспитания. Устаревшие православные представления о духовном воспитании как зазубривании Закона Божьего, какие существовали 70 лет назад, не отвечают духовным стремлениям и интересам большинства здравомыслящих людей. С другой стороны, западные модели и образцы духовности в виде сайентологии, дианетики, различных психологических новшеств и методик едва ли соответствуют более высокому, по сравнению со странами Запада, российскому менталитету.

Духовный образ России. Материалы международной общественно-научной конференции 1996. М.: МЦР, 1998. С.195-201.

1 Письма Е.И.Рерих. Рига, 1992. Т. II. С. 225.

2 Письмо Е.И.Рерих З.Г.Фосдик от 12.10.49.

3 Листы Сада Мории. Кн. I. Зов.

4 Грани Агни Йоги. Т.III, 388.

Похожие:

Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconГригорий сковорода сочинения в двух томах том 1
Член-корреспондент ан усср в. И. Шинкарук (председатель) Доктор философских наук В. Е. Евграфов доктор философских наук В. Е. Евдокименко...
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconИнститут философии российское философское общество секция «теория...
Лощилин А. Н. (сост и отв ред.), доктор философских наук, профессор Французова Н. П., доктор философских наук, профессор Мялкин А....
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду
Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В. Я7Лысова\, кандидат педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педа­гогических наук;...
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconВ. П. доктор философских наук, профессор Ханипов А. Т. кандидат философских...
Диссертация выполнена на кафедре философии Новосибирского государственного университета
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconПрограмма «истоки» Авторский коллектив научные сотрудники центра «Дошкольное детство»
Запорожца. Научные редакторы: Л. А. Парамонова, кандидат педагогических наук, А. Н. Давидчук, кандидат педагогических наук, С. Л....
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconАвторы книги: академик рамн н. А. Агаджанян, доктор физ мат наук...
Г. П. Киселев, академик ран ф. А. Летников, кандидат физ мат наук О. В. Олейник, доктор философских наук В. Н. Расторгуев, академик...
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconПрограмма дисциплины Психология
Автор курса – доктор философских наук, кандидат психологических наук Г. В. Иванченко
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconПримерная программа учебной дисциплины экономика для профессий начального...
Рецензенты: Самохина А. К., доцент кафедры экономики миоо, эксперт ес по обучению взрослых, кандидат экономических наук
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconВиды детских объединений по интересам
Кленова Н. В., зам зав отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат...
Н. Е. Самохина кандидат философских наук iconПедагогические технологии в дополнительном образовании детей
Кленова Н. В., зам зав отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница