Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении»




Скачать 402,83 Kb.
НазваниеУрок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
страница1/3
Дата публикации22.11.2013
Размер402,83 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
  1   2   3
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении». (9 класс)
Цели: повторить материал предыдущего урока; используя исследовательскую деятельность учащихся, добиться от них самостоятельно сделанного вывода о постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение изученного.

  1. Дайте характеристику предложения по схеме



когда? что?

( когда…), [ ], ( что… ).
почему? какого?

[ ], ( потому что… ), ( который… ).

[ ] ; [ ] , [ ].
Найдите в упражнении предложения, соответствующие схемам.


  1. Расставьте знаки препинания в предложении, записанном на доске, объясните свой выбор.

Реки всегда поили человека свежей водой и кормили рыбой служили дорогами по рекам люди плавали в далёкие края они служили защитой от врагов на реках устраивали мельницы и мололи зерно.
3. Переконструирование: перестройте предложение так, чтобы между частями была ; (введите обособленные конструкции).


  1. Словарная работа

Узнай слово по его лексическому значению:

а) У древних греков и римлян: сооружение для зрелищ.

б) Возвышающиеся друг над другом ряды в партере или весь партер, поднимающийся уступами. (Амфитеатр)

К какому словарю вы обратитесь при затруднении определить лексическое значение?


  1. С данным словом составьте бессоюзное сложное предложение, объясните знаки препинания.




  1. Проблемная ситуация: прочитайте предложение, данное на доске, какие смысловые отношения между частями сложного предложения?

Выпала роса день будет жаркий.
Какие знаки препинания ставятся в данном предложении, узнаем после исследования языкового материала.

(Класс делится на две подгруппы, и каждая получает карточку с заданием)

Первая подгруппа.

(Тире в бессоюзном сложном предложении)

  1. Сравните предложения:

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд человека кормит – лень портит.

Когда кончил дело, гуляй смело.

Кончил дело – гуляй смело.

Если есть терпение, будет и умение.

Есть терпение – будет и умение.

Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны .

Земля кругла – на ней не скроешь тайны.


  1. Определите смысловые отношения между частями предложений; во втором и третьем предложениях обратите внимание на первую часть; в четвертом предложении - на его вторую часть.




  1. Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.


Вторая подгруппа.

(Двоеточие в бессоюзном сложном предложении)

1. Сравните предложения. Какими синонимичными синтаксическими конструкциями можно заменить данные предложения?

а) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.

б) Заранее предупреждаю: удобств не будет.

в) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет ромашка.


  1. Прочитайте предложение, соблюдая правильную интонацию.




  1. Сделайте вывод о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Работа в группах – 15 минут.
III. Итоги работы в группах.
IV. Обобщение учителя. (Опорный конспект)

а) [ ]: [потому что, так как; причина]

б) [ ]: [что; дополнение]

в) [ ]: [а именно; пояснение]

г) [ ] - [противопоставление]

д) [время] - [ ]

е) [условие] - [ ]

ж) [ ] - [вывод, следствие]

IV. Тренировочные упражнения.
1. Объясните знаки препинания, соотнесите со схемами предложений в опорном конспекте:

а) Гришенька ждал её два дня, потом понял: она не придет.

б) Сейчас он не заикался, не улыбался – он молча сидел и писал.

в) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.
2. Расставьте знаки самостоятельно:

а) Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.

б) Махнет рукой разведчик все двигаются вперед.

в) Солнце дымное встает будет день горячий.

г) Про себя Данилов сформулировал задачу так из доктора Белова надо сделать начальника поезда.
V. Дополнительное задание.
1. Докажите, что слово «материал» является многозначным.

2. Пользуясь словарем иностранных слов, ответьте на вопрос: Из какого языка заимствовано слово «шлагбаум»?
VI. Обобщение изученного.

- Когда в бессоюзном сложном предложении ставится тире, а когда двоеточие?
Домашнее задание:


  1. Опираясь на опорный конспект, составленный на уроке, рассказать о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.




  1. По выбору: упр. № 153 или сочинение-миниатюра – пейзажная зарисовка (по одной из тем: «По дороге домой», «Вечерняя зорька», «На восходе солнца») с использованием бессоюзных сложных предложений.

^ Урок углубления теоретических знаний по теме «Сложноподчинненые предложения с придаточными определительными» (9 класс).
Цель: формирование умений 1) находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употребить в речи, 2) расставлять знаки препинания, 3) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
I. Повторение пройденного.

Продолжите устно предложения, записанные на доске:

1) Сложноподчиненное предложение – это такое предложение, в котором…

2) Союзное слово отличается от союза тем, что…

3) В главном предложении часто бывают указательные слова, которые…

4) Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, если…

5) В одних сложноподчиненных предложениях место придаточного…

6) В сложноподчиненных предложениях может быть … или… придаточных предложений.
II. Новый материал.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах.

- В тексте какого стиля мы можем встретить такое предложение?

- Что указывает на принадлежность к книжному стилю?

3) Стилистический эксперимент: замените это предложение такой синтаксической конструкцией, которая могла бы употребляться в тексте разговорного стиля (это должно быть сложноподчиненное предложение)

- Какую синтаксическую роль выполняет причастный оборот по отношению к главному предложению?

- Докажите, что «который» является союзным словом.

- На вопрос какого члена предложения отвечает придаточное?

4) Начертите схему обоих предложений и покажите в них, что и причастный оборот, и придаточное предложение относятся к существительному.

5) Пользуясь схемой № 2, сделайте вывод о том, что узнали о придаточных определительных.

6) Ознакомьтесь с теоретическим материалом учебника (стр.20, ч I) и ответьте на вопрос: какие дополнительные сведения о придаточных определительных даёт параграф?

7) Обобщим сказанное, пользуясь схемой на доске:

[сущ], (с.сл…)

[ сущ., (с.сл…), ]

который,

что
пространственное временное

значение значение

что, где, откуда когда

III. Отработка навыков находить придаточные определительные предложения. Работа с раздаточным материалом (у каждого на парте; выполняются два первых задания).




IV. Подведение итогов урока с опорой на предложения, записанные на доске:

1) Придаточное определительное предложение присоединяется к… с помощью… и отвечает на вопрос…

2) Союзные слова, присоединяющие придаточное определительное предложение к главному, могут иметь оттенки значения…

3) Придаточное определительное может находиться… или…
V. Домашнее задание.

Используя схемы в упражнении № 45, составить предложения на тему: «Грибоедовская Москва».
VI. Проверочная работа.

На раздаточном материале (задание № 3) записать под диктовку предложения и составить к ним схемы:

1) Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом, что все подружки измарали с начала и кругом.

2) В пустыне, где один Евгений мог оценить его дары, господ соседственных селений ему не нравились пиры.

3) Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал.

4) Дом господский стоял одинокий на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть.

^ Урок фронтальной обработки материала по теме «Вводные слова» (Второй урок по теме, 8 класс).
Цели урока: выяснить уровень усвоения учениками основных теоретических сведений по данной теме; сформировать умение находить вводные слова, обосновать свой выбор, определить семантику вводных слов.
Ход урока.
I. Работа с новым материалом.


  1. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку:

Книги безусловно играют главнейшую роль в развитии нашей цивилизации.

Во-первых они рассказывают о том, что человечество уже достигло; во-вторых объясняют настоящее и наконец увлекают в мир будущего.


  1. Повторение теоретического материала:

- Какие слова называются вводными?

- Какие основные группы вводных слов вы знаете?

- Какими знаками препинания выделяются на письме вводные слова?


  1. Вставьте в предложения вводные слова, выражающие:

а) уверенность Поезд придет вовремя.

Во время каникул мы хорошо отдохнем.

б) предположение Урок будет интересным.

Зима будет холодной.

в) чувство Мы опоздали на поезд.

Мальчик вернул в библиотеку книгу, не прочитав её


  1. Составьте диалог на тему «Интересная прогулка». Введите в него вводные слова.




  1. Выполнение упражнения № 271 из учебника.

Списать текст, расставить знаки препинания, найти вводные слова, определить их семантику.

6. Какие аргументы приводит в свое оправдание ученик, не принявший участия в классном мероприятии? Как строит он систему доказательств, подчеркивает значительность своих аргументов?

Я, во-первых, болен корью,

Во-вторых, я зуб лечил,

В-третьих, умер я, ребята,

А в-четвертых, вру не я.

У меня во рту запрятан

Аппаратик для вранья.
II. Итог урока.
Пользуясь опорной записью, составьте и запишите план ответа по теме «Вводные слова»:

  1. Вводные слова – это такие слова, которые…

  2. Вводные слова обозначают:

а) …

б) …

в) …

г) …

3. Членом предложения …

4. В предложении могут находиться…

5. На письме…
Домашнее задание: упр. № 284

Виды индивидуальных и групповых заданий.
I. Задания для групп с разным уровнем языковой подготовки по теме «Н и НН в разных частях речи».
1. Задание для группы с низким уровнем подготовки.

Сопоставьте приводимые попарно словосочетания, объясняя их написание:

Золоче…ые изделия – позолоче…ые изделия;

Пече..ый картофель в золе, пече…ый картофель;

Краше…ый пол – некраше…ый пол;

Крое…ое платье – цельнокрае..ое платье;

Ране…ый солдат – ране…ый в бою солдат.

2. Задание для группы со средним и высоким уровнем подготовки.

Выбор Н или НН объясните словообразовательным анализом:

Ко…ик, конопля…ик, оловя…ый, искре…е, рассея…о, песча…ик, стра…ик, дружи…ик, Маринова…ые, ко…ый, безветре…ая погода, броше…ый, некипяче..ый.
II. Использование карточек при индивидуальном опросе учащихся.
Карточка № 1 (7 класс)

С приведенными ниже словами придумайте предложения, используя отрицательные местоимения с предлогами. Графически объясните написанное.

Образец: Не беспокоится – Вам не следует ни о чем беспокоиться. Не прикасаться, не соглашаться, не разговаривать, не надеяться, не нуждаться.
Карточка № 2 (7 класс)

Переписать, вставляя пропущенные буквы.

Н…что, н…(с)кем, н…(к)кому, н…(с)чем, н…(за)чем, н…(от)куда, н…кто, н…(на)кого, н…чем, н…который, н…каких, ни…(в)какой.
Катрочка № 3 (5 класс)

Вставить пропущенные буквы, объясняя графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?

  1. Тот труда не бои(ть, т),ся, кто умеет труди(ть,т)ся.

  2. Дело мастера бои(ть,т)ся.

  3. Человек по делу узнае(ть,т)ся.

  4. По труду и честь воздае(ть,т)ся.

  5. Надо труди(ть)ся, не надо лени(ть,т)ся



Урок диагностирующего контроля по теме «Главные члены предложения». (8 класс).
Цель: определение уровня знаний учащихся по данной теме с целью уменьшения или увеличения часов на её изучение.

Ход урока:

  1. Тренировочные упражнения.

        1. Повторение теоретического материала по теме “Главные члены предложения”. Задание: продолжи начатую учителем фразу:

          1. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает…

          2. Чаще всего подлежащее выражается …

          3. Подлежащее может выражаться …

        2. Опрос по теме “Сказуемое” в группах ведут консультанты, заранее составившие вопросы. Консультантам даёт возможность самим оценить теоретические знания членов своей группы.

  1. Практические задания, каждое из которых оценивается.

Задание 1

Из диктуемых учителем предложений выписать только подлежащее, указать способ его выражения.

Бабушка с внучкой пришли к нам вечером. Жил старик со своею старухою у самого синего моря. Хороший человек должен беречь себя. Далеко в лесу раздавалось “ау”. Анютины глазки росли около дома.

(Работа проверяется по образцу).

Задание 2

Докажите, что подчеркнутые слова не являются подлежащими:

а) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.

б) Славное место это долина.

в) Мать любит дочь.

Задание 3

На доске записаны предложения. (На листочке записывать только номера предложений).

а) Указать номера предложений, в которых простое глагольное сказуемое:

  1. В вышине несутся лебединые стаи.

  2. Дни стали теплее.

  3. Мой старший брат будет читать мне книгу.

  4. Их изба была третья с краю.

б) Указать номера предложений, в которых составное глагольное сказуемое:

      1. Они начнут говорить о конференции.

      2. Он будет заниматься отстающими.

      3. Я должен был признать свои ошибки.

      4. Мой друг хочет стать учителем.

Ответ: 1,3.

в) Указать номера предложений, в которых составное именное сказуемое:

          1. Я был в восхищении от старого чабана.

          2. Вишнёвый сад теперь мой.

          3. Девочка слушала объяснения учителя.

          4. Появление Виктора было некстати.

Ответ: 1,2,4.

Проводится взаимопроверка работы

Задание 3: Самостоятельная работа с таблицей. Произвести разбор главных членов предложений.



п/п

Предложение

Подлежащее

Способ его выражения

Сказуемое

Вид сказуемого

Способ выражения




См.

сноску

























































  1   2   3

Похожие:

Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные...
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа...
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconУрок русского языка в 9-ом классе. Развитие речи. Тема: «Жанр эссе....
Повторение орфограмм (словарные слова, непроверяемые написания) и пунктограмм «Знаки препинания в сложном предложении»
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconБессоюзные сложные предложения помогаю уч-ся осознать место бессоюзных...
Постепенно я усложняю тренировочные упражнения, используя в конце урока такие задания, которые требуют от учащихся сравнение и различие...
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» icon§ 46. Понятие о сложном предложении. Основные типы сложных предложений Сложное предложение
Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconТема : Сложные предложения с разными видами связи
Закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных...
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconЛитература, психология тема урока: «Исследование родословной А. С....
Тип урока: интегрированный урок по биологии, литературе и психологии, урок-исследование
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconУрок Установка параметров страницы. Набор текста. Тире и дефис
Для подготовки документа к работе надо установить параметры страницы, параметры абзаца, а также параметры шрифта
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconУрок математики и химии, 8 класс
«Стандартный вид числа. Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе с записью ответа в стандартном виде.»
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconУрок игра «Мы альпинисты» Тема: Обобщение знаний о предложении
Учить отвечать на вопросы в краткой форме, не торопясь, громко, точно употребляя слова
Урок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении» iconУрока: урок открытия нового знания. Технология построения урока
Цель: Ознакомление обучающихся с полной и краткой формой имён прилагательных в предложении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница