Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»




Скачать 27.61 Kb.
НазваниеЖенские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Дата публикации22.11.2013
Размер27.61 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский в романе «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа - Родион Раскольников - студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать и страдать, он идет на убийство, на смертный грех ради того, чтобы справедливость наконец восторжествовала.

Первоначальное название романа «Преступление и наказание» - «Пьяненькие»-сосредоточивалось на судьбе семьи Мармеладовых. Мармеладов, чья семья едва сводит концы с концами, дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Эти люди, волей судьбы опущенные на самое дно, вынуждены нищенствовать и голодать. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.

Среди жителей «желтого Петербурга» - униженных и оскорбленных, упавших и растоптанных - на мой взгляд, особого внимания заслуживают женские образы, различные по своему характеру, но со схожими судьбами. Соня Мармеладова - главный женский образ романа - является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.

Соня жертвует собой - идет на панель, чтобы обеспечить больной чахоткой Катерине Ивановне и ее детям сносное существование. Несмотря на то что Соня - «отверженная» в обществе, падшая женщина, она живет ради высоких идеалов, помогающих спасать души человеческие. Раскольников считает Соню родственной душой. Но это только внешнее сходство, на упрек Сони в том, что он убил человека, Раскольников восклицает: «Да я вошь убил!» - на что Соня отвечает: «Это человек-то вошь?» Для нее любой человек достоин жалости и сострадания, любви и снисхождения.

Раскольников и Соня представляют в романе две противоположные правды о жизни и человеке. Соня для Раскольникова становится воплощением всего «безмерного страдания человеческого», во имя которого он восстает против общественной несправедливости своим преступлением. В то же время Раскольников видит в Соне преступницу, говорит, что они одного поля ягоды, ведь она, как и Раскольников, с точки зрения общепринятой морали тоже преступница, загубившая жизнь. Но при этом Раскольников не понимает, что Соня преступила по-другому. Ведь в высшем, человеческом смысле не все равно отдать свою жизнь или отнять чужую. А преступление Сони и состоит в том, что она отдала свою жизнь во имя спасения своей семьи.

Позиция Сони освещена в романе светом религии, христианства. Соня - кроткая героиня Достоевского. Ее религиозность сильна не мистической верой, а человеколюбием. Она представляет в романе деятельное добро, активное, не агрессивное, не насильственное, как у Раскольникова. Ее кротость отнюдь не предполагает пассивности, покорности окружающему ее миру социальной несправедливости. Она сопротивляется злу, но не насилием, а добротой и самоотверженностью. Именно безграничная любовь помогает Соне не отвергнуть потерявшегося в мучительной безысходности своей теории Раскольникова и в конечном итоге помогает ему воскреснуть к новой жизни, основанной на братском единении с людьми.

Другой женский образ романа - Дуня Раскольникова, которая собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Все три героя преступники, но все они и жертвы того времени, в котором они жили.

Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

Похожие:

Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconМакромедиа Flash mx
Достоевского «Преступление и наказание». Шарова И. 10к «Женские образы в романе Ф. М
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconКто не преступал закон в романе «Преступление и наказание»?
Александра Овчинникова (г. Холм) Мотив болезни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconУрок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы»...
Тема урока: «Убийцы» и «жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconЧей это портрет (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)?
Проверочный тест №5 по теме «Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Бунт Родиона Раскольникова и крушение его теории в романе...
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» icon«Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Русская литература 19 века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», урок № Урок подготовительный при подготовке учебного...
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconУрок по творчеству Ф. М. Достоевского. Его тема: «Их воскресила любовь…»
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconХ юношеские Чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии читателей ХХ i века»
...
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconПреступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского

Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconЛитературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решением нравственного вопроса: «вошь» он или...
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconМотивы иконы «страшный суд» в романе ф. М. Достоевского «преступление и наказание»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница