3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики




Скачать 70.54 Kb.
Название3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики
Дата публикации21.11.2013
Размер70.54 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики.

СП как наука.

Социальный от лат означает – общественный - связь с жизнью и отношениями людей в обществе.

Дадим ряд определений:

  • Наука о воспитательных влияниях соц среды.

  • Наука, которая исследует влияние соц факторов на социализацию подрастающего поколения.

  • Наука исследующая соц. воспитание личности, воспит сила общества и способы их актуализации.

философ Паулm Наторп (!). Опираясь на обширное педагогическое наследие и считая себя последователем Песталоцци, он, пожалуй, первым ввел термин «социальная педагогика» и попытался определить ее сущность, понятия и категории (книга «Социальная педагогика», 1899 г.). ' Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направлен­ной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замеща­ющего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению челове­ка начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направле­ния: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающе­го поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности чело­века — педагогика среды.

Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспи­танию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки,^ обеспечении их функционирования имеет официаль­ный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный ха­рактер.

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную дея­тельность государства, общества по формированию стратегии воспи­тания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влия­ние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; иг­рушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авто­ритетные личности; социально-педагогические особенности коллек­тивов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедея­тельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его

жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д- Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, С.Т. Шац­кий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней суще­ствует несколько-направлений (условно-гуманистическое и консерва­тивное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности кон­цепция немецкого философа Ф. Ницше (1844—1900) — концепция формирования сверхчеловека. Это, направление поставило перед пе­дагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо под­готовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосно­вывало приоритет социального предназначения человека, необходи­мость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социаль­ных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как соци­альное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, ин­дивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Ли­хачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с "его индивидуальностью, теми особен­ностями и возможностями, которые характерны именно для него {внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и ре­ализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требова­ниями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Зна­ние того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позво­ляет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленно­го влияния на условия его протекания и через них на сам процесс. В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправ­ления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его ин­дивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспек­тивы.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека ,и определенных групп, возможности его пред­упреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Российский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влия­ние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнеде­ятельности растущего человека и воспитание.

Социальное становление не является стихийным следствием вза­имодействия человека и среды. Значительное место в нем принадле­жит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная де­ятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагоги­ческих целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).

С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспи­тания человека, стимулирования его социального самосовершенство­вания. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упуще­ния, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании чело­века на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом об­ществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста оп­ределяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореа­лизации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Со­колов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он под­черкивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804) идеалом социального формирования личности считал развитие ис­тинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества определяют социально-педагогические ценности, идеалы, тре­бования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.
СП- это отрасль педагогики, исследующая соц.воспитание как соц.институт.

СП – это наука о воспитательных влияниях соц.среды.

ОБЪЕКТОМ соц науки является процесс развития человека в социуме.

ПРЕДМЕТОМ соц науки - выступает соц. воспитание человека, как фактор развития его личности.

^ ЗАДАЧИ СОЦ ПЕДАГОГИКИ.

СП решает 2 группы задач:

  1. научно-теоритические – изучение и анализ современных соц пед явлений и проблем (суицид, наркомания, алкоголизм, проституция, инвалидность, сироты, безнадзорность, девиантология, детская одаренность) выявляет пед потенциал социума.

  2. Прикладные – выработка рекомендации о содержании и способах соц помощи и поддержке социально уязвимым детей, молодежи; разработка способов профилактики и реабилитации детей с отклоняющимся поведением; разработка методических рекомендаций по повышению воспитательного потенциала семьи.

^ Понятийный аппарат СП

К ведущим понятиям соц пед-ки относятся: соц. пед-ка, соц-ый пед-г, соц пед деятельность, социализация, соц воспитание, агенты и институты соц-ии, факторы соц-ии, социум, микросоциум, семья, девиантология и т д/?????????(определения)

Соц педагогика и соц работа отличаются.

  1. Адресатами СП – являются дети и молодежь

Адресатами СР – являются взрослое население.

  1. СП выделилась из педагогики и соц педагогики, поэтому в своей работе использует теоретические и методологические основы пед деятельности.

СР выделилась из социологии, поэтому соц работники используют соц теории.

3. Объектом СП – ребенок, который нуждается в помощи в процессе соц-ии.

^ Объектом соц работы – взрослый человек нуждающийся в соц помощи.

Но у них общая цель и задача – оказать помощь и единые признаки – гуманность, честность, и т д.

^ Методы социально-педагогического исследования, их виды и содержательная характеристика.

В переводе с греческого метод – путь, способ достижения цели. Проблема методов актуальна, к т А. С. Макаренко говорил «от выбора инструмента прикосновения к личности зависит эффективность СП воздействия».

Теоретические (теоретический анализ и синтез), эмпирические (наблюдение, беседа, описание опыта работы), опросные (тестирование, анкетирование).

Методы делятся на 3 большие группы:

метод исследования, метод воспитания, метод соц псих помощи.

Похожие:

3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconПрограмма подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности...
Педагогика как наука о воспитании. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия и категории педагогики
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики icon№1. 2 Педагогика как наука о воспитании
Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии...
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconПедагогика как наука
Тема: Педагогика как наука. Основные понятия. Структура педагогических наук. Авторитарная и гуманистическая педагогика
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconКурсовая работа по курсу "Основы педагогики" на тему "Предмет и задачи педагогики"
Определяется принцип и функции педагогики, предмет и ее задачи. Исследуется семейная педагогика, основные методы и формы обучения....
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики icon1 Ребенок развивается, формируется как личность под влиянием окружающей...
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconЯрская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Гендер и этничность в учебниках...
«этнографические вопросы старения человека» (социальная геронтология), «этнографическая характеристика» (проблемы социальной работы...
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconПримерные вопросы к зачету по дисциплине «Педагогика»
Значение педагогики как базовой учебной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов и бакалавров социальной работы
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconТема 1 Педагогика как общественная наука. Её предмет и место в системе...
...
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconИнформационное письмо
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Институт психологии, педагогики и социальной работы проводят 6-8 октября...
3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики iconХарламов И. Ф. Педагогика
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 13
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница