Дружба как фактор социализации




Скачать 54,66 Kb.
НазваниеДружба как фактор социализации
Дата публикации20.11.2013
Размер54,66 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Дружба как фактор социализации.

Умения заводить друзей и поддерживать хорошие отношения со сверстниками приобретаются в детстве. Если эти умения не сформировались, то у подростка, а потом и у взрослого человека могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией. Это вовсе не означает, что каждый ребёнок непременно должен стремиться быть душой любой компании. Важно, что он выбирает: игры вместе с другими детьми или индивидуальные. Если же ребёнок всё время остаётся один, потому что не умеет общаться со сверстниками, то ему нужно помочь научиться искусству заводить друзей.

Новые друзья – важный элемент взросления ребёнка. Когда он переходит в новую школу или его семья переезжает в другой город, наконец, когда просто его взгляды, интересы с возрастом меняются, он каждый раз озабочен проблемой поиска новых друзей. Этот поиск может оказаться для ребёнка очень трудным делом. Родители могут и должны помогать своим детям в этом сложном процессе советом, разъяснением, личным примером.
^ В ДРУЖБЕ ВАЖНА ИСКРЕННОСТЬ

Первые уроки дружбы дети получают, наблюдая за родителями. Поэтому вам следует демонстрировать качества, необходимые для знакомства с новыми друзьями и поддержания прежних уз дружбы. Объясните детям, что нужно делать, чтобы дружба была крепкой. Они многому научатся на вашем примере. Рассмотрим ситуацию по линии мать-дочь.

«Извини, Катя, я бы с удовольствием прошлась сегодня с тобой по магазинам, чтобы купить тебе туфли, но моя подруга Зоя попросила меня помочь ей покрасить кухню. Давай отложим покупки на завтра. Нам ведь не к спеху, а подруга расстроится».

Дочь, конечно, тоже может огорчиться, что вы не пошли с ней за покупками, зато усвоит урок, как важно дорожить дружбой. Подражая вашему положительному примеру, ей будет легче найти себе верную подругу.

ПОХВАЛА

Каждый ценит признание его достоинств окружающими, поэтому, когда ваш ребёнок демонстрирует качества настоящего друга, не упускайте случая похвалить его за это.

«Коля, мне очень понравилось, как вы включили Игоря в вашу игру. Я теперь понимаю, почему другие дети любят играть с тобой. Ты всегда делишься игрушками и умеешь соблюдать очерёдность».

Помните: искренняя похвала способствует закреплению желательного поведения.

Составьте «список достоинств» и повесьте его на стене в комнате ребёнка.
^ ЗА ЧТО МЕНЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ХОРОШИМ ДРУГОМ

  • Я добрый.

  • Я щедрый.

  • Я умею веселиться.

  • Я соблюдаю очерёдность в играх и т.д.

  • Я делюсь игрушками.

Список не только послужит напоминанием о положительных качествах, необходимых для дружбы, но и укрепит веру ребёнка в себя. Такой список можно составить вместе с ним. Вы можете также выписать те качества, которые ребёнок хотел бы видеть в своих новых друзьях. Составив такой список, спросите его, обладает ли он сам такими качествами, объясните, что окружающие могут искать эти же достоинства в нём самом.

Оптимистичный человек излучает позитивную энергию и притягивает к себе людей. Никому не нравятся мрачные и скучные. Важно помнить: то, что мы проецируем в окружающий мир, к нам же и возвращается. Поэтому если ребёнок чувствует себя счастливым и любимым, если он добр и весел, это действует как магнит, притягивающий друзей.

Если ребёнок не уверен в себе, то можно прибегнуть к помощи аутотренинга, каждое утро начиная со следующих утверждений:

  • «Я легко завожу друзей».

  • «Я нравлюсь людям».

  • «Я хороший друг» и т.п.

Такие позитивные утверждения – отличное начало дня. Если ребёнок повторит их 8 – 10 раз перед уходом в школу, это задаст хороший тон предстоящему дню и придаст ему уверенности в себе.

Для внушения позитивных идей лучшее время – перед сном, когда ребёнок наиболее восприимчив, поэтому, прежде чем пожелать сыну или дочери «спокойной ночи», прошепчите ему на ухо: «Все тебя любят. Ты легко заводишь друзей». Это не лишено смысла.

В придачу к этим позитивным утверждениям положите ребёнку в ранец записку, в которой напишите, что он добрый, надёжный, настоящий друг, и вы увидите, как он будет рад, когда обнаружит подбадривающую записку от тех, кто его любит. Это идеальная возможность сообщить ребёнку, какой он чудесный человек, и напомнить ему, какими качествами настоящего друга обладает.
^ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ДРУЗЕЙ

Если у ребёнка мало друзей или их вообще нет, ему может показаться, что так будет всегда. Это может привести к неврозу и формированию страха одиночества. Чтобы этого не случилось, следует прибегнуть к помощи так называемой направленной визуализации. Пусть он каждый день хотя бы в течение пяти минут вообразит себя в окружении большого количества друзей в школе, на детской площадке, в плавательном бассейне и т. п., пусть зрительно представит, как знакомится с новыми друзьями, и это обязательно произойдёт. Мы не знаем случая, чтобы ребёнок, в течение двух недель занимавшийся такой визуализацией, не нашёл себе за этот период нового друга.
^ КАК РЕАГИРОВАТЬ НА НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Родители очень хотят, чтобы у детей было много друзей. Однако случается, что ребёнок приходит домой и заявляет: «Никто не хочет со мной дружить» или: «Все меня ненавидят». Первой реакцией может быть тревога, но постарайтесь не паниковать. Ребёнок сразу уловит, какое большое значение вы придаёте его словам, поэтому отвечайте осторожно. Не отрицайте саму ситуацию: «Я не могу в это поверить. Тебя все любят». Такое прямое противоречие может лишь усилить сопротивление ребёнка: «Нет, никто меня не любит!» Более эффективный подход – внимательно выслушать его, напоминая ему о его положительных качествах

Затем попытайтесь помочь ребёнку самостоятельно найти выход из этой ситуации. Например, скажите: «Если бы в каком-нибудь городе мальчик твоего возраста оказался в такой же ситуации, что бы ты ему посоветовал?» Это наверняка поможет ребёнку разобраться в случившемся. Напоминайте ему о том, как он заводил друзей в прошлом.

Например:

«Помнишь, как ты познакомился с Костей в парке и он пригласил тебя в футбольную команду? Может, и тебе пригласить Максима поиграть?»

Но не будьте навязчивы, проявите осторожность. Ребёнок может и не согласиться с вашим предложением в этот раз, но для начала достаточно внушить ему, что есть позитивная альтернатива его негативизму. Постепенно позитив возьмёт верх. Главное – помнить, что у детей недостаток друзей – всегда явление временное.

Однако, помогая ребёнку решать проблемы, связанные с дружбой, не перестарайтесь. Родители не должны подменять собой друзей. Не поддавайтесь, например, искушению приходить к ребёнку на обед в школу только ради того, чтобы он не оставался один за столом. Эти временные «решения» лишь осложнят проблему.
В результате анкетирования учащихся в Бурлаковской школе было выявлено, что

74% учащихся идут в школу с хорошим настроением.

20% учащимся омрачают настроение неготовые домашние задания.

6% учащихся – общение с одноклассниками.
В начальной школе 100% учащихся отвечают, что у них есть в классе друзья.

14% учащихся старшего звена отмечают, что у них нет друзей в классе и им трудно общаться с одноклассниками.

26% учащихся жалуются, что их часто обижают в классе.
18 % учащихся отмечают, что часто дома к ним в гости приходят одноклассники.

54 % учащихся отвечают, что друзья и одноклассники к ним приходят редко, никогда – 28% учащихся.
63% учащихся хотелось бы больше самостоятельности.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Приглашайте в гости одноклассников и друзей вашего ребёнка. Ребёнку необходимо общаться со сверстниками. Учиться взаимодействию с людьми, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Да и вы будете видеть, с кем общается и чем занимается ваш ребёнок.

  • Устраивайте совместные мероприятия (поход в театр, кинотеатр, на пикник) с соседями, знакомыми, у которых есть дети близкого возраста вашему ребёнку.

  • Хвалите ребёнка за доброе отношение к товарищам, надо, чтобы такое поведение стало нормой. Это позволит ему найти друзей.

  • Побуждайте ребёнка использовать технику «визуализации друзей», если в его жизни наступил период, когда у него их мало или нет вовсе.

Похожие:

Дружба как фактор социализации icon«Культура школы как фактор социализации учащихся»
Цель: выявить пути и способы формирования  и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации учащихся
Дружба как фактор социализации iconНашего эксперимента: «Системообразующая роль экологического образования...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников
Дружба как фактор социализации iconРазвитие коммуникативных способностей на уроках литературы как фактор...
Развитие коммуникативных способностей на уроках литературы как фактор социализации учащихся школы III-IV вида
Дружба как фактор социализации iconДисциплина «Теория систем и системный анализ», пиэ, 3 курс, 2 семестр вопросы к зачету
Понятие системообразующего фактора. Основные системообразующие факторы. Функция системы как системообразующий фактор. Пример. Цель...
Дружба как фактор социализации iconТема: Игра как фактор социализации личности
Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр...
Дружба как фактор социализации icon16. Микросоциум как фактор социализации детей и подростков. Основные...
«социализация» с-я – процесс овладения человеком соц нормами и соц ролями. Начинающиеся в раннем детстве и заканчивающимся в глубокой...
Дружба как фактор социализации iconЧто такое дружба?
Свой вариант: дружба это отношения между личностями основанные на взаимном доверии, понимании и поддержке
Дружба как фактор социализации iconШкола «Лидер» как фактор социализации личности учащихся
Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начи­нает волновать вопрос «Кто я?», «Зачем я?». В решении этих...
Дружба как фактор социализации iconДранкевич Е. Д., Захаров А. Г., Пережогин А. В
Дранкевич Е. Д., Захаров А. Г., Пережогин А. В. Интернет как фактор социализации школьников в условиях малого города // Молодежный...
Дружба как фактор социализации iconКак доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов,...
«капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор «земля» ренту как до­ход землевладельцев привела к выводу, что стоимость...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница