Владимир высоцкий монологи




НазваниеВладимир высоцкий монологи
Дата публикации24.04.2013
Размер91.3 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Владимир ВЫСОЦКИЙ Монологи


Хорошо бы зажечь свет в зрительном за- ле, чтобы я видел глаза, а то так будет по- хоже на какое-то банальное действо... Авторская песня — тут уж без обмана, тут как стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза... И расчет авторской песне только на одно — на то, что вас беспокоят точно так же, как и ме­ня же проблемы, судьбы человеческие, и те же мысли. И точно так же вам, и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское... Короче говоря, все рассчитано на доверие. Вот что надо для авторской песни: ваши глаза, и мое желание вам что-то рассказать, шге желание — услышать, - авгорская песня, видимо,— это настолько моедело, что вы сразу же становитесь единым организмом с теми, кто сидит в зале, вот, какой у этого организма пульс — он мне и передается. Все зависит от нас с вами.

Если не будет людей, которым поешь, тог- да это будет как у писателя, когда он сжег никому не читанный рассказ или роман... И точно так же; написал -— и, конечно, хочется, чтобы вы это услышали. Поэтому, говорю «дорогие товарищи» я говорю искренне. Хотя это уже два затверженных, шаблонно звучащих слова. Все говорят «дорогие товарищи» или «товарищ, дайте прикурить». Это не такие «товарищи». То­варищи — это друзья, близкие, дорогие лю­ди. И вот, когда обращаюсь так, я действи­тельно говорю искренне, потому что доро­жу своими слушателями. Вы мне нужны, возможно, даже больше, чем я вам. И если бы не было таких вот аудиторий у меня, я, наверное, бросил бы писать, как это дела­ют многие люди, которые грешат стихами в юности. Я не бросил писать именно из-за вас.

Пишу песни о войне, конечно, не ретро­спекции, а ассоциации. Если вы в них вслу­шаетесь, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времен, ситуации из тех времен, а в общем, и идеи, и пробле­мы — наши нынешние. Обращаюсь я в те времена просто потому, что мне интереснее брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации: в момент риска, когда в следующую секунду можно заглянуть в ли­цо; людей, у которых что-то слома­лось, надорвалось. Короче говоря, людей на самом краю пропасти, на краю обрыва — шаг влево или шаг вправо — или по како­му-то узкому канату идущих. Вы никогда не обращали внимания, как по телевидению, во всяких кинопанорамах, разоблачают себя артисты, которые для вас были покрыты ореолом какой-то таинствен­ности, недосказанности? Их спрашивают: «Как вы работаете над ролью?». Они отве­чают: «Я вот с режиссером вместе, мы вме­сте подумали... что этот человек не просто плохой человек, он не может быть просто, он обязательно... в нем есть хорошее... И я стал искать, где он хороший, чтоб потом сказать...» И так далее. Зачем вы спрашива­ете, что я думаю об искусстве, каковы его цели? Ну, гуманизм — цель искусства, ко­нечно. И что? Вы же не хотите, чтобы я старался показаться умнее, чем есть на са­мом деле. Зачем? Все, что думаю об искус­стве, и о жизни, и о людях,— все это за­ключено в моих песнях.

Я ее не очень сильно ощущаю, популяр­ность. Дело в том, что когда продолжаешь работать, то нет времени на то, чтобы как- то обращать внимание на эти вещи. Чтобы перестать работать — есть именно этот спо­соб: почить на лаврах и почувствовать по­пулярность свою. Мне кажется, что, пока умею держать в руках карандаш, пока в го­лове еще что-то вертится, буду продолжать работать. Так что я избавлен от того, что­бы замечать, когда стал популярным. Не помню. В чем причина? Не знаю.

Один ответ возможен: когда пишу, рас­считываю на своих самых близких дру­зей... И абсолютно доверяю залу.

Собираюсь ли я выпускать книгу стихов?.. Я-то собираюсь. Сколько прособираюсь? Не знаю. А сколько будут собираться те, от кого это зависит, мне тем более неизвест­но.

Знаете, чем становиться просителем и обивать пороги редакций, выслушивать по­желания, как переделать строчки и так да­лее,— лучше сидеть и писать. Вот так вот. Вместо того, чтобы становиться неудачником, которому не удается напечататься. Зачем, когда можно писать и петь вам? Это ж то же самое... А вы не думаете, что магнито­фонные записи — это род литературы тепе­решней? Как знать, может, когда-нибудь будем телепатически передавать друг дру­гу стихи — кому хочу, тому и прочитал...

Какая роль жизненного опыта в художест­венном творчестве? Это только база. Чело­век должен быть наделен фантазией, чтобы творить. Он, конечно, творец и в том случае, если чего-то такое там рифмует или пишет, основываясь только на фактах. Реализм такого рода был и есть. Но я больше за Свифта, понимаете? Я больше за Булгакова и Гоголя. Жизненный опыт?.. Но представьте себе, какой был уж такой гигантский жизненный опыт у двадцатишестилетнего Лермонтова? Главное — свое видение..

Другой вопрос, можно ли создавать произведения искусства, обладая повышенной чувствительностью и восприимчивостью: не имея жизненного опыта? Можно.. но лучше его иметь... немножко. Имеют ли смысл пластинки, которые издаются там и не доходят сюда? Они очень даже доходят. Безусловно, они малоинтересны французам, не настолько, правда, как Вы думаете. Но для них многое непонятно.. На­пример, почему человек так тратится, даже в маленьком, узком кругу. Я ведь всегда пою одинаково — что в компании, когда два-три о человека, что на гигантские аудитории. Они не могут никак понять — почему человек с набухшими жилами поет дома, что его так беспокоит?.. Не знают они наших проблем. Вернее, они их не волнуют. - Особенно они не понимают, зачем песне : заниматься этими проблемами.

Вот ты работаешь, сидишь ночью... Кто-то пошепчет тебе... написал строку... вымучиваешь... Потом песня с тобой — иногда ' - . мучает месяца по два. Когда «Охоту на волков» писал—она меня замучила. Мне ночью снился — один припев. Я не знал, что буду писать. Два месяца звучало только: «Идет охота на волков, идет охота...»

И вот если на две чаши весов бросить — на одну чашу все, что делаю помимо песни,— это кино, театр, выступления, радио, телевидение и так далее, а на другую — только работу над песнями, то, думаю, пес- ня перевесит. Потому что она все время тобой живет, не дает возможности спокойно, так сказать, откинувшись где-нибудь, отды­хать. Она все время тебя гложет, пока ты ее не напишешь.

Однажды в одну компанию пришел весьма известный человек, и люди, которые там были, договорились подсчитать, сколько раз за минуту он произнесет слово «я». За первую минуту по секундомеру оказалось семь раз, за вторую минуту — восемь. Всег­да боюсь впасть в крайность и думаю, что рискую говорить «я» вовсе не от «ячества», а. во-первых, потому, что в песнях моих есть много фантазии, много вымысла, а са­мое главное — во всех этих вещах есть мой взгляд на мир, на проблемы, на людей, на события, о которых идет речь. Мой и только мой собственный взгляд... И это дает мне право говорить «я». Во-вторых, в отличие от многих моих собратьев, которые пишут стихи, я прежде всего актер и часто играю роли других людей, часто легче петь из чье­го-то образа, поэтому всегда так откровенно и говорю: мне так удобнее петь —от имени определенного человека, определенного ха­рактера. И вы всегда можете увидеть этого человека; возможно, это и дает некоторым людям повод спрашивать, не скакал ли я когда-то вместо лошади... Нет, этого не бы­ло...

В детской пластинке «Алиса в стране чу­дес»... есть история попугая, который рас­сказывает, как он дошел до жизни такой, как он плавал, пиратом был и так далее... Я там за попугая пою сам. Это в принципе снима­ет многие вопросы: был ли я тем, от имени кого пою? Попугаем я не был — ни в пря­мом, ни в переносном смысле. Если говорить серьезно, я на самом деле никогда никому не подражал и считаю это занятие празд­ным... И вообще призываю всех людей, ко­торые тоже пробуют свои силы в сочини­тельстве: пытайтесь как сами видите, как сами понимаете. Интересно и в жизни иметь дело с человеком, который сам личность, со своим мнением и суждением. А не попугай.

Иногда напишешь песню и вдруг видишь: сам ведешь себя,., несоответственно. Вот, например, после того как я написал «Балла­ду о переселении душ», стал приглядывать­ся к собакам. Думаю: а вдруг это какой-ни­будь бродячий музыкант раньше был? Или там кошек каких-нибудь видишь, думаешь, что это какие-нибудь дамы раньше были... определенные. И уже с ними ведешь себя по-другому.

Наши спортивные комментаторы иногда такие словосочетания употребляют — ну, невозможные в данной ситуации. Например: «Вот еще одну шайбу забросили наши чехо­словацкие друзья!» Я всегда думаю: «Ну по­чему друзья? Если забили шайбу нам они соперники и противники, а друзья они «до того» и «после того». Вот что со словами бывает... Однажды один режиссер в Узбеки­стане работал с цыганским ансамблем и все говорил: «Товарищи цыгане, станьте сюда; товарищи цыгане, станьте туда...» А они ему: «Сейчас, товарищ узбек». И сразу все стало на место.

Люди обычно любят смешные истории про кино. У меня тоже есть смешные исто­рии, например, про то, как меня били в филь­ме «713-й просит посадку», как режиссер просил делать все по-настоящему, а у оператора не ладилось, и сняли девять дуб­лей... Но это все лирика... Конечно, и в каждой шуточной песне обязательно есть какая-то серьезная прокладка. Иначе нет смысла писать. Иначе не потянется рука к перу, а перо к бумаге. Сейчас реакция не­посредственная, сиюминутная, больше на шутки, на юмор. А в записках больше всего просят серьезные вещи, потому что, видимо, они оседают глубже и потом снова начинают возвращаться к вам обратно.

Не удалось написать о космонавтах, хотя меня очень просили, потому что это такая трагедия была всенародная, что надо внут­ренне хотя бы немножко приблизиться к такому подвигу: это же высокое, люди зна­ли, на что шли... То, что слышу сейчас,— «он сказал: «Поехали!..» — это все понятно. Он так действительно сказал. Но зачем же рифмовать то, что было? Нужно найти ка­кой-то философский смысл этих вещей. А так -— на заказ — не получается.

Очень уважаю все, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, бе­седовал, спорил, и мне особенно обидно се­годня, что так и не удалось сняться ни в од­ном из его фильмов. Зато на всю жизнь ос­танусь их самым постоянным зрителем. В данном случае это значит для меня больше, чем быть участником и исполнителем.

Я написал большие стихи по поводу Ва­силия, которые должны были быть напеча­таны в «Авроре». Но опять они мне предло­жили оставить меньше, чем я написал, и я отказался печатать не полностью. Считаю, что ее хорошо читать глазами, эту балладу. Ее жалко петь, жалко... Я с ним очень дру­жил, и как-то я спел раз, а потом подумал, что, наверное, больше не надо.

Между эстрадной и авторской песней, как говорят в Одессе, две большие разницы, потому что эстрадная песня предполагает большой оркестр, зрелище. Все время там мигает большой свет... И если эту часть уб­рать из эстрадной песни — зрелищную часть,— она очень много потеряет. Обрати­те внимание: никому в голову не придет взять, положим, магнитофон и прийти на эстрадный концерт, записать, что поют, на­пример, Кобзон или Магомаев, которых я уважаю. Просто, когда приносишь магни­тофон домой, зрелище уходит, и песня мно­гое теряет. Это происходит потому, что ча­сто очень мало уделяют внимания словам эстрадные авторы. С текстами мало кто ра­ботает. Считается, что это, мол, и ни к че­му даже... И иногда поют такую чушь! Я ду­маю, даже не понимают, чего поют. Что ви­жу— то пою. Знаете, как: «А вон ворона лети-и-и-т. А вон ворона лети-и-ит. Сейчас будет дождь...» Как акыны. Но они раньше сочиняли. Только среди акынов был такой господин, который звался Гомер. Он прилич­но писал. Так что для этого тоже талант ну­жен. А чаще бывает, как в некоторых — я не могу сказать любимых — песнях, которые навязли в ушах. Ну, например, «Яблони в цвету — какое чудо...» — помните? Но так можно ведь все что утодно в строку: «Топо­ли в пуху — како-е чу-у-до!» Что угодно...

У меня однажды был смешной случай, в Ленинграде. Мы спорили с одним товари­щем. Он говорит: а что, слабо тебе выйти и спеть все песни — эстрадные? Я начал с пес­ни «На тебе сошелся клином белый свет». Очень любопытная песня, верно? Там эта строчка три раза повторяется, потом «я могла бы побежать за поворот» — тоже три раза. Два автора текста. Оказывается, какая бога­тая информация, что едва хватило бы и чет­верых... В общем, минут через двадцать ме­ня зрители чуть не убили.

Атмосфера в горах, особенно среди аль­пинистов, совсем другая, чем на равнине. Существует какая-то свобода выбора пути — как идти? Свобода выбора людей, с которы­ми идти. Понимаете? Никто не остановит, милиция не скажет: «Здесь нельзя перехо­дить— красный свет», врач не запретит, семья не будет удерживать, что опасно, и так далее. Все зависит от тебя. Ты, природа и твои друзья — больше никого нет. Слово «дружба» там, в горах, сохранилось в пер­возданном смысле. Наверное, в других ме­стах тоже, но в горах — особенно. Это не

название кафе, или клуба, или стенгазеты Здесь это слово действительно то, что и дол­жно из себя представлять. Иначе невозмож­но. Ты с ним в одной связке идешь, и все у него зависит от тебя, а у тебя — от него.

Я присутствовал при одном случае, когда во время восхождения на пик «Вольная Ис­пания» группа команды ЦСКА из пяти че­ловек попала под камнепад и одного убил. Мы помогали спускаться остав­шейся группе. Трое суток, пока была непо­года и не мог подлететь вертолет, двое това­рищей погибшего стояли на карнизе в тридцать сантиметров, привязанные к скале - чтобы помогать спускать тело погибшего друга. И это не подвиг никакой, нет —- это нормальная манера поведения в горах.

Дружба — это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров, и пу­скай еще здравствует.

Недостатков, которых в людях не прощаю, много. Не хочу перечислять. Но: жадность, отсутствие позиций, которое ведет за собой очень много других пороков, отсутствие у человека твердых позиций, когда он не зна­ет сам, даже не только чего не хочет в этой жизни, а когда не имеет своего мнения и не может рассудить о людях, о смысле жизни да о чем угодно.

В мужчинах ценю сочетание доброты, си­лы и ума, скажем так. Когда подписываю фотографии пацанам, ребятам и еще под­росткам, даже детям, обязательно пишу им: «Вырасти сильным, умным и добрым». Вот такое сочетание.

Я бы хотел, чтобы зрители... понимали как труден и драматичен путь к гармонии в человеческих отношениях. Я вообще целью своего творчества — ив кино, и в театре, и в песне — ставлю человеческое волнение Только оно может помочь духовному совер­шенствованию.
«Юность», 1986, № 12.


Похожие:

Владимир высоцкий монологи icon«Носил он совесть ближе к сердцу» Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы
Серия грампластинок «На большом каретном» (записи встреч Высоцкого на концертах, песен в его исполнении)
Владимир высоцкий монологи iconМихаил Николаевич Задорнов Монологи Михаил Задорнов Монологи Русский...
Удивительно оказался наш народ способным к бизнесу. Шутка ли? Страна, которая ничего не производит, занимает первое место в мире...
Владимир высоцкий монологи iconУроки, погосты, повоз
Владимира Красное Солнышко (Владимир I, Владимир Святой – крепости, сигнальные башни, русская дружина)
Владимир высоцкий монологи iconВысоцкий, Казанский, Мустафиди и другие
Вы, конечно, будете смеяться ”, говорится в старом анекдоте. Но я вот уже в третий раз пишу об одном и том же. Правда
Владимир высоцкий монологи iconРабочий лист к уроку «Владимир Святославович. Крещение Руси» Страница «Владимир Святославович»
Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу...
Владимир высоцкий монологи icon«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки
Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» Руководитель народный артист СССР владимир Мулявин Белорусская Государственная филармония,...
Владимир высоцкий монологи iconГоворящие
А. Кокшаров. М. Равновесие, 2008. 2 электрон опт диска (cd-rom): 16 ч 27 мин. (Смешно? Смешно Смешно!). Формат м загл с этик диска....
Владимир высоцкий монологи iconПлан мероприятий шб на 3 четверть 2012-2013 уч г
Книжные выставки, стенд «Писатели-юбиляры» (Ш. Перро, Л. Чарская, А. Толстой, В. Высоцкий, М. Пришвин, Ж. Верн, В. Жуковский, Ж....
Владимир высоцкий монологи iconФизика онлайн
Но каждая физическая теория рождается в уникальной культурной среде, влияние которой может быть осмыслено только в рамках философии....
Владимир высоцкий монологи iconКомитеты федерации футбола республики мордовия. Контрольно-дисциплинарный...
Члены комитета: Демин Владимир Николаевич, Завьялов Владимир Петрович, Сиротин Юрий Александрович, Татюшев Федор Иванович, Чиканаков...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница