Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31




Скачать 271,79 Kb.
НазваниеКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31
страница1/3
Дата публикации08.11.2013
Размер271,79 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


Понедельник, 12 марта 2007 г.
Студенты (07/01/Р.1, 05)

© Mark V. Zhelnov. Student’s Lectures. 2007

Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2007, январь 2008, Москва

Лекция: 09.00 – 09.45 ; 09.50- 10.35. Ауд. 1-31.

Семинар в первом семестре: 10.50 – 11.35.

Часть первая.

Философия как история философии и история философии как философия.
Раздел первый.

Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения XVIII-го века) с позиций сегодняшнего дня и сегодня.
^ Лекция №5 (12 марта 2007 г.)
Философские идеи традиций Древнего Востока с позиций сегодняшнего дня и сегодня (выявления размытого отношения бытия вообще и сознания вообще).
^ Выполнил студент 434 группы Олег Стенякин.
Вопросы:
1) «Метафизические» акты о «начале» и «предшествовании», о «БЫТИИ» и «НЕ-БЫТИИ» («Ничто»). Интеллектуальные сети и закон малых чисел. Пра-эпистемы. Архетипы философской мысли традиций Востока в наши дни.
2) Философские идеи индуизма. Философские идеи буддизма (алмазная сутра). Символизация «метафизических» актов. Архетипы индуистско-буддистского мировосприятия. Поиски начала конца.
3) Архетипы китайской парадигмы мироустройства. Философские идеи Конфуция и конфуцианства («Лунь Юй», «Дзин»). Философские идеи Лао-цзы и даосизма (Дао Де Дзин). Управление людьми в свете восточного среднего пути.
4) Метафизически-антическая природа (архаичность) слова, имени, символа и текста. Пра-гносисы. Библейский контекст европейской культуры: античной, средневековой, Возрождения, нового времени и наших дней. Религиозные философские идеи Древнего Ближнего Востока. Авраамические философские идеи (иудаизм, христианство, ислам). Их само-творчество сегодня.
5) ^ Основные подходы к освоению историко-философских идей на Западе. Проблема цивилизационных разломов и так называемого всеобщего терроризма.
* * *
Литература:
Учебно-справочная:
1) Канке Виктор Андреевич. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для Вузов.-5-е Изд., доп. и перераб. М.: «Логос».2005.-(Обнинский Институт Атомной Энергии). Часть 8, глава 33 «Индийская философия», глава 34 «Китайская философия», стр. 357-384, приложение 1 (стр. 402), приложение 2 (стр. 410).
^ 2) Лао-цзы. «Дао Де Дзин», М., Вагриус, 2005 г.
Дополнительная:
1) Ошо Раджниш. «Загляни в себя. Думать без ума», М.: «Нирвана», 2005 г.
2) Колин Рэндолл. «Социология философии», Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002 г., стр. 209-592.
3) Трубникова Н. Н. «Учение о заповедях Бодхисаттвы, японском буддизме школы тендай», жур. «Вопросы философии», 2006 г., №8.
4) Матрошилова Нелли Васильевна. «Варварство как оборотная сторона цивилизации», жур. «Вопросы философии», №2, стр. 44-60.
^ Основная цель сегодняшней лекции

будет состоять по крайней мере в следующем:

во-первых, я всё же, несмотря на все трудности, постараюсь довести до вас основную идею одних из ведущих философских коцепций, которые представлены в идеях буддизма, индуизма – Востока. Одного типа. Я постараюсь показать разницу между тем, что говорили тогда, в древние времена, и во что вылилось это сейчас.

Во-вторых, я постараюсь раскрыть вам одну из важнейших концепций современности – это образ, мышление китайской цивилизации как идеи уравления обществом – идеи среднего пути. Если это мы все с вами немножечко просмотрим, то выяснится, что нам-то и нравятся эти учения часто только потому, что они не такие, как наши учения, где не та логика, если вообще она есть. Она не западноевропейская. Когда человек устал от рационального мышления, ему хочется расслабиться, и он идёт бить в барабан на улице, одеваться в оранжевые одежды и есть рис, смешанный с изюмом. И побриться наголо, конечно, надо, а без этого какой же вы мыслитель?!

^ Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2007, январь 2007, Москва

^ Часть первая.

Философия как история философии и история философии как философия.
Раздел первый.

Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения XVIII-го века) с позиций сегодняшнего дня и сегодня.
^ Лекция №5 (12 марта 2007 г.)
Философские идеи традиций Древнего Востока с позиций сегодняшнего дня и сегодня (выявления размытого отношения бытия вообще и сознания вообще).
Вопросы:
Первый вопрос


  • «Метафизические» акты о «начале» и «предшествовании», о «БЫТИИ» и «НЕ-БЫТИИ» («Ничто»).

  • Интеллектуальные сети и закон малых чисел.

  • Пра-эпистемы.

  • Архетипы философской мысли традиций Востока в наши дни.



«Метафизические» акты о «начале» и «предшествовании», о «БЫТИИ» и «НЕ-БЫТИИ» («Ничто»)
Вопрос очень тяжелый и требует внимания. Что такое «метафизические» акты? Каждый из вас думает, что «метафизические» акты – это где-то вдалеке, где-то там существуют, какие-то умные людишки что-то говорят, а дело-то состоит в том, что состоит это слово из двух: мета – это означает «после» или чаще «выше», выше физики, а взято это слово и появилось оно еще давно, еще при обработке трудов греков древних – Аристотеля – сам Аристотель такие термины не мог употреблять, а было physis, а physis это есть природа. Т.е. чтобы не мудрствовать лукаво, когда мы говорим физика, мы имеем ввиду просто природу. Если бы не было это искусственно, эта от меня независимая природа, дерево, небо, это был бы physis, только физика. А физика у древних – это типа нашей космологии. Не изучаемые вами вещество, структура, атомы какие-то там (черт её знает, чё там есть, неизвестно что есть). А просто мир, прекрасный мир, космос. Кстати говоря, косметичка – это от этого слова. Потому что мир уже изначально прекрасен. Я это прекрасное, красоту эту и изучаю, потому что я ничего не вижу. Вот отсюда когда-то возникло такое понятие. А потом мета – переход, «метафизический» акт. Но дело в том, что это означает, что нынешнее состояние какое-то есть, вот это называетс physis’ом, ваше нынешнее состояние. Но вы каждый день переходите в своё нынешнее состояние, вы с утра встали, побежали и целый день будете крутиться. Вы совершаете постоянные «метафизические» акты, потому что вы каждую секунду выходите на новые условия; печально это слышать, но каждый ваш день прожитый – это есть путь к концу человека, к смерти. Этого дня, сегодняшнего, 12-го марта 2007-го года – этого времени не будет никогда. Его вернуть нельзя. И вы все время в этих актах находитесь. Но если вы находитесь в этих актах, то вы можете задуматься: «Хорошо сегодня; что будет в будущем, а кто его, вообще не знаю. Но простите, а что было в прошлом? Что-то было. Я не знаю что, но что-то было. Я вижу, что осталось что-то, от меня остается, от моих родителей, бабушек, дедушек. Вот что-то было. А до этого что было? А до этого были такие же люди, но мои бабушки и дедушки были детьми тех бабушек и дедушек и т.д.» Так вы дойдете до мартышек. Когда вы начинаете спорить о том, что было раньше, у вас такое представление, что это было очень и очень давно, скажем греки или Древний Восток. Но, однако, люди раньше жили не столько сколько сейчас, а меньше 25-ти лет, меньше 20-ти лет или около того, по разным причинам гибли, такой был цикл. И в среднем, чтобы уравнять все принято понятие «одно поколение». Одно поколение – это 25 лет. Ну-ка где у нас гении? наши Перельманы, умеющие считать? Давайте-ка посчитаем: если век состоит из четырех поколений, если прошло 2 тысячи лет, сколько поколений? 80. А если еще прибавить 500 лет, ну 100! Это значит на самом деле вам кажется, что это очень далеко – а это сто человек. Вот если их выстроить у нас в коридоре, 100 человек, в затылочек, гуськом, то не дотянется вот до того конца 100 человек. Вот. И вы уже древний грек. А если еще, ну 150 человек. А на досуге вы подсчитаете: там споры идут от 40 тысяч лет до миллиона лет, а там уже и та самая первобытная мартышка должна быть, от которой якобы все пошли и которой идут обезьяньи процессы. Я вам рассказывал, да? Подала девочка какая-то, что ее оскорбляет, что она от мартышки произошла; это неверно, дарвиновская теория неверна. Она утверждает, что она произошла от Евы и правильно делает, конечно. Ну как это, от мартышки произойти?! Судилась, но дело там кончилось. Вы не знаете чем кончилось? Подавала в суд, ну ей отказали. Подала на судью, а потом она подала на министерство образования, потом она подала на своих одноклассников, потому что они стали называть ее дурой. И когда суд начал рассматривать – отказали, не приняли дело. Почему вы думаете? А потому что никто не знает, что такое дурак. Вот мы все время с вами знаем, когда мы: «О, какой я дурак» или «Ух, какая же я дура», смысл мы понимаем, но попробуйте юридически определить что такое дурак. И почему это оскорбление. Но мы отвлеклись немножко, суть состоит вот в чем – это не так далеко.


«Начало» и «предшествование»
А дальше начинается следующее: это всё я говорил о так называемом предшествовании, ряд – ту-ту-ту-ту-ту, раньше? а-а-а-а-а раньше? а-а-а-а-а раньше? О! Ну как у этих? у индусов. «На чем стоит Земля?», «На трех китах. Или на чем она там? На трех слонах». «А они на чем стоят?», «Они там в океане», «А они на чем?» А потом индус умный говорит: «Лучше давайте перейдем к другой теме». Но тем не менее вопрос-то есть! И это есть другой вопрос, о начале. А было ли начало? Это не предшествование. Предшествование – это от меня, а начало это что? неизвестно где. Вот и идет проблема вот эта, что есть это бытие, а До там – это Не-Бытие, я не знаю что это такое. Это вроде бы Ничто, а почему? а откуда-то берется Что, если то совсем Ничто? Оттуда как-то что-то возникает, вот возникает эта знаменитая проблема. И вот она, естесственно, могла возникнуть только как бы задом наперед. А именно: как я должен сначала подумать, что будет в будущем. Я могу только сказать одно: в будущем меня ждет не жизнь. Вот и все. Поэтому надо заниматься смертью. Вот эта грань мне доступная, а что было там – неизвестно. И здесь мы и сталкиваемся с рядом интересных проблем. Они общетеоретические. Дело в том, что когда вы оцениваете какую-то эпоху, то вам кажется, что там были какие-то великие фигуры, великие философы, великие физики, а на самом деле это все создано человеком, и нет выдающихся людей, которые чем-то отличаются особо от других.


^ Интеллектуальные сети и закон малых чисел
В книге, которая рекомендована вам, показано, что есть так называемые интеллектуальные сети. Т.е. возникло здесь что-то такое, там где-то такое, там такое, и вот все эти интеллектуальные миры разорваны веками. То, что вы представляете, что единая картина, древние греки там, древние римляне – это потом соединено, а все жило локально. И как объединять это нужно называется интеллектуальной сетью. Т.е. что было я не могу сказать, и где начало тоже не могу, а сеточку могу набросить. Мне так удобно. Мне приятно, я что-то для себя объяснил. Но однако выясняется, что я не могу очень много выдвигать. У меня, хочу я или не хочу, я должен выделять какие-то единицы. Ну сколько вы можете по-настоящему иметь друзей? Не можете 10 тысяч иметь? Какие это друзья? Три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. Общение нужно. Поэтому выделяются какие-то фигуры. Это совсем не значит, что рядом с ними не было других, совершенно еще более великих. А вот так лучше и вводить. Почему-то, потому-то выделились они, поэтому к этому так и надо относиться. Вот в социологии философии эта работа, она пытается показать, что огромное количество есть всяких фигур, но мы выделяем вот такие. И тут все искусственно, поэтому это нужно иметь ввиду. Ну и чем же мы хотим заняться? Поскольку нам в качестве основы нужно взять всё-таки нашу, западноевропейскую культуру: в конце концов мы займемся-то античностью западноевропейской, но до этого что-то было, откудо-то пришли какие-то идеи.


Пра-эпистемы
Вот они откуда-то взялись, где-то внутри какие-то знания, откуда они появились не ясно, но есть: есть какие-то мифы, есть какие-то саги, был миф: есть север, есть юг, есть восток, есть запад, небо, земля, большой человек, верховное существо, символ какой-то, молись, поклоняйся, прыгай, огонь и т.д. Вот какие-то эпистемы идут, они не обсуждаются, они такие есть, откуда-то взялись, и вы потому существуете и можете общаться, что вы ничего как бы не знаете, а уже изнутри где-то есть эти понятия, вы впитали их просто с рождения, вот в чем дело.


^ Архетипы философской мысли традиций Востока в наши дни.
И поэтому везде, есть такие учения архетипов. Архетип – это что-то, лежащее в глубине (археология). Только не надо путать «архе» и «архи». Архи – это сверх, а архе – это археология, лезть туда, в глубинку, это другое совсем. Что же из себя представляет эта философская мысль традиций Востока и почему она оказалась существующей и в наши дни? А очень просто.


^ Размытое отношение бытия вообще и сознания вообще.
Оказывается это такое особое состояние размытости каких-то глубинных понятий, бытия и сознания, они и есть этот мир, а мир это есть я, такое внутри. Вот основная мысль, нам и нравится это потому, что там можно себя растворить во внешнем мире, и мир растворен во мне. Не надо противопоставлять чувство разуму, ничего – живи, как живешь, и вот такая форма мышления и сейчас может быть, и она очень важная. Потому что только когда вы сознательно начинаете рассуждать, только в европейском мышении люди боятся смерти, а на самом деле можно думать, что ее нет. Я брожу туда-сюда, и меня это не сдерживает, а как мы увидим в дальнейшем, именно смерть является т.н. онтологической основой власти. Власть только возникает из-за того, что вы боитесь смерти, и ниоткуда, ни их каких других источников. Вот это общие идеи. А теперь посмотрим в частности, по деталям.

Второй вопрос


  • Философские идеи индуизма.

  • Философские идеи буддизма (алмазная сутра).

  • Символизация «метафизических актов».

  • Архетипы индуистско-буддистского мировосприятия.

  • Поиски начала конца.



Философские идеи индуизма
Философские идеи индуизма. Что это такое? Это что-то такое смешанное получается. Индуизм – это такое учение, которое утверждает, что есть какое высшее там существо, Атман. И вот я с ним общаюсь. Он реализуется, и весь мир – это манифестация Атмана. Т.е. я воспринимаю то, что что-то действует и здесь представлено. Но на самом деле этого нет, а есть что там в глубине. Вот в чем основная идея. Ну и как же тут нам быть? Нам часто трудно определить и отличить индуизм от буддизма. Почему-то вы очень с трудом отличаете. А тем не менее все-таки нужно преставить себе: все-таки индуизм – это концепция, которая предполагает все-таки какое-то движение. Главным образом для индуиста является корова. Вот что-то такое дающее жизнь, но все-таки передвигающееся. Это все-таки в том или ином смысле активное начало. А вот что касается буддизма, то это другой момент. Буддизм – это нечто стабильное, это нечто покоящееся, это лотос, это Будда, сидящий и глядящий на свой пупок. Вот смотреть надо в одну точку, не двигаться, и тогда все будет ясно. Сложность состоит в том, что хотя буддизм зарождался в Индии, так же как и индуизм (буддизм – это реакция на индуистские представления), он, однако сместился и там не прижился, и пошел на север и на юг. Есть два типа буддизма, чтобы – главное мир не трогать, как он есть, так он и есть, поэтому один тип говорит, что ни до чего нельзя дотрагиваться и букашку нельзя раздавить, а другой говорит: ну, букашку ладно, посерьезней – вот человека нельзя трогать. Вот возникают такие представления.

  1   2   3

Похожие:

Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философия в России и российская философская мысль в современной интерпретации
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мыль переходного периода, постмодернизма в интерпретации сегодняшнего дня
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Метафизика саморазвития конкретности меры субъективного и объективного в общем «теперь и здесь» в этом человеке
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Основные этапы философских идей античности и важнейшие проблемы западно-европейских философских традиций сегодня
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Историко-философские концепции о бессмысленности смысла и смысле бессмысленности в 21 веке ( 2007 год)
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического...
Философские идеи демократии и тоталитаризма ХХ века в России с позиций сегодняшнего дня
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 09. 00 09. 45; 09. 50- 10. 35. Ауд. 1-31 iconКурс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница