Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва




Скачать 333,67 Kb.
НазваниеКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва
страница1/2
Дата публикации08.11.2013
Размер333,67 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Философия > Лекция
  1   2
Курс философии и философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2006, январь 2007, Москва
Лекция № 4.

Историко-философские концепции о бессмысленности смысла и смысле бессмысленности в 21 веке ( 2007 год).

Подготовил студент 409 группы Алагизов Артем


Вопросы:
Первый вопрос:
* Философия как история философии .
* Проблема бессмысленности смысла и смысла бессмысленности.
* Многообразие нео-метафизических вопрошаний о будущем .
* Интересы этого человека, прояснение для себя смысла своей жизни как логики своей мощи в будущем свете истории философствования.
* Тенденция к образованию концептов и закрыто-открытой философии новой религиозной, неконфессиональной научной мифологии.

Литература:

Кант - учебный справочник , философия, исторически систематический курс

История философии. учебный план

Поппер Карл Раймунд. Объективное знание. Эволюционный подход

Доп.лит – учебное пособие для выпускников классов лицея и тд
На прошлых лекциях мы ознакомились с общими представлениями о философии науки и основными проблемами.

В прошлый раз рассмотрели педагогически дидактическую схему, которую мы растянули на исторические периоды и пришли к выводу , что никогда не существует одноединственной точки зрения.

Оказывается, можно говорить - я познаю мир, и тогда у меня все вопросы будут лежать в этом ракурсе, а потом я говорю - а я верующий человек , и у меня все вопросы будут лежать в ракурсе божественной структуры.

А потом я скажу - я хочу свое внутреннее бытие понимать (онтобытие) , и тогда у меня все будет совсем в другом плане, или просто скажу - я познаю природу, и тогда все у меня в этом направлении изменится ,физика - это определенная картина мира, не то что есть действительность, а то что я , познавая действительность, себе создаю.

Вот такие есть картины мира - физические, химические ,биологические и тд . То есть точек зрения много. Тогда получается что история какая-то не такая, её нет как таковой в окончательном виде.
Подготовимся к переходу к историко-философским исследованиям, дадим краткую общую характеристику ,путь, схему, приблизительно наметим, что является мудростью мудрецов, любовью к мудрости, мудрецам, к философствованию, к предметам философствования, а где-то каждая из этих точек зрения имела историческую форму,

И мы постараемся на нашей схеме показать, что никакой окончательной истины вообще не существует, нельзя сказать , что было только вот так , а не эдак.

Поэтому каждый раз ,каждое время переписывается соответственно интересам сегодняшнего дня , а поэтому нужно владеть так называемым компаративистским презентизмом ,то есть рассматривать все в сравнении, всегда должны быть две противоположные точки зрения .

Если вы, физики, знаете по данному вопросу только одну точку зрения, то вы точно находитесь в хвосте современного состояния физики.
Перейдем к первому вопросу.

Философия как история философии . Проблема бессмысленности смысла и смысла бессмысленности.
Я могу всю философию рассмотреть только как историю философии ,на самом деле вы изучаете только историю физики ,а не саму физику. Почему?

Мы будем заниматься историей философии и представлять, что это и есть философия. Изучим что такое философствование.. возникает проблема бессмысленности смысла, если вы посмотрите на историю и физики и философии, то вы увидите, что вся история складывается так - один сказал ,вложил смысл и объяснил мир( Ньютон).. а потом прошло время , и люди говорят - да нету у этого всего смысла, это частный случай и тд., это бессмыслица, надо какой-то новый смысл..

Поэтому не надо зацикливаться , что есть какой-то вечный смысл. Но тут возникает другой вопрос, противоположный - вы думали , что смысл будет такой, а в результате самотворчества и самотворения он стал диаметрально противоположный.

Что вы будете делать? Вы начнете по-тихому придумывать смысл для бессмысленности с точки зрения прошлого, и скажете - как же так, я хочу вечную настоящую истину! А такого не бывает, возникает противоречие и надо его рассмотреть.

У человека его движущей силой согласно современному уровню философии является интерес этого человека, почему этого? Потому что этот человек - это каждый из вас. Вы думаете что вы не ищите, но вы ошибаетесь. Вы хотите понять свою мощь, свою логику.

каждый из вас творит , и в результате что-то получается, и надо об этом пофилософствовать. Этим кстати и занимались древние философы…в результате к чему мы идем сказать нельзя.

Но два момента можно выделить

Во-первых , речь идет о создании так называемых концептов. Концепт - это ваш вывод на основе каких-то противоречий, когда вы сразу высказываете какое-то соображение , и оно вас нервирует.

ну что это такое - бессмысленность смысла??

Если вам все понятно в физике, то вы в ней ничего не понимаете.
^ Несвоевременность своевременного.
Д
Задумайся!

Несвоевременность своевременного и своевременность

несвоевременного
альше. Несвоевременность своевременного – мы раньше этим уже занимались. Значит, дело простое. То, что вам кажется сейчас своевременным на самом деле не нужно, а то что вам говорили несвоевременно, на самом деле своевременно. Там, где все, там как раз ничего уже нет. Туда уже с мыслью большой физической не пойдешь. Вот то, что храните где-то внутри, вот это да…
^ Бессмысленность смысла.


Задумайся!

О бессмысленности смысла




О
Когда тупик появляется возможность решения вопроса

тсюда наша центральная тема сегодняшняя – что же это бессмысленность смысла? Вы не можете жить, не придумывая смысла. По-крайней мере, человек уже 20-21 века. Вам родители говорят: смысл жизни в том, чтоб ты был честным, хорошим человеком, жил хорошо, вот в этом смысл жизни. Однако идет время, и все заветы, которые вы получаете от прошлого: нужно построить коммунизм. Выясняется – ну, будем строить – но нет его, ушел куда-то, тю-тю… Не получается, надо все перестраивать.


З
^ Нужно в этой, казалось бы, бессмысленности найти новый смысл. Этим и занимается философия на переднем рубеже, где новое.

Философия и дает истоки истории философии. Каков мой взгляд сегодня, так я смотрю и на историю философии.

с течением времени выясняется, что смыслы бессмысленны
начит смыслы с течением времени выясняются что они бессмысленны, по крайней мере, в том смысле, в котором вы их думали. Хорошо, чтоб все были счастливы. Но не получается, чтоб все были счастливы. Почему? А я хочу, хотеть можно. Но ужас-то в другом состоит. Вот рушится все старое, возникает новое, и оно предстает в первую очередь как бессмысленное. Вот бессмысленное. Куда идем, что… Вот вроде бы старое разрушилось. Ан нет! Это и есть самое главное - решение вопроса. Когда тупик, появляется возможность решения вопроса. И вот в этом в этой бессмысленности и есть главный смысл. Развалилось что-то, а вот что-то пробивается. И вот надо в этой, казалось бы, бессмысленности(оно по-старому бессмысленно) найти новый смысл. Этим и занимается философия на переднем рубеже, где новое. Отсюда и обращение к ним. Значит, философия и дает истоки истории философии. Каков мой взгляд сегодня, так я смотрю и на историю философии. К какой кафедре вы принадлежите, так вы будете и на историю физики смотреть. Вы будете выбирать то, что вам интересно для ваших практических задач. Так и здесь.

Религиозно- неконфессиональный концепт.

Есть люди, которые не связывают себя с религией, верят что есть что-то выше, вне себя..

если в результате какого-либо события вы воскликаете - Господи,за что? - то это не значит что вы верующий, это и есть неконфессиональность.

Линия, разделяющая религию и науку постепенно стирается, в результате образуется научная мифология.

это по первому вопросу.


Второй вопрос
* Историко-философский процесс на базе нео-эпистемо-аналитически-конструктивиски-логических представлений .
* Сравнение схемы саморазвития психики ребенка со схемой самотворения предмета философии .
* История противопоставления постигающего субъекта противостоящему ему постигаемого объекта и наоборот.
* Интенциальные формы самотворчества их постижения - эпистемы, гносисы и теории .
* Компаративистский презентизм 21 века ( Карл Поппер).
* Этапы выделения предметов философии по нео-эпистемологической схеме при примате теории.


А теперь приступим к анализу историко-философского процесса, эпистемо-аналитических и констуктивистски-логических представлений.

Эпистема - это глубинные знания, например невозможно определить , что такое стол.

Аналитически - это значит что нужно все время анализировать рассуждения, конструировать что-то, придумывать модели.
теперь посмотрим в схему.

на этом листочке есть две стороны, на одной из них написано, что мы выделяем три периода:

это анталогическая , эпистемологическая и прагматическая концепция.

Первый этап - это до конца 18 века, второй этап - от конца 18 века до 19-20 века ,третий этап - после конца 20 века;

на первом этапе схема сделана под эпистемологические представления ,вы знаете какие-то понятия и утверждаете - я хочу познать мир, вас спросят - что вы можете сказать о природе вокруг себя? Правильный ответ с эпистемологической , познавательной точки зрения - сначала создай методы, потом я познаю что вокруг меня есть, а потом скажу, что вне меня есть.

На протяжении первого этапа занимались противопоставлением постигающего субъекта противостоящему ему постигаемому объекту.

Пришли к выводу - если я субъект - мне противостоит объект, и я его познаю.
В средневековье перешли к гносисам (символам ,знакам и тд )

Гносисы - это образы.

Дальше из них формируются теории, теории - это когда у меня есть методы, и все должно быть обосновано и доказано.

Тогда получается, что единой науки нет.

Есть наука об эпистеме, есть наука-гносис,а есть наука-сайнс ,это три интенцальные (непонятные) формы.
В 19 веке, как можно видеть на схеме, возникла теория о господстве,

теории теряют свои абсолютные значения, одни приходят на смену другим все время

В 20 веке все старые понятия рассыпались.

С точки зрения концепции нео-эпистемы, аналитический конструктивизм сейчас есть теория гносис и эпистема.

Пойдем дальше.

История философии на базе нео-эпистемо-логических представлений.
Н
^ Нео – подчеркивает сегодняшнее


На первом плане эпистемо-логические представления, а не онто-тео-логические, как наиболее распространенные в 21 веке.

ачинаем смотреть по этой вашей схемке, которую вы сегодня сейчас получили. Что значит она наиболее распространенная, эта схемка? А дело в том, что читая, на базе ее предметов, на базе какой? На базе нео-эпистемологических представлений. Что это значит? Ну нео – просто подчеркивает сегодняшнее. Мы не занимаемся тем, что было в прошлом веке. Мы занимаемся только нашим веком. Т.е. мы конечно ныряем в прошлое, но только потому, что нас интересует сегодняшний
день. А у на с уже пяточек лет набралось… Что это означает? Чем отличается данный план лекций от предыдущей?

В
^ В основе эпистемо-логической концепции лежат представления о том, что в основе всего его представления о мире лежат знания.


Получение знаний – процесс трансцендентальный


^ Сначала познать мир – а затем сказать, что он такое.

ыясняется: там у нас на первом плане онто-теологические, а потом эпистемо-логические. А у нас на первое время выдвигается эпистемо-логическая. Грубо говоря, приспособлена к мировоззрению современного человека, который учится, изучает, и который считает, что в основе всего его представления о мире лежат знания. А знания надо получать. Это процесс трансцендентальный, который отличается от трансцендентного процесса. Это когда я говорю, что там что-то есть еще. А он просто на краю познания. Переход познания к чему-то новому. И вот я начинаю рассуждать так. А что это вы все мне говорите: в мире есть то-то и то-то, а я не хочу знать заранее говорить, что он из себя представляет. Я говорю, что я сначала должен его познать, научно познать, вот тогда я вам скажу, что там есть, и что из себя представляет мир. Очень хорошая точка зрения. Неверная такая, это уже, как говорится, это что-то такое. Ну, неважно. И вы начинается смотреть. Вот исходя из этой, только одной из возможностей, далеко не самой главной, но популярной, по которой изложены все учебные курсы истории философии, она лежит перед вами. Вот что это такое.
Внизу схемы есть прямая с временем жизни,

фиогенез и онтогенез это некие процессы..

Античность это оказывается 3 года, средневековье - от 3 до 7 лет, 18 век - до 11 лет,19 век - до 13 лет ,это двойственность.

20 век это где-то 17-18,дальше – старше.
Самотворение предмета философии.
Ч
^ Самотворение предмета философии-разное сознательное волевое соматическое
то дальше? Самотворение предмета философии. Сколько тут написано… сейчас мы будем знать. Ну, самотворение предмета философии у нас получается по этой схеме, что по-разному, на разных этапах развития человечества, будет разное сознательное, разное волевое, разное соматическое. Одним из вопросов, часто задаваемым, кто хочет поупражняться в своих знаниях: что было в конце 18 века? Как понимали люди сознательное, чем оно отличалось от понимания неовременного, чем оно отличалось от понимания сознательного до Нового времени, как оно понималось где-то в древности и т.д. Мы сейчас будем заниматься.


В
Античность – 600 до н.э. – 600 н.э.
низу это такие периоды. Надо их просто посмотреть. Такие на совсем жирненькие, а средние. Это такие крупные выделения. Что это такое? Это у нас… 600 год до н.э. А что это такое? А дальше 500 н.э. Почему 600 туда 600 сюда, а мы посередине. Выясняется, что это и есть античность. Вы по своей детской непосредственности почему-то считаете, что античность в том периоде, где вы читали мифы древних греков, всякие сказки, нет. Античность длится до 6 века НАШЕЙ эры. Т.е. это будет 12 веков между прочим. Чтобы нам более образно представить, что из себя представляет самотворение предмета философии, нам нужно в них вникать, а не просто пропустить их мимо ушей, это самое главное. Ну и давайте посмотрим.

Л
^ Проще всего понять что такое самотворение предмета философии на примере развития психики ребенка.
учше всего это показать на соотношении сравнений этих этапов с психикой ребенка. Вот в чем дело. Ну и давайте посмотрим, что это такое. Дело в том, что есть такое соотношение – онтогенез и филогенез.


Т
^ Схема развития психики ребенка Жана Пиаже.
акой известный швейцарский психолог Жан Пиаже создал свою знаменитую схему развития психики ребенка. Ее критиковали, но в принципе она не изменяется. В чем его основная идея, положенная в основу этой самой схемы сравнения? Значит, есть какой-то этап, период, и возникают какие-то типичные для данного времени представления людей. Ну вот и давайте поползем тихонечко по этой схемке.

Н
^ И снова компаративистский презентизм…
у, сейчас много спорят, когда возник человек. За 6 дней Бог создал весь наш мир, да… и вы это все знаете. Но есть и другая точка зрения. Теперь начинают обсуждать вопрос, нужно ли преподавать дарвиновскую теорию развития, а то она противоречит почему-то религиозным взглядам людей..(неразборчиво). Грубо говоря, происхождение человека исторические раскопки заставляют относить к все более раннему времени. Без конца относить на раннее нельзя, но в пределах культурных слоев все отодвигается все дальше и дальше. То косточки какие-то найдут, наскальные росписи, мало ли чего там, радиоактивные распады. Но где-то там в среднем, предполагается около 40 тысяч считается. Вот этот самый Хомо сапиенс. Вот эти ваши дурацкие представления, что там неандертальцы, кроманьонцы, один за другим, это все уже ушло в древность, как это было, это мы потом будем понимать.
А
  1   2

Похожие:

Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философия в России и российская философская мысль в современной интерпретации
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мыль переходного периода, постмодернизма в интерпретации сегодняшнего дня
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Метафизика саморазвития конкретности меры субъективного и объективного в общем «теперь и здесь» в этом человеке
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Основные этапы философских идей античности и важнейшие проблемы западно-европейских философских традиций сегодня
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического...
Философские идеи демократии и тоталитаризма ХХ века в России с позиций сегодняшнего дня
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2006, январь 2007, Москва iconПлан Образец Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов...
«Мера». Само-Творчество “Настроения” человека. Философские Категории «Конкретное» и «Абстрактное», «Абсолютное» и «Относительное»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница