Скачать 34,66 Kb.
|
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ» Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1. Сущность мировоззрения и его исторические типы. 2. Специфика философского знания. Предмет и структура философии, ее функции. 3. Онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение человека к миру. Формы связи философии с жизнью. Философия и культура. 4. Классификация философских концепций. Основные течения и школы в философии. Тема 2. НАУЧНЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА1. Мировоззрение, миросозерцание и картина мира. Философская картина мира, ее отношение к науке и религии. 2. Основные элементы религиозных картин мира. Политеизм, теизм, деизм, пантеизм, персонализм и атеизм. 3. Научные картины мира, парадигмы и научные революции. Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА1. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира. Разложение мифа и мировоззренческое оформление новой хозяйственно-экономической предметности и социокультурной реальности. 2. Содержание и особенности становления Древнегреческой цивилизации. Поиск основ нравственного и разумного поведения человека. Гесиод, Гомер, «Семь мудрецов Эллады». 3. Рождение философии. «Что есть все?». Фалес и Милетская школа. 4. Пифагорейская школа (число). 5. Школа Гераклита (Огонь, Логос). 6. Парменид и элейская школа. Бытие, тождество мышления и бытия. Апории Зенона и логика доказательств. 7. Атомистическая философия Демокрита. Демокрит и наука Нового времени. 8. Изменение статуса и направленности философии в V-IV вв. до н.э. Софисты: Протагор, Горгий. 9. Жизнь и смерть, учение и метод Сократа. 10. Философская система Платона. Учение об идеях. Платонизм в истории философии. 11. Аристотель. Критика идей Платона. Концептуализация и систематизация философского и научного знания. 12. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, стоицизм, кинизм, скептицизм, неоплатонизм. Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ1. Теоцентризм средневековой философии. Бог, человек, мир в учениях отцов церкви. 2. Фома Аквинский – великий систематизатор средневековой схоластики. 3. Двойственная природа человека. Проблема души и тела, веры и разума. 4. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях. 5. Значение средневековой философии. Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА) 1. Философия эпохи Возрождения, ее характерные черты. 2. Натурфилософия эпохи Возрождения. Диалектика Н. Кузанского. 4. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). 3. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. 5. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы. 6. Реформация. Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ1. Общая характеристика философских идей эпохи Просвещения. 2. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.
Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ1. Философия Канта. Концепция субъекта и агностицизм. 2. Объективный идеализм и диалектика Гегеля. 3. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 4. Философия К. Маркса. Тема 8. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ-ХХ ВЕКОВВопросы к семинарскому занятию 1. Общая характеристика Западной философии XX века. 2. Сциентизм и антисциентизм в современной западноевропейской философии. 3. Проблемы человека, общества и культуры в современной Западноевропейской философии. 4. «Вызовы современности» и развитие философии в 80-90-е годы XX века. Тема 9. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ-ХХ ВЕКОВ1. Славянофильство, западничество, консерватизм в 40-50-х годах XIX века в России. 2. Философские идеи демократов и народничества 60-90-х годов XIX века. 3. Религиозная философия в России. 4. Русский космизм: представители и основные концепции. Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ1. Культура как предмет философского анализа. Типы, формы. 2. Понятие цивилизации. Роль понятий культуры и цивилизации в познании общества. 3. Культура Запада и Востока. Россия в диалоге культур. 4. Общечеловеческое и национальное в культуре. |
![]() | Тема урока: Роль религии в жизни общества. Цели урока Дидактическая: подвести учащихся к осознанному пониманию роли религии в современном мире, т е развить представление о ее значении... | ![]() | Тема урока Кол-во часов Система юридических наук. Мир юридических профессий. Роль права в жизни человека и общества |
![]() | 1. Философия, ее специфика и роль в жизни общества Знание, насыщенное, пронизанное нравственностью добром, человечностью, справедливостью | ![]() | Тема урока Теория литературы Введение. Значение литературы в развитии общества и в жизни человека. Общее понятие об историко-литературном процессе. Литература... |
![]() | План Значение питания в жизни человека. Пищевые вещества и их роль в жизни школьников В этих словах подчеркивается исключительная роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает... | ![]() | Самостоятельное осмысление курса «философия» Дать определения Тема... |
![]() | 2. Рыночная система хозяйствования. Роль государства в рыночной экономике... Тема Предмет и метод экономической теории. Основные проблемы экономической организации общества с. 2 | ![]() | Формационная или цивилизационная парадигма? Поэтому развитие общества — большой круг жизни — и развитие человека и его семьи — малый круг жизни — неразрывно между собой связаны:... |
![]() | 1. «Экономика, её роль в жизни общества» ... | ![]() | Педагогическая философия В моем представлении урок для учителя – это своеобразная частичка жизни, а жизнь, мне кажется, бессмысленной без идеи. Получается... |