Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель




Скачать 137,75 Kb.
НазваниеУрок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель
Дата публикации08.11.2013
Размер137,75 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Урок № 2.

Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель.

Триединая дидактическая цель урока:

1) обучающая:

- создать условия для полного ознакомления с основными этапами развития наук об обществе,

- создать условия для более глубокого усвоения идей, представлений древнегреческих философов, которые оказали влияние на формирование общечеловеческих ценностей, а также предопределил специфику цивилизации античного типа;;

2) развивающая:

- уметь сравнивать различные философские точки зрения,

- способствовать развитию работы с разными источниками информации;

3) воспитательная:

- воспитывать характерные качества, способствующие развитию гражданско-правовой культуры,

- развивать умения применять знания в практической жизни.

^ Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Древние мыслители о мире и человеке», учебник «Человек и общество. 11 класс» Н. Боголюбов, карточки с индивидуальным домашним заданием, технологическая карта урока.

Основные понятия:

Термины:

План урока.

  1. Организация класса.

  2. Древнегреческие философы о человеке и обществе. Платон.

  3. Древнегреческие философы о человеке и обществе. Аристотель.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Самостоятельная работа с карточками.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Древнегреческие философы о человеке и обществе. Платон.

Древние греки создали очень яркую и впечатляющую мифологию. Они же первыми перешли к новому способу рассмотрения мира и породили то, что можно назвать философией в собственном смысле слова (сам термин «философия» — любомудрие — тоже греческого происхождения).

Примерно в VI в. до н. э. несколько мыслителей (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит), занятых поисками непреходящей основы бытия, пришли, каждый своим путем, к выводу о том, что первооснову следует понимать не как некое временное состояние, предшествующее появлению всего сущего, а как первопричину, причем первопричину, рационально (интеллектуально) постигаемую. Они не описывали божество-предка или прародителя, они искали вполне, как сказали бы в дальнейшем, материальные основы сущего. Один видел их в воде, другой — в огне. Демокрит выдвинул даже идею о том, что основой всего являются некие неделимые частицы — атомы. Но для нас важны не эти конкретные, возможно кажущиеся сегодня наивными, предположения, а сама решительная перемена взгляда на мир: единый порядок, скрытый под хаосом наших ощущений, можно познать; важно искать связь вещей. Для этого необходима мудрость, которую Гераклит назвал логосом (разумом). В этом обращении и доверии к рациональному, умопостигаемому и проявилось наиболее разительное отличие зарождающейся древнегреческой философии от философской мысли Востока.

Древнегреческая философия оставила ярчайший след в истории философской мысли. Взгляды многих ее представителей заслуживают обстоятельного рассмотрения. Рассмотрим взгляды на общество и государство крупнейших мыслителей — Платона и Аристотеля.

Плато́н. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы. размышлял над образом совершенного (идеального) города-государства.

Власть в таком государстве должна принадлежать немногим людям, обладающим знанием идей и уже поэтому являющимся добродетельными. Их Платон именует философами («экспертами»). К отбору лучших должна была привести предлагаемая Платоном система образования. Между 10 и 20 годами все дети получают одинаковое образование. Важнейшими предметами на этом этапе являются гимнастика, музыка и религия. В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение, уделяя уже особое внимание математике. После 10 лет обучения — новый отбор. «Лучшие среди лучших» еще 5 лет изучают философию, а затем 15 лет активно участвуют в жизни общества, приобретая навыки управления. После этого столь тщательно отобранная и хорошо подготовленная элита берет управление государством в свои руки.

Те, кто отсеялся на первом этапе, становятся купцами, ремесленниками, земледельцами. Их главная добродетель — умеренность. Не прошедшие второй отбор — это будущие управляющие и воины (стражи), главное достоинство которых — мужество. Таким образом, благодаря новой системе образования образуются три социальных класса, составляющие основу государства. И каждый оказывается в таком положении, которое позволяет ему (с учетом способностей) быть наиболее полезным своему государству.

В представлениях Платона единичное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства. Поэтому Платон был противником частной собственности и сохранения семьи у представителей высших классов — эти, говоря современным языком, общественные институты порождали бы частные интересы и отвлекали бы людей от заботы об общем благе. (Заметим, что в дальнейшем философ несколько смягчил свои позиции в этом вопросе.)

Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит. Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Все не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и доме). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:

  1. Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

  2. Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.

  3. Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

  4. Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая, в конечном счете, приводит государство к тимократии

Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. Однако, их менее разумные сыновья, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, совершают переворот и устанавливают власть военных.

Кроме, «идеального государства», которое пытался создать Платон в своих размышлениях, он также много говорил и философствовал на тему частной собственности. По мнению Платона, философы и воины в идеальном государстве не должны иметь никакой частной собственности. Воины «должны ходить в общие столовые и жить сообща, как в лагере», они «не должны прикасаться к золоту и серебру, не должны входить в дом, где есть золото, надевать на себя золотые и серебряные вещи, пить из золотого или серебряного кубка… Если бы каждый тащил в дом все, что много приобрести отдельно от других – между прочим, и собственную жену, и собственных детей, которые, как лично ему принадлежащие, возбуждали бы в нем личные радости и скорби». Собственность в разумных рамках допустима только для крестьян и мастеровых, т.е. не мешает им работать. Но она противопоказана тем, кто предан высоким размышлениям, стоит на страже государства. Это общество не имеет семьи, обременной бытом. Дети воспитываются на общественный счет, считая своим общим родителем само государство. Мелодии, размягчающие душу, не должны звучать в этом обществе. здесь место только бодрой, воинственной музыке.

Данные взгляды на жизнь и государство считаются утопией. Утопия – фантазия о , возведение в идеал своих представлений об обществе и человеке.

^ 3. Древнегреческие философы о человеке и обществе. Аристотель.

Другим выдающимся древнегреческим философом является Аристотель.

Аристо́тель (384 до н. э.— 322 до н.э.) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека. В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства.

^ Формы государственного устройства.

ПРАВИЛЬНЫЕ

НЕПРАВИЛЬНЫЕ

Монархия

(неограниченная власть одного, основанная на авторитете).

Тирания

(абсолютная власть человека, не обладающего моральным превосходством)

Аристократия

(во главе государства – знатные благородные и высокопоставленные люди)

Олигархия

(власть богатых. В крайних формах самые богатые попирают законы и правят по произволу)

Полития

(власть опирается на многочисленный средний класс обеспеченных людей)

Демократия

(власть принадлежит всем свободным. В худших формах народ идет за демагогами).


^ Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

  • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

  • Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

^ Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

  • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

  • Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

  • Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

^ Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию, отклонение от демократии — охлократию

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».

Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

^ 3. Подведение итогов.

Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.

^ 4. Самостоятельная работа. Работа с карточками.
Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонности к определенному виду деятельности. Специализируясь именно в нем, он принесет максимальную пользу обществу как целостному организму. Поэтому три основных сословия государства должны заниматься только своим делом.

Разделяете ли вы вывод Платона? Принимаете ли его аргументы? Свою позицию обоснуйте.
По мысли Платона, в идеальном государстве должны регулироваться семейные отношения и даже интимная жизнь: правители государства следят за тем, чтобы лучшие мужчины соединялись с лучшими женщинами для рождения здоровых младенцев. А вот цитата из романа нашего современника Е. Замятина, изобразившего в романе «Мы» тоталитарное государство: «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставлять без всякого контроля сексуальную жизнь… Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую рожали детей». Произведение Замятина относят к жанру антиутопии.

Следует ли считать взгляды Платона на государство утопией? Объясните почему.
К правильным Аристотель относил государственные устройства, цель которых – общее благо. В неправильных – стоящие у власти стремятся лишь к собственному благу. Объясните с этой позиции, почему аристократию Аристотель относит правильным формам, а олигархию – к неправильным.
В условиях крайней демократии, считал Аристотель, власть должностных лиц сводится на нет, так как на их деятельность смотрят не с позиции закона, а сточки зрения мнений людей. А формирует это мнение ораторы-демагоги. Люди утрачивают собственность. Наступает паралич и смерть власти.

Как вы относитесь к этим суждениям философа?
Что общего между тиранией и демократией?
Современные политологи условием демократии считают верховенство закона. Воля толпы, используемая разного рода политиканами, называется охлократией.

С какими видами государственного устройства, по Аристотелю, можно отнести современные трактовки понятий «демократия» и «охлократия»?
Аристотель утверждал, что там, где «средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан раздоры».

Как, по-вашему, подтвердился ли вывод философа о роли среднего класса в обеспечении стабильности государства? Приведите примеры.
5. Домашнее задание. § 22 (стр. 170 – 171).

Похожие:

Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconМетодическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе»
Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» проводится в 11 классе в курсе обществознание
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель icon1. Мыслители прошлого и об обществе и его развитии
...
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconПлан введение. Риторика искусство красноречия. 1 О необходимости красноречия в античном обществе
Сократ, Платон, Аристотель философы, риторы в) Разработка теоретической риторики ( Демосфен )
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconПравления и политических систем предприняли известные древнегреческие...
В зависимости от этого он различал правильные и неправильные формы государственного устроения, или типы политических систем. Платоновско-аристотелевская...
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconУрок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая...
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Древние мыслители о мире и человеке», учебник «Человек и общество. 11...
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconВопросы к зачету дисциплине «Этика»
Особенности и основные представители древнегреческой этики (Сократ, Платон, Аристотель)
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconВопросы к экзамену по иппу. (Шапанов В. П.)
Политические и правовые учения в Древней Греции( Сократ, Платон, Аристотель, Полибий)
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconОбщество в человеке и человек в обществе
Социально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек существует...
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconКурс I наименование дисциплины Общая психология Экзаменационный билет №1
Философские основы психологической науки (Демокрит, Платон, Аристотель, Декарт, Бэкон)
Урок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель iconВопросы к экзамену по социологии
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.(Платон. Аристотель)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница