План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства




Скачать 80,36 Kb.
НазваниеПлан Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства
Дата публикации08.11.2013
Размер80,36 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Философия > Лекция
Тема 1. Философия и логика всеединства
Лекция 1. Философия всеединства
План
1. Исторические образы философии всеединства

2. Основные постулаты философии всеединства

3. О философии неовсеединства


1. Исторические образы философии всеединства
В истории философия всеединства имела множество своих выражений в различных системах западной и восточной философии. На Западе к философии всеединства можно отнести философию Платона и неоплатонизма. В той мере, в какой неоплатонизм был воспринят христианской философией, можно говорить о присутствии идей философии всеединства в христианской философии, например, в патристике и схоластике. Образы философии всеединства мы находим в индийской философии (брахманизм, адвайта-веданта, санкхья-йога), китайской философии (даосизм). В более позднее время идеи философии всеединства возрождаются в философии Николая Кузанского и Джордано Бруно, получают новый импульс развития в немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель). Наконец, в конце 19 – первой четверти 20 века возникает и развивается школа русской философии всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев и др.). Сегодня идеи философии всеединства активно развивает американский философ Кеннет Уилбер, создатель так называемого «интегрального подхода».

Подводя некоторый итог, можно выразить идею философии всеединства следующим образом. Философия всеединства – это наиболее полная философская система, по отношению к которой все остальные философские системы в своих утвердительных частях являются ее частными случаями. Чтобы придти к философии всеединства, нужно объединить знания всех философских систем и построить их формально-непротиворечивое (хотя и антиномичное) объединение (синтез). Последнее самое сложное, поскольку синтез – это целое, а целое, как известно, есть нечто большее, чем каждая из его частей.
^ Тема для размышления: попробуйте подумать, как мог бы выглядеть синтез действующей и финальной причинности в активности живого существа.

2. Основные постулаты философии всеединства
Перейдем далее к более содержательной характеристике философии всеединства.

^ Философия всеединства может быть охарактеризована следующими основными положениями:

1) Принимается бытие Высшего Начала, по отношению к которому все прочие начала бытия выступают теми или иными его сторонами-аспектами (философия Монизма).

2) Природа Высшего Начала двойственна – в Нем можно выделить момент самобытия (первое бытие) и момент инобытия (второе бытие). Оба эти аспекта Высшего Начала непроявлены, и проявленное (третье) бытие есть результат творческого отношения первых двух. Здесь можно принять символическую формулу творения
1(2) = 3
– активное действие первого бытия (1) на второе (более пассивное) бытие (2) рождает третье бытие (3). Поскольку третье бытие по своему месту оказывается промежуточным бытием-отношением между первым и вторым бытием, то можно принять и такую нумерацию, в которой второе бытие будет третьим, а третье – вторым. Первый порядок можно называть генетическим, второй – топическим.

3) Отношение Высшего Начала и относительных начал (которые не являются Высшим Началом) мыслится двойственно – Высшее начало и выходит за границы любых относительных начал, и включает их в себя. Можно сказать и так, что Высшее Начало лежит не вне относительных начал, а включает их в себя, превышая любое их единство (принцип Превышающего Включения).

4) Среди всех начал бытия можно выделять повышенно онтологически сильные начала (ктойности), которые являются потенциально разумными существами (способны развиться в разумные существа и выше).

5) Любое начало может быть представлено своим числом бытия (мерой бытия) – величиной «онтологической силы» этого начала. Такая онтологическая сила выражает меру онтологической инвариантности (симметрии) начала – чем в большем числе онтологических преобразований начало остается неизменным (совпадает с собой), тем более онто-инвариантным (онто-симметричным) оно является, и тем больше его число бытия. Максимальным числом бытия обладает Высшее Начало. Все остальные начала могут быть упорядочены по своим мерам бытия в рамках единой онтологической шкалы.

6) Все ктойности находятся в развитии, повышая свою онтологическую симметрию.

7) Феномен жизни обладает большей мерой бытия, чем неживые сущности. Феномен сознания (разума) обладает большей мерой бытия, чем бессознательные (неразумные) сущности.

8) Каждая ктойность обладает своим принципом индивидуальности (самоименем), которые несравнимы между собой, т.е. на них не могут быть определены числа бытия.

9) Полнота бытия каждой ктойности объединяет в себе число бытия и самоимя. По числу бытия возможно упорядочивание начал, по самоименам – нет. Когда ктойность повышает свое число бытия, его самоимя остается неизменным, обеспечивая вечную уникальность и самотождественность данного начала.

10) Бытие делится на относительно самодостаточные области – миры (онтологии), которые высокоподобны Высшему Началу, так что последнее состоит из подобных себе частей (обладает самоподобием). В частности, каждая онтология является живой и высокосознательной (разумной) ктойностью.

11) Бытие онтологии творится в подобии тройственной природе Высшего Начала: Высшее Начало как монада (единица) бытия 1 поляризуется внутри себя на первое и второе бытие: Pol(1) = {1.1,1.2}, далее в первом акте имеем 1.1(1.2) = 1.3 = 2 – образуется третье бытие, которое есть второе самостоятельное бытие. Затем 2 поляризуется на свои первое и второе бытие: Pol(2) = {2.1,2.2}, и далее акт творения повторяется внутри поляризованного второго бытия: 2.1(2.2) = 2.3 = 3 и т.д. Так первым творением в онтологии оказываются числовые дифференциации онтологии (числа бытия), которые задают онтологическую шкалу онтологии. Числа бытия могут быть даны в прямом порядке (прямые числа бытия) – тогда большее онто-число выражает большую онто-симметрию, и в обратном порядке (обратные онто-числа) – большее онто-число выражает начало с меньшей онто-симметрией.

12) В первом приближении в онтологии можно выделять разные онтологические уровни, в простейшем случае два уровня – с большим и малым прямым онто-числом (большой и малой онто-симметрией).

13) Миры – это школы опыта (развития) для разного рода ктойностей, связанных с этими мирами. В мирах эти сущности получают возможность получения опыта специфического качества и количества. Получив опыт в одном мире, ктойность может далее получать опыт в другом мире, набирая нужные себе меру и качество бытия.

14) Развитие предполагает пространство и время. Пространство в некоторый момент времени в онтологии – это максимум всего совместимого в онтологии в данный момент времени. Время – это рост пространства, в котором идет непрерывный переход от меньшего пространства к большему. Время начинается с минимального пространства онтологии и заканчивается его максимальным пространством. В этом случае время совпадает с развитием.

15) Развитие ктойности в онтологии идет периодически, занимая некоторое число уровней онтологии. Для простоты пусть это будут два уровня У1 и У2, где У1 обладает большей онто-инвариантностью, чем У2. Тогда сущность вначале определяет себя на уровне У1, затем на уровне У2, затем возвращается на У1. Но это не полный возврат назад, но один виток спирали. Вначале, определяясь на уровне У1, сущность не имеет выражения на уровне У2. Затем она получает такое выражение на У2, но теряет свое представление на У1. Наконец, возвращаясь на У1, она обладает возможностью иметь свое выражение и на У1, и на У2. Таким образом, за циклом У1У2У1 скрывается более сложная система
У1-без-У2 (тезис)  У2-без-У1 (антитезис)  У1-вместе-с-У2 (синтез)
Первый переход У1-без-У2  У2-без-У1 есть инволюция («спуск» к менее онтологически инвариантному уровню реальности), второй переход У2-без-У1  У1-вместе-с-У2 – эволюция («подъем» к более онтологически инвариантному уровню реальности). Такая схема развития предполагает, что вертикальные уровни У1 и У2 не вполне находятся в отношении включения для развивающейся сущности (У1 не включает в себя У2), но оказываются несовместимыми (либо есть У1 и нет У2, либо наоборот), так что пространство здесь малое. Когда же ктойность возвращается на У1, она совмещает в себе У1 и У2, определяя У2 как часть У1, т.е. совмещая их в иерархическом отношении, что выражает рост совместимости, т.е. рост онто-пространства.

16) Онтологическая симметрия любой ктойности во времени только растет, и единственное различие может состоять в скорости роста. Но в своем сознании ктойность может отождествляться с некоторой малой онто-инвариантой, которая может начать падать в новых условиях жизни (обнаруживать свое меньшее присутствие или отсутствие). Это лишь означает, что здесь обнаруживаются границы малой инварианты, в то время как большая инварианта продолжает быть.

17) В онтологической инвариантности следует различать два вида инвариант – одни растут (это переменные инварианты), другие сохраняются неизменными (собственно инварианты). В определение онтологического пространства входят объемы всех переменных инвариант, достигнутых к настоящему моменту времени в данной онтологии. Когда сущность развивается, достигая все большей переменной инвариантности, она одновременно выступает как нечто инвариантное во всех своих изменениях, т.е. как собственно инварианта (инварианта развития). Таким образом, эти два вида инвариант тесно связаны между собой. На уровне самобытия инварианты развития нет никакого изменения.

18) Полная теория бытия антиномична, т.е. соединяет в себе на более высоких уровнях бытия то, что было несовместимым на более нижележащих онтологических уровнях. Таких уровней бытия может быть бесконечно много, так что вся их последовательность стремится к пределу максимальной совместимости.

Конечно, здесь представлена далеко не полная система постулатов философии всеединства, но она дает примерный обрис этой философской системы. Коротко говоря, это «антиномистический моноплюрализм», который антиномистически соединяет в себе монизм и плюрализм, выражая категорию всеединого – такого вида единого, которое открыто на многое, включает его в себя как свое иное.

^ Тема для размышления: попытайтесь представить свою активность или активность других живых существ и физических процессов как выражение инвариантности (симметрии). Что будет выступать в этом случае системами отсчета, аспектами инварианты в этих системах отсчета, законами преобразования этих аспектов и самой инвариантой. Попытайтесь представить добро, истину и красоту как виды обобщенной инвариантности.


^ 3. О философии неовсеединства
В русской философии всеединства во многом был выражен лишь первый шаг на пути развития философии всеединства на современном этапе. Существует необходимость продолжения и развития идей философии всеединства средствами современной философии и науки, приложения ее идей к современному этапу развития культуры. Такой модус развития идей философии всеединства можно обозначить термином «философия неовсеединства».

Главные задачи, стоящие перед философией неовсеединства, могли бы быть следующими:

1) Систематизация основных идей всех исторических версий философии всеединства, создание наиболее полной системы ее постулатов, из которых можно было бы вывести все основные особенности этой философии, в том числе в рамках ее исторических вариантов.

2) Создание нового философского языка, средствами которого можно было бы строго и универсально выражать идеи философии всеединства. В идеале создание такого языка должно привести к созданию аксиоматической системы, в рамках которой можно было бы выражать те или иные конструкции философии всеединства определенными математическими структурами. Это потребовало бы как более строгого представления идей философии всеединства, так и создания новых логико-математических средств для ее выражения.

3) Приложение аксиоматических и логико-математических средств философии всеединства к интегрирующему преобразованию материала современной культуры, в первую очередь в формах создания нового социального движения и развиваемой им методологии синтеза (знания и практики).
Тема для размышления: попытайтесь продумать, какие особенности могла бы приобрести философия всеединства (отталкиваясь от приведенных выше постулатов) сегодня, в наше время; какие еще задачи, с Вашей точки зрения, могли бы стоять перед нею.

Похожие:

План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconПлан цивилизационные особенности становления философии. Место и роль...
Основные этапы развития философии. Развитие понятии о предмете философии. Исторические типы и направления в философии
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconВопросы для подготовки к экзамену по философии
Определения философии, истоки философствования, образы философии, темы философии, структура философского знания и т д
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconВ. И. Моисеев в этой работе я хотел бы выдвинуть одну гипотезу и...
«Логике всеединства». Читая Гессена, я почувствовал такой аспект философии и логики всеединства, который, как я думаю, еще не получил...
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconПредмет философии философия древнего востока космоцентризм греческой философии
Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconВопросы для подготовки к экзамену по философии (2009-2010) Часть I систематическая философия
Определение философии. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Специфика философского знания
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconЭкзаменационные вопросы по философии на 2012/13 уч г
Сравнительный анализ философии, религии, искусства, науки. Взаимосвязь философии и медицины
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconКонкурс философских сочинений на тему: «Человечество на распутье: образы будущего»
Институту философии ран и в Москве совместно с юнеско будет проведен Международный день философии. В ознаменование этих событий Ученый...
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconВопросы к экзамену по истории философии для студентов I курса исторического...
Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения, общая характеристика античной философии
План Исторические образы философии всеединства Основные постулаты философии всеединства о философии неовсеединства iconВопросы по философии к экзамену (Юрфак, весна, 2006 год): история философии
Смысл, автор, интерпретатор как проблемы философии герменевтики (Дильтей, Гадамер)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница