Философия ”




Скачать 100,5 Kb.
НазваниеФилософия ”
Дата публикации07.11.2013
Размер100,5 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы


РЕЦЕНЗИЯ

на учебник Л. Е. Балашова “Философия

М.: “Дашков и К”, 2004 – 610 стр.
Мы живём, действуем и творим в крайне интересный, несмотря на невзгоды, кризисы, период в жизни нашей страны. Практически во всех сферах культуры происходит принципиальная переоценка многих идеалов и духовных ценностей. Современный период в истории России весьма противоречив и неоднозначен. Наряду с явно прогрессивными моментами в общественном преобразовании, в новой жизни проявляются и явно реакционные тенденции. Этот процесс не мог не коснуться общественного сознания вообще и философии, в частности. Её-то даже, прежде всего. Философия освободилась от идеологических наслоений и от негативных морально-политических оценок мыслителей мира и России. Идёт активное осмысление и переосмысление идей выдающихся мыслителей, работы которых многие годы у нас мало изучались, или абсолютно не исследовались.

Последние десять – пятнадцать лет в нашей стране отмечены выходом в свет большого количества монографий и учебной литературы по философии для высших учебных заведений. В них в разной степени полноты и глубины отражаются новейшие достижения, как в отечественной, так и в зарубежной философской мысли. Среди добротной учебной литературы по философии видное место, несомненно, должен занять и весьма оригинальный учебник по философии Л.Е. Балашова. Этот учебник необычен и по содержанию, и стилю изложения материала. Он написан автором, разработавшим свой собственный философский концепт. В учебнике в концентрированном виде отражается этот его концепт. Книга вобрала в себя все достоинства учебника и оригинальной творческий поиск Л.Е.Балашова в философии.

Рецензируемый учебник Л.Е.Балашова “Философия” отличает как новизна методологии подбора материала, так и принципиально иная структура в его изложении. При этом, все проблемы, поставленные в учебнике, освещаются автором с позиции новейших достижений современной науки и философской мысли. С учётом новизны и принципиальной оригинальности структурного построения содержания, рецензируемый учебник соответствует программным требованиям Государственного образовательного стандарта по философии, принятым в последние годы в нашей стране.

Особо следует позитивно отметить следующие достоинства учебника:

1. Учебник носит универсальный характер. В нём отражены практически все разделы ныне изучаемого учебного курса по философии: метафилософия; подробный очерк по истории философии; философская картина мира; учение о человеке и обществе (философская антропология и социальная философия); философская методология, включающая не только учение о познании, но и весь комплекс вопросов, связанных с творчеством и созидательной деятельностью; а также задачи и упражнения по философии и многое другое.

2. Автор предлагает студентам самостоятельно осмысливать различные точки зрения по философии, при этом обращает их внимание на широчайший спектр разнообразных мнений о мире и стране, об обществе и человеке, о долге и любви, о добре и зле, о судьбе и счастье, о смысле жизни и смерти человека, о его свободе и ответственности т.д. Автор рефреном проводит в учебнике мысль о соотношении добра и зла в жизни человека. Он приглашает осмыслить такую вот дилемму: “Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология, здоровье и болезнь. Добрый человек, - считает автор, - нравственно здоровый. Злой человек – нравственно больной, нравственный урод, инвалид”. (См. с.278)

3. Рецензируемый учебник отличает системность и последовательность в изложении научного и философского материала. Практически все философские темы и проблемы нашли отражение в хорошо структурированном тексте. Он начинается с рассуждения автора о смысле самой философии. Автор обращает внимание на её роль и значение в практической жизни людей. (с.10-18) А затем знакомит читателя с проблемами возникновения философии и её развития с античных времён до наших дней (с.18-72 ). Значительное внимание в учебнике уделено рассмотрению философского понимания мира (с.72-187). Обширная часть учебника посвящена философии целостности человека (с.188-311). В ней автор рассмотрел концептуальные проблемы становления и саморазвития его духовной культуры, условия и факторы жизни. Привлекает внимание новизной и актуальностью раздел, посвящённый философскому осознанию деятельной роли человека (с.312-373). Практически все теоретические положения книги взаимоувязаны в единую систему. Это свидетельствует о том, что автором обобщён многолетний труд и в теории, и преподавательской деятельности.

4. Следует отметить как позитивный момент, что учебник Л. Е. Балашова написан простым, ясным языком, доступным для понимания студентами, хотя он и академично строг. В учебнике даны образцы логической аргументации, рассуждения, а, с другой, - в нём встречается немало мыслей-высказываний, имеющих значение афоризмов. Например: “как мы думаем, так и живем; лучше думаем — лучше живем” или: “нужно жить так, чтобы день ощущался как год, а год как жизнь”. По собственному опыту работы со студентами знаю, что им нравится парадоксальный стиль изложения философского материала, как “интеллектуальной пищи” для ума. Они с большим удовольствием записывают и запоминают эти мысли-высказывания и активно реагируют на них.

5. В данном учебнике приводится немало цитат из работ выдающихся мыслителей и, может даже показаться на первый взгляд, что в этом - его недостаток. Между тем, если оценивать весь текст учебника, то станет понятно, что автор отнюдь не страдает начётничеством и не перегружает текст чужими мыслями. В учебнике Л.Е.Балашова весьма много собственных мыслей и оригинальных идей. Можно даже сказать, что он буквально “фонтанирует” авторскими мыслями и идеями. Но вопрос в другом. По мнению автора цитаты-выдержки из разных культурных источников - это своеобразный “философско-эмпирический” материал или оригинальная “почва” для анализа, рассуждения, размышления студентов. Благодаря вот этой-то “эмпирии-почве” и возникает ситуация “позиционного конфликта”, как в суде. С одной стороны, более или менее точно обозначенные мысли и позиции именитых философов (через цитаты-выдержки), а с другой - собственная позиция автора учебника, и в связи с эти - приглашение студентов к совместному поиску истины.

А вообще-то, следует иметь в виду, что любой учебник лишь на минимум материала состоит из предлагаемого самим автором. А на 90-95 процентов - это “чужие” мысли-идеи-находки выдающихся мыслителей мира. Л.Е.Балашов не считает нужным “выдавать” чужие мысли-идеи-находки за как бы свои, или камуфлировать их, “пережевывать” и подавать уже как свою “собственную жвачку”. Напротив, он считает нужным подавать чужие мысли-идеи как можно точнее, по возможности по тексту в первозданном виде, т. е. цитировать. Для Л. Е. Балашова учебник по философии - это своего рода мыслительная арена или сценическая площадка, на которой “развертывается драма идей”.

6. Вчитываясь в текст учебника, приходишь к выводу, что автор вполне правомерно “уходит” от чисто информативного изложения учебного материала (в бесстрастном информирующем ключе). Его главной целью является поиск путей возбуждения у студентов интереса к самой философии, к философским вопросам, появления и усиления живого “тока мысли”. Как электрический ток возникает лишь при разности потенциалов, так и “ток мысли” возникает лишь при сопоставлении-столкновении разных позиций, концепций, точек зрения. Автор либо сам вступает в дискуссию с носителями тех или иных идей-мнений, или сопоставляет-сталкивает мнения-идеи разных философов.

7. Явным достоинством рецензируемого учебника является и то, что в нём нет компиляцией чужих идей-текстов или эклектического смешения различных философских концептов и стилей мышления. Как уже отмечалось, в учебнике изложена оригинальная и самобытная авторская концепция по поводу современной философии. Более того, автор ушёл от традиционного членения учебного материала. Вместо нейтрально-равнодушного изложения предмета и функций философии он вопрошает: а “что такое философия?”. И далее логично делит весь курс на части в соответствии с членением учебного предмета философии. Это: учения о мире, обществе, человеке и его жизнедеятельности. Такое изложение философского курса можно назвать ноу-хау автора.

Завершает учебник раздел “Задачи и упражнения по философии”. Это тоже некое ноу-хау автора. В учебниках по философии обычно игнорируется эта сугубо практическая нацеленность на обучение студентов навыкам самостоятельного философствования. В учебниках обычно рассматриваются теоретические концепты философии. Учебники, якобы, должны давать только сумму знаний-сведений по философии, а мысли, которые только и возникают по-настоящему в задачах и упражнениях, - не задача учебника (а дело учебных пособий, специальных задачников, личной инициативы преподавателей и т. д.).

Знание же, не закреплённое собственным мышлением (поданное, но не обработанное в горниле мысли) мертво, механично, как всякое механическое запоминание в результате зубрежки. Философское мышление должно помогать пониманию всех имеющихся знаний, а это понимание невозможно без личной активности мысли. Автор учебника, как мне представляется, успешно разрешил задачу осмысления знания критичной мыслью. В теоретической части учебника он стремится давать в единстве и знание, и отношение к нему, в сопоставлении-столкновении разных идей-мнений, в развернутой логической аргументации. В практической части своего учебника, содержащей 81 задачу и упражнение, он сознательно ставит острые вопросы, которые вольно или невольно понуждают читателя подумать самому или “пошевелить мозгами” для чего необходимы и хорошие знания по философии и разным наукам, и не только.

7. И еще одно достоинство учебника, о котором нельзя особо не сказать: автор не ограничивается текстовым изложением материала, а использует ещё и язык наглядно-логических образов-схем (таблиц, диаграмм). Наукой доказано, что человеческий мозг, состоящий из двух полушарий, асимметричен. Левое полушарие ответственно за словесное (вербальное), логическое мышление, а правое полушарие пространственно-образное и интуитивное мышление. То, что предлагает Л. Е. Балашов в своём учебнике можно считать крутым поворотом в философском творчестве вообще и в философском образовании, в частности. Таблицы, диаграммы, картины нацелены на учёт особенностей студентов и помогать им усваивать материал и в тексты, и образных изображениях.

Таблицы и диаграммы - это интересный структурный сюжет в учебнике и его можно рассматривать как некое изобретение (подобное кругам Эйлера или диаграммам Венна). Философские категории и понятия рассматриваются в них в некоем воображаемом пространстве. Их соотношения фиксируются в виде разграничительных линий в замкнутом пространстве круга, прямоугольника или таблицы. В итоге получается что-то вроде “категориально-логического портрета” понятий. Тем самым, автор показывает соотношение категорий возможности, случайности, вероятности, необходимости и свободы в виде круга, поделенного на три части (двумя пунктирными вертикальными линиями) и содержащего внутри себя (в центре) малый круг, который охватывает пространство всех трех частей большого круга. Вот одна из многих диаграмм:



Эта диаграмма передает смысл диалектических связей и отношений между фундаментальными философскими категориями. Из диаграммы видно как она своеобразно “интерпретирует” соотношения категорий. Тем самым дает обильную “пищу” для размышления и самоанализа. Логическая ясность этой диаграммы удивительна. Cколько путаницы она снимает из-за “разнобоя” в понимании категории свободы: то её связывают с “необходимостью” (“познанная необходимость”), то её сближают со “случайностью” (“возможность поступать так, как хочется”)! А из диаграммы видно, что, свобода содержит в себе оба момента: и необходимость, и случайность. А если представить, что круг свободы, ограниченный пунктирной линией, “способен к расширению” (то есть, к захвату больших территорий необходимости и случайности), то вот вам и тенденция в расширении свободы или, как выражается автор учебника, “прогресс в деле свободы”.

8. Одной из позитивных черт учебника является и стремление автора привлечь внимание студентов к актуальным проблемам саморазвития человека. Его философский пафос — гуманизм, жизнелюбие, оптимизм, здравый смысл. Он настраивает читателя на любовь, на стремление к человеческой мудрости, предлагает различные, порой даже противоположные философские системы и тем самым учит искусству философствования. Это как раз то, что и нужно современной образованной молодежи. Автору претит отстраненная позиция, ложный объективизм, видимое безразличие-равнодушие к добру и злу.

9. Достоинством учебника является то обстоятельство, что он освещает не только глубинные мировоззренческие, методологические, аксиологические, да и вообще все человековедческие вопросы (как бы с высоты птичьего полета), но и не чурается самых обыденных, житейских тем, волнующих современного человека (любовь, здоровье, смерть, бессмертие, проблемы современной культуры, вопросы клонирования человека, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением, глобализм-антиглобализм и т. д. и т. п.). Иными словами, рецензируемый учебник по философии и теоретичен, и в то же время он может служить пособием по практической философии. Его можно даже оценить и как своеобразную книгу для домашнего чтения.

Вместе с тем, разумеется, как и всякая творческая работа в философской сфере, данный учебник содержит и спорные моменты. В личной беседе сам автор признавал, что нужно еще много поработать, чтобы довести учебник “до ума” в полной мере. Во-первых, присутствует некоторая неравномерность освещения тем. Одни темы рассмотрены подробно, а другие - конспективно. Последнее касается, прежде всего, тем, составляющих содержание четвертого раздела “Учение о методах и формах человеческой деятельности”. Во-вторых, есть некоторый разнобой в стиле изложения материала. В-третьих, бросается в глаза некая тенденциозность в отношении философского учения марксизма и особенно идей социализма и коммунизма. Изложение философских взглядов К.Маркса, и особенно В.Ленина во многом политизировано, не сопровождается должным критическим анализом. Излишняя политизация не украшает учебник по философии. (См. с.48-56 и 264-268).

Несмотря на все эти замечания, учебник Л.Е.Балашова “Философия” заслуживает самой высокой оценки и поддержки. Он представляет заметное продвижение на социально-философском поприще постижения человека и его сущности, осознания морально-политической взаимосвязи общества-личности в современных условиях. Это подлинно прорывной научно-философский труд, который будет иметь (через освоение его, прежде всего, преподавателями философии, социологии, культурологии) большое значение в деле повышения культуры мышления студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. Все методические и особенно методологические рекомендации, советы и учебные требования к знаниям студентов корректны. Данный учебник вполне может быть рекомендован для использования в вузах по курсу “Философия”.

Широкое использование книги Л.Е.Балашова в самообразовании людей, по моему мнению, тоже будет способствовать повышению философской культуры у них, развитию навыков самостоятельного и критического мышления. Учебник может быть использован и как настольная книга для чтения или для интеллектуального времяпровождения. Все неравнодушные к философии найдут в ней массу полезного и интересного материала для собственных раздумий и размышлений. Учебник Л.Е.Балашова - настоящий кладезь мудрости, оригинальных мыслей и новых идей! Тот, кто его приобретёт и прочитает, - не пожалеет.


Заведующий кафедрой философии и политологии

Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова,

доктор философских наук, профессор.
Ю. М. Хрусталев


Подпись Хрусталёва Ю.М. заверяю:
Учёный секретарь Учёного совета ГОУВПО ММА им. И.М.Сеченова

доктор медицинских наук, профессор В.В.Андрианов
10.02.2004.


Похожие:

Философия ” iconАнтичная трагедия и политическая философия Платона. Вопросы: в чем...
Возникновение философии. Философия и миф. Философия и религия. Философия как первая интегральная форма знания. Основные вехи истории...
Философия ” iconАнглийская эмпирическая школа философии
В свое время выдающийся русский философ Соловьев: Западная философия с 17 века – сциентиская философия, философия, уделяющая науки...
Философия ” iconВопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии
Что такое философия? (на основе проработки текста: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? // К. Ясперс Введение в философию // Ж....
Философия ” iconФилософия медведя
Философия медведя, как и философия русского человека это неторопливость, добродушие и спокойствие
Философия ” iconЛекция что такое философия?
А. Первое определение формулируется, например, следующим образом: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение...
Философия ” iconЛекция что такое философия?
А. Первое определение формулируется, например, следующим образом: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение...
Философия ” iconЧто такое социальная философия?
Социальная философия – это философия общества как объекта и философия общества как субъекта
Философия ” icon1. Теоретические вопросы
Ильин И. А. Философия и жизнь. Ильенков Э. В. Философия и молодость. Дидро Д. Философ. Гельвеций К. А. О различных наименованиях...
Философия ” iconПедагогическая философия
В моем представлении урок для учителя – это своеобразная частичка жизни, а жизнь, мне кажется, бессмысленной без идеи. Получается...
Философия ” iconПланы семинарских занятий по философии для дневного отделения Семинар 10
Ф56-1 Философия: Учебник / под общ ред. Л. Н. Москвичева. – М.: Изд-во рагс, 2006 Раздел II «Философия в потоке времени». Глава «Философия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница