Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения




Скачать 486,82 Kb.
НазваниеМетодические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения
страница1/4
Дата публикации15.10.2013
Размер486,82 Kb.
ТипМетодические указания
pochit.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4





Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет


технологии и дизайна

Кафедра менеджмента

Методические указания по курсу « Управление инновационными процессами»
для студентов экономического факультета
по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии)

заочной формы обучения

Составитель


Смирнова Г.А.

Санкт-Петербург

2004

Методические указания дают основные направления работы студентов специальности 080502 заочной формы обучения по курсу «Управление инновационными процессами».

      ^ Цель преподавания данной дисциплины: формирование комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью предприятия или подразделения.
      ^ Для достижения указанной цели должны быть изучены основные понятия в области управления инновационным процессом; создано представление о нововведениях как о системном и непрерывном процессе, без которого невозможно прибыльное и устойчивое функционирование предприятия в условиях рыночной экономики, о тенденциях, перспективах и прогнозах научно-технического развития, лежащего в основе всех инноваций; дана классификация методов управления в конкретных ситуациях; рассмотрена последовательность этапов разработки, освоения в производстве и продвижения на рынок новых продуктов и услуг.
Содержание методических указаний

1. Перечень примерных тем контрольных работ и рефератов

2. Содержание практических занятий.

3. Сокращенное содержание курса

3.1. Современное состояние инновационной сферы

3.2. Ключевые понятия

3.3. Содержание, направления и принципы инновационной деятельности

3.4. Схема инновационного процесса и его составляющие

3.5. Разработка инновационной политики предприятия

3.6. Процесс распространения нововведения

4. Тесты

5. Ответы на тесты

6. Список рекомендуемой литературы

1. Перечень примерных тем контрольных работ и рефератов, которые выполняются студентами в течение семестра с завершением работы за месяц до окончания семестра. Выбор темы – по двум последним цифрам зачетной книжки.
1. Структура инновационного процесса.

2. Менеджмент в инновационной организации.

3. Варианты организации инновационного бизнеса.
4. Венчурные фирмы.
5. Эксплерентные фирмы.
6. Патиентные фирмы.
7. Виолентные фирмы.
8. Инновационные подразделения крупных компаний.

9. Варианты инновационного бизнеса по содержанию.
10. Бизнес в Internet (дизайн сайтов, торговля, банкинг, информационное обслуживание и т.п.).
11. Разработка программного продукта.
12. Генно-инженерные разработки.
13. Конверсионные технологии.

14. Организационные структуры инновационного предприятия.

15. Планирование инноваций.

16. Инновационная политика организаций.

17. Инфраструктура, обеспечивающая инновационную деятельность.

18. Обоснование инвестиций в инновационные программы.

19. Выбор инновационной стратегии предприятия.

20..Финансирование инвестиционных программ.

21. Показатели инновационной деятельности.

22. Разработка и продвижение инвестиционного проекта, основанного на нововведении.

23. Специфика бизнес-плана в инновационном бизнесе.

24. Маркетинг инновационного продукта.

25. Инновационные инвестиции.

26. Управление реализацией инновационных проектов.

27. Диффузия инноваций.

28. SWOT-анализ стратегического плана инноваций.

29. Концепция бенчмаркинга (benchmarking).

30.Технопарки и бизнес-инкубаторы и их роль в развитии инновационного бизнеса.

31. Жизненный цикл продукта и цикличность инновационного процесса.

32. Циклы хозяйственной конъюнктуры по Н. Д. Кондратьеву.

33. Конкуренция и рыночный отбор нововведений.

34. Теория нововведений Дж.Шумпетера

36. Взаимодействие сил монополии и конкуренции в инновационном процессе.

37. Новые рынки сбыта как фактор нововведения.

38. Международная кооперация в инновационном бизнесе.

39. Глобализация с точки зрения инновационного процесса: за и против.

40. Инновационные возможности российских предприятий

41. Продажа патентов, лицензий и "ноу-хау" - как высоко-прибыльный бизнес.

42.Технологический трансферт.

43. Инжиниринг как разновидность инновационного процесса.

44. Реинжиниринг бизнеса.

45. Интеллектуальная собственность и ее защита в инновационном процессе.

46. Высокие технологии как основа инноваций.

47. Японский опыт инновационной политики.

48. Человеческий фактор в инновационном процессе.

49. Правовое регулирование инновационной деятельности.

50. Оценка эффективности инноваций.

^ 2. Содержание практических занятий

К каждому практическому занятию студентам заранее объявляется домашнее задание для подготовки к занятию в аудитории.
Занятие 1. Изучение основных понятий в управлении инновационными процессами.

Занятие 2. Изучение основных признаков и жизненного цикла инноваций.

Описание жизненного цикла изделия на примере любого конкретного продукта. Какие проблемы сопутствуют каждому этапу? Какое минимальное количество продуктов должно быть одновременно в разработке и производстве инновационного предприятия. Примеры основных признаков инноваций и типичных изменений, относящиеся к инновациям (по Дж. Шумпетеру). Что является движущей силой инновационного процесса?Примеры различных форм инновационного процесса.

Классификация нововведений по различным общепринятым критериям. Примеры инноваций для каждой классификационной позиции.
Занятие 3. Структура инновационного процесса.

Описание примера конкретного нововведения фазы инновационного процесса. Что такое диффузия нововведений? Чем отличаются новаторы от имитаторов? Классификация имитаторов, проиллюстрированная конкретными примерами. Профессиональные требования к инновационным менеджерам. Как рассчитывается эффективность инноваций? Приведите основные показатели эффективности. Из чего складывается процесс исследования и разработки нового продукта (R & D)? Краткое содержание этапов НИР и ОКР. Какие части процессов исследования, разработки, промышленного внедрения и продвижения на рынок нового продукта можно автоматизировать? Достоинства и проблемы автоматизации (компьютеризации). Принципы менеджмента в исследованиях и разработках.

Занятие 4. Инновационные стратегии.

Какие факты подлежат учету при выборе и реализации инновационной стратегии? Что такое внутренняя и внешняя стратегия? Документы, регламентирующие деятельность фирмы, занятой разработкой нового продукта. Составьте проект одного из них по выбору. Описание технологического трансфера на основании лицензионного соглашения. Чем различаются процедуры передачи интеллектуальной собственности, защищенной патентом и не имеющей такой защиты? Примеры изобретений, товарных знаков, торговых марок, "ноу-хау". Что объединяет эти понятия? Как защитить "ноу-хау" от несанкционированного использования?
Занятие 5 Проведение анализа хозяйственного портфеля любой инновационной фирмы. Какова роль менеджмента инновационной фирмы в этом процессе? Как институализировать новое управленческое решение? Последовательность действий на конкретном примере. Процесс снятия продукта с производства. Что является основным для этой процедуры? Когда в связи со снятием старого продукта должен появиться на рынке новый продукт? В чем состоит предпродажное и послепродажное обслуживание нового продукта?

Занятие 6. Конкретные цели инновационной стратегии компании

Описание 10 конкретных целей инновационной стратегии фирмы, разрабатывающей: новый высокотехнологичный продукт, новую наукоемкую технологию, новую услугу, (по выбору). Инновация должна быть названа придумана или заимствована из СМИ , ее основные признаки и потребительские преимущества должны быть перечислены. Описание методов достижения инновационных целей.

Занятие 7. Структура управления инновационными процессами.

Определить круг обязанностей и функций. Составить организационную структуру подразделений, описать их функции. Мотивационные воздействия на сотрудников, занимающихся исследованиями и разработкой новых продуктов. Инновационные риски с указанием способов их минимизации.
^ 3. Сокращенное содержание курса

3.1. Современное состояние инновационной сферы

История показала, что в течении последних нескольких столетий наиболее динамично развивались страны Европы, США и Канада, а в 90 – е года ХХ столетия – азиатские страны. Успехи экономического развития Европы основаны на внедрении инноваций и начались с промышленной революции XVIII в. и внедрения новых машин и технологий.

Эти страны существенно оторвалась в своем развитии от остального мира. В этой группе тоже есть лидеры, которые определяют развитие мировой экономики: 7 стран к 1993 году обладали 80,4 % мировой компьютерной техники, обеспечивали 90,5 % объемов высокотехнологичного производства и концентрировали 87 % из 3,9 млн. патентов, зарегистрированных в мире.На протяжении последних десятилетий инновационный характер экономики западных стран обеспечил высокую эффективность многих отраслей.

В последние годы ряд отраслей мировой экономики развиваются ускоренными темпами. Затраты на покупку компьютерного и телекоммуникационного оборудования выросли с 49 млрд дол. в 1982 году до 112 млрд дол. в 1991 году, что одновременно сопровождается ускоренным обновлением. Японские фирмы расходуют на исследования и разработки больше средств, чем на покупку всех видов средств производства.

В новых условиях снижение стоимости материальных активов в общей рыночной стоимости компаний просматривается как тенденция. В США в 1996 г. насчитывалось 600 тыс. программистов. Сейчас их, возможно, уже 1 млн чел. Для сравнения, в 1996 году в автомобилестроении США было занято 700 тыс. чел. в авиастроении - 600 тыс. Темп прироста тиражируемых программ составляет 14 %, что в 3 раза выше среднего роста экономики США. Экономика становится более интеллектуальной и менее материальной. Сегодня крупные компании индустриального типа уже не являются основой экономики ведущих стран. В начале 70-х годов около 20 % ВНП США обеспечивали 500 компаний. В конце 90-х годов они производили всего несколько процентов, а их экспорт составлял 7 %. В тоже время 50 % экспорта обеспечивали компании с численностью персонала менее 20 чел. Среди 500 крупнейших компаний мира находятся компании, обладающие высоким потенциалом во всех сферах деятельности, в том числе создающие и использующие инновации быстрее других компаний.

3.2. Ключевые понятия

Научно - технический прогресс (НТП) – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д. Это определенная новизна, близко к понятию “изобретение”; конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо продукции, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность производства (может быть представлено в виде научной, технической или иной документации, т. е. в виде информации, описывающей технологические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального характера, если она способна эффективно повлиять на результаты материального производства).

Инновация – это конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход; это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности; это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам; это превращение потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях; это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

Новшество, задействованное в динамике и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Нововведения представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления. Это не только технический, но и экономический, и социальный термин. Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только после применения на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают сокращаться. процесс внедрения, распространения и использования новшеств в целях непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня. Это такие целенаправленные изменения, которые вносят в среду внедрения (организацию, население, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения выступают как форма управляемого развития). Это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект; это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое за счет введения отдельных новшеств.

Для изучения инновационных процессов и инноваций используются следующие научные подходы: системный, комплексный, маркетинговый , функциональный , воспроизводственный, нормативный подход, интеграционный, динамический подход, процессный, оптимизационный, директивный подход, поведенческий подход, ситуационный и др., а также

методы анализа, прогнозирования и обоснования управленческих решений, методические и законодательные акты.

Инновация выполняет следующие функции:

  • воспроизводственную, которая означает, что инновация представляет

собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

  • инвестиционную, так как прибыль, полученная за счет реализации

инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли;

  • стимулирующую, так как получение предпринимателем прибыли за

счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.).
  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Специальность 080502(5) – Экономика и управление на предприятии химической промышленности
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Специальность 080502(5) Экономика и управление на предприятии химической промышленности
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Специальность 080502/8 – Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания по прохождению преддипломной практики для студентов...
И управление на предприятии (в сфере сервиса). Методические указания по прохождению преддипломной практики для студентов всех форм...
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Методические указания к выполнению контрольных работ №1, 2
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconПримерная тематика курсовых работ для студентов регионального факультета...
Примерная тематика курсовых работ для студентов регионального факультета специальности «Экономика и управление на предприятии (торговли...
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов...
Дисциплина «Управление персоналом» изучается студентами заочной формы обучения на четвертом курсе. К сдаче зачета по курсу студенты...
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconРабочая программа по дисциплине «Финансирование инвестиций в недвижимость»...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образо­вательного стандарта высшего профессионального образования и учебного...
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания подготовлены профессором кафедры Экономики...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальностей «Экономика и управление на предприятии (в геодезическом...
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии) заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятиях горной промышленности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница