Управление материально-производственными запасами




НазваниеУправление материально-производственными запасами
страница1/10
Дата публикации14.10.2013
Размер0,9 Mb.
ТипРешение
pochit.ru > Экономика > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Глава 11
УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ


Цели изучения

Завершив изучение данной главы, вы должны уметь:

  1. Дать определение термину «материально-производственные запасы» и перечислить основные причины их создания и поддержания.

  2. Сопоставить независимый и зависимый спрос.

  3. Перечислить основные требования к эффективному управлению материально-производственными запасами.

  4. Обсудить системы периодического и постоянного учета.

  5. Описать метод А-В-С и объяснить, чем он полезен.

  6. Обсудить основные цели и задачи управления материально-производственными запасами.

  7. Описать основные положения и предпосылки модели EOQ ( экономичного объема заказа) и решать типовые задачи.

  8. Описать модель экономичного объема производственной партии и решать типовые задачи.

  9. Описать модель количественных скидок и решать типовые задачи.

  10. Описать модель точки возобновления заказа и решать типовые задачи.

  11. Описать ситуации, в которых применима однопериодная модель.

  12. Решать задачи по расчету издержек, связанных с избыточными и недостаточными запасами.

^ Содержание главы

Введение

Независимый и зависимый спрос

Сущность и значение материальных запасов

Основные функции материальных запасов

Цели управления материальными запасами

Эффективное управление запасами

Системы учета запасов

Прогнозы спроса и сроки исполнения заказов

Информация о расходах

Система классификации

Модели экономичного объема заказов

Основная модель экономичного объема заказа (EOQ)

EOQ с постепенным пополнением запасов

Количественные скидки

Когда возобновлять заказы при использовании модели EOQ

Нехватка материальных запасов и уровень обслуживания

Модель фиксированного интервала заказа

Причины использования модели с фиксированным интервалом заказа

Определение объема заказа

Преимущества и недостатки

Однопериодная модель

Непрерывный уровень запасов

Дискретный уровень запасов

Производственная стратегия

Заключение

Ключевые термины

Решение задач

Вопросы для обсуждения и повторения

Упражнения по написанию служебных записок

Задачи

Избранная библиография

Примеры из практики: Компания Harvey Industries

Компания Dewey Stapler

Экскурсия на производство: Компания Bruegger's Bagel Bakery
По целому ряду причин, правильное управление материально-производственны ми запасами является основой успешной работы большинства организаций. Одна из них — количество средств, вложенных в запасы; другая причина — та роль, которую материальные запасы играют в ежедневной работе предприятия Одни предприятия превосходно управляют своими материально-производственными запасами; другие справляются с этой задачей удовлетворительно. Однако слишком многие предприятия, к сожалению, управляют запасами совершенно неудовлетворительно; это говорит о том, что руководство не осознает всей важности материальных запасов производства. Но еще чаще бывает, что осознание проблемы существует. Не хватает понимания того, что надо делать и как это сделать. В этой главе представлены основные понятия и концепции, лежащие в основе хорошего управления запасами.

Основное внимание в данной главе сосредоточено на управлении запасами готовой продукции, сырья и закупаемых комплектующих. Различные функции материальных запасов производства, основные требования к эффективному управлению запаса-ми, цели и задачи такого управления, методы определения сколько заказывать и когда возобновлять заказ, — все эти темы раскрываются в данной главе

Введение

Запасы - это резерв материальных ценностей предприятия.


Материально-производственные запасы – резерв материальных ценностей предприятия
Как правило, на предприятиях хранятся сотни даже тысячи наименований предметов, начина» с таких мелочей, как карандаши, скрепки, болты, гайки, — и кончая автомобилями, грузовиками, стро­ительным оборудованием и самолетами. Естественно, что большая часть запасов связана с родом деятельности компании. Так, производственные предприятия имеют запасы сырья, комплектующих деталей, готовой продукции, а также инстру­ментов и запчастей для оборудования и др. На складе крупного универмага может хра­ниться одежда, мебель, ковры, канцтовары, бытовые электроприборы, подарки, от­крытки и игрушки (сюда же могут входить спорттовары, краски, инструменты многое другое) В больницах есть запасы медикаментов, хирургических инструментов, диагностического и реанимационного оборудования, постельного белья и пр. Продовольственные магазины обязательно имеют запасы свежих и консервированных продуктов, фасованных и замороженных продуктов, приправ и специй, журналов и печенья, молочных продуктов, овощей и фруктов и др.

Будем действовать так. Прежде всего, заглянем в маленькую коробочку с шесте­ренками или другими детальками, которые выглядят так, как будто они лежали здесь всегда. Возьмем одну такую шестеренку и спросим небрежно: «Сколько это стоит?», а потом: «Сколько их там, в этой коробке?», а потом: «Давно эта коро­бочка здесь стоит?», и наконец, «Во что это обходится компании'''» Я вспоминаю один случай в некоей латиноамериканской стране, где стоимость такой единицы, умноженная на количество хранимых единиц, умноженная на время их хранения, умноженная на процентную ставку, в итоге давала такую сумму ежедневных расходов, которой вполне хватило бы директору завода, чтобы всю жизнь про­жить на лучшем курорте Рио дела Плата. Директор завода внезапно понял, что его запасыэто не просто груда закаленной стали, а реальные деньги. Затем он сказал мне, что он-то теперь понял значение запасов, но как донести это до высшего руководства компании? Не могу ли я ему помочь? Я посоветовал ему пойти в финан­совый отдел, взять там сумму, равную стоимости хранения коробки с шестеренка­ми на протяжении всего срока хранения, и положить их сверху на эту коробку Затем проделать то же со всеми остальными коробками А затем пригласить ру­ководство компании на экскурсию по производству. Мы подсчитали, что в конце концов, самих коробок будет не видно за кучей денег. По-моему, руководство компа­нии никогда не забудет такую картину.

(Gene Woolsey. On Doing Good Things and Dumb Things In Production and Inventory Control. Interfaces 5, no.3, May 1975. Перепечатано с разрешения Института науч­ного управления.)

^ Независимый и зависимый спрос

Основная особенность, определяющая метод планирования и контроля запасов, ха­рактер спроса на эти запасы. Он может быть зависимым или независимым. Предметы, пользующиеся зависимым спросом, обычно представляют собой подузлы или ком­плектующие, которые используются в производстве конечного продукта.

Зависимый спрос- спрос на такие единицы хранения, как подузлы или комплектующие, которые требуются в производстве конечного продукта
Спрос (т.е. использование) на подузлы и комплектующие определяется объемом производства готовых изделий. Классический пример — потребность в коле­сах для новых автомобилей. Если для каждой машины требуется 5 колес, то тогда количество колес для производства партии автомобилей является простой функцией от объема этой партии. Например, для 200 машин потребуется 200 х 5 = 1000 колес. Предметы с независимым спросом—это готовые изделия и вообще любая конечная продукция.


Независимый спрос – спрос на готовую продукцию
Обычно готовую продукцию продают или, по крайней мере, отгружают заказчику — в производстве какого-то другого изделия она уже не участвует. В этом случае, как правило, невоз­можно точно определить спрос на конкретный период времени, так как в спросе обыч­но присутствует элемент случайности. Таким образом, при независимом спросе про­гнозирование играет большую роль в управлении запасами, в то время как для зависимого спроса потребность в запасах определяется из производственного плана. Эта глава посвящена управлению запасами при независимом спросе. Глава 13 фокуси­руется на зависимом спросе.

^ Сущность и значение материальных запасов

Материальные запасы — жизненно важная часть любой деловой активности. Oни важны не только для работы, но и для удовлетворения потребителей. Чтобы прочувствовать всю важность запасов, обдумайте следующий факт: хотя объемы и денежная стоимость запасов в различных компаниях очень различаются, среднее предприятие вкладывает в материальные запасы около 30% своих текущих средств (активов) и до 90% оборотного капитала. Один из широко распространенных показателей управления предприятием — прибыль на инвестированный капитал (return on investment — ROI). Это прибыль после уплаты налогов, деленная на общий актив. Поскольку материальные запасы зачастую составляют значительную часть общих активов предприятия, сокращение запасов может намного увеличить показатель ROI.

Типичное производственное предприятие имеет материальные запасы различных типов, включая следующие:

Сырье и закупленные детали и комплектующие.

Частично законченные товары, которые называют незавершенным производст­вом (work-in-process — WIP).

Запасы готовой продукции (производственные компании) и товаров (торговые предприятия).

Запасные части, инструменты, материалы.

Товары, отправленные на склады или к потребителям и находящиеся в пути.

Предприятия сферы обслуживания не используют эти виды запасов, хотя у них есть свои запасы материалов и оборудования. Чтобы понять, для чего предприятию вообще нужны запасы, вам нужно знать кое-что о различных функциях материальных запасов.

Основные функции материальных запасов

Запасы выполняют различные функции. Наиболее важными являются:

  1. Удовлетворить ожидаемый спрос.

  2. Обеспечить потребности производства.

  3. Разделить компоненты системы производства и распределения.

  4. Защитить от исчерпания ресурсов.

  5. Использовать преимущества цикла заказов.

  6. Защитить от увеличения цен или использовать преимущества количественных скидок.

  7. Обеспечить нормальную работу.


Давайте рассмотрим каждую из этих функций.

    1. Удовлетворение ожидаемого потребительского спроса. Потребителем может быть случайный человек, вдруг решивший купить себе новую стерео-систему; механик, который сделал в цеховой мастерской запрос на нужный ему инструмент; или производственная операция. Подобные запасы называются предположительными, потому что они поддерживаются для удовлетворения запланированного или ожидаемого спроса.

    2. ^ Обеспечение требований производства. Компании, которые испытывают сезонные колебания спроса, часто создают запасы в периоды спада спроса, чтобы обеспечить повышенный спрос в пиковые периоды. Такие запасы вполне резонно называются сезонными запасами. Компании, занимающиеся переработкой свежих фруктов и овощей, создают сезонные запасы. Это же относится к торговым предприятиям, которые продают поздравительные открытки к праздникам, лыжи, снегоходы или новогодние елки.

    3. ^ Разделение операций. До недавнего времени, производственные компании использовали материально-производственные запасы как буфер между смежными операциями производственного цикла — чтобы обеспечить непрерывность процесса, который могли прерывать поломки оборудования, аварии и несчастные случаи, вызывающие временную остановку работы. Буфер дает возможность продолжать производственный процесс все то время, пока устраняется проблема. Точно так же, компании поддерживают «буферный» запас сырья, чтобы защитить производство в случае перебоев с поставками, а также запас готовой продукции, чтобы перебои в производстве не повлияли на реализацию товара. В последнее время компании стали пересмат­ривать свое отношение на «буферные» запасы. Они по-новому оценили расходы и пло­щади, необходимые для поддержания подобных запасов, и признали, что своевременно обнаружить и устранить причины сбоев и нарушений — это значит существенно снизить необходимость запасов.

    4. ^ Защита от исчерпания ресурсов. Задержки в поставках или неожиданное повышение спроса увеличивают риск нехватки сырья. Задержки, например, могут произойти из-за погодных условий, проблем с поставщиками (исчерпание запасов, отправка ненужных или некачественных материалов) и др. Можно уменьшить опасность появления такой нехватки, создавая резервные запасы на случай появления непредвиденного спроса.

    5. ^ Использование преимущества цикла заказов. Чтобы уменьшить расходы на закупки и поддержание запасов, компании часто производят закупки в объеме, превышающем текущие потребности производства. Это заставляет хранить определенную
      часть закупленных товаров для дальнейшего использования. Точно так же, производить крупные партии продукции выгоднее, чем мелкие. И снова, избыточную продукцию необходимо хранить для последующего использования. Таким образом, поддержание запасов позволяет компании закупать и производить экономически выгодные партии товаров, не стараясь непосредственно соотносить закупки или производство с краткосрочными показателями спроса. Это приводит к появлению периодических заказов, или циклов. Соответственно, такой вид запасов называется циклическим. Циклы заказов не всегда напрямую связаны с экономичным объемом производственной партии. В некоторых случаях бывает выгодно группировать заказы и/или производить заказы через определенные фиксированные интервалы времени.

    6. ^ Защита от увеличения цен. Периодически предприятие может предполагать, что цены скоро поднимутся, и закупать большую чем обычно партию, чтобы оградить себя от изменения цен. Кроме того, возможность создавать запасы позволяет предприятию пользоваться количественными скидками при закупке крупных партий товаров.

    7. ^ Обеспечение нормальной работы. Поскольку производственный процесс занимает определенное время (т.е. не является моментальным), — это значит, что некоторые запасы будут задействованы в работе (незавершенное производство). Кроме того, промежуточное хранение запасов, включая сырье, незавершенное производство и готовую продукцию на производственных участках, так же как и товары на складах, приводит к появлению непрерывного пот ока запасов в системе производства и распределения.

^ Цели управления материальными запасами

Неправильное управление запасами может привести к появлению недостаточных или избыточных запасов. Недостаточность запасов приводит к пропуску поставок, поте­рям в объеме продаж, к недовольству покупателей и заторам в производственном про­цессе; избыточность запасов безо всякой необходимости связывает средства, которые можно где-то применить с большей пользой. Хотя может показаться, что избыток за­пасов — это меньшее из двух зол, все же стоимость их поддержания может быть немыс­лимо высокой (как это показала история, приведенная в самом начале главы), и дела легко могут выйти из-под контроля. Нередко случается, что руководитель внезапно обнаруживает: на предприятии хранится 10-летний запас какого-то изделия. (Нет со­мнений, эта покупка была когда-то ужасно выгодной для компании!)

Управление запасами имеет два основных аспекта. Один относится к уровню об­служивания потребителей, то есть к способности производить нужный товар, в доста­точном количестве, в нужное время, и в нужном месте. Другой аспект связан со стои­мостью заказа и поддержания запасов.

Основная цель управления запасами — достичь удовлетворительного уровня об­служивания потребителей, в то же время удерживая расходы на поддержание запасов в разумных пределах. Именно с этой точки зрения руководитель должен сбалансиро­вать уровень материальных запасов производства. Два основных вопроса, которые ему приходится при этом решать, — это сроки и объемы заказов (т.е. когда и сколько заказывать). Большая часть этой главы посвящена моделям, которые помогают в при­нятии подобных решений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Управление материально-производственными запасами iconАнализ обеспеченности и использования предметов труда
Обеспеченность материально-производственными запасами определяется путем сопоставления фактического их наличия с нормируемой (планируемой)...
Управление материально-производственными запасами iconВопрос 21 раздел 2
Управление оборотными активами. Анализ и управление дебиторской задолженностью. Анализ и управление производственными запасами. Политика...
Управление материально-производственными запасами iconЛогистика (управление запасами на химическом предприятии)
Контрольную работу по дисциплине “Логистика” (Управление запасами на химическом предприятии) студенты выполняют в соответствии с...
Управление материально-производственными запасами iconПрограмма дисциплины «Логистика» Составлена Международной Высшей...
Целью данного курса является получение теоретических знаний и развитие практических навыков организации и управления логистическими...
Управление материально-производственными запасами iconУправление запасами при зависимом спросе. Mrp-системы в этой главе
Планирование производственных ресурсов (Manufacturing Resource Planning — mrp II)
Управление материально-производственными запасами iconТесты для проверки остаточных знаний по дисциплине «Управление запасами...
Граница между закупочной и сбытовой логистикой внутри микрологистической системы пролегает через
Управление материально-производственными запасами iconСтратегическое планирование мощностей в этой главе Управление производственными...
Судя по всему, парижский Disneyland с его длинными очередями, стабильными доходами и высо­кими показателями наполняемости гостиниц...
Управление материально-производственными запасами icon1. 26. Политика управления оборотными активами. Управление запасами,...
Оборотные активы – это та часть активов предприятия, которая участвует в одном процессе кругооборота средств, полностью переносит...
Управление материально-производственными запасами icon1. 26. Политика управления оборотными активами. Управление запасами,...
Оборотные активы – это та часть активов предприятия, которая участвует в одном процессе кругооборота средств, полностью переносит...
Управление материально-производственными запасами iconВопросы на экзамен по дисциплине «Управление скс и Т»
Управление, социальное управление, управление организацией, управление персоналом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница