Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица»




НазваниеМетодическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица»
Дата публикации20.04.2013
Размер76,5 Kb.
ТипМетодическая разработка
pochit.ru > Экономика > Методическая разработка
УЛЬЯНОВСКОЕ ГВАРДЕЙСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ В Д В


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

ТЕМА: «РЫНОК ТРУДА. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА»


Преподаватель: Лазарев А. А.


Обсуждено на заседании П М К
Протокол № ____________

УЛЬЯНОВСК 2010 год.

Открытый урок по теме: «Рынок труда. Занятость и безработица» проводится на третьем курсе У Г С В У с суворовцами изучающими предмет обществознание в разделе «экономика».

В настоящее время проблема безработицы вышла на одно из первых мест, в средствах массовой информации, и различные специалисты считают необходимым предложить свои объяснения и способы борьбы с этим экономическим «недугом». Одна из задач обществознания как раз и заключается в формировании в сознании суворовцев причинно – следственных связей данной проблемы.

Начало урока предусматривает небольшой экскурс в историю вопроса возникновения безработицы в истории человечества. С опорой на опыт изучения в 10 классе курса «Новой истории», предлагается ответить на вопрос: «В каком веке безработица стала социально – экономическим явлением в человеческом обществе?»

Ответ предусматривает знание правильного ответа по дате в районе века (18 век). Краткое обсуждение, с чем это было связано. Главное, знать, что произошёл переход с натурального хозяйства на промышленное производство продукции в гораздо более большом количестве, чем прежде. Формирование нового класса – буржуазии. Какие в экономике стоят задачи у буржуазии в обществе? (Ответ предусматривает понятие прибыль). Суворовцы дают определение термина прибыль.

Для актуализации, и повышения заинтересованности обучаемых в ходе урока, предлагается использовать межпредметные связи. Что в курсах истории, О Г П и географии, рассматривали, как прибыль? Ответы корректируются и дополняются.

Следующий шаг идёт с применением слайдовой демонстрации первого термина, который необходим на уроке. Проектируется название: «Рынок труда». Суворовцы дают свою трактовку данного термина. После обсуждения, высвечивается определение всего понятия. Главное, что важно выделить, это суть понятия. Что на данном рынке является товаром и почему на него есть спрос? В тетрадях отмечается, кто такой работодатель и работник, какие у них интересы пересечения. Исходя из предмета М Х К и литература, суворовцам предлагается вспомнить пословицы и поговорки, имеющие отношение к труду.

По ходу занятия, в опорный конспект вносится слайд с понятием: «Рабочая сила». Как и прежде в начале предлагается дать определение и смыслового содержания термина. Далее в тетрадь заносится определение. Сразу становится логичной необходимость, выяснить, а в чём – же ценность рабочей силы. Обращается внимание, что по ходу урока мы к этой проблеме обязательно вернёмся.

Третий слайд несёт в себе проблемное содержание и состоит из элементов очередной демонстрации, где без ответа на предыдущий тезис не будет высвечиваться следующая часть. Слайд № 3 «Основной закон рынка по К. Марксу:

- Закон …………..

- Закон …………..

Противоречия рыночного механизма: несовпадения основных параметров рынка. Данную часть обсуждаем исходя из того, что такое рынок, и каковы его составляющие. Смотрим на тему занятия и отвечаем на вопрос: - «Что чаще всего вызывает противоречия по Марксу применимо к рынку труда». Ответы должны содержать информацию о том, что здесь пересекаются интересы цены рабочей силы и получаемой от её эксплуатации прибыли. Рынок работает хорошо, когда происходит максимальное совпадение двух сторон явления.

1
Продолжением изучения темы, служит слайд – «Безработица». Как и прежде, делаем посыл на знание данного вопроса из курса истории и О Г П. Обращение к суворовцам с вопросом, а как вы можете дать расшифровку термина. Создаётся ситуация, благоприятная для элементов диспута. Информацию со слайда заносится в тетрадь. Многие экономисты считают, что причин безработицы несколько. Давайте их рассмотрим поэтапно.

- Слишком высокая заработная плата. Каким образом зарплата может стать причиной явления? Примеры привлекаются из житейского опыта и анализа ситуации, когда невозможно нанять много работников с высокими окладами.

- Слишком низкий спрос на рабочую силу. Исходя из реалий, вспомните, какие специальности в настоящее время оказались заложниками кризисных явлений? Можно привести выкладку по региону о спросе на рабочую силу.

- Негибкость, характерная для рынка труда в вопросах основных законов рынка. Заложники, как правило, в этой ситуации возникли в силу проводимой государством деятельности, без учёта перспективы и плана развития, что мы и видим во многих регионах.

А теперь посмотрите на опросные листы на столах. Зачитайте, какие теории(4) вам предлагают для обсуждения. Задача стоит в том, что бы вы выбрали одну теорию, которая вам кажется наиболее правильной, и приведите аргументы в пользу её справедливости. Даётся до 3 – х минут.

Предлагаю вам просмотреть важнейшие теории безработицы. Информацию внесите в тетрадь. Теории Дж.Кейнса, теория негибкости рынка труда, классическая теория безработицы. Содержание информации внесите в свои тетради.

Экономика пытается дать ответы на то, какие же существуют виды безработицы?

Рассмотрим содержание слайда.

- Структурная - трудоустройство невозможно из – за различий в спросе и предложений рабочей силы. Исходя из знаний географии России и мирового хозяйства, можно ли доказать её наличие и формы проявления?

- Фрикционная - нет работы по своей специальности. В опросных листах обратите внимание на вопрос о получении двух специальностей в стенах военных училищ. Можно ли с помощью таких мер разрешить вопрос с данным видом безработицы? Ответ аргументируйте. На ответ отводится не более 3-х минут.

- Застойная - район проживания поражён экономическим кризисом. Почему в России, после распада С С С Р этот вид безработицы стал весьма распространённая? Привлекайте знания не только из географии, но и из других предметов.

- Скрытая – работники согласны на неполный рабочий день или на отпуск без оплаты. Как вы думаете, почему на 2009 год, безработица составила официально 2 млн. человек, а экономисты называют цифру в 6 млн. человек?

- Циклическая – экономический кризис в результате спада производства. Вспомните из географии, какие по продолжительности выделяются циклы экономиста Кондратьева. В какой мы могли попасть цикл, если рассмотреть слайд: «Экономические циклы и безработица». Слайд составлен суворовцем при обработке статистической информации и учебника Новой истории. Рассмотрев слайд, укажите, какими событиями сопровождались данные даты в истории мира и России.

Вторая часть слайда позволяет увидеть ситуацию в графическом выражении и вопросами к нему. При ответах на сопроводительные вопросы в обязательном порядке приводите доказательную базу.

После обсуждения данного материала снова вернёмся к опросному листу. Ответьте на вопрос, что необходимо вам предпринять для того, что бы не стать в ближайшее время безработным? Свои ответы подкрепляйте доказательной базой с опорой на опыт и СМИ

2

Для углубления и понимания того, что в мире всё взаимосвязано, продолжим работу со следующим слайдом из творчества ваших товарищей. «Отдельные страны и уровень безработицы». Вид работы направлен на аналитическую мыслительную деятельность.

Главное в данной работе направлено на отслеживание тенденций изменения соотношения числа занятых в США и Китае по годам. Ваши выводы должны опираться на примеры в пользу утверждения информации на графике или его некорректности. Попробуйте дать прогноз, а что может стать с данным соотношением в ближайшей перспективе.

Связывая все вопросы в одно целое, работу продолжим на примере изменения числа занятых в экономике России в % по годам. Соотношение процентов и дат изменений показателей числа занятых в экономике позволит дать возможность провести прогноз и по России. Выводы и прогноз внесите в свои тетради.

Последний вопрос в опросном листе предлагает вам сделать вывод и подвести итоги практической значимости изученного материала. Что из материала занятия для вас наиболее актуально, а что просто познавательно как фактический материал с интересными примерами?

Подводя итоги сегодняшнего занятия, на последнем слайде выдаётся информация на самоподготовку с вопросами проблемного содержания. К следующему занятию в тетрадях составляется краткий опорный конспект по вопросам закрепления усвоенного материала. Объявление оценок и роли участников урока

Как форма творческого отчёта, предлагается подготовить сообщения и доклады по проблемным вопросам сегодняшнего занятия.

Текстовое содержание слайдов данного занятия в количестве 15 листов

прилагаются к методической разработке открытого урока по теме: «Рынок труда. Занятость и безработица».


3
^ РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
1.В настоящее время в мире ведутся споры о сути безработицы как явления, которое неизбежно будет сопровождать человечество в современном мире.
А) Ряд экономистов предлагает проблему безработицы считать очень полезным явлением, с помощью которого сохраняют способность выживать только самые приспособленные работники и предприятия.
Б) Другая группа экономистов призывает все усилия государства направлять на поддержку предприятий, которые в условиях современной экономики, не могут сохранить за собой возможность противостоять конкуренции и тем самым освобождаются от своих работников.
В) Еще одна группа экономистов призывает проблему безработицы рассматривать, как явление временное и до минимума свести усилия государства в решении этой незначительной, в масштабах государства проблемы, а все усилия бросить на решение глобальных задач своей экономики и повышение конкурентноспособности хозяйства.
Г) Некоторые экономисты призывают все вопросы безработицы решать за счёт мирового сотрудничества, стимулируя свободный переток рабочих рук из одного государства в другое, и тем самым разрешать проблему «лишних людей», в масштабах мирового хозяйства. Это позволит избежать глобальной проблемы безработицы и снять социальное напряжение в мире.
Какая точка зрения на проблему безработицы для вас более близка? Аргументируйте свой ответ с опорой на современные проявления этой проблемы.
2. Какие, по вашему мнению, необходимо иметь качества, что бы не попасть в разряд безработных в современном мире?
Назовите не менее двух качеств, которые, по вашему мнению, позволят не попасть в разряд безработных в ближайшее время.
3. Какими знаниями, полученными на занятиях по обществознанию, вы можете воспользоваться в практической деятельности для осуществления своей карьеры после выпуска из стен училища?
4. В настоящее время многие образовательные учреждения в предоставляемом образовательном процессе, стараются давать образование по нескольким направлениям и специальностям одновременно.
Как вы думаете, может ли данная практика способствовать снижению безработицы и

стимулировать трудовую активность населения в государстве?
А) если вы согласны с данной точкой зрения, то приведите аргументы «за»
Б) если вы не согласны с данной точкой зрения, то аргументируйте своё мнение

«против».
4

Похожие:

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» icon8. «Рынок труда. Занятость. Безработица»
Рынок труда: сущность, специфика, основные характеристики, виды, сегменты. Спрос и предложение на рынке труда, факторы, на них влияющие....
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconРынок труда занятость населения россии
Долгое время считалось, что с началом форсированной индустриализации России безработица исчезла и, наоборот, возникла нехватка трудовых...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconМетодическая разработка урока по обществознанию Тема: «Религия как одна из форм культуры»
Тип урока: урок – исследование с элементами проектной деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» icon«Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции....
Тема: «Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ввп»
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 9 классе Урок...
...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconМетодическая разработка открытого урока математики во 2-ом классе...
Цели урока: создать условия для уяснения учащимися принципа чтения выражения и умения составлять выражения под диктовку
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconМетодическая разработка: конспект урока по теме «our house»
Полный текст работы содержит помими теоретических положений (1 глава), практические разработки – описание отдельных игр, в т. Ч....
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconМетодическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка
...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconМетодическая разработка урока №28 по теме «Защита Отечества»
Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема: «рынок труда. Занятость и безработица» iconКонспект открытого урока по обществознанию «Основы конституционного...
Конспект открытого урока по обществознанию Основы конституционного строя Российской Федерации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница