Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения




Скачать 169,98 Kb.
НазваниеПоложение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения
Дата публикации04.10.2013
Размер169,98 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
Принято УТВЕРЖДЕНО

На Педагогическом Совете Директор МБОУ СОШ № 4

протокол № ___ ________ /Н.Н. Колесникова/

от «___» ____________ _____ г. «___» ____________ _____ г.

Положение

о библиотеке общеобразовательного учреждения
I. Общие положения

      1. Настоящее положение распространяется на библиотеку Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 ст. Курчанской Темрюкского района Краснодарского края.

      2. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе. Деятельность библиотеки отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

      3. Библиотека Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №4 функционирует в целях обеспечения гарантированного государством права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

      4. Целями библиотеки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №4 являются цели общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

      5. Библиотека Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, региональными законами о библиотечном деле, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, Положением о библиотеке, утвержденном директором общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №4




      1. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

        1. Политическое многообразие. Не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к источникам информации.

        2. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №4.

        3. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

10.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.




^ II. Основные задачи

11.Основными задачами библиотеки МБОУ СОШ № 4 являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на разных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.




^ III. Основные функции

12. Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся)

  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталог (алфавитный), картотеки (систематическую картотеку статей, «Нормативные документы», «Подготовка к итоговой аттестации» «Краеведческую картотеку», «В помощь учителю»), электронный каталог;

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; способствует развитию навыков самообучения;

  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах;

  • осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступление и публикаций), информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

  • осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.




^ IV. Организация деятельности библиотеки

общеобразовательного учреждения

    1. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде книжных изданий, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

    2. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

  • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютера (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

  • современной электронно-вычислительной техникой и необходимыми программными продуктами;

  • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

15. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.

17. Режим работы библиотеки определяется директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусмотреть выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиб- лиотечной работы;

  • одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

  • не менее одного раза в месяц - методического дня.




^ V. Управление. Штаты

  1. Управление библиотекой МБОУ СОШ № 4 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.

  2. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждение системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационно-методического центра (ККИДППО).

20. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.

21. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

22. Заведующая библиотекой назначается руководителем общеобразовательного учреждения.

23. Заведующая библиотекой является членом педагогического коллектива, может входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

24. Заведующая библиотекой разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 года № 6);

в) планово-отчетную документацию;

г) технологическую документацию.

25. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.

  1. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

  2. Оплата труда работников библиотеки устанавливается в зависимости от группы по оплате труда руководящих работников общеобразовательного учреждения, к которой относится данное учреждение.

  3. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) для работника библиотеки устанавливается руководителем общеобразовательного учреждения, исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам и обеспеченности кадрами. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

  4. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем общеобразовательного учреждения, имеющих право на дополнительный отпуск, вносятся работники библиотеки общеобразовательного учреждения (при их согласии).




^ VI. Права и обязанности библиотеки

  1. Библиотека имеет право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положения о библиотеке общеобразовательного учреждения;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда, утвержденной Министерством образования Российской Федерации;

д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).

31. Работники библиотеки имеют право на:

а) участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

б) ежегодный отпуск и на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

в) представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

г) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

32.Заведующая библиотекой, как руководитель структурного подразделения, имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней.

33. Библиотека обязана:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с федеральным перечнем учебной литературы, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) знакомить пользователей с основами информационной культуры;

ж) создавать и поддерживать комфортные условия обслуживания;

з) не допускать читательскую задолженность, принимать оперативные меры к ее ликвидации;

и) обеспечивать конфиденциальность данных о пользователях библиотеки, их читательских запросах;

к) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; л) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения.

  1. Работники библиотеки обязаны систематически повышать квалификацию. Педагогические работники обязаны пройти обучение на библиотечных курсах. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации работников образования.

^ VII. Права и обязанности пользователей библиотеки общеобразовательного учреждения

  1. Пользователи библиотеки имеют право;

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях, при пользовании электронным и иным оборудованием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

  1. Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) при получении документов пользователь должен убедиться в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

37. Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует факт выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

          1. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получать на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

  • учебники, учебные пособия - учебный год;

  • научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

  • периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

    1. Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;

    1. Порядок работы в компьютерной зоне библиотеки:

а) работа в компьютерной зоне участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

г) работа в компьютерной зоне производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.

Приложение 1

Перечень основных услуг библиотеки общеобразовательного учреждения:

  • предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа или носителя информации справочно-библиографического аппарата и его возможностях

  • получение консультативной помощи в выборе источников информации;

  • получение в самостоятельное пользование справочно-библиографического аппарата библиотеки;

  • получение во временное пользование документов из фондов библиотеки в соответствии с правилами пользования библиотекой;

  • пользование читальным залом.

Основные информационные услуги:

  • подготовка, распространение и предоставление в пользование информационных и библиографических изданий, указателей, пакетов информационных материалов;

  • помощь в поиске и отборе информации по запросу из библиографических баз данных;

  • то же, включая ретроспективный поиск (по темам, видам документов и пр.) и составление библиографических списков с использованием различных носителей библиографической информации: каталогов и картотек библиотеки, бюллетеней и пр.;

выполнение библиографических справок.

Похожие:

Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconОсновные направления работы библиотеки
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения разработано в соответствии с Гражданским кодексом рф, Законами РФ "Об образовании"...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения icon1. Общие положения
Положение об Управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения «Адамовская сош №1»
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconПоложение о внутришкольном контроле. Общие положения
Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией муниципального общеобразовательного...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconПоложение о школьной библиотеке. I. Общие положения
Библиотека способствует формированию культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, созданию основы для
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconПоложение об условиях оплаты труда работников Муниципального казенного...
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconПоложение о Грачевской центральной районной детской библиотеке (гцрдб) Общие положения
Рф от 08. 07. 2006 г. №152 «О персональных данных», Федеральным законом от 08 мая 2010 г. №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconПредседателем профкома Директор мкоу «Маральерожкинская мкоу «Маральерожкинская сош»
Данное Положение разработано на основе «Положения о библиотеке общеобразовательного учреждения», Гражданского кодекса рф, Законов...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения icon1.            Общие положения
Настоящее Положение регулирует и регламентирует  деятельность кадетского класса в социально-педагогическом пространстве Муниципального...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconПоложение об административном контроле Муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения iconО библиотеке государственного бюджетного общеобразовательного учреждения...
Примерное положение, определяющее уровень базисных требований к библиотеке, рекомендуется к практическому при­менению в библиотеках...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница