Скачать 2,16 Mb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 июня 2009 г. N 250 О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года, распоряжением Губернатора Калужской области от 19.04.2007 N 47-р "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области". С учетом состоявшегося обсуждения предложенного варианта документа Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: Одобрить Стратегию социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (прилагается). Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов Приложение к Постановлению Правительства Калужской области от 29 июня 2009 г. N 250 СТРАТЕГИЯ ^ ДО 2030 ГОДА "ЧЕЛОВЕК - ЦЕНТР ИНВЕСТИЦИЙ" Преамбула Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года и распоряжением Губернатора Калужской области от 19 апреля 2007 года N 47-р "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области". В Стратегии учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р. Стратегия обеспечивает преемственность стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых Законом Калужской области от 20.10.2004 N 362-ОЗ "О программе повышения качества жизни населения области на 2004-2010 годы", и переход к новому этапу развития - "человек - центр инвестиций". В результате обеспечения преемственности стратегических документов будет достигнуто достойное качество жизни населения, улучшение демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни, комплексная реабилитация и учет интересов людей с ограниченными возможностями, увеличение представительства среднего класса, сохранение социальной стабильности в регионе, обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области не только за счет инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора экономического развития, повышения уровня общественно-политического единства в регионе, активизации гражданского политического участия населения, формирования и развития институтов гражданского общества. Одним из потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие. Основной целью разработки Стратегии является определение путей и способов построения инновационной экономики, создание условий для раскрытия человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности Калужской области в долгосрочной перспективе. В соответствии с поставленной целью в Стратегии предложены: - характеристика стратегических приоритетов социально-экономического развития с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период; - пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным образованиям области (приложение N 1); - этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов; - инструменты и формы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей стратегии - приоритетные проекты (приложение N 2); - показатели эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области. Обоснование выбора стратегических приоритетов изложено в приложении N 3 к Стратегии. Цели и приоритеты Стратегии Главная цель стратегического развития Калужской области состоит в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития. Исходя из перспектив социально-экономического развития области и с учетом стратегических целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предлагается следующая система стратегических приоритетов для Калужской области: 1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового "пакета ресурсов". 2. Создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области. 3. Поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области. Стратегия будет реализовываться в три этапа. 1 этап: 2009-2013 гг. - акцент делается на технологическую модернизацию в выбранных сегментах и преодоление инфраструктурных ограничений. Подготовка условий для концентрации человеческих ресурсов и наиболее эффективного применения инновационного потенциала области. 2 этап: 2014-2019 гг. - осуществляется концентрация человеческих ресурсов на территории и системная работа с качеством среды. Отдельные элементы инновационной инфраструктуры используются для системного девелопмента среды. 3 этап: 2020-2030 гг. - предусматривается опора на комбинацию инновационных, человеческих и средовых ресурсов территории, образующих каркас для эффективного развития пространственно организованных сетей социально-экономической активности. Характеристика стратегических приоритетов 1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового "пакета ресурсов" Переход от управления отраслями к управлению территориями означает серьезное расширение спектра задач, которые необходимо решать областному уровню власти. В стратегической перспективе пространственное развитие должно вести к росту качества человеческого капитала, созданию качественной среды проживания и деятельности. Калужская область имеет неплохие стартовые возможности для реализации задач пространственного развития. Прежде всего это связано с перспективами расселения московской агломерации, что предоставляет возможность вовлечения в активную деятельность тех территорий, которые не значились в числе экономических лидеров на фазе индустриально-промышленного роста. Вместе с тем задачи пространственного развития лежат преимущественно в контексте усилий по созданию "новой экономики" области - направленной на системный девелопмент земли в сочетании с активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса. Стратегический расчет на "новое расселение" означает реальную конкурентную борьбу за новое население, которое в силу своих компетенций и требований к качеству жизни способно существенно повысить конкурентоспособность региона в целом. Успешность привлечения на территорию области новых жителей также будет зависеть от присутствия на этой территории "московских переселенцев" - сначала в качестве владельцев "вторых домов проживания", а в более долгосрочной перспективе - постоянных жителей региона. Приоритетными в этой связи территориями являются на первом этапе северо-восточные и центральные районы области (Боровский, Жуковский, Малоярославецкий, Медынский, Дзержинский, Тарусский, Юхновский). Порядок работы с пространственными и земельными ресурсами должен включать несколько последовательных и взаимообусловленных этапов: 1. Уточнение схем территориального планирования с учетом процессов: - аутсорсинга и технологической модернизации (на период до 5-15 лет); - расселения московской агломерации (на период до 5-25 лет); - формирования новой схемы туристического освоения территории с участием субъектов - соседей; - перспектив развития агропромышленного кластера (использование земель сельхозназначения и т.д.). 2. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для размещения новых (аутсорсинговых) производств и инновационных предприятий. 3. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для качественного малоэтажного строительства (в низких, средних и высоких ценовых нишах). 4. Частно-государственная поддержка высокотехнологичной инфраструктуры жизнеобеспечения и сервиса как для новых районов расселения, так и для "старожильческих" зон с применением эффективных технических решений, которые предлагаются областным инновационным сектором. 5. Поддержка современной гуманитарной инфраструктуры (образовательной, информационной, медицинской, рекреационной), соразмерной со стандартами качества жизни в урбанизированной среде. При этом Приоритет пространственной организации и комплексного развития территорий может считаться ключевым для достижения стратегической цели по росту качества жизни. Он фактически является "зонтиком" для остальных социально-экономических компонентов качественного роста - здравоохранения, образования, социального обеспечения, экологии, безопасности и т.д. Разработка и реализация проектов комплексного развития территории, включающих развитие социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест и жилой среды, согласно современным требованиям и стандартам наиболее эффективно осуществляется с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Базовыми принципами такого механизма являются: - принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации и бизнесом, а также при участии федерального центра; - принцип конкурсной поддержки государством проектов комплексного развития территорий; - принцип взаимообязанности при реализации подобных проектов, когда государство и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности. Фактически в рамках приоритетного проекта на период в 6-7 лет начинает создаваться межотраслевой сектор территориального развития и жизнеобеспечения, включающий строительство и комплексное развитие территорий, который в перспективе 12-15 лет будет сопоставим с промышленно-технологическим сектором экономики по доле в валовом региональном продукте (далее - ВРП). 2. Создание инновационной инфраструктуры Целью работы с областной инновационной инфраструктурой на первом этапе реализации стратегии должно стать преодоление рассогласований ее отдельных элементов. И, как результат, последующее обустройство инновационно-внедренческого процесса в его целостности: от генерации идеи, апробации ее в опытно-конструкторском цикле и до промышленного производства нового продукта. В Калужской области имеются предпосылки для создания в ближайшие 5-7 лет инновационной инфраструктуры, ориентированной на развитие этой территории. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопряженность всех существующих элементов инновационной инфраструктуры, пока слабо связанных и действующих разрозненно, по следующим направлениям. Система подготовки квалифицированных кадров: - создание Регионального университетского округа и университетских комплексов, обеспечивающих тесную связь образования с наукой и производством; - активное привлечение молодых исследователей к научным исследованиям и инновационным разработкам; - формирование привлекательной среды жизни в "ядрах" инновационной активности. Система генерации нового знания и создания новых технологий, система производственно-технологической поддержки: - формирование территорий инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала; - обеспечение кооперации между различными предприятиями, налаживание горизонтальных связей через совместные проекты; - формирование благоприятной институционально-правовой среды, в первую очередь обеспечение охраны, использования и коммерциализации результатов инновационной деятельности. Система информационного обеспечения: - формирование новой эффективной системы статистического учета инновационного роста региона, работающей на регулярной основе; - развитие центров трансфера технологий; - создание центров оказания консалтинговых услуг для субъектов инновационной деятельности; - развитие инновационного банка данных Калужской области, издание каталогов инновационной продукции; - проведение и участие в венчурных и инвестиционных ярмарках (новые технологии и продукты), конкурсах инновационных проектов; - использование возможностей межрегиональной кооперации и международного научно-технического сотрудничества, т.е. развитие горизонтальных связей. Система управления инновационной деятельностью (координация и регулирование развития инновационной деятельности), система экспертизы программ и проектов, система сертификации: - запуск механизмов частно-государственного партнерства; - совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство; |
![]() | Программа социального и экономического развития Брейтовского муниципального... Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденная постановлением Губернатора области №572... | ![]() | Постановление от 5 февраля 2009 г. N 26 о концепции развития аграрного... В соответствии с Уставом Калужской области, Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти... |
![]() | Закон о внесении изменений в закон воронежской области «о стратегии... Внести в Закон Воронежской области от 30 июня 2010 года №65-оз «о стратегии социально-экономического развития Воронежской области... | ![]() | Программа социально-экономического Развития Басковского сельсовета На 2013 год «Концепцией стабилизации и устойчивого социально-экономического развития Басковского сельсовета на период до 2013 года», Программой... |
![]() | О стратегии развития Костромской области В соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 26 октября 2012 года №226 ведется разработка Стратегии социально-экономического... | ![]() | Программа намечена на создание условия для решения социальных проблем,... «Концепцией стабилизации и устойчивого социально-экономического развития Казаркинского сельсовета на период до 2014 года», программой... |
![]() | Программа оптимизации деятельности краевого государственного бюджетного... Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегии социально-экономического... | ![]() | О стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство... |
![]() | Социально-экономического развития республики беларусь Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (Нсур-2020) разрабатывается... | ![]() | Приказ 29 апреля 2011 г. N 399 о совершенствовании работы по профилактике... Калужской области, утвержденном постановлением Губернатора Калужской области от 12. 04. 2004 №268 «О министерстве здравоохранении... |