Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление




НазваниеМетодические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление
Дата публикации12.09.2013
Размер90,6 Kb.
ТипМетодические указания
pochit.ru > Экономика > Методические указания
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15

Расчёт цены продукции.

Студент должен:

знать:

  • структуру ценообразования, ее отраслевые особенности;

уметь:

  • рассчитывать цену товара.

Методические указания

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Под общим понятием цена скрывается целый комплекс экономических понятий, объединенных в одну категорию, существенно отличающихся между собой.

С позиций экономической теории цена есть денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени. Иными словами, цена - это количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту стоимость вычислить очень сложно.

С позиций рыночной экономики цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости. С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара. При формировании цены следует учитывать:

  • тип рынка товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке;

  • обратно пропорциональную зависимость цены от спроса;

  • обеспечение получения нормы прибыли; конкурентоспособность товара.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:

  • оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;

  • закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);

  • цены на продукцию строительства — представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.);

  • тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортны­ми организациями с отправителей грузов и населения;

  • цены на потребительские товары — используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

  • тарифы на услуги — система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

Все вышеназванные цены должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям.

^ Затратный метод ценообразования

В современной отечественной практике при формировании оптовых цен на промышленную продукцию наибольшее распространение получил затратный метод ценообразования (метод полных издержек). При расчёте цены этим методом используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативная прибыль, налог на добавленную стоимость.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня. На рисунке 1 показана структура розничной цены.

^ ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ

Цена изготовителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

Полная себестоимость единицы продукции

Прибыль производителя

Налог на добавленную стоимость

Акциз

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС на цену посредника

Издержки торговой организации

Прибыль торговой организации

НДС на цену торговой организации

^ Отпускная оптовая цена предприятия (изготовителя)

Оптовая цена посредника

Розничная цена

Рисунок 1. Структура розничной цены

Отпускная оптовая цена предприятия (изготовителя) — цена, по которой товар реализуется предприятием (изготовителем). Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия – изготовителя, включая косвенные налоги, т.е. это цена, при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. Оптовая цена предприятия определяется по формуле:

, руб.

Где: - полная себестоимость единицы продукции, руб.;

– нормативная прибыль, т.е. прибыль, обеспечивающая норму рентабельности предприятию - изготовителю, руб.;

– сумма акциза (только для подакцизных товаров), руб.;

– налог на добавленную стоимость, руб.

На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены единицы продукции данного наименования (без косвенных налогов) на количество реализованного товара этого наименования.

, руб.

Оптовая цена посредника формируется на основе оптовой цены предприятия и сбытовой наценки , или надбавки посредника. ^ Сбытовая наценка, или наценка посредника, должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций или организаций оптовой торговли и дать этим организациям прибыль. Она включает издержки и прибыль сбытовых (посреднических) организаций, а также налог на добавленную стоимость посреднических организаций:

, руб.

Розничная цена - это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. По розничной цене товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет собой сумму оптовой цены посредника и торговой наценки. ^ Торговая наценка — это стоимость услуг по реализации товаров конечному потребителю (населению и организациям). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой наценки) и дать прибыль (вторая часть торговой наценки).

, руб.

При установлении цен на промышленную продукцию товаропроизводитель должен соблюдать антимонопольное законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров.

Кроме того, различают экспортные и импортные цены.

  • Экспортные цены — это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

  • ^ Импортные цены — это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.

^ Метод определения цены с учетом влияния объемов, затрат, прибыли.

Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.

Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

Метод определения цены с учетом влияния объемов, затрат, прибыли позволяет создать эффективную систему оперативного рыночного ценообразования на основе применения принципов современного учета затрат — развитого директ-костинга. При использовании метода пользуются категориями или маржинальной прибыли1, маржи2. Методика определения цен должна основываться на расчетах порога рентабельности по каждому товару и по предприятию в целом. Для этого необходимо:

  1. исчислять общую сумму издержек производства и обращения, разделять затраты на переменные и постоянные;

  2. определять переменные затраты по изделиям, их группам на 1 руб. рыночных цен и т.д. в зависимости от потребностей торговой фирмы и ассортимента товаров;

  3. исчислять постоянные затраты в разрезе изделий, их групп на 1 руб. рыночных цен, по их удельному весу в целом по предприятию;

  4. определять маржу в целом по предприятию, по каждому изделию и по их группам;

Т.к. ,



Исходя из определения маржинальной прибыли





Где:– объем производства продукции (количество единиц);

– цена единицы продукции, руб.;

– удельные переменные затраты (переменные затраты на единицу продукции), руб.

– общая сумма постоянных затрат, руб.

и - маржинальная прибыль соответственно на весь объём и на 1 единицу продукции, руб.

  1. использовать расчеты порога рентабельности1 в корректировке политики и стратегии цен в зависимости от внутренних и внешних факторов влияния. Для его вычисления можно использовать метод: уравнения.


В качестве исходного уравнения принимают записанное выше следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:



Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц , а общую переменных сумму затрат представить как произведение удельных переменных затрат и количества проданных единиц

,



то в точке критического объема производства будем иметь:



Предприятие достигает порога рентабельности, или критического объема реализации, когда результат по реализованным изделиям равен нулю, а сумма маржинальной прибыли покрывает общую сумму постоянных затрат за соответствующий период:

Из рассмотренных выше соотношений можно вывести формулу расчёта:

  1. Минимальной цены реализации единицы изделия



  1. Цены реализации единицы изделия, которая обеспечит получение необходимой суммы прибыли :



1 Маржинальная прибыль (маржинальный доход) – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия.

2 Маржа, или маржинальная прибыль на единицу изделия это разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.


1 Порог рентабельности, или критическая точка объема производства – это такой объём производства и реализации, при котором затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности




Похожие:

Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconЭкономическая сфера включает в себя производство, распределение,...
Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации...
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление icon17 Структура национальной экономики. Теневая экономика
В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг...
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление icon1 Финансовые рычаги и стимулы в условиях рыночного хозяйства, пути повышения их эффективности
...
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconГраф научных интересов
Макроэкономическое регулирование общественного воспроизводства. Распределение. Обмен. Потребление. Накопление
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconМесто урока: текущий урок в главе 2 “Экономика наука о выборе” Цели урока
Какие виды хозяйственной деятельности вы знаете? (Производство, обмен, потребление)
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по комплексному...
Во введении необходимо отразить актуальность, значение и возможности технико-экономического анализа в деле повышения эффективности...
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconОрганизация строительного производства. Расчет параметров неритмичных потоков
Поточная организация строительного производства является одной из предпосылок повышения эффективности организации выполнения строительных...
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Менеджмент туризма»
Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей...
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconТопливно-энергетический комплекс1 Производство и потребление топливно-энергетических ресурсов
1. Мировое потребление первичных источников энергии и его структура (млн т у т./%)
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление iconСборник тестов к лабораторным занятиям по курсу «минералогия и петрография»
Методические указания для специальностей “Производство строительных материалов”, “Сертификация строительного производства”. Ростов-на-Дону:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница