Скачать 90,6 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15 Расчёт цены продукции. Студент должен: знать:
уметь:
Методические указания Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. Под общим понятием цена скрывается целый комплекс экономических понятий, объединенных в одну категорию, существенно отличающихся между собой. С позиций экономической теории цена есть денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени. Иными словами, цена - это количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту стоимость вычислить очень сложно. С позиций рыночной экономики цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости. С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара. При формировании цены следует учитывать:
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:
Все вышеназванные цены должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям. ^ В современной отечественной практике при формировании оптовых цен на промышленную продукцию наибольшее распространение получил затратный метод ценообразования (метод полных издержек). При расчёте цены этим методом используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативная прибыль, налог на добавленную стоимость. Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня. На рисунке 1 показана структура розничной цены.
Рисунок 1. Структура розничной цены Отпускная оптовая цена предприятия (изготовителя) — цена, по которой товар реализуется предприятием (изготовителем). Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия – изготовителя, включая косвенные налоги, т.е. это цена, при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. Оптовая цена предприятия определяется по формуле: ![]() Где: ![]() ![]() ![]() ![]() На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены единицы продукции данного наименования (без косвенных налогов) на количество реализованного товара ![]() ![]() Оптовая цена посредника формируется на основе оптовой цены предприятия ![]() ![]() ![]() Розничная цена - это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. По розничной цене товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет собой сумму оптовой цены посредника ![]() ![]() ![]() При установлении цен на промышленную продукцию товаропроизводитель должен соблюдать антимонопольное законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Кроме того, различают экспортные и импортные цены.
^ Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли. Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Метод определения цены с учетом влияния объемов, затрат, прибыли позволяет создать эффективную систему оперативного рыночного ценообразования на основе применения принципов современного учета затрат — развитого директ-костинга. При использовании метода пользуются категориями или маржинальной прибыли1, маржи2. Методика определения цен должна основываться на расчетах порога рентабельности по каждому товару и по предприятию в целом. Для этого необходимо:
Т.к. ![]() ![]() ![]() Исходя из определения маржинальной прибыли ![]() ![]() Где: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
В качестве исходного уравнения принимают записанное выше следующее соотношение выручки, издержек и прибыли: ![]() Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц ![]() ![]() ![]() ![]() то в точке критического объема производства ![]() ![]() Предприятие достигает порога рентабельности, или критического объема реализации, когда результат по реализованным изделиям равен нулю ![]() ![]() Из рассмотренных выше соотношений можно вывести формулу расчёта:
![]()
![]() 1 Маржинальная прибыль (маржинальный доход) – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. 2 Маржа, или маржинальная прибыль на единицу изделия это разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат. 1 Порог рентабельности, или критическая точка объема производства – это такой объём производства и реализации, при котором затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности |
![]() | Экономическая сфера включает в себя производство, распределение,... Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации... | ![]() | 17 Структура национальной экономики. Теневая экономика В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг... |
![]() | 1 Финансовые рычаги и стимулы в условиях рыночного хозяйства, пути повышения их эффективности ... | ![]() | Граф научных интересов Макроэкономическое регулирование общественного воспроизводства. Распределение. Обмен. Потребление. Накопление |
![]() | Место урока: текущий урок в главе 2 “Экономика наука о выборе” Цели урока Какие виды хозяйственной деятельности вы знаете? (Производство, обмен, потребление) | ![]() | Методические указания к выполнению курсовой работы по комплексному... Во введении необходимо отразить актуальность, значение и возможности технико-экономического анализа в деле повышения эффективности... |
![]() | Организация строительного производства. Расчет параметров неритмичных потоков Поточная организация строительного производства является одной из предпосылок повышения эффективности организации выполнения строительных... | ![]() | Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Менеджмент туризма» Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей... |
![]() | Топливно-энергетический комплекс1 Производство и потребление топливно-энергетических ресурсов 1. Мировое потребление первичных источников энергии и его структура (млн т у т./%) | ![]() | Сборник тестов к лабораторным занятиям по курсу «минералогия и петрография» Методические указания для специальностей “Производство строительных материалов”, “Сертификация строительного производства”. Ростов-на-Дону:... |