«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья»




Скачать 89,08 Kb.
Название«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дата публикации13.08.2013
Размер89,08 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Экономика > Анализ
Выступление Воробьёвой М.А. на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» по теме:

«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (С.Л. Мирский Б., Г.М.Дульнев, И. Пинский).

Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающийся личности.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья трудовая подготовка приобретает особое значение в процессе социальной адаптации, является важнейшей задачей в подготовке выпускника к самостоятельной жизни. Школа оказывает психолого – педагогическую поддержку учащимся в повышении трудовой , общекультурной подготовки, в формировании осознанного самостоятельного выбора дальнейшего профессионального маршрута.

Анализируя современное состояние образовательной среды как ведущего фактора социализации выпускников коррекционной школы, обозначилась проблема отсутствия социального опыта у подростков, который позволяет им адекватно реагировать на возникающие ситуации в профессиональном и социальном определении. Чтобы найти оптимальный способ поведения, избавиться от стрессовой ситуации и жизненных затруднений, нужны усилия образовательного учреждения т.е. то, что мы называем педагогическим сопровождением.

Под сопровождением мы понимаем повышение эффективности качества обучения и воспитания учащегося путем оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения через организацию внутренних и внешних факторов успешности учебной деятельности.

Целью педагогической деятельности является формирование технологической культуры выпускников, компонентами которой являются качества личности, необходимые для технологической деятельности: трудолюбие, ответственность, предприимчивость, потребность в самоактуализации, готовность к профессиональному самоопределению, сформированность универсальных трудовых и практических умений.

В школе разработаны три программы профессионально – трудовой подготовки по профилям: обувщик по ремонту обуви, рабочий по комплексному обслуживанию здания, швея. Я остановлюсь на программе по профессии «швея», так как являюсь учителем швейного дела.

Для подготовки выпускников коррекционной школы к трудовой деятельности разработана программа профессионально-трудовой подготовки учащихся 10-х классов по профессии швея 2 разряда.

Цель программы: социально-трудовая адаптация учащихся по швейному профилю, а также расширение возможностей в оформлении собственного быта и самообслуживании.

Задачи:

  • формирование профессиональных компетенций учащихся в соответствии с требованиями квалификационной характеристики;

  • формирование технологических, технических и организационно-экономических знаний;

  • формирование социальных и правовых компетенций, необходимых для адаптации к условиям рынка труда;

Курс обучения рассчитан на 1 год (10 класс – 748 часов). На базе школы созданы условия для получения профессионального образования.

Обучение проводится в школьной учебной мастерской с необходимым оборудованием. это: производственные швейные, краеобметочные машины; бытовая многооперационная швейная машина; оборудование для влажно-тепловых работ.

Для обучения профессии используются наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, учебники в соответствии с образовательной программой школы. Разработаны инструкционные карты с пошаговым описанием изготовления изделий, образцы поузловой обработки, готовых изделий, все это способствуют формированию знаний и умений по швейному делу.
Общая характеристика программы.

Содержание учебного материала соответствует целям профессиональной подготовки и направлена на расширение знаний и умений ученика по образовательной области.

Материал программы построен по тематическому принципу. Последовательность изучения тем обеспечивает возможность систематизировано формировать у учащихся профессиональные навыки швеи, научиться правильно и последовательно выполнять виды работ по пошиву различных швейных изделий.

Дифференцированное обучение позволяет учащимся с ограниченными возможностями здоровья шить изделия различной степени сложности в зависимости от их индивидуальных психофизических особенностей и возможностей.
Методические пояснения.

Программой профессиональной подготовки предусмотрены теоретическое и практическое обучение, консультации и квалификационный экзамен.

В теоретическое обучение включены следующие блоки: «Экономический блок»; «Общепрофессиональный блок», «Профессиональный (специальный) блок».

Содержание экономического блока включает в себя основы экономики отрасли и организации производства, вопросы рыночной экономики и предпринимательства, трудовые ресурсы Владимирской области, а также знакомство с трудовым законодательством, с правовыми основами трудовой деятельности.

Содержание общепрофессионального блока представлено темами: охрана труда, санитария и гигиена; пожарная безопасность; охрана окружающей среды; культура делового общения; ма­териаловедение,

Профессиональный (специальный) блок представлен темами, изучение которых профессионально значимо для овладения профессией швея, это: оборудование швейного производства, технология выполнения ручных и машинных работ, технология обработки деталей и узлов швейных изделий, конструирование и моделирование одежды. Содержание специального курса программы направлено на формирование у учащихся профессиональных знаний и уме­ний в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профес­сиональной подготовке швеи 2 разряда.

Производственное (практическое) обучение представлено разделами: овладение навыками выполнения швейных работ; овладение навыками по обработке отдельных деталей и узлов одежды; изготовление швейных изделий ассортиментных групп.

На уроках учащиеся выполняют пошив изделий: юбки, брюки, пижамы, халаты, блузки, мужские сорочки. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности, на занятиях учащиеся на договорной основе с предприятиями города выполняют работы по пошиву изделий: упаковочные чехлы, рабочие рукавицы.

Выполнение таких работ является своеобразной моделью трудовой деятельности швейного предприятия по пошиву изделий различного ассортимента.

По итогам пройденных тем проводятся самостоятельные работы, тесты практические работы.

Оформляются диагностические карты сформированности общеучебных умений и навыков по критериям: владение ручными операциями, усвоение машинных работ, умение анализировать образец изделия, умение планировать свою работу, контролировать качество работы, развитие творческих способностей учащихся.

После изучения курса профессиональной подготовки учащиеся, успешно освоившие программу в установленном порядке, сдают Государственный экзамен по трудовому обучению с присвоением квалификации «швея» 2 разряда.

Квалификационный экзамен включает: проведение теоретического экзамена по вопросам профессионального и общепрофессионального блоков.

Практическая часть экзамена проходит в виде защиты проектных работ с последующим собеседованием, а так же предоставлением работ, выполненных учащимися по программе в количестве 5 изделий.

Результативность выполнения программы профессиональной подготовки определяется мониторинговыми исследованиями качества знаний
^ Итоги государственной аттестации по швейному делу за 3 года

Учебный год

Количество

учащихся

Итоги аттестации

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

2009 - 2010

6

3 (50%)

3 (30%)

-

2010-2011

10

6 (60%)

3 (30%)

1 (10%)

2011-2012

5

2 (40%)

3 (60%)

-

итого

21

11 (52,4%)

9 (42,9%)

1 (4,7%)



По результатам мониторинга, обучение по данной программе позволило освоить учащимся требуемые знания и навыки по профессии швея, ускорить адаптацию учащихся специальной (коррекционной) школы к условиям обучения в профессиональном училище. 100% учащихся закончили обучение, успешно прошли экзаменационные испытания, получили свидетельства об окончании.

По окончании школы учащимся предоставляется возможность продолжить свое обучение в образовательных учреждениях профессионального образования с последующим трудоустройством на предприятиях города.
^ Результаты отслеживания профессионального самоопределения выпускников

Год окончания школы

Количество выпускников

Поступили учиться в ПУ

Трудоустроены

В центр занятости населения

Не определены

2009-2010

6

6 (100%)

-

-

-

2010-2011

10

8 (80%)

1

1

-

2011-2012

5

5 (100%)

-

-

-




21

19 (90,5)

1(4,75%)

1(4,75%)

-


Особое место в системе партнерских связей занимает тесное сотрудничество с педагогическим коллективом  Профессионального училища №10. По окончании школы, учащиеся продолжают свое обучение в образовательном учреждении профессионального образования по специальности «Швея. Оператор швейного оборудования» с последующим трудоустройством на предприятиях города. Поскольку образование в школе носит коррекционную направленность, при составлении программы в профессиональном училище были учтены некоторые аспекты: упрощены сложные темы по конструированию одежды, уменьшен объем изучаемого материала по выполнению ручных работ, больше времени уделяется практическим работам.

Для повышения профессиональной заинтересованности и мотивации выбора профессии «швея» проводятся мероприятия: беседы по профориентации, выставки творческих работ в школе и ЦВР, экскурсии на швейные производства, встречи с представителями ПУ. Разнообразие экскурсий позволяет формировать коммуникативные навыки, получать объективную информацию о швейном производстве. По итогам экскурсий учащиеся закрепляют знания о профессии швея, ее социальной значимости, условиях труда. Заключены договора о сотрудничестве и производственной практике с предприятиями: ЗАО «БУРЕВЕСТНИК» директор ЮРЧЕНКО Н.П, Индивидуальным предпринимателем ВОРОНОВЫМ Е. А.

Своевременную и необходимую помощь предоставляет Центр занятости населения. Специалисты центра не только проводят обзорную экскурсию, предоставляют информацию о рабочих местах, но и составляют банк данных на каждого учащегося.

Дополнительным образованием для учащихся является факультатив «Моделирование одежды». Факультативный курс предназначен для углубленного изучения основ швейного дела, овладения техническими знаниями, помогающими найти свой стиль, выявить и развить творческие способности, самостоятельную активность.

В своих коллекциях учащиеся не только моделируют и шьют одежду, но и сами декарируют.

Изучение курса способствует профессиональной ориентации учащихся и позволяет школьникам осуществить профессиональные пробы, оценить свои потребности и возможности в области моделирования одежды, что в дальнейшем пригодится в самообслуживании, в семейной и трудовой жизни.

Похожие:

«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconПсихологические особенности развития мышления и речи детей с нарушениями слуха
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconОтчет индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconШколы: «Формирование здоровьесберегающей среды школы как основного...
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconФормирование пространственно-временных представлений у учащихся начальных...
Сформированность пространственных и временных представлений у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья имеет...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» icon«Синдром эмоционального выгорания»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconРезолюция всероссийского совещания, посвященного вопросам разработки...
Поддержать предложенные направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы образования...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconОграниченными возможностями здоровья
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconМетодическая лаборатория как один из механизмов сопровождения деятельности...
Динамика жизни свидетельствует о возрастающей необходимости своевременного анализа основных образовательных потребностей детей с...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconОбразовательная программа мбс(К)оу для обучающихся, воспитанников...
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
«Педагогическое сопровождение профессионального становления учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconСоветы родителям, педагогам, сопровождающим детей с ограниченными...
Ки не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Сегодня...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница