Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины




Скачать 71,61 Kb.
НазваниеГосударственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины
Дата публикации03.08.2013
Размер71,61 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
pochit.ru > Экономика > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли Российской федерации
Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет Менеджмента

Программа дисциплины

«Управление качеством»

для специальности 061100 - менеджмент организации

и специальности 062200 – логистика

(вторая ступень профессионального образования)

Даниляк В.И.

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Зав.кафедрой

_____________________

Секция________________

Председатель__________

___________________

Утверждено УС факультета

_________________________

Ученый секретарь

__________________________

«______»______________

Москва

^



Тематический план учебной дисциплины



N/N

п/п

Наименование разделов и тем Аудиторные часы
Лекции семинары,практ.самостоятельная

Занятия работа


I Введение 4

П. Качество в деятельности 4

предприятия

Ш. Основные положения ^ 6

управления качеством

1У. Статистические методы 8 8

управления качеством

У. Поставщики и потребители в 4 4

системе TQM

У1. Концепция человеческого 4 4

фактора в TQM

У11. Экономика управления качеством 6 6

У111. Документирование системы

менеджмента качества 4 6

______________________________________________________________

Итого: 40 28 68
Курс рассчитан на 68 аудиторных академических часов, включая лекции, семинары и практические занятия. Текущий контроль предусматривает учет итогов работы студентов на практических занятиях и при подготовке эссе. Итоговый контроль знаний - в виде зачета
^



Содержание программы

Введение. Понятия качества и управления качеством. Средства и продукт деятельности как категории управления качеством. История развития и основоположники Всеобщего Управления Качеством(TQM): Э.Деминг, Д.Джуран, К.Исикава и др. Взаимосвязь и адаптация методов и средств менеджмента в TQM.

Качество в деятельности предприятия. Объекты качества и удовлетворенность потребителя. Ценностный подход в качестве. Развертывание функции качества (QFD). Квалиметрия.


^ Основные положения и принципы управления качеством. Системный и процессный методы в TQM. Акцент на потребителя. Вовлечение персонала фирмы в тотальное управление качеством. Кружки качества как форма всеобщего управления качеством.

^ Статистические методы управления качеством. Статистические методы как форма управления вариабельностью процессов. Семь основных методов и их значение в TQM. Применение этих методов на практике.

    ^ Поставщики и потребители (заказчики) в системе TQM. Формирование и развитие “архитектуры” взаимоотношений “поставщик - организация - потребитель”. Внешний и внутренний потребитель. Принципы и порядок взаимоотношений поставщиков и потребителей в промышленно развитых странах (США, Япония и др.).

^ Концепция человеческого фактора в TQM. Социально-экономическое партнерство работников и предприятия. Самомотивация персонала. Удовлетворенность персонала и качество рабочей жизни. Безопасность и эргономичность средств и продукта деятельности персонала как параметры качества.

Экономика управления качеством. Затраты на качество конечного продукта и их классификация. Характеристики рыночной ценности (прибыльности) и конкурентноспособности высококачественного продукта.

^ Документирование систем менеджмента качества. Комплекс международных стандартов по управлению качеством: серии ИСО 90000-1994 и ИСО 9000-2000. Отечественный опыт разработки комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП). Сертификация и аудит систем качества. Техническое регулирование в России.
Список основной литературы



  1. Глудкин О.М. и др. Всеобщее управление качеством. - М.: Радио и связь. 2002. - 599с.

  2. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М,: Типография Новости, 2000. 432 с.

  3. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. (Уч.пособие) - 1999. - 160 с.

  4. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 1998. - 640 с.



Список дополнительной литературы

  1. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. \Уч.пособие. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.

  2. Гличев А.В. Основы управления качеством. - Изд.2-е перер. и доп. - М.: РИА “Стандарты и качество”, 2000.

  3. Закон РФ “О техническом регулировании”. М.: 2002.

  4. TQM - ХХ1 Проблемы, опыты, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского , В.А.Качалова. - М.: Изд АТ, 1997. Вып. 2. -288 с.

  5. TQM - ХХ1. Проблемы, опыты, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского, В.А.Качалова. - М.: Изд АТ, 1998. Вып.3. - 264 с.

  6. TQM - ХХ1. Проблемы, опыт, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского В.А.Качалова.-М.: Изд АТ, 2ООО, Вып. 4. - 311 с

Автор _________________________________



Приложение



План проведения семинаров с использованием кейс-анализа


  1. Статистические методы управления качеством. Характерные особенности применения, взаимосвязь и сочестание методов:
  • ^

    гистограмма;

  • диаграмма разброса;

  • стратификация (расслаивание);

  • диаграмма Паретто;

  • диаграмма Исикавы;

  • контрольные карты.


2) Опыт и ведущие тенденции развития отношений потребителей (заказчиков) и поставщиков в Японии, США, России.

3) Человеческий фактор в TQM:

  • концепция потребностно-мотивационной сферы как основы качества;

  • социально-экономическое партнерство организации и ее персонала;

  • делегирование полномочий работникам;

  • эргономичность условий, средств и продукта деятельности.

4) Экономикая управления качеством:

  • затраты на качество конечного продукта.

5) Документирование систем менеджмента качества:

  • стандарты серии ИСО 9000;

  • новые тенденции технического регулирования в России.

Темы эссе

  1. Условия делегирования полномочий в системе менеджмента качества;

  2. Потребность - основа качества;

  3. В чем инновационный характер TQM?

Эссе выполняется в соответствии с темой, выбранной из списка тем, предлагаемых преподавателем. В случае инициативно предложенных тем они согласуются с преподавателем.

^ Эссе должно содержать оригинальный взгляд автора на предмет исследования и может не совпадать с “нормативной”, общепринятой

точкой зрения. Основные положения эссе желательно сопровождать фактическим материалом, подтверждающим выводы и рекомендации автора.

Оригинальность постановки вопроса, его раскрытия и иллюстративного материала повышают ценность выполненной работы. Иллюстративный материал должен иметь конкретный характер. В случае разделения материала на разделы (параграфы) они должны быть пронумерованы.

^ По окончании основного материала приводятся выводы и рекомендации автора.

Работа сопровождается перечнем изученной литературы (отечественной и зарубежной): монографий, учебников, статей в научной периодике, электронных ресурсов.

^ Вопросы к зачету по курсу “Управление качеством”


  1. Понятие “качество” и “качественный продукт”, “удовлетворенность потребителя”.

  2. Сущность “Всеобщего управления качеством” (TQM).

  3. Место управления качеством в системе менеджмента.

  4. Фокус на потребителя.

  5. Внутреннее и внешнее качество, внутренний и внешний потребитель.

  6. Системный и процессный метод в TQM.

  7. Основные инструменты статистического контроля качества.

  8. Гистограмма, диаграмма Парето, диаграмма разброса в контексте контроля качества.

  9. Наставничество и кружки качества.

  10. Четырнадцать постулатов Деминга.

  11. Концепция человеческого фактора в управлении качеством (организационно-психологический и человекотехнический аспекты).

  12. Обучение персонала. Основные методы и средства.

  13. Мотивация. Классификация факторов мотивации.

  14. Взаимоотношения “поставщик - потребитель” в TQM.

  15. Развертывание функции качества; квалиметрия.

  16. Структура качества. Совокупность свойств и показателей качества.

  17. Человекотехнический (эргономический) аспект управления качеством.

  18. Производственный комфорт и безопасность труда.

  19. TQM и стандартизация.

  20. Стандарты ИСО серии 9000.

  21. Экономика качества.

  22. Сертификация и аудит систем качества.

  23. Характеристики статистического ряда (выборка, случайная величина, ранжирование ряда и пр.).

  24. Понятие допуска и годности продукта


Примеры тем кейс-анализа:



1) Разработка системы менеджмента качества фирмы Оливетти.
2) Внедрение стандартов серии ИСО 90000 на ЗАО “Инструм-РЭНД”.
3) Работа с поставщиками на ФГУП “Технопромэкспорт”.
4) Работа с заказчиками в СП ЗАО “Пронова”.
5) Опыт работ по заказам ВАЗа.





Похожие:

Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Макроэкономика: учебник для бакалавров / А. В. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегина [и др.]; под ред. С. Ф. Серегиной. – М.: Издательство...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Государственный университет Высшая...
Актуальность предметного поля связана с глобальными процессами, меняющими картину современного мира и взаимодействие между устоявшимися...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconНациональная история и национализм
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований Государственный университет высшая школа экономики 101990, Москва, ул....
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconГосударственный Университет Высшая Школа Экономики Факультет довузовской...
В ответ на это в следующем году Соединённые Штаты совместно с Министерством обороны создают Агенство Перспективных Исследований (Advanced...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconВысшая школа экономики факультет права
Законодательное регулирование коммерческой тайны сегодня
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Программа курса соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
Нормативные источники
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconРоссийский Государственный Гуманитарный Университет Институт экономики,...
...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconСибирский государственный университет путей сообщения факультет мировой экономики и права
Комарова Л. К., Канина Н. П. Общая методика выполнения выпускных квалификационных работ (вкр) по специальности «Социально-культурный...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины iconУчреждение образования «могилевский государственный университет им....
В соответствии с учебным планом и программой курса студент должен написать контрольную работу по одному из предложенных вариантов....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница