План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления




Скачать 446,47 Kb.
НазваниеПлан: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления
страница1/6
Дата публикации27.07.2013
Размер446,47 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6

Государственный университет путей сообщения

Институт транспортной техники и организации производства (ИТТОП МИИТ)


Тема 1: Определение корпоративного менеджмента.
План:


    1. Введение.

    2. Основные понятия.

    3. Принципы корпоративного управления.

    4. Мировой опыт корпоративного управления.

    5. Правовая основа, нормы и органы корпоративного управления.

    6. Финансовые источники деятельности корпораций.


1.1. Введение

Корпоративная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах, является неотъемлемым элементом их экономики.

Для успешного функционирования корпораций необходимо наличие нескольких обязательных условий:

  • развитость экономики;

  • освоенное населением предпринимательство;

  • различные формы собственности (защищаемые государством и уважаемые населением);

  • профессиональные управляющие (менеджеры) и т.д.

В период постиндустриальной эпохи особое место наряду с перечисленными условиями занимают вопросы обеспечения сбалансированности различных социальных и экономических аспектов управления корпорациями. Это означает, что основой эффективности управления в настоящее время становится достижение сбалансированности корпорации как бизнес-системы, которая помимо акционеров, менеджеров, работников включает потребителей, поставщиков, кредиторов, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты, с которыми имеет дело корпорация в процессе своего функционирования.

Главная цель сбалансированности заключается в достижении долгосрочных, многоаспектных, устойчивых конкурентных преимуществ и стабильного экономического роста корпорации.

Для России проблема баланса интересов имеет особую актуальность. С учетом проводимых политических и экономических реформ, сбалансированность корпоративного управления для России должна рассматриваться в следующих аспектах:

  1. «классическая» внутрикорпоративная сбалансированность (особое внимание должно уделяться стратегическому управлению, корпоративному предпринимательству и корпоративной культуре);

  2. сбалансированность отраслевого и корпоративного управления;

  3. сбалансированность интересов малого и крупного бизнеса;

  4. сбалансированность отношений государственных структур и крупного бизнеса.

  5. сбалансированность интересов корпорации и общества.

Корпоративная форма бизнеса, давно и достаточно освоена в странах с рыночной экономикой. Для современной России эта форма бизнеса относительно нова и не вполне сформировалась. Актуальность проблемы развития отечественного корпоративного менеджмента обусловлена:

  1. Интеграцией отечественных корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики.

  2. Необходимостью повышения конкурентоспособности российских корпораций на мировом рынке.

  3. Возрастающей ролью в жизни страны крупных корпоративных структур, которые, вытесняя банки, становятся центрами консолидации собственности и интеграции финансового и промышленного капитала.

  4. Повышением конкуренции на инвестиционных рынках, которая обуславливает необходимость повышения инвестиционной привлекательности компаний, что, в свою очередь, требует создания эффективного механизма управления собственностью корпорации.

  5. Усилением зависимости эффективности соответствующих отраслей, регионов и во многом - национальной экономики от качества корпоративного управления.

  6. Отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов различных уровней управления корпорациями.

  7. Требованием определенной прозрачности и открытости информации, которая обеспечивает доверие партнеров, финансово-кредитных и государственных учреждений, способствует искоренению теневой экономики и коррупции.

  8. Углублением процесса разделения функций владения и управления активами крупных корпораций, что обусловливает необходимость соблюдения интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и/или участвующих в управлении корпорацией.

  9. Необходимостью социальной ответственности корпораций перед обществом.

1.2. Основные понятия

В деловом обиходе и законодательстве фигурируют разные типы организаций, в том числе предприятия, учреждения, компании, фирмы, корпорации и пр.

^ Субъектами и объектами корпоративного менеджмента являются такие виды организаций как корпорации. В российском законодательстве понятие «корпорация» как тип организации впрямую не употребляется, поскольку в основных законодательных документах фигурируют понятия «организация», «предприятие», «учреждение», «акционерное общество». В отечественной литературе, посвященной проблемам корпоративного управления, под корпорацией понимаются либо любые акционерные общества, либо любая организация, отвечающая признакам корпоративной идентичности. В последнем случае приводится различный перечень таких признаков. В обобщенном виде можно дать следующее определение корпорации.

^ Корпорация - это предпринимательская организация, (юридическое лицо, в том числе акционерное общество и другие виды хозяйственных обществ1)), отвечающая признакам корпоративной идентичности.

В соответствии с требованиями западных инвесторов рассматриваются ^ 15 признаков корпоративной идентичности, к числу которых относятся:

  1.  сложный по структуре имущественный комплекс;

  2. *сложная организационная структура управления (объединение нескольких юридических и физических лиц, в том числе банков и/или иных финансовых организаций);

  3. *высокая степень диверсификации (организация работает как минимум в пяти отраслях/сферах деятельности/ стратегических зонах хозяйствования);

  4. *наличие штаб-квартиры (головной организации) и филиалов/представительств за рубежом;

  5. интернациональный штат сотрудников;

  6. численность сотрудников в головной организации не менее 1000 человек;

  7. *осуществление онлайновой поддержки бизнеса;

  8. *доля экспортных хозяйственных операций в выручке организации не менее 30%;

1) Хозяйственные товарищества и обществакорпоративные, т.е. построенные на началах членства, коммерческие организации, с разделением на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом (п.1 ст. 66 ГК Российской Федерации), в европейском континентальном праве называются компаниями, в американском – корпорациями.


  1. *подготовка бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами;

  2. осуществление предпринимательской и эмиссионной деятельности;

  3. *котировка акций на рынке (включение в листинг);

  4. *соблюдение «мягкого законодательства» (кодексов корпоративного поведения: корпоративный стиль управления, корпоративная культура, корпоративная философия и др.);

  5. вклад организации в валовой внутренний продукт (ВВП) страны не менее 0,5-1,0%;

  6. *транспарентность бизнеса, т.е. финансовая и информационная открытость организации;

  7. *наличие консолидированной отчетности, но не с целью выявления налогооблагаемой базы, а для получения общего представления о работе организации в целом.

Странам с развивающейся рыночной экономикой, к числу которых относится Россия, предлагается так называемый необходимый (минимальный) набор признаков корпоративной идентичности, отмеченных звездочкой (2-4, 7-9, 11,12,14,15).

Дадим определение корпорации в наибольшей степени отвечающее российским реалиям.

Под корпорацией будем понимать предпринимательскую организацию (юридическое лицо, в том числе акционерное общество и другие виды хозяйственных обществ), обладающую:

  • развитой организационной структурой;

  • широким диапазоном видов деятельности (развитой системой стратегических зон хозяйствования – СЗХ) или ограниченным спектром видов деятельности, но занимающую существенное положение на соответствующем рынке;

  • развитой системой хозяйственных связей;

  • штатом профессиональных управляющих.

В российской деловой практике наиболее близким термином, аналогичным приведенному выше определению «корпорация» является определение «компания», которое в дальнейшем будет использоваться в качестве синонима «корпорации».

Таким образом, корпорация представляет собой наиболее развитую форму организации, интегрирующую ряд самостоятельных организаций, то есть корпорация является сложной, иерархической социально-экономической системой особого рода с неярко очерченными границами и меняющимся элементным составом. Структура корпорации, как системы представлена в таблице 1.1.

В компании, как системе различают следующие элементы:

  • функциональные области деятельности;

  • элементы производственного процесса;

  • элементы управления.

Функциональные области (табл. 1.2.) (функциональные сферы/направления деятельности) – это объекты менеджмента в компании, определяющие ее организационно-функциональную структуру управления. Примером функциональных областей практически для всех предпринимательских организаций являются: бизнес-система корпорации, сбыт, материально-техническое обеспечение (снабжение), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации).

Таблица 1.1.

Структура корпорации (компании) как социально-экономической системы

1.

Субъект права (определенный правовой статус по отношению к государству, его органам, другим лицам)

2.

Организационно-правовая структура (юридическое лицо, определенная организационно-правовая форма)

3.

Организационная структура (функциональные и иерархические связи подразделений)

4.

Бизнес-система (взаимосвязанное структурированное множество бизнес-процессов, целью которых является выпуск продукции бизнеса)

5.

Производственный комплекс (определенные виды деятельности, связи, партнеры, заказчики, конкуренты и пр.)

6.

Имущественный комплекс (определенные материальные единицы и отношения собственности)

7.

Структурированный финансовый объект (капитал, инвестиции и инвесторы, кредиторы и заемщики и пр.)

8.

Социально-организационный комплекс (кадровая структура, управление персоналом, кадровая и социальная политика, обучение и переподготовка персонала)



Таблица 1.2.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconКонцепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года
Опорой экономического роста является корпоративный сектор. Для того, чтобы российские компании могли достойно ответить на вызовы...
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconПлан: Классификация методов управления Основные механизмы корпоративного управления
Практическое управление бизнес-процессами корпорации осуществляется с помощью системы методов или технологии управления, представляющей...
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconИ корпоративного управления
Адресаты коммуникаций – сотрудники фирмы, действительные и потенциальные потребители, маркетинговые посредники, контактные аудитории,...
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconТема общие принципы управления смонтировали систему автоматического управления. Запустили на
Фундаментальные принципы управления. Система управления. Принципы управления. Виды систем управления
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconПлан корпоративного обучения педагогов мбдоу кваркенский детский...
План корпоративного обучения педагогов мбдоу кваркенский детский сад №1 «Колосок»
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconЗачем компаниям нужен корпоративный кодекс
Поэтому, принятие собственного кодекса корпоративного поведения один из способов обеспечения информационной открытости и публичности...
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconУправление недвижимостью в системе корпоративного управления
А между тем, именно в эффективном управлении собственностью заключены, на наш взгляд, важные ресурсы успешного функционирования предприятий...
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconТеория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconТеория управления
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». Посвящено...
План: Введение. Основные понятия. Принципы корпоративного управления. Мировой опыт корпоративного управления iconПрограмма тренинга нового поколения Теория и практика корпоративного управления
Целевая группа: Тренинг для управленцев реального сектора экономики, социальной сферы, государственных и муниципальных служащих и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница