Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений




НазваниеКурс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений
страница1/5
Дата публикации20.07.2013
Размер0,61 Mb.
ТипЛекция
pochit.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5
Экономическая кибернетика.
Лекция 1

Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов:

1) устройство экономической системы;

2) проблема принятия решений;

3) характеристика рынка информации.

Эти части связываются движением информации в экономике. Акад. Немчинов считал, что экономическая кибернетика – это наука об экономике как управляющейся системе. Первая группа вопросов представляет собой понятие об экономике как управляющейся системе, вторая группа вопросов описывает микроуровень, третья – рынок информации как результат деятельности экономических агентов.

Экономическая кибернетика появилась во Франции и в СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг. С тех пор она развивается в рамках ряда направлений экономической мысли, в том числе направлений новой институциональной экономики и неоклассической экономики. Термин “экономическая кибернетика” сейчас почти не употребляется.

Общие понятия теории систем.

На бытовом, нестрогом уровне под системой понимается нечто взаимосвязанное и взаимодействующее – множество элементов, связанных некоторыми отношениями. Это то, что из чего-то состоит.

Рассмотрим произвольное множество элементов, связанных отношением “не образовывать систему”. В свете приведенного бытового определения такое множество вместе с таким отношением образует систему. Парадокс.

Этот парадокс вытекает из того факта, что определения бывают корректные и некорректные (приводящие к противоречию). Бытовое определение приводит к парадоксу, оно некорректное.

Уточнить бытовое определение можно при помощи двух подходов – онтологического и гносеологического.

Онтологический подход определяет систему как множество элементов, связанных некоторым отношением, посредством которого эти элементы образуют целостность, получая новое свойство, которым элементы по отдельности не обладают. Т. е. в рамках онтологического подхода системы рассматриваются как совокупности множеств с отношениями, имеющие новое свойство. Пример онтологического подхода к системе – группа людей, в которой появляется способность к размножению, которой не обладает отдельный индивид. Другой пример – химическое соединение Н2О: ни водород, ни кислород по отдельности не обладают свойством текучести, но, вступая в систему, они образуют текучее соединение – воду. Множество и отношение “не образовывать систему” в рамках онтологического подхода системой не являются.

Гносеологический подход определяет систему как множество элементов, между которыми существует отношение с заданными свойствами. Рассмотрим систему элементами которой являются звезда Арктур, Петр I, рыба кит, число . Между этими элементами можно установить отношения – например, Петр I знал о существовании числа , с помощью которого подсчитывается объем звезды Арктур и т. д. Это множество будет представлять собой систему в бытовом, но не гносеологическом смысле. В соответствии с гносеологическим подходом, система – это не то, что существует вне нас, а то, что создаем мы сами. Гносеологическое определение системы оперирует со средствами решения неких задач. Вода не является системой в гносеологическом смысле.

Эти два понимания системы различны, но они представляют собой нечто целостное в системном смысле, так как они продуктивно работают на разных стадиях анализа и решения задач. На онтологический подход мы опираемся на этапе первичного анализа задачи, при ее постановке (т. к. без системного обзора задачи в онтологическом ключе решение ее будет неадекватным – изменяя элементы по частям без учета наличия нового качества мы будем терять системность подхода). Пример отхода от онтологического рассмотрения системы при принятии решения – утверждение бюджета страны с исходными параметрами, определяющими модель желаемого будущего без учета влияния самого бюджета на поведение экономической системы. После постановки задачи надо использовать гносеологический подход, т. е. создать средства – знаковые модели для анализа систем. Знак – это вещь, относительно которой люди договорились о ее значении. Т. е. разные подходы к системам важны для решения как исследовательских, так и прикладных задач.

^ Основные определения. Понятия “множество” и “элемент” неопределяемы. Пусть М – множество, а Мп – его п-я декартова степень. Тогда п-местное отношение множества М – это подмножество множества Мп.

Т. е. если А={ai}, B={bj} – множества, то декартово произведение множеств А и В представляет собой множество С, состоящее из всевозможных пар сk=(ai, bj), где ai А, bj В: С ={ сk | сk=(ai, bj)}. Например, декартово произведение прямой на саму себя – это плоскость. Декартов квадрат М2– это декартово произведение множества М на само себя. Аналогично определяется п-я декартова степень. Тогда по определению отношение SМп.

Пример. М={1, 2, 3}. Тогда М2={(1,1), (1,2), (1,3), (2,1), ..., (3,2), (3,3)}. Отношение ab (...  ... – двухместное отношение) представимо в виде:

S=“ab”={(1,1), (2,1), (2,2), (3,1), ..., (3,3)}.

Аналогично М3={(1,1,1), (1,1,2), ..., (3,3,3)}. На этом множестве можно задать трехместное отношение S=“...  ...  ...”.

Очевидно, что количество элементов множества Мп равно п-й степени количества элементов множества М: |Мп|=|М|п.

Таким образом, возможен как теоретико-множественный, так и аналитический способ задания отношений.

Лекция 2 (15.02.1999)

Таким образом, возможны две формы задания отношения:

1) теоретико-множественная форма: n-местное отношение – это любое подмножество n-й декартовой степени множества;

2) отношение как предикат. Предикат – это логическое выражение с незаполненными местами, обладающее следующим свойством: после заполнения этих пробелов именами эта конструкция становится истинным или ложным высказыванием. Пример предиката – “...  ...”. Если вместо многоточий подставить числа, то получится истинное или ложное высказывание. Предикаты определяются над некоторым множеством (множеством чисел, людей и т. д.).

По предикатной форме отношения можно построить его теоретико-множественную форму и наоборот. Более распространенной является предикатная форма задания отношения. Теоретико-множественная форма обычно применяется в статистике. Ее свойством является сложность извлечения из нее информации.

Дадим строгое определение системы. Пусть ^ М – некоторое множество, {Ri} – множество всех, вообще говоря, разноместных отношений, которые могут быть определены над множеством М, а R – подмножество этого множества: R{Ri}. Тогда системой S называется пара S=(M, R).

Уточняя это определение, введем определения трех видов подсистем системы S:

1) Подсистема-фрагмент S. По определению, S=(M1, R1), где M1M, R1R. Таким образом, S – это некоторые элементы из исходной системы и все отношения, которые существуют между ними.

2) Подсистема-аспект ^ S. По определению, S=(M2, R2), где M2M, R2R. Таким образом, S – это такая подсистема исходной системы, множество элементов которой совпадает с исходной системой, но между данными элементам мы рассматриваем лишь часть отношений.

3) Подсистема типа “фрагмент-аспект”, или “аспект-фрагмент”. <Ее можно определить как S=(M3, R3), где M3M, R3R>.

Если в качестве исходной системы рассматривается фирма, то ее подсистема-фрагмент – производственный отдел, отдел маркетинга или отдел управления (сохраняются все отношения, но рассматривается лишь часть работников); подсистема-аспект возникает, если рассматривать отдельно отношения распределения, обмена, неформальные отношения, например, финансовые отношения внутри всей фирмы или неформальные отношения между всеми сотрудниками фирмы; подсистема “фрагмент-аспект” – часть работников фирмы с одним или несколькими типами отношений, <например, неформальные отношения между работниками отдела маркетинга>. Таким образом, даже в самом типе выделения подсистем есть различия. Для экономики важны отношения управления, поэтому мы будем преимущественно рассматривать подсистемы-аспекты.

Информация, данные, знаки, сигналы, управление.

Знак – это любой предмет, объект, относительно которого люди договорились о том, что этот знак имеет помимо того, чем он является, еще и определенное значение. Оперируя со знаками, мы оперируем и над значениями. Разные знаки могут иметь одно и то же значение: “стол” имеет то же значение, что и “the table”, и “der Tisch” и т. д. Даже с помощью разных знаков одного и того же языка можно обозначить один и тот же предмет, например, “е” и “”; “3” и “6/2”; “3” и “удовлетворительно” и т. д.

Понятия “данные” и “информация” разделяются.

Данные – это знаки, имеющие по договоренности какое-либо значение. Информация – это инвариант содержания различных знаковых представлений значения.

Пример данных – количественные данные о помесячной динамике какого-либо процесса за 3 года. Информация – это инвариант содержания, например, регрессионное уравнение.

Информация – это то, что остается после прохождения данных через 3 фильтра:

1) синтаксический фильтр (синтаксис – формальные правила некоторого языка);

2) семантический фильтр (семантика – наука о значениях);

3) прагматический фильтр.

Если некоторое сообщение написано на неизвестном языке, то в нем нет информации, поскольку это сообщение не проходит синтаксического фильтра. Если данные прошли синтаксический фильтр, то семантический фильтр проверяет, имеется ли в данных определенное значение. Воспринятые и понятые данные попадают в прагматический фильтр, отсекающий данные, которые не могут быть использованы индивидами в их деятельность (временно или вообще никогда).

Системы принято подразделять на статические и динамические. Динамические системы в каждый момент времени находятся в определенном состоянии, выражаемом некоторыми показателями.

Разнообразием системы называют число ее различных состояний.

Управление – действие, уменьшающее разнообразие какой-либо системы. Управляющаяся система – это такая система, в которой систематически возникает тенденция к снижению разнообразия. Управляемая система – это система в которой можно понизить ее разнообразие.

Пример управления – управление велосипедом. Управляющий велосипедом человек выбирает из множества состояний системы одно – ехать в определенном направлении. Другой пример – сделка на рынке. Множество возможных значений цены сужается до одного.

Сократить разнообразие системы можно двумя способами:

1) тратить на управление энергию, сравнимую с энергией, затрачиваемой на уменьшение разнообразия самой системой. Воздействие такого рода – это силовое воздействие.

2) тратить на управление энергию, много меньшую, чем энергия, затрачиваемая на уменьшение разнообразия самой системой. Воздействие этого рода называется сигналом. Сигнал – это такое воздействие на систему, сокращающее ее разнообразие, которое сопровождается затратами энергии меньшими, чем затраты энергии в самой системе, направленные на сокращение своего разнообразия.

Сигналы воздействуют на систему потому, что они несут информацию для системы. Сигналы – это знаки. Сигналы представляют собой управление в узком смысле. Управление через знаки характеризуется тем, что для управления системой используется ее собственная энергия.

Пример: если в горах громко крикнуть, то сойдет мощная лавина. Это означает, что произошло информационное воздействие на лавину. Другой пример – управление кораблем с помощью штурвала.

При управлении экономикой используется прежде всего информационное воздействие.

Процессы управления помимо деления на силовое и информационное обладают еще одной чертой. В процессе управления между элементами системы устанавливаются определенные связи и отношения. Прямая связь между элементами – это связь между выходом одного элемента и входом другого. Любой элемент, таким образом, – это система, взаимодействующая с внешней средой. Входы и выходы элемента меняются под влиянием внутренних или внешних процессов в элементе или всей системе.

Вход элемента (системы) – те его составные части, которые меняются под влиянием изменений во внешней среде. Выход элемента – те его составные части, которые меняются под влиянием процессов, идущих внутри элемента. Вход и выход определяются по отношению к воздействию. Физически они могут совпадать, но функционально различны.

Обратная связь – это связь между выходом какого-либо элемента и его же входом.

Любое ли изменение разнообразия системы соответствует управлению? С бытовой точки зрения, нет. Система должна так менять свое разнообразие, что остающиеся состояния соответствуют нашим предпочтениям. Иначе система будет неуправляема. Кроме понятия разнообразия для построения модели управления системой мы должны ввести понятие порядка предпочтений разных состояний системы. Управление означает реализацию желаемого состояния системы. Пусть отношения порядка предпочтений введены. Тогда систему можно считать управляемой, если в результате воздействия на нее получается реализация предпочтительного состояния.

Управляющейся системой считается динамическая, открытая (обладающая входами и выходами) система, на множестве состояний которой существует отношение предпочтения и, кроме того, существуют такие способы воздействия на входы системы, что выход системы реализует наиболее предпочтительные состояния.

Неуправляемой системой считается такая система, в которой невозможно повлиять на ее входы так, что выход реализует наиболее предпочтительные состояния.
Лекция 3

Подсистемы экономической системы.

Экономическая система может быть системой любого масштаба. Экономическая система состоит из трех основных подсистем-аспектов со своими элементами и отношениями:

1) ресурсно-технологической,

2) организационно-управленческой,

3) социальной (социально-экономической).

Ресурсно-технологическая подсистема экономики.

Элементами этой подсистемы являются ресурсы, а ее отношения – это отношения взаимодополняемости и взаимозаменяемости между ресурсами. Ресурсы этой подсистемы не тождественны так называемым экономическим ресурсам из классической экономической теории. В нашем случае понятие “ресурсы” более широкое, т. к. некоторые из них не являются ограниченными, но играют роль в функционировании подсистемы в целом. Пример такого ресурса – воздух, который является неэкономическим ресурсом, но широко используется в экономических процессах. Т. е. не все ресурсы ресурсно-технологической подсистемы являются экономическими.

Технология не рассматривается как элемент ресурсно-технологической подсистемы. Она представляет собой подсистемы ресурсно-технологичсеской подсистемы, составленные из взаимодополняющих ресурсов.

Для выяснения того, что требуется для осуществления некоторого изменения, поставим мысленный эксперимент. Пусть модельным действием является копание земли. Что для этого нужно?

1) Нужно иметь участок земли, т. е., обобщая, можно сказать, что мы должны иметь объект изменения – первый тип ресурсов, составляющих технологию.

2) Нужно иметь средства изменения (лопату, тяпку, мотыгу), или средства воздействия на объект.

3) Нужно иметь субъекта влияния на объект в нужном направлении (группу копателей).

4) Надо, чтобы субъект действия знал, как влиять на объект с помощью данного средства (надо уметь копать), т. е. необходима технологическая информация, без которой получить результат можно лишь случайным образом.

5) Нужно иметь мотивы, цели или стимулы действия. Субъект должен иметь задание, знать, что ему приказано сделать. Т. е. информация нормативного характера – тоже необходимый элемент технологии.

6) Надо, чтобы были материально-вещественные условия деятельности (погодные условия и т. п.).

7) Все вышеперечисленное необходимо собрать вместе, соединить воедино, т. е. нужны организационно-управленческие условия деятельности – последний компонент технологии, или ресурс.

Эти семь компонентов обладают свойством: при отсутствии любого из них желаемое действие неосуществимо (это свойство и есть взаимодополняемость ресурсов).

  1   2   3   4   5

Похожие:

Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconУчебное пособие «Основы экономической кибернетики» составлено по...
Основы экономической кибернетики. Учебное пособие. Житомир: ипст. 1998г. (В электронном виде)
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconОсновные цели и задачи региональной экономической политики России
Федерации, определяющей основные направления трансформации его социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения....
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconУчебное пособие Житомир 2001 удк 33: 007. Основы экономической кибернетики....
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» составлено по материалам книги: Экономическая кибернетика: Учебное пособие; Донецкий...
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconИ современных технологий основы экономической кибернетики
В настоящем разделе будут даны содержательные характеристики основных понятий кибернетики: система (1), модель (2), управление (3),...
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений icon1: Введение
Вопросы: Основные течения экономической мысли; предмет, метод экономической теории; экономические потребности и ресурсы. Собственность....
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconКурслекций поэкономик е Лекция Понятие экономической теории, предмет и методы
Понятие экономической теории. Основная проблема экономической теории и практики, подходы к ее разрешению
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconПроблемы экономической интеграции в СНГ
Главная проблема это усиление экономической дезинтеграции постсоюзного пространства
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
Курс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов: 1 устройство экономической системы; 2 проблема принятия решений iconН. Д. Елецкий предметные миры экономической теории в мире формационных перемен
Отмечены причины и основные тенденции синтеза ведущих направлений мировой экономической мысли. Развитие методологии экономической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница