Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год




Скачать 254.24 Kb.
НазваниеАнализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год
страница1/2
Дата публикации16.07.2013
Размер254.24 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
  1   2
Целью этой работы является анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998годы. В этой работе я рассмотрю следующие аспекты российской экономики того периода:

  1. нефтегазовая отрасль, так как именно эта отрасль служила и до сих пор служит опорой для российского бюджета;

  2. банковская система, так как нормальное функционирование любой отрасли и экономики в целом не может осуществляться без хорошо налаженной банковской системы;

  3. процесс приватизации в России до 1998 года особенно важен ля российской экономики того периода, так выход России на мировые рынки и смена командной экономики на рыночную экономики не возможен без института частной собственности;

  4. сельское хозяйство, так как проблемы в этой отрасли стояли особенно остро ещё с 70-80-ых годов.

На данный момент в мире главным энергоносителем является нефть. Страны, обладающие большими запасами нефти, имеют огромные перспективы в плане экономического роста. Существует организация стран- главных экспортеров нефти OPEC (organization of the petroleum exporting counties). На сегодняшний день это самая влиятельная организация в Европе. Главная задача этой организации поддержание стабильных цен на нефть. Это делается методом раздачи квот на добычу и экспорт нефти. В состав этой группы стран входят почти все страны мира, но главными считаются: Альгерия (Африка), Индонезия (Азия), Ира, Ирак, Кувейт (страны ближнего востока), Ливан, Нигерия, Катар (Африка), Саудовская Аравия, ОАЭ (объединенные арабские эмираты) (ближний восток) и Венесуэла (южная Америка)(Смотри приложение 1 по этим странам и вступлению их в OPEC )1

Россия тоже является членом OPEC, но она имеет статус Объединённого Члена - страна, которая не приобретает квалификацию полного членства, но которая, однако допускается при таких специальных условиях, какие могут быть предписаны Конференцией.

С освобождением от государственного контроля большинства розничных и оптовых цен начались реальные экономические реформы в России в 1992 году. Эти реформы сопровождались падением уровня жизни населения и усилением экономического кризиса. Начало демократизации нашего общества и переход от плановой экономики к рыночной начинается именно с этих реформ. Эти реформы по срокам проведения безуловно запаздали с началом демократизации. Все это в итоге вылилось в кровавый Путч 1993г, который закончился расстрелом парламента. Так начиналось зарождение нынешней Российской экономики и общественно политического стоя. В наследие от бывшего детище коммунизма СССР России достались не только экономические, социально-политические проблемы, но и внешние долги, которые наше государство выплачивает до сих пор. Целью этой курсовой работы является изучение и анализ проблем и методов их решений в России за период 1993 по 2002 годы. Выделяют три основных программ правительств России за 1992-2004года: это программа правительства Гайдара, программа правительства Черномырдина и последующие программы правительства России. 2 А так же интересен вопрос приватизации в России. Основными статьями доходов государственного бюджета являлись налоги с компаний, экспортирующих сырую нефть.
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство исконно было одним из главных отраслей экономики России. Проблемы, которые появились ещё в СССР, постепенно накапливались с новыми и после 1993 года производство в этой отрасли стало падать. Одной из главных причин является уход деревенского населения с насиженных мест. После смены политического строя в России большая часть деревенского населения направилось в город на заработки. В те годы с карты России исчезали тысячи мелких городков, поселков и деревень. Это никак не могло положительно отразиться на отрасли. Развал колхозов, всеобщее обнищание, слабая юридическая база и коррумпированность чиновников сделали свое дело- отрасль начала отмирать. Производство основного продукта- хлеба снижается. Это наглядно видно в приложении 2. производство муки сократилось с 12687тыс тонн до 10899тыс тонн в период с 1999 по 2002 годы. Производство ещё одного из главных продуктов этой отрасли – сахара- песка сначала совершает резкий скачок в 1993 году, а потом постепенно выравнивается и затухает. Производства сахара- песка из сахарной свеклы, макаронные изделия и крупы сохранили свои тенденции к увеличению. Другой основной продукт потребления - картофель. До 2001 года наблюдается заметный подъём в производстве картофеля, при этом посевные площади под картофель сокращались. Но после 2001 пошел период спада. График производства картофеля и посевных площадей этого продукта представлен в приложении 3. Возрастает так же и количество надоев молока в частом (фермерском) секторе. Так если в 1999 году фермерский надой от общего числа надоя составлял 1,7%, то уже в 2002 2,1%. Процесс приватизации, каким бы он ни был, постепенно дает свои результаты. Так по сравнению с1999 годом доля участия населения в сфере производства молока возросла на 0,6% и составила 50,3%. В сфере производства скота и птицы расширяются сельхоз предприятия. Так, например, доля участия сельхозпредприятий в 1999 году составила 38,7%, то уже в 2002 году эта доля возросла на 3,7% и составила 42,4%. Доля фермерских хозяйств остается практически неизменной 1,8% в 1999-2000годах и 2% в 2001-2002годах. Это объясняется тем, что выращивание и выкармливание крс требует достаточно много времени сил и средств. Фермерскому хозяйству по началу приходится тяжело, ведь наладить этот вид бизнеса берутся не многие, а ещё более меньшее число людей получают доходы. Именно по этому этот вид бизнеса в России остается очень не привлекательным. Совокупная численность голов крупнорогатого скота (крс) имеет тенденцию к снижению 28млн голов в 1999 году и 26,8 млн. голов в 2002 году. Численность коров за период с 1999 года по 2002 год сократилось с 13,1 млн. голов до 11,7 млн. голов. Лишь численность овец и коз поддерживает тенденцию к увеличению с 14,8 млн. голов в 1999 году и 16,1 млн. голов в 2002 году. Динамика снижения численности крс и увеличения численности овец и коз изображена в приложении 43. Но и эта отрасль пережила кризис с сокращением поголовья в 1998 году на 15%, при этом потери поголовья крс составили 9%, а свиней 6%. В 1997 году производство мяса сократилось на 18%.

Постоянные засухи и проливные дожди снижают добычу злаковых культур. Так в 1998г общий объём добычи злаковых составил 60 млн. тонн, когда для насыщения рынка требовалось 70-75 млн. тонн. В результате только дефицит продовольственного зерна по оценкам экспертов составляет 1,5-2 млн. тонн. «Единственным исключением в общем "букете" кризисных явлений в отечественном АПК явилось птицеводство. Девальвация рубля позволила отечественным товаропроизводителям существенно потеснить с внутреннего рынка американскую и европейскую продукцию этой группы сельскохозяйственных товаров. Просто оборот в этом бизнесе в отличие от других его сегментов составляет всего 3-4 месяца. И предприятия, имея очень ограниченные финансовые ресурсы, смогли за счет быстрого оборота даже нарастить объемы производства»4. И действительно, если посмотреть приложение 5, то видно, что в этой отрасли до конца рассматриваемого мной периода сохранялась тенденция к росту выпуска продукции.

Что касается цен, то рост цен после памятного августовского кризиса 1998 года составили: на говядину - на 30%, свинину - на 60%, на птицу- 20%. Это не могло, не отразится на потреблении мяса. Стоимость мяса отечественного производитель росла вверх в течение 1999 года, как и курс доллара. Что привело к повышению стоимости ввозимого мяса. В 1992 - 1997 гг. объем экспорта мяса из России колебался от 640 до 52 тыс. тонн и составил менее 1% объема экспорта мяса в мире. Но даже этот факт меркнет перед тем, что Россия является крупным импортером мяса. С 1992 по 1997 гг. объем импорта мяса в Россию возрос с 866 тыс. тонн до 2889,5 тыс. основными импортёрами мяса являются: говядины- Германия, Украина, Польша и Ирландия, свинины - из Дании, Румынии и США, баранины - из Австралии, Дании и Франции, мяса птицы - из США (более 70% импорта) и Бельгии. «Весьма негативно сказались на рынке и поставки мяса по гуманитарной программе из стран Западной Европы и США. Изначально предполагалось, что все импортное мясо будет поставляться на мясокомбинаты и не появится в продаже. Но оказалось, что все гуманитарное мясо осело на московских рынках. Причем предлагалось оно по бросовым ценам. В результате ситуация сложилась не в пользу отечественных производителей, ибо они не могут продать свое мясо даже по себестоимости. Выходит, что, принимая дармовую помощь, мы загоняем своих производителей в угол, попадая в постоянную зависимость от Запада»5. Пути решения этих проблем лежат в следующем:

  1. субсидирование местного производителя

  2. создание крепкой законодательной базы для сельского хозяйства

  3. пересмотр налоговой базы относительно фермерских хозяйств

  4. выдача кредитов на приемлемых условиях начинающим фермерам.


Банковская система России
На данный момент в России двухступенчатая банковская система. Первый уровень - это Центральный банк России, второй уровень- это все остальные государственные и коммерческие банки. В обязанности Центрального банка России входит эмиссия денег, установление ставки обязательных резервов и выдача лицензий на банковскую деятельность другим банкам. Центральный банк России осуществляет непосредственный контроль за банковской деятельностью коммерческих банков. Эта функция нужна для того, чтобы обезопасить банковскую систему в целом, а так же используется для проверки отчетности перед налоговыми службами Российской федерации. Так, например, летом 2004 года разгорелся скандал, когда был закрыт СоцБизнесБанк. Последствием стало то, что доверие иностранных ивесторов подорвалось, а по Москве и СМИ стали расползаться слухи о списке банков, которые в ближайшее время будут закрыты. Точкой апогея стало приостановление работы одного из крупнейших банков России - Альфа банка. На 3 дня операции любых видов не проводились, за исключением выдачи кредитов и сбережений населению и частным организациям. Но после истечения этого срока и окончания проверки над деятельностью банка, он вновь начал выполнять свои функции. Этот краткосрочный кризис показал неспособность нашей банковской системы к нормальной работе в экстремальном положении - все это время хандрили биржи и котировки ведущих компаний России. Кроме контроля над банками Центральный банк России осуществляет контроль за деятельностью различных фондов.

На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их филиалов6. Для стабилизации экономики, концентрации банковского капитала и развития инвестиционного процесса создаются крупные банковские объединения. Около одной пятой всех новых банков создавалось на основе старых государственных банков. Например: Агропромбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк, Уралпромстройбанк. Ещё десять- пятнадцать крупных банков созданы руководителями крупных предприятий. Например: Нефтехимбанк, Автобанк, АвтоВАЗбанк. Эти банки обеспечивают финансовую поддержку аграрного, топливно-энергетического, военно-промышленного, металлургического, машиностроительного комплексов страны. Но всё же есть и минус такого рода банков - их главная задача реализация коммерческих интересов директорскому корпусу отраслей. Самая крупная группа банков в России - это независимые банки, организованные по инициативе отдельных групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит правлениям банков, их организаторам. Банки располагающие наибольшим собственным капиталом, активами, количеством филиалов, позволяющих постоянно пополнять собственную кредитную базу, обороты в России - это бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в акционерных капиталах, а теперь коммерческие банки.

В России практически все банки сосредоточены в городах с хорошо налаженной и насыщенной финансовой инфраструктурой. Например, Москва, Санкт-Петербург. Если подсчитать количество банков на сто тысяч граждан России, то получиться 1-2 банка на сто тысяч. Если же вычесть банки находящиеся в Москве, то получиться 0,8 банка на сто тысяч человек. Одно банковское учреждение в нашей стране обслуживает 3-3,5 тысячи человек7. Имеет место возобновление таких банковских институтов, как банки биржевые (Всероссийский биржевой, Российский национальный коммерческий и др.), страховые (АСКО-банк, Русский страховой), ипотечные (Ипотечный акционерный, Ипотечный стандартбанк и др.), земельные (Нижегородский межрегиональный земельный, Избанк, МКЗБ), инновационные (Инкомбанк, Альфа – банк, МАИБ, Инновационный банк экономического сотрудничества и др.), торговые (Европейский торговый, Внешторгбанк, Комторгбанк и др.), залоговые (РЭМ – банк), конверсионные (Конверсбанк), кредитные (Российский кредит, Московское и Российское кредитные товарищества, Маркетинг – банк), трастовые (Мострастбанк), инвестиционные (Международный инвестиционный, Восток-Запад, Восточно – Европейский инвестиционный, Межрегионинвестбанк), венчурные (Вабанк)8. Кредитная система состоит из всех видов банков от универсальных, до отраслевых. Но особую роль играет Сберегательный Банк Российской Федерации. Ни один частный банк не имеет такого спектра услуг, финансовой мощи и сети филиалов как Сбербанк. Одна лишь сеть зарегистрированных филиалов составляет 38567 филиалов на 1 мая 1995 года9. Спектр услуг колоссален: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей, выплата пенсий и пособий, зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов и по столь низким ставкам, как Сбербанк РФ, – на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные неотложные нужды, помощь малому и среднему бизнесу. Это возможно благодаря мощнейшему финансовому капиталу. Кроме того, так как банк является государственным, то он оказывает безвозмездную помощь неимущим слоям населения, инвалидам, пенсионерам и т.д.

Все эти банки не смогли бы нормально функционировать без Центрального Банка РФ.
^ Основные задачи и принципы работы Банка России

Деятельность Центробанка осуществлялась в 1993 году в сложной экономической обстановке: усилился спад производства в стране, сократилась инвестиционная активность и был высокий уровень инфляции. Контроль над кредитованием Правительства и коммерческих банков становится основным средством реализации денежно-кредитной политики в 1993 году. В целях ограничения спроса на кредитные ресурсы, Центральным банком активно использовалась ставка рефинансирования. Эта ставка была поставлена в прямую зависимость от процентных ставок. В 1993 году ЦБ начинает действовать на открытом рынке, благодаря выпуску краткосрочных государственных облигаций. Эти меры позволили снизить темпы денежной эмиссии и свести действие монетарных факторов инфляции к минимуму. В конце 1993 года в России создается своя собственная, не зависимая от других стран СССР валюта.

Двумя главными задачами Центрального Банка были:

  1. сглаживание и сдерживание падения валютного курса рубля

  2. наращивание международных резервов для увеличения уровня ликвидности банковской системы.

В 1993 году Центробанку удалось удалось частично сократить разрыв между номинальным валютным курсом рубля и его покупательной способностью, тем самым максимально приблизив российские цены к мировым. Параллельно Центральный Банк занимался регулированием быстро растущей системы коммерческих банков, для обеспечения надежности и устойчивости работы банковской системы, защиты интересов вкладчиков. Центробанк старался избегать через чур строгих мер предосторожности, но иногда и вводил их. Например, требование повышения банковского капитала что повлекло перестройку структуры коммерческих банков в сторону повышения удельного веса крупных и средних банков, а также увеличения числа банковских филиалов.

Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:

  1. внедрение стратегического планирования и подготовка стратегических бизнес-планов;

  2. укрепление структуры капитала, в том числе путем его рекапитализации;

  3. усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;

  4. внедрение комплексных программ подготовки кадров;

  5. обеспечение открытости в работе с населением.


Но формирование частного капитала, а следовательно и частные банки не могли сформироваться на пустом месте. Около трети банков образовалось на основе старых, именно благодаря процессу приватизации.

Приватизация в России.
Приватизация разделяется на «малую» и «большую». Малая приватизация- это «Малая» приватиза­ция — это переход в частные руки предприятий сферы услуг, мелких и средних производственных предприятий; «большая» приватизация — это различные формы приватизации крупных производственных государственных предприятий10.

Указ президента Российской Федерации «Об ускоре­нии приватизации государственных и муниципальных предприятий» вступил в силу с 29 января 1992 году. Это было началом выхода российской экономики из-под государственного контроля. Но­вая система прав собственности сформировалась в результате реформирования отношений собствен­ности в народном хозяйстве страны. Она включала в себя го­сударственную, муниципальную и частную собствен­ность. Доля негосударственной собственности в основных фондах увеличилась с 9 % в 1990 г. до 58 % в 1995 г., или в 6,4 раза. В негосударственном секторе было произведено около 70 % ВВП в 1995 г. Именно в этот период с конца 1994 г. — начала 1996 г. на стабилизацию и оживле­ние производства приватизация ока­зала позитивное воздействие. Одним из главных недостатков указанного периода является низкая способность большинства предприятий быстро и с минимальными капита­ловложениями реагировать на потребности рынка. Приватизированные предприятия, так же как и государственные предприятия, сокращали расходы на капитало­вложения, так как они постоянно нуждались в средства и преодолевали финансовые трудности. Программа же предполагала, что, продавая государственные предприятия новым, частным собственникам по минимальным ценам, концентрируя приватиза­ционные чеки (ваучеры) в инвестиционных фондах и выпуск акций, помогут предприятиям получить новые дополнительные средства для финансирования. На практике же приватизационный эффект оказался ничтожным, приватизационная программа в части, предусматриваю­щей привлечение дополнительных средств финансирова­ния, была сорвана. Экономическим следствием стало отвлечение финансовых ресурсов из инвестиционной сферы.

Постепенно темпы разгосударствления начали набирать обороты. Удельный вес негосударственных предприя­тий в промышленности в 1996 году составил 95,6 %, в объеме производства промышленной продукции — 89,6 % и в численности промышленно-производственного персонала — 84,7 %11. Это положительно повлияло на рост производства. Влияние на процесс реформирования отношений собст­венности, с получением достигнутого уровня, приобрели следующие факторы:

  1. применение индивидуального подхода в приватиза­ции, учитывающего интересы многих сторон, и прежде всего государственные интересы;

  2. привлечение реальных финансовых активов в качестве основного инструмента приватизации;

  3. усиление роли управленческой функции в ходе госу­дарственного регулирования экономики.

Крупные и средние предприятия были преобразованы в открытые акционерные общества в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации. Жёсткие условия для выживания предприятия составляли:

  1. деформация структуры народного хозяйства;

  2. спад производства;

  3. отсталая технологическая база во многих отраслях;

  4. разрыв хозяйственных связей;

  5. кризис неплатежей.

Уже в стадии формирования находятся нормативно-правовые доку­менты, по которым регулируется развитие фондового рынка, тесно связанного с деятельность акционерных обществ. Этот рынок ценных бумаг является основой ком­мерческой системы инвестиций. Он создает условия для перехода капитала от одного владельца другому путем купли- продажи акций, что способствует структурной перестройке экономики. Мингосимущество России проводило исследования по сравнению финансово-экономических показателей эффективности предприятий промышленности вось­ми различных отраслей в 13 регионах страны. После завершения исследования была выявленная закономерность: предприятия, где доля государственного участия меньше, чем 25%, работают намного эффективнее предприятий с долей государственного участия свыше 25%.. Отсюда вытекал простой вывод, чем быстрее государство реализует свой «излишек» акций, тем быстрее предприятие станет ответственным собственником.

Препятствие для внешних инвестиций является сохранение крупного пакета акций у государства из-за отсутствия гарантий возврата средств.

Па­кеты размером менее 25 % не позволяют государству эф­фективно участвовать в работе органов управления акцио­нерных обществ. В этом случае пакет акции с государственным участием раскрепляется и распродается. Это позволяет пополнить бюджеты соответствующего уровня, с одновременным введением специального права на участие в управлении «золотой ак­ции».

Влияние государства сохранено в основных акционер­ных обществах, представляющих базовые отрасли народ­ного хозяйства субъектов РФ. В этом случае перед представителями государства стоит ряд задач и целей:

  1. контроль за соблюдением норм законодательства при
    принятии решений органами управления акционерным обществом;

  2. контроль за сохранением доли государства в уставных
    капиталах обществ при принятии решений, касаю­щихся изменений в составе собственности;

  3. увеличение доходов от использования государствен­ной собственности;

  4. уменьшение бюджетных расходов на управление эко­номикой;

  5. содействие акционерным обществам при формирова­нии органов управления;

  6. участие в подготовке организационно-правовых доку­ментов, регулирующих деятельность акционерных об­ществ;

  7. содействие эффективному использованию имущества
    и стабилизации финансового положения общества.

Но к сожалению в ряде случаев деятельность представителей государства не всегда отвечает постав­ленным задачам, а иногда и не отвечают требованиям установленных законом.

В России приватизация проходила в два этапа. Первый -безвозмездное выделение половины государственной соб­ственности частным лицам в виде ваучеров. Второй этап приватизации начался с 1994 г. и продолжается в настоя­щее время (продажа на аукционах государственных пред­приятий и других хозяйственных объектов частным ли­цам, или коммерческим банкам, или объединениям).

Первый этап оказался на деле формальным: не каждый член общества стал собственником, да и стоимость вауче­ров многократно обесценилась. Чековая же приватизация оправдала ожидания реформаторов. Произошло перераспределение прав собственности легальным путем, вместе с тем значительная доля акций закрепилась в собственности трудового коллектива и ди­ректорского корпуса. Денежная форма приватизации позволила расширить объектов, причисляемых к частной собственности, и пополнить бюджет.

Замедление приватизации государственной собственности, особенно естественных монополий и крупных предприятий, должно стать важной особен­ностью долгосрочной стратегии, рассчитанной на возрож­дение отечественного производства.

Основная задача приватизации не обогащение определенной группы населения, а выздоровление экономики в целом. Главными целями новых собственников приватизированных предприятий являются:

  1. оживление производства;

  2. поиск новых партнеров и рынков сбыта;

  3. повышение качества продукции;

  4. создание здоровой конкурентной базы;

  5. обеспечение условий для развития капитала.

С появлением инвестиционного спроса появятся и положительные результаты приватизации, при это становиться возможным трансформация структуры развития частного сектора. В настоящее время возрастает роль крупных финансово-промышленных групп - это и есть положительные шаги российской экономики по направлению трансформации структуры развития частного сектора. В своём послании Федеральному Собранию «Государство Рос­сия. Путь к эффективному государству» президент РФ В.В. Путин отметил, что «государство остается пассивным в создании единого эконо­мического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности». В этой связи прозву­чало заявление и о том, что «государство будет гарантиро­вать доступ акционеров к информации о деятельности пред­приятий, ограничивать возможности «размывания» их ка­питала, увода активов»12.

Дальнейшая приватизация, переходящая на новый уровень - эффективному управлению - может быть успешной только при стимулировании экономическо­го роста. При этом может происходить и национализация имущества граждан, но не насильственным путём, а путём выкупа имущества у собственника, если его продукция имеет стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства.
Анализ состояния нефтяной промышленности

на 1998 год
Не для кого не секрет, что доля России в мировой добыче минерального сырья очень высока. Она составляет по нефти - 11.6%, по газу - 28.1, углю - 12-14% (смотри приложение 6). При занимаемой территории в 10% от всего земного шара в недрах России сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти, 35% - газа, 12% - угля. Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет сумму 28.5 трлн долларов13. ТЭК – опора Российской экономики. Так доля ТЭК в общем объеме экспорта в 1996 г. составила почти 40% (25 млрд долл.). Около 35% всех доходов федерального бюджета на 1996 г. (121 из 347 трлн руб.) планировалось получить за счет деятельности предприятий комплекса. ТЭК остается крупнейшим промышленным комплексом, осуществляющим капитальные вложения (более 71 трлн руб. в 1995 г.) и привлекающим инвестиции (1.2 млрд долл. только от Всемирного банка за два последних года) в предприятия всех своих отраслей.

Нефтяная промышленность России в 1995году представляет собой сочетание созданных огромных мощностей по добыче и несоответствующих им низких уровней отборов нефти. По объему производства отдельных видов топлива Россия занимает лидирующие позиции в мире. Тенденция снижения добычи топливно-энергетических ресурсов наблюдается с 1988 года. Так, добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до 462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к дальнейшему падению. Добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г. В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти снизилась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча угля — на 34%, производство электроэнергии — на 23% и добыча газа — на 8%. Экспорт нефти так же снизился за 1991 –1998 гг. на 21%, а газа вырос на 2,3%.

Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были крайне пессимистические: эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сложившихся налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми темпами. Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы Коллегии Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, которые, отмечали, что положение в нефтяной отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным — добывные возможности месторождений пока превышают существующий уровень добычи нефти, так что все еще сохраняется значительный производственный потенциал, а отрасль располагает технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее работы.

Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России - проводимая правительственная политика, которая игнорировала нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что способствовало ухудшению финансового положения экспортеров энергетических ресурсов. Другая причина нарастания кризиса в ТЭК была связана с оши6очной политикой правительства России, которая была направлена на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени для предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % . Третьей причиной такого положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках.

Техническое состояние оборудования резко ухудшилось за последние годы. По данным Госкомстата в 1997 г., степень износа основных фондов в топливной промышленности, составила 54% против 44% в 1991 г.

Неблагоприятное положение с инвестированием наглядно иллюстрируется ситуацией в 1998 г., когда намеченную программу по капитальным вложениям по основным нефтяным и газовым компаниям не выполнили “Коми-ТЭК” (на 65%), “Спавнефть” (на 39%), “СИДАНКО” и “Татнефть” (на 27-28%). “ЛУКойл” (на 22%), “ОНАКО” (на 15%), предприятия нефтепереработки (на 33%). Перевыполнили — предприятия газовой промышленности (на 33%), компании “Сургутнефтегаз” (на 5%) и ТНК (на 6%).

В целом, в 1998 г. капиталовложения в российский ТЭК, осуществленные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных показателей на 6%, в том числе по предприятиям нефтяной промышленности на 11 %. В сравнении с 1997 г. капиталовложения в ТЭК снизились на 28%, в том числе предприятиями нефтяной промышленности на 27%.

Таким образом, отсутствие стабильной правовой базы, агрессивная налоговая политика, рост криминогенной обстановки в ТЭК и вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций и даже оттоку капитала из России, а инвестиционный климат сделали неблагоприятным для инвестиций, независимо от того, являются они отечественными или зарубежными.


Заключение


  1. Ведущей отраслью в России в период с 1993 по 1998 годы является нефтегазовая отрасль. Она обеспечивала по разным подсчетам от30 до 40% доходов госбюджета. Основные факторы, которые повлияли на развитие данной отрасли:

а) рост мировых цен на нефть

б) стабилизация российской экономики негативно отразилась на объёмах добычи нефти

в) непродуманная налоговая политика привела к криминализации отрасли

г) оборудование использовавшиеся на добыче нефти было изношено, кроме того к 1999 году около 12% разработанных шахт и скважин были заброшены

  1. Сформировалась и начала расширяться банковская система. Главной трудностью в этот период был недостаток капитала, как денежного так и человеческого. Только к 1995 году несколько банков могли соответствовать международным стандартам.

  2. Процесс приватизации так бурно начавшейся, после провала ваучерной системы заставил насторожиться инвесторов. Да после приватизации предприятия государство не желало полностью выпускать бразды правления из своих рук.

  3. Сельскому хозяйству пришлось решать целый ряд проблем, назревших ещё во времена СССР. Причинами обнищания отрасли могли послужить:

а) малое количество рабочей силы;

б) недостаток финансирования;

в) большая изношенность оборудования;

г) высокие цены на кормовые, при низкой цене конечного продукта.
Список литературы:


  1. Кудров В.М., Мировая экономика, изд-во «Дело», Москва, 2004

  2. Н.Р. Молочников, «Современная экономика: Российская модель», изд-во НПО «МОДЭК», Москва, 2002

  3. А.С. Сейдалы "Современное состояние и перспективы развития нефтегазодобывающей отрасли за рубежом и в Казахстане", аналитический обзор. Алматы 2001 год.

  4. В.Ю. Алекперов, Вертикально интегрированные нефтяные компании России, М. 1996.

  5. Ежемесячный аналитический журнал "Нефть и капитал", октябрь 1998 , февраль 1999.

  6. Деньги и кредит №6, 1995.

Приложения

Country

Joined OPEC

Location

Algeria

1969

Africa

Indonesia

1962

Asia

IR Iran

1960*

Middle East

Iraq

1960*

Middle East

Kuwait

1960*

Middle East

SP Libyan AJ

1962

Africa

Nigeria

1971

Africa

Qatar

1961

Middle East

Saudi Arabia

1960

Middle East

United Arab Emirates

1967

Middle East

Venezuela

1960*

South America

*founder Members
  1   2

Похожие:

Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconЗакон искупления (выкупа) земли с. 121 11. Период великой скорби и «вознесение Церкви»
Боге «приобрести» нескончаемые муки в геенне огненной. Без Бога человечество не может сколько-нибудь удовлетворительно устроить свою...
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconРеферат по дисциплине «Функционально-стоимостный анализ» на тему...
Здесь, вопреки определенным принципам, лучше будет рассмотреть отдельно управленческий учет и отдельно функционально-стоимостный...
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconУрока I. Проверка домашнего задания
Цель урока: Ознакомить учащихся с состоянием основных отраслей экономики в данный период; рассказать о первых реформах Московского...
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconГраф научных интересов
Финансы субъектов хозяйствования и отраслей национальной экономики (промышленности, агропромышленного комплекса и других отраслей...
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconКурс «информационные ресурсы негуманитарных областей науки и отраслей...
«информационное обеспечение отдельных отраслей естествознания, техники и медицины»
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconЗакон РФ №5151-1 от 10. 06. 1993 «О сертификации продукции и услуг»
Закон РФ №5151-1 от 10. 06. 1993 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального Закона №211-фз от 27. 12. 95) // Вед съезда...
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconВремя от времени учреждают призы за лучший очерк по вопросу: что...
Источник: Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., изд-во Московского университета, 1993. С. 28-49
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год icon50-е годы – десятилетие триумфа советской экономики
Анализ причин этот расцвета в данный период и переход в последующий период к замедлению экономического развития заслуживают гораздо...
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconВопросы беседы: Увеличение доли в структуре экономике добывающих...
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Экологическая ситуация в России
Анализ отдельно взятых отраслей на период с 1993 по 1998год iconЗаключение 17 Список использованных источников 18
Целью работы является создание экспертного инструмента, позволяющего специалистам различных отраслей знаний проводить поиск аналогий...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница