Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции




Скачать 233,66 Kb.
НазваниеЭ кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер233,66 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3

Экономический анализ 6. Анализ объема производства и реализации продукции

ЛЕКЦИЯ 6. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

6.1. Цели и задачи анализа. Основные понятия

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производ­ства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией.

Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:

  1. оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества про­дукции;

  2. проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продук­ции, а также оценка реальности и напряжённости производственных показателей;

  3. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

  4. выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

  5. разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Основные показатели объема производства – товарная и валовая продукция.

^ Промышленной продукцией считается прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности предприятия, выражен­ный либо в форме продуктов, либо в форме услуг. Продуктами пред­приятия являются созданные на нем изделия, детали и другие объекты, объем каждого вида которых может быть выражен в натуральных еди­ницах (тоннах, штуках, метрах).

По стадии готовности продукты промышленного предприятия делятся на три категории:

  1. ^ Готовым изделием для предприятия является его законченный про­дукт, который в пределах данного предприятия не может быть подверг­нут никакой дальнейшей обработке.

  2. Полуфабрикатом называется такой продукт, который закончен производством и получил документальное подтверждение готовности и годности в пределах отдельного цеха, но должен подвергаться обра­ботке в других цехах того же предприятия.

  3. ^ Незавершенное производство, т. е. продукция, не завершенная про­изводством, — это предметы труда, вступившие в производственный процесс в любом цехе, но не получившие законченного вида в пределах данного цеха.

^ Учет продукции предприятия может производиться в натуральном и условно-натуральном выражении, в трудовых показателях и стоимостном выражении.

Учет продукции в натуральном выражении сводится к характеристи­ке ее в штуках, метрах, тоннах и т. д. Этот метод является основным методом учета.

Известным дополнением и развитием учета продукции в натураль­ном выражении является ее учет в условных натуральных единицах. Он применяется для определения общего объема производства всех разно­видностей одного и того же продукта. Для этого все разновидности про­дукта приводятся к одной из его разновидностей, единица которой на­зывается условным натуральным измерителем продукции. Приведение осуществляется с помощью коэффициентов на основе важнейшей ха­рактеристики полезности продукции.

^ Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объё­мов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного про­изводства не представляется возможным использовать натуральные или услов­ные измерители.

Учет продукции в стоимостном выражении производится прежде всего для получения общих итогов произведенной и реализованной продукции для оценки их динамики. Объем продукции на основе де­нежной оценки можно представить:

  • как объем совокупной продукции всех цехов предприятия;

  • как общий объем продукции предприятия в целом;

  • как объем продукции предприятия, подлежащей реализации.

В соответствии с этим система показателей объема продукции про­мышленного предприятия в денежном выражении включает в себя следующие виды показателей:

  1. ^ Валовой оборот включает в себя стоимость всех выработанных в пре­делах предприятия готовых изделий, полуфабрикатов и работ промыш­ленного характера независимо от того, пошла ли продукция цеха на сто­рону или на дальнейшую переработку в другой цех того же предприятия. Кроме того, при цикле производства длительностью свыше двух меся­цев валовой оборот учитывает объем незавершенного производства как разность остатков на конец и начало периода.

  2. ^ Валовая продукция в отличие от величины валового оборота не вклю­чает в себя элементы повторного счета в пределах предприятия.

  3. Товарная продукция промышленного предприятия — это стоимость готовых изделий, выпущенных в данный период основными, вспомога­тельными и побочными цехами предприятия; стоимость работ промыш­ленного характера, выполненных по заказам со стороны и для непро­мышленных подразделений своего предприятия.

Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показа­телей эффективности производства применяются показатели чистой (условно чис­той) и нормативно-чистой продукции. Величина норматива чистой продукции оп­ределяется исключением из отпускной цены материальных затрат, включая аморти­зационные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элемен­тов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показате­лей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обуслов­лено снижением или повышением материалоемкости фактически выпущенной про­дукции.

^ Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции по­купателям, или по оплате (выручке). Объем реализации определяется отпускной це­ной, включая НДС. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепен­ное значение. Реализация продукции – связующее звено между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зави­сит и объем производства.

^ Объекты анализа объема производства и реализации продукции:

- объем производства и реализации продукции, как в целом, так и по ас­сортименту;

- качество товарной продукции;

- структура товарной продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

^ 6.2. Анализ динамики производства и реализации продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объём производства и реализации за определённое количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствуете накоплении остатков нереализованной продукции на складах пред­приятия и неоплаченной покупателями.

Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.

^ Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска (реализации) продукции можно рассчитать по среднегеометрической, средневзвешенной:

,

где Тi – темп прироста i-года к предыдущему году.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на осно­ве расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгруз­ке продукции по объёму, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

^ 6.3. Анализ ассортимента и структуры продукции.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необ­ходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклату­ре и в ассортименте.

Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установ­ленных для соответствующих видов продукции в действующем Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденном постановлением Гос­стандарта от 30.12.1993 г. № 301.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприя­тие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с дру­гой, — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, тех­нологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Сис­тема формирования ассортимента включает в себя:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

  • оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

  • изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по вне­дрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассор­тименте продукции.

Основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продук­ции рассмотрены ниже.

Внутренние причины

Внешние причины

  • недостатки в организации производства;

  • плохое техническое состояние оборудования;

  • простои;

  • аварии;

  • недостаток средств;

  • недостатки в системе управления и материального стимулирования.

  • конъюктура рынка;

  • изменение спроса на отдельные виды продукции;

  • состояние материально-технического обеспечения;

  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей пред­приятия по независящим от него причинам.




^ Анализ выполнения плана по ассортименту продукции

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по методу наименьшего процента, либо по методу среднего процента.

Коэффициент выполнения плана по данному изделию:

Коэффициент выполнения плана = ВП по факту / ВП по плану  100%,

где ВП – выпуск продукции, рассчитанный в плановых ценах:

ВПплан(i) = Цплан(i)  Vплан(i),

ВПфакт(i) = Цплан(i)  Vфакт(i),

где Ц(i) – цена реализации i-го изделия; V(i) – объем выпуска изделий i-го вида, шт.

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции методом наименьшего процента:

Кмин = MIN{ Квып(i)} = 97,4%

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции методом среднего процента:

Кср = ВПзач / ВПплан = 89 000 / 89 500  100% = 99,4%

ВПплан – плановый общий выпуск продукции:

ВПзач – общий выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту:

ВПплан =  Впплан(i);

ВПзач = ВПзач(i)  ВПзач(i) = MIN{ВПплан(i); ВПфакт(i)}.

Пример

Изделие

Цена

Объем производства

Производство

% вып.

Зачет

план

факт

план

факт

А

$2,50

16 000

17 600

$40 000

$44 000

110,0%

40000

Б

$2,00

15 250

16 250

$30 500

$32 500

106,6%

30500

В

$1,90

10 000

9 737

$19 000

$18 500

97,4%

18500,3

Итого




41 250

43 587

$89 500

$95 000

106,1%

89000
  1   2   3

Похожие:

Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции icon1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияет на величину себестоимости (издержек),...
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconВопросы к экзамену по кэахд
Анализ и оценка объема реализации продукции. Факторы, влияющие на изменение объема реализации
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconИнформация о социально-экономическом развитии
Удельный вес промышленных предприятий в налоговых отчислениях в местный бюджет составляет 37 %. На долю обрабатывающего производства...
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconВозможности модернизации продукции 3 Патентно-правовые вопросы производства продукции 3
Анализ рынка сбыта продукции, конкурентная среда, потенциальные клиенты Проекта 4
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции icon11. Производство и поведение фирмы: издержки производства
Издержки производства это стоимость факторов производства, используемых для создания определенного объема продукции
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconМосковская государственная академия
О. В. Аристов, В. М. Тумин, П. А. Альман. Анализ производства и реализации продукции. Учебно-методическое пособие –М., Ипц митхт,...
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconИнформация о социально-экономическом развитии
Обрабатывающие производства составляют основу промышленного производства, на их долю приходится 81 объема промышленной продукции....
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconАнализ выпуска и реализации продукции
Анализ состояния и использования производственно-технической базы предприятия включает
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconЭ кономический анализ Лекция Введение в экономический анализ
Чаще всего предме­том такого анализа является экономика отдельного предприятия, фир­мы, которая рассматривается во взаимодействии...
Э кономический анализ Анализ объема производства и реализации продукции лекция анализ объема производства и реализации продукции iconЭто средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие...
Целью авансирования является создание необходимых материальных запасов, заделов незавершенного производства, готовой продукции и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница