Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления




НазваниеКурс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления
страница1/7
Дата публикации12.07.2013
Размер0,61 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования РФ
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия
Кафедра Экономики




Курс лекций
Преподаватель Саксонова Е.Л.

Рыбинск

2000

Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья


  1. Предмет истории экономических учений. Школы и направления

Каждый из крупных вопросов экономической науки имеет свою историю и ее знание дает критерии для оценки многих положений спорного характера Современная экономическая наука специализировалась, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. Это возможно только на уровне учебника или истории, но учебники обычно дают упрощенную и часто примитивную картину состояния экономической науки. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению тех или иных проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы, поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии.

Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:

  1. Самостоятельной науки не было и экономические исследования осуществлялись в рамках общефилософских исследований. Сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль рабского мира.

  2. Экономическая наука становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления (первая школа экономической науки – это школа меркантилистов (XV-XVII в.в.)).

Интерес к экономическим проблемам всегда возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:

  • защиту или отрицание настоящего

  • анализ и объяснение действительности

  • проектирование будущего.

Критерии выделения в экономической науке различных школ и направлений:

  • классовые критерии

  • единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем

  • в современных условиях, особенно в США, экономистов объединяют в школы по географическому принципу

  • глубина экономических исследований

  1. Экономические взгляды Аристотеля.

Мы начинаем изучать экономическую мысль с Древней Греции потому, что само слово «экономика» возникло в Древней Греции и его ввел в обращение Ксенофонт. Первым, кто подверг экономические явления анализу и попытался выявить закономерности развития хозяйства был Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), многие считают его первым экономистом в истории науки.

На взглядах Аристотеля основана вся средневековая, в том числе и экономическая наука (так называемые догмы Аристотеля). Он первым поставил проблемы, которые на протяжении многих столетий была наиболее важной для экономистов и является предметом дискуссий и сейчас. От чего зависят пропорции обмена товаром? Что делает товары сравнимыми? Именно ответы на эти вопросы разделили экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонники трудовой теории стоимости, которые считают, что в основе цены товара лежит труд, затраченный на его производство и сторонники различных вариантов о том, что стоимость – это категория субъективная и зависит от того, как люди оценивают полезность данного товара. У самого Аристотеля имеется несколько точек зрения на решение данной проблемы:

  1. Зачатки трудовой теории стоимости

  2. Разработка идеи полезности.

  3. Он считал, что сравнимыми товары делают деньги, которые обладают общей полезностью.

Вклад Аристотеля в экономическую науку заключается в том, что хотя он и не решил данную проблему, но сумел ее грамотно поставить. В работах Аристотеля содержится анализ капитала, который в Древней Греции существовал в торговой и денежной форме, для его проведения Аристотель разделяет всю хозяйственную деятельность на две части: хозяйственную деятельность, которая необходима для создания нормальных условий для жизни, Аристотель считал естественной и называл экономикой, а хозяйственную деятельность, которая направлена на получение прибыли, накопление богатства Аристотель считал противоестественной и называл хрематистикой. Особенно негативно он относился к денежному капиталу. Аристотель разрабатывал также идею справедливой цены.

Для экономической мысли Древней Греции характерно совместное рассмотрение экономических и этических проблем.



  1. ^ Экономическая мысль Древнего Рима.

В Древнем Риме при рассмотрении разных экономических проблем на первый план выходят практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Марк Катон (234-149 г.г. до н.э.) разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (учитывал климат, наличие дорог, близость к городу) и давал подробные рекомендации по определению структуры земель с точки зрения их доходности. Катон пытался установить оптимальные пропорции между элементами производства, давал рекомендации по организации рабского труда и особую роль отводил хозяину поместья как организатору этого хозяйства.

Ю. Колумелла (I в. до н.э.) первым в истории поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Основной принцип – это интенсификация рабского труда. В его работах имеются элементы «теории человеческих отношений», которая получила большое развитие во второй половине XX века.

Те проблемы, которые рассматривали экономисты Древнего Рима, приобрели свою актуальность в конце XIX века. Это, например, проблема рационального использования ресурсов, нахождение оптимальных пропорций между ними.

  1. ^ Экономические учения Фомы Аквинского.

Для экономической мысли средневековья характерно возвращение к философским, этическим аспектам экономики. Экономическая мысль средневековья опиралась на положения, которые получили название догмы Аристотеля, и на положения христианства. Это влияние особенно заметно в работах Фомы Аквинского (1225-1274 г.г.).

Он, вслед за Аристотелем, развивает мысль о естественности натурального хозяйства, и, в связи с этим, делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото, серебро). Искусственное богатство не делает человека счастливым, поэтому оно не может быть целью человека. Цель человека – это нравственное совершенствование. В соответствии с традициями католической церкви Ф. Аквинский осуждал денежный капитал. Он писал, что процент, который получает кредитор – это плата за время, а время – это дар Бога всему человечеству, поэтому кредитор обманывает и ближнего, и Бога. Он считал, что торговля – это занятие законное, естественное, так как Бог по-разному распределил природные условия, поэтому прибыль от торговли не вносит ничего порочного в экономическую жизнь.

Особенно интересно у Фомы Аквинского понятие о справедливости и о частной собственности. Если в раннем христианстве проповедовалась идея отказа от собственности, то Аквинский считает, что частная собственность необходима, так как она заставляет человека трудится. Частная собственность – это как бы средство борьбы с человеческой слабостью. Фома Аквинский разрабатывал идею «справедливой цены» - цена товара должна быть «справедливой». Она должна дать каждому участнику обмена то, что он потратил на товар, обеспечить эквивалентность обмена, но людям знатным и богатым она должна дать больше, так как общественные сословия установлены Богом, он определил место каждого в общественной жизни, и каждый должен получить столько, чтобы поддерживать соответствующий уровень жизни.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconПрограмма по дисциплине «история экономических учений»
Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли....
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления icon1. периодизация истории экономических учений в большинстве случаев...
По мере накопления эти знания обобщаются, систематизируются и принимают форму экономических учений, впоследствии преобразующихся...
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconЭкзаменационные вопросы по курсу «история экономических учений»
Периодизация истории экономических учений. Влияние конкретного исторического этапа на экономическую мысль
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconЭкзаменационные вопросы по курсу "История экономики и экономических учений"
Предмет экономической истории. Периодизация экономической истории: формационный и цивилизационный подходы
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconСемашко Е. В. Курс лекций по Истории правовых учений
Составлен по материалам учебников по «Истории политических и правовых учений» под редакцией
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconЭссе по истории экономических учений это
Эссе по истории экономических учений это творческая работа студента на основе изучения оригинальных трудов экономистов прошлого и...
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconКурс лекций Часть 2 Омск 2000 Министерство путей сообщения Российской Федерации
История экономических учений: Курс лекций. Ч. 2 /В. П. Шпалта­ков. Омский гос ун-т путей сообщения. Омск, 2000. 99 с
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconИстория политических учений
Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи...
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления icon2. Хозяйственная деятельность как объект учета, анализа и аудита
Общетеоретические, фундаментальные – экономическая теория (политическая экономия), история экономических учений; предмет исследования:...
Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья Предмет истории экономических учений. Школы и направления iconИстория экономических учений
Малиновский Л. Ф. История экономических учений. Учебная программа и методические рекомендации. Для студентов Института экономики...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница