Скачать 0,61 Mb.
|
Министерство образования РФ Рыбинская государственная авиационная технологическая академия Кафедра Экономики ![]() Курс лекций Преподаватель Саксонова Е.Л. Рыбинск 2000 Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья
Каждый из крупных вопросов экономической науки имеет свою историю и ее знание дает критерии для оценки многих положений спорного характера Современная экономическая наука специализировалась, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. Это возможно только на уровне учебника или истории, но учебники обычно дают упрощенную и часто примитивную картину состояния экономической науки. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению тех или иных проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы, поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии. Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:
Интерес к экономическим проблемам всегда возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:
Критерии выделения в экономической науке различных школ и направлений:
Мы начинаем изучать экономическую мысль с Древней Греции потому, что само слово «экономика» возникло в Древней Греции и его ввел в обращение Ксенофонт. Первым, кто подверг экономические явления анализу и попытался выявить закономерности развития хозяйства был Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), многие считают его первым экономистом в истории науки. На взглядах Аристотеля основана вся средневековая, в том числе и экономическая наука (так называемые догмы Аристотеля). Он первым поставил проблемы, которые на протяжении многих столетий была наиболее важной для экономистов и является предметом дискуссий и сейчас. От чего зависят пропорции обмена товаром? Что делает товары сравнимыми? Именно ответы на эти вопросы разделили экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонники трудовой теории стоимости, которые считают, что в основе цены товара лежит труд, затраченный на его производство и сторонники различных вариантов о том, что стоимость – это категория субъективная и зависит от того, как люди оценивают полезность данного товара. У самого Аристотеля имеется несколько точек зрения на решение данной проблемы:
Вклад Аристотеля в экономическую науку заключается в том, что хотя он и не решил данную проблему, но сумел ее грамотно поставить. В работах Аристотеля содержится анализ капитала, который в Древней Греции существовал в торговой и денежной форме, для его проведения Аристотель разделяет всю хозяйственную деятельность на две части: хозяйственную деятельность, которая необходима для создания нормальных условий для жизни, Аристотель считал естественной и называл экономикой, а хозяйственную деятельность, которая направлена на получение прибыли, накопление богатства Аристотель считал противоестественной и называл хрематистикой. Особенно негативно он относился к денежному капиталу. Аристотель разрабатывал также идею справедливой цены. Для экономической мысли Древней Греции характерно совместное рассмотрение экономических и этических проблем.
В Древнем Риме при рассмотрении разных экономических проблем на первый план выходят практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа. Марк Катон (234-149 г.г. до н.э.) разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (учитывал климат, наличие дорог, близость к городу) и давал подробные рекомендации по определению структуры земель с точки зрения их доходности. Катон пытался установить оптимальные пропорции между элементами производства, давал рекомендации по организации рабского труда и особую роль отводил хозяину поместья как организатору этого хозяйства. Ю. Колумелла (I в. до н.э.) первым в истории поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Основной принцип – это интенсификация рабского труда. В его работах имеются элементы «теории человеческих отношений», которая получила большое развитие во второй половине XX века. Те проблемы, которые рассматривали экономисты Древнего Рима, приобрели свою актуальность в конце XIX века. Это, например, проблема рационального использования ресурсов, нахождение оптимальных пропорций между ними.
Для экономической мысли средневековья характерно возвращение к философским, этическим аспектам экономики. Экономическая мысль средневековья опиралась на положения, которые получили название догмы Аристотеля, и на положения христианства. Это влияние особенно заметно в работах Фомы Аквинского (1225-1274 г.г.). Он, вслед за Аристотелем, развивает мысль о естественности натурального хозяйства, и, в связи с этим, делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото, серебро). Искусственное богатство не делает человека счастливым, поэтому оно не может быть целью человека. Цель человека – это нравственное совершенствование. В соответствии с традициями католической церкви Ф. Аквинский осуждал денежный капитал. Он писал, что процент, который получает кредитор – это плата за время, а время – это дар Бога всему человечеству, поэтому кредитор обманывает и ближнего, и Бога. Он считал, что торговля – это занятие законное, естественное, так как Бог по-разному распределил природные условия, поэтому прибыль от торговли не вносит ничего порочного в экономическую жизнь. Особенно интересно у Фомы Аквинского понятие о справедливости и о частной собственности. Если в раннем христианстве проповедовалась идея отказа от собственности, то Аквинский считает, что частная собственность необходима, так как она заставляет человека трудится. Частная собственность – это как бы средство борьбы с человеческой слабостью. Фома Аквинский разрабатывал идею «справедливой цены» - цена товара должна быть «справедливой». Она должна дать каждому участнику обмена то, что он потратил на товар, обеспечить эквивалентность обмена, но людям знатным и богатым она должна дать больше, так как общественные сословия установлены Богом, он определил место каждого в общественной жизни, и каждый должен получить столько, чтобы поддерживать соответствующий уровень жизни. |
![]() | Программа по дисциплине «история экономических учений» Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли.... | ![]() | 1. периодизация истории экономических учений в большинстве случаев... По мере накопления эти знания обобщаются, систематизируются и принимают форму экономических учений, впоследствии преобразующихся... |
![]() | Экзаменационные вопросы по курсу «история экономических учений» Периодизация истории экономических учений. Влияние конкретного исторического этапа на экономическую мысль | ![]() | Экзаменационные вопросы по курсу "История экономики и экономических учений" Предмет экономической истории. Периодизация экономической истории: формационный и цивилизационный подходы |
![]() | Семашко Е. В. Курс лекций по Истории правовых учений Составлен по материалам учебников по «Истории политических и правовых учений» под редакцией | ![]() | Эссе по истории экономических учений это Эссе по истории экономических учений это творческая работа студента на основе изучения оригинальных трудов экономистов прошлого и... |
![]() | Курс лекций Часть 2 Омск 2000 Министерство путей сообщения Российской Федерации История экономических учений: Курс лекций. Ч. 2 /В. П. Шпалтаков. Омский гос ун-т путей сообщения. Омск, 2000. 99 с | ![]() | История политических учений Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи... |
![]() | 2. Хозяйственная деятельность как объект учета, анализа и аудита Общетеоретические, фундаментальные – экономическая теория (политическая экономия), история экономических учений; предмет исследования:... | ![]() | История экономических учений Малиновский Л. Ф. История экономических учений. Учебная программа и методические рекомендации. Для студентов Института экономики... |