1. Экономическая система общества




Название1. Экономическая система общества
страница1/16
Дата публикации27.06.2013
Размер2.06 Mb.
ТипУчебное пособие
pochit.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Корниенко О.В.

Микроэкономика:

100 экзаменационных ответов
2 издание

Ростов-на-дону

Издательский центр «МарТ»

2003
Учебное пособие подготовлено в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом по курсу микроэкономики. Дана характеристика экономической системы общества и рыночной экономики, рассматриваются классические проблемы микроэкономической теории.

Учебное пособие предназначено для изучающих микроэкономику и экономическую теорию студентов, аспирантов и преподавателей.
Содержание


Тема 1. Экономическая система общества

  1. Экономическая теория как наука

  2. Система экономических наук

  3. Структура экономической теории

  4. Предмет и функции экономической теории

  5. Методы экономической науки

  6. Разделение и кооперация труда

  7. Собственность и ее формы
^

Тема 2. Основы рыночной экономики

8. Натуральное хозяйство и товарное производство

9. Определение и структура рынка


10. Инфраструктура и отрицательные черты рынка

11. Блага и их классификация

12. Свойства блага

13. Товар и его способность к сбыту

14. Деньги и их свойства

15. Электронные деньги

16. Функции денег: мера стоимости

17. Функции денег: средство обращения

18. Функции денег: средство накопления

19. Граница производственных возможностей

20. Эволюция отношений обмена

Тема 3. Теория спроса и предложения

21. Закон спроса

22. Неценовые факторы спроса

23. Индивидуальный и рыночный спрос. Потребительский избыток.

24. Эластичность спроса

25. Эластичность спроса и доход. Факторы эластичности

26. Закон предложения

27. Неценовые факторы предложения

28. Эластичность предложения

29. Факторы эластичности предложения

30. Взаимодействие спроса и предложения

31. Паутинообразная модель образования равновесной цены

32. Образование равновесной цены при изменении спроса или предложения

33.Образование равновесной цены при одновременном изменении спроса и предложения

34. Случаи, когда кривые спроса и предложения не пересекаются

35. Отрицательная цена

Тема 4.Теория потребительского поведения

36.Экономическое потребление

37. Потребности и их классификация

38. Выбор в экономике

39. Предельная полезность

40.Развитие взглядов на категорию «предельная полезность»

41.Кривая и карта безразличия

42. Бюджетная линия

43. Оптимум потребителя

44. Кривая Энгеля и график «доходы-расходы»

45. Предельная норма замещения

46. Склонность к потреблению и сбережениям

Тема 5. Факторы производства

47. Производительные силы и факторы производства

48. Земля как фактор производства

49. Труд как фактор производства

50. Капитал как фактор производства

51. Предпринимательство как фактор производства

52. Предельная производительность

53. Изокванта

54. Оптимальное сочетание факторов производства

Тема 6. Рынки факторов производства и факторные доходы

55. Рынок земли и земельная рента

56. Аспекты теории земельной ренты

57. Рынок труда

58. Заработная плата

59. Рынок капитала

60. Человеческий капитал

61. Процент на капитал

62. Постоянный и переменный капитал

63. Время оборота капитала

64. Дисконтирование

65. Предпринимательская прибыль

66. Мобильность ресурсов

67. Распределение доходов

68. Распределение доходов и собственность

69. Дифференциация доходов

Тема 7. Фирма в рыночной экономике

70. Предприятие как субъект рынка

71.Формирование предприятия

72. Частное, коллективное и государственное предприятие

73. Акционерное общество

74.Некоммерческие организации

75. Кооператив

76. Реорганизация фирмы

77. Эволюция форм предприятий

78. Издержки производства

79. Издержки и доход

80. Издержки и прибыль

81. Трансакционные издержки

Тема 8.Конкуренция и монополия

82. Конкуренция и ее виды

83. Чистая монополия

84. Формы монополистических объединений

85. Ценовая дискриминация

86. Легальные барьеры

87. Слияния и поглощения компаний

88. Монополистическая конкуренция

89. Олигополия

90. Несовершенная конкуренция

Тема 9. Экономический риск и неопределенность

91. Измерение экономического риска

92. Отношение к риску экономических субъектов

93. Способы снижения риска

94. Прибыль от рисковых активов

95. Рынки с ассиметричной информацией

Тема 10. Камеральная экономика

96. Предмет камеральной экономики

97. Домашнее хозяйство как субъект рыночной экономики

98. Функции, доходы и классификация домашних хозяйств

99. Домохозяйство в концепции «экономического империализма»

100. Домашнее хозяйство в теории эволюционной экономики
Тема 1

Экономическая система общества
1. Экономическая теория как наука

Экономическая теория является сравнительно молодой наукой. Условно датой ее возникновения считается 1776 год, когда вышла в свет книга шотландского экономиста А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Это не означает, что экономические исследования не проводились прежде. В самых ранних из сохранившихся письменных документов цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая можно найти свидетельства экономической деятельности. Другое дело, что назвать эти записи свидетельством научных размышлений нельзя.

Серьезный экономический анализ, с определением многих экономических категорий провели античные ученые. Однако они не отождествляли свои размышления с особой наукой, проводя их в рамках общих философских исследований. То же самое можно сказать и о средневековых схоластах, чьи занятия экономикой укладывались в русле их теологических опусов.

Ученые XVI-XVII веков как и древнегреческие авторы считали исследование проблем производства, богатства и т.д. частью философии, или, точнее, ее особого раздела – нравственной философии. Сам А.Смит занимал кафедру профессора нравственной философии в университете г.Глазго. Впервые «экономистами» стал называть себя группа французских философов XVIII века, которые, как это ни странно, в истории экономической мысли известны под названием «физиократов».

Сам термин «экономика» (означающий в переводе с древнегреческого примерно «искусство управления домашним хозяйством», «домоводство») впервые использовал в названии одного из своих трактатов («Экономикос») древнегреческий философ Ксенофонт Афинский.

Несмотря на все вышесказанное, именно книга А.Смита открывает историю экономической науки в полном смысле этого слова, именно в этой работе были синтезированы идеи людей, интересовавшихся экономической проблематикой ранее, и сформулированы задачи, требующие решения.

Можно сказать, что экономическая теория зародилась, сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от нее в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации ученых, вызываемом непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

В ХIX столетии экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, формируется круг профессиональных экономистов.

Экономическая наука имеет несколько синонимических названий: «политическая экономия», «экономика», «экономикс», «экономическая теория».

Термин «политическая экономия» впервые проявился в 1615 г. в названии книги французского ученого А.де Монкретьена «Трактат политической экономии». Это название стало настолько удачным, что являлось общепризнанным обозначением экономической науки вплоть до начала ХХ века (в России – до ХХI). Данный термин в то время достаточно точно отражал характер экономических исследований, поскольку экономика в странах Европы, государственным строем которых являлась абсолютная монархия, была очень тесно связана с политикой. До сих пор в названиях отдельных научных изданий можно встретить данный термин (например, журнал Чикагского университета именуется «Journal of Political Economy»). Подобные анахронизмы можно объяснить только данью традициям: например, в настоящее время существуют газеты «Комсомольская правда» и «Советский спорт», хотя ни комсомола, ни Советского Союза давно уже нет.

Однако, в конце концов большинство экономистов отказалось от подобного обозначения экономической науки. Научные исследования, согласно английскому экономисту А. Маршаллу, должны строиться не в расчете на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены. Экономическая наука, продолжает английский ученый, должна остерегаться касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать. Поэтому ее лучше обозначать широким термином «экономическая наука» (economics), чем более узким термином «политическая экономия».

Таким образом в англоязычной научной литературе ныне используется термин «экономикс». Русский эквивалент данной категории «экономика» лучше всего не использовать в качестве обозначения науки, прежде всего из-за его многозначности. «Экономика» означает не только науку о хозяйстве, но и само хозяйство: производство, торговлю, фабрики и т.п. Поэтому наиболее приемлемым в русском языке термином для обозначения экономической науки является «экономическая теория».

В российской научной литературе в последние годы развернулись дискуссии на темы связанные с множественностью основной экономической дисциплины: якобы существуют особые науки «политическая экономия», «экономикс», «экономическая теория» со своим особым предметом.

Российским экономистам давно пора отказаться от бесплодных споров о том, чем отличается предмет «экономической теории» от предмета «политической экономии», а предмет «политической экономии» от предмета «экономикс». Экономическая наука во всем мире одна, просто необходимо четко представлять ее структуру.

Экономическая теория на первый взгляд кажется достаточно легкой для изучения. В первой половине XIX даже считалось, что ее основные законы способна понять даже домохозяйка. Английская экономистка этого времени Д. Марсет полагала, что окончательная истина в экономической науке обнаружена и эта истина так восхитительно проста, что ее можно преподать любой ученице средней школы. Другой английский ученый Дж.М.Кейнс, напротив, отмечал, что несмотря на кажущуюся простоту, компетентные экономисты встречаются чрезвычайно редко. А все потому, продолжает известный теоретик, что экономист, занимающийся теорией, на самом деле должен обладать огромным запасом знаний, быть историком, правоведом, математиком и философом, быть неподкупным, как художник, и близким к жизни, как политик.

Принижать значение экономической теории из-за того, что ее достижения невозможно или почти невозможно использовать на практике нельзя и вот почему: фундаментальные разработки в науке, даже самые бесполезные, могут принести огромную пользу. Например, абсолютно бесперспективные казалось бы исследования плесневых грибов в биологии привели к открытию пенициллина.

Значение изучения экономической науки в нашей стране является очень важным еще и потому, что эта научная дисциплина долгое время находилась под прессом марксизма-ленинизма и практически не развивалась. Политэкономию во многих вузах преподавали карьеристы, взяточники, разного рода партийно-комсомольские деятели и отставные военные, освоившие азы методов «материалистической диалектики» и «исторического материализма». На вопрос, почему он так быстро защитил докторскую диссертацию по политической экономии несмотря на то, что десять лет провел за решеткой, один из реабилитированных во время «оттепели» ответил: «в заключении я, безусловно, деградировал, но наука в это время тоже не стояла на месте».

Очень плохо владеют экономической теорией ученые в специальных экономических дисциплинах. Обычно книги по финансам, проблемам налогообложения, маркетингу, экономике предприятий и т.п. открываются общетеоретическими главами, иллюстрирующими связь этих исследований с экономической теорией. Читая эти главы, чаще всего поражаешься убожеству содержания и некомпетентности авторов.

Другой бедой является приток, связанный с ростом спроса на экономическое образование и увеличением стоимости обучения, в преподавание экономических дисциплин всякого рода дельцов, бизнесменов и администраторов, стремящихся хорошо заработать в ныне прибыльной отрасли.

На мировом рынке российские экономисты пользуются очень малым спросом по сравнению со специалистами других специальностей в основном из-за того, что отечественная экономическая теория и, соответственно, экономическое образование отстали от западных образцов.

Вместе с тем, нельзя и отметить то, что как только исчезли идеологические барьеры, российская экономическая наука стала развиваться очень быстрыми темпами: каждый год появляются оригинальные монографии, статьи, учебные пособия. Наши теоретики не копируют при этом слепо западные первоисточники.

Безусловно, одной из задач отечественной науки вообще следует считать возрождение экономической теории после аутодафе, устроенного в период советской власти; необходимость достичь и превзойти уровень «золотого века» (время, когда творили М.И.Туган-Барановский, А.И.Чаянов, Н.Д.Кондратьев) российской экономической теории. Необходимо преодолеть барьер между лидирующими естественными и отстающими гуманитарными дисциплинами. Без компетентных экономистов, превосходно владеющих теорией, невозможно интенсивное развитие общества..
^ 2. Система экономических наук
Процесс дифференциации научного знания привел в конечном итоге не только к обособлению экономической теории в качестве особой науки, но и к внутренней ее дифференциации, т.е. формированию в ее рамках целой группы наук, так или иначе связанных (например, схожестью предмета или единством методов исследований).

В настоящее время в системе экономических наук выделяют 5 основных групп:

  • Фундаментальные;

  • Специальные;

  • Отраслевые;

  • Региональные;

  • Смежные.

К фундаментальным экономическим наукам относятся сама экономическая теория, история экономических учений и история экономики. Несмотря на схожесть названий, история экономических учений и история экономики имеют весьма различные предметы исследования. Историка экономических учений интересуют прежде всего идеи, теории, гипотезы ученых прошлого, он анализирует и интерпретирует их публикации. Историк экономики свою задачу видит в поиске и анализе свидетельств практической деятельности в хозяйственной сфере.

Среди специальных экономических наук можно выделить:

  • Финансовую науку, посвященную изучению совокупности экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств;

  • Маркетинг, основной проблемой ставящий анализ рынка управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и воздействия на нее с целью получения прибыли;

  • Менеджмент – науку об управлении, направленном на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала предприятия.

К отраслевым экономическим наукам относятся, например, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика сферы услуг, экономика транспорта и т.д.

В числе региональных экономических наук: экономика Южного федерального округа, экономика Северного Кавказа, экономика Урала, экономика Сибири и т.д. К данным наукам можно отнести также экономику села, экономику города, экономику мегаполиса.

К смежным экономическим наукам относятся науки лежащие на пересечении объектов исследования экономической теории и других гуманитарных и естественных наук. К ним, например, относятся:

  • Эконометрия (или метроэкономика) - наука, изучающая количественные взаимосвязи экономических субъектов и объектов при помощи математических и статистических методов и моделей;

  • Клиометрия – анализирует историю развития экономики с использованием статистических методик;

  • Экономическая география - изучает территориальную организацию производства, особенности формирования территориальной структуры хозяйства различных стран и регионов;

  • Экономическая социология – наука о взаимодействии общественной и экономической сфер;

  • Экономическая демография – занимается объяснением воздействия экономики на закономерности воспроизводства и миграции населения;

  • Экономическая психология – изучает особенности психической жизни экономических субъектов: менеджеров, рабочих, производителей, потребителей.


^ 3. Структура экономической науки

Четкое осознание внутренней структуры науки, выделение разделов, характеризующихся особым объектом исследования является безусловно важным для любой научной дисциплины. В естественных науках структура является традиционной и не подвергается значительной корректировке в течении столетий. Например, в математике выделяются разделы как алгебра и геометрия, в химии – органическая и неорганическая части. Достаточно стабильным является внутреннее строение философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, логика. В общественных науках чаще всего существует несколько конкурирующих между собой подходов к структурированию их внутреннего поля.

Первым в истории экономической науки способом определения разделов был подход древнегреческих экономистов, выделявших:

  • каталлактику, или искусство обмена товарами;

  • хрематистику, или искусство накопления денег и имущества.

До сих пор не утратила своего значения схема Ж.-Б.Сэя и Дж.С.Милля (экономистов ХIХ века) «производство-распределение-обмен-потребление». Будучи наполнена современным содержанием, она вполне еще в состоянии помочь достойно организовать пространство экономической теории.

В разделе «производство» рассматриваются аспекты создания материальных и духовных благ и услуг.

Раздел «Распределение» посвящен проблемам разделения созданных благ между участниками производства.

Проблематика купли-продажи товаров, а также их безвозмездно передачи анализируются в разделе «обмен».

Наконец, в разделе «потребление» исследованию подвергаются аспекты удовлетворения потребностей людей.

Весьма интересным является выделение швейцарским экономистом второй половины ХIХ века Л.Вальрасом в рамках экономической науки следующих разделов: «чистая экономика», «прикладная экономика», «социальная экономика». В данном случае, в качестве критерия выделения разделов, берется возможность математического исследования экономических проблем (чистая и прикладная экономика) или их отсутствие (социальная экономика или, фактически, гуманитарная экономическая наука).

В рамках «чистой экономики» Л.Вальрас предлагал изучать проблемы, связанные с обменом и меновой ценностью.

Предметом «прикладной экономики» является теория производства общественного богатства, организации общественного производства в рамках разделения труда.

Л.Вальрас считал, что присвоение вещей лицами или распределение общественного богатства между людьми в обществе является моральным, а не промышленным фактом, а поэтому должно исследоваться в рамках «социальной экономии».

Среди подходов к определению структуры экономической науки в ХХ веке можно выделить выделение «нормативной и позитивной экономической науки».

Нормативные экономические исследования подразумевают создание определенных правил, норм, предписаний для практикующих экономистов и управляющих, т.е. отражение того, какой «должна быть» экономика.

Напротив, позитивный подход предполагает описание существующего положения в экономической сфере, констатация того, «какова есть» экономическая система.

В середине прошлого века под влиянием исследований англичанина Дж.М.Кейнса и американца П.Самуэльсона наиболее принятым в экономической теории стало выделение в ее рамках 2 основных разделов: микро- и макроэкономики.

Микроэкономика, как это видно из названия, занимается изучением экономической деятельности небольших хозяйственных субъектов: домашних хозяйств и предприятий.

Макроэкономика была задумана как раздел науки посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики и всего государства.

Разумеется, всякое деление, классификация являются делом в достаточной степени условным. В данном случае, это проявляется в том, что многие проблемы оказались на пересечении «интересов» микро- и макроэкономики. Например, кейнсианский анализ склонности к потреблению и сбережениям может быть проведен в рамках как одного, так и другого раздела. Также неясно, почему рынок труда принято анализировать в рамках микроэкономики, а глава о безработице является атрибутом любого макроэкономического опуса.

Очевидным является и факт недостаточности подобного структурирования для охвата всех экономических проблем. Так, в последние годы в качестве промежуточного звена между микро- и макроэкономикой выделяется «мезоэкономика», в рамках которой изучаются аспекты хозяйственной деятельности отдельного региона и отрасли.

В отдельный раздел обособляется «мегаэкономика» (или космополитическая экономия), имеющая объектом исследования экономику мирового сообщества в целом. В ее рамках развивается теория «метрополитической экономии», изучающая проблематику колониализма и неоколониализма.

В настоящее время среди экономистов существует достаточно ясное понимание того, что изучать поведение домохозяйства и фирмы в рамках микроэкономики нельзя – слишком разные субъекты, ведущие себя неадекватно. Предполагается также, что конечным субъектом принятие решений в экономике является отдельный индивид, а не домохозяйство. Создатель данного направления американский экономист российского происхождения Х.Лейбенстайн назвал свою концепцию «микро-микротеорией». Все же, называть новые разделы экономики многократным повторением слова «микро» не совсем правильно. Тем более в древнегреческом языке есть достаточно много приставок обозначающие гораздо более мелкие части предмета, чем «микро». Таким образом, можно выделить и обозначить разделы экономики, предметом исследования которых является индивид и домохозяйство.

Раздел экономической теории, или, если угодно микроэкономики, занимающийся изучением экономической деятельности домохозяйств более правильны будет называть «фемтоэкономика» ( от древнегреческой приставки «фемто» - десять в минус пятнадцатой степени), или «камеральная экономика» (от итальянского «камера» – комната).

«Аттоэкономика» (от древнегреческого «атто» - десять в минус восемнадцатой степени) посвящена экономическому поведению отдельного изолированного индивида или же анлизу его деятельности в рамках домохозяйства.

Существует также следующая схема организации структуры экономической теории: «ретроэкономика-экономика-футурэкономика-параэкономика-антиэкономика».

Предметом исследования «ретроэкономики», или «экономики прошлого», являются, во-первых, проблемы выделения этапов развития экономики, или, что то же самое, проблематика определения исторических типов экономических систем; во-вторых, аспекты определения периодов в эволюции экономической мысли; в-третьих, вопросы влияния этапов развития экономики на появление и развитие новых направлений в науке, а также обратное влияние науки на практику.

Вторым разделом данной конструкции является «экономика», или «экономика настоящего», или «экономическая статика». Структура данного раздела обычна для современных учебников по экономтеории ( микро - , мезо-, макроэкономика), с прибавлением раздела справа – мегаэкономики и раздела (или разделов) слева, т.е. расположенных до микроэкономики.

В рамках «футурэкономики», или «экономики будущего», или «экономической динамики», исследуется проблематика экономических циклов и экономического роста, которые в настоящее время обычно освещаются в разделе «макроэкономика», а также экономическое прогнозирование и планирование.

Раздел «параэкономика», посвящен проблемам изучения неэкономических проблем экономическими методами. Примерами данного подхода могут служить исследования экономистов рамках модного сегодня течения в экономической науке, именуемого «экономический империализм». В сферу внимания параэкономики попадает анализ распределения свободного времени, экономика семьи, экономический анализ преступности, влияние экономической сферы на политику, искусство, культуру, религию, образование, науку.

Наконец, предметом раздела «антиэкономика» является проблематика деятельности субъектов, не предусматривающих в качестве основной цели увеличение богатства. По мнению великого английского экономиста А.Маршалла, определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Однако деньги (максимизация дохода и минимизация издержек) далеко не всегда являются главным стимулом и критерием поведения человека, индивид не всегда предстает в качестве «homo economicus».

Существуют экономические системы, которые вполне можно назвать антиэкономическим. Например, в командной экономике наличие денежного богатства не всегда гарантировало человеку получение отдельных благ. Также, не всегда действует денежный принцип и в кастовой, или аристократической системе. Герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» по фамилии Рогожин не был принят в светском обществе несмотря на состояние в два с половиной миллиона. Пропуском в высший свет в подобном обществе служат не только деньги, но и воспитание, образование, а главное – происхождение. Антиэкономической является деятельность всевозможных меценатов и благотворителей; предприятий в сфере искусства, ставящих главной целью не получение прибыли, а улучшение качества продукта; представителей свободных профессий, для которых престиж, известность, слава являются основным стимулом деятельности.
^ 4. Предмет и функции экономической науки

Первым определением предмета экономической науки можно считать название книги А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», т.е. экономическая наука изучает все, что связано с материальным и нематериальным богатством, которое может быть измерено в денежной форме.

К.Маркс определяет область исследования экономической теории как изучение взаимодействия и взаимозависимости производительных сил и производственных отношений между людьми.

И. Фишер считает экономику наукой о богатстве; богатство же может определяется им как материальные предметы, принадлежащие человеку. Богатство, таким образом, имеет два основных атрибута: материальность и присвоение. Поэтому не все материальные предметы входят в состав богатства, а только те, которые могут быть присвоены. В состав богатства, считает американский экономист, не входят солнце, луна и другие небесные тела; даже не все части поверхности Земли входят в состав богатства, а только те, которые могут быть присвоены для пользы человека.

Согласно определению предмета экономической науки А.Маршалла, экономика предполагает анализ богатства, а также является частью изучения человека. Таким образом, с одной стороны А.Маршалл согласен с А.Смитом в отношении исследования богатства, с другой – отмечает, что экономическая теория наряду с другими дисциплинами (такими как биология, социология, политология, психология и т.д.) изучает человека, причем претендует не на целостный, а лишь на частичный анализ его поведения, в той области, где поступки человека объясняются его денежными интересами.

Общепринятым в наши дни определением предмета является следующее высказывание английского экономиста Л.Роббинса: «экономическая наука- это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различные употребления» (Л.Роббинс. Предмет экономической науки// THESIS. 1993.№1.с.18).

Среди функций (т.е. роли, назначения) экономической науки выделим основные:

  • Познавательную;

  • Прагматическую, или практическую;

  • Прогностическую;

  • Этическую;

  • Эстетическую;

  • Идеологическую.

Значение познавательной функции можно объяснить, прибегнув к аналогии из области литературы. Например, читая литературное произведение, человек узнает об способах общения между людьми, о мотивах их поведения, приобретает знание об отраженных в произведении материальных и духовных предметах, городах и странах и т.п. Изучающий экономическую науку индивид также обретает подобное знание, причем несколько одностороннее, связанное с хозяйственной деятельностью человечества.

Накопленные в экономической теории знания вполне возможно, хотя бы частично, использовать на практике – в этом состоит прагматическая функция.

Знание законов экономической теории можно применять при попытках проецирования развития хозяйства на будущее - так проявляется прогностическая функция.

Что касается этической функции, то многие экономисты считают ее излишней, заявляя о своеобразной моральной нейтральности экономической науки в отношении к нравственной сфере. С этой точки зрения легальная и теневая сферы экономики заслуживают одинакового внимания и изучения. И все же в произведениях крупнейших экономистов можно найти осуждение нечестной конкуренции, эксплуатации, коррупции.

Эстетическая функция экономической теории является еще более спорной. Вновь обращаясь к литературе, отметим ее безусловный эстетический эффект; человек может возвращаться к литературному произведению не для того, чтобы вспомнить о поступках или словах того или иного персонажа, а для нового переживания особого ощущения, связанного с восприятием прекрасного. Без сомнения, красота и прекрасное присуще экономической науке в меньшей степени, чем искусству, но логика, стиль, глубина экономических построений иногда могут вызывать восхищение.

В советской экономической мысли идеологическая функция считалась едва ли не основной. Политэкономы полагали, что существует особая буржуазная и отдельная пролетарская экономические теории с особыми целями и предметом. Безусловно, значение данной функции не столь велико, однако она, безусловно, имеет место и будет проявляться в той или иной форме до тех пор пока общество социально неоднородно.
^ 5. Методы экономической науки

Основными методами (способами исследования) экономической науки являются общенаучные дедуктивный и индуктивный методы.

Дедукция, или логический метод предполагает рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью общих теорий и последующей проверкой данных теорий на практике.

Индукция, или эмпирический метод, напротив, основан на предварительном изучении фактов (например, на сборе статистической информации, эксперименте) с последующей формулировкой на их базе гипотез, теорий.

История экономической науки это во многом история споров о приоритете в экономических исследованиях дедуктивного или индуктивного методов. Например, представители классического и неоклассического направлений, австрийской школы считают основным методом дедукцию. Противниками данного подхода являлись экономисты немецкой исторической школы и институционализма, полагавшие, что наиболее значима для экономики индукция.

Между представителями «юной исторической школы» и немецким экономистом Г.Шмоллером с одной стороны и австрийской школой маржинализма с другой развернулась дискуссия, получившая название «спор о методах». В 1883г. австриец К.Менгер опубликовал книгу «Исследование о методах социальных наук и политической экономии в особенности». Г.Шмоллер ответил отрицательной рецензией. К.Менгер, в свою очередь, выступил с памфлетом «Ошибки историзма немецкой национальной экономии». В результате спор растянулся на десятилетия. Историческая школа защищала эмпирический, индуктивный метод в противовес абстрактному, дедуктивному, характерному для классиков и маржиналистов. Вебер пытался примирить спорящие стороны, заявляя о необходимости для объяснения исторических событий составления причинных схем, т.е. он фактически признавал важность абстрактного метода для экономической науки.

Кроме этого в экономической науке, как, впрочем и в любой другой, активно используются анализ и синтез. Анализ представляет собой мысленное разделение предмета на составные части с целью пристрастного изучения. Синтез противоположен анализу – для него характерно соединение частей в единое целое.

В последнее столетие в экономических исследованиях очень активное применение нашли многие математические методики: графический метод; табличный метод; функциональный и корреляционный анализ; матричный анализ; предельный анализ; экономико-математическое моделирование; регулярно используются дифференциальное и интегральное исчисление, логарифмирование, теория графов, теория вероятностей, тригонометрия.

Использование экспериментального метода в экономической науке затруднено, поскольку в хозяйственной практике трудно создать условия, необходимые для полноценного эксперимента, а именно искусственные, воспроизводимые условия. Тем не менее, экономическое экспериментирование все же имеет место, особенно в рамках микроэкономики, поскольку на отдельном предприятии можно создать контролируемую ситуацию, необходимую для чистоты опыта. В данном случае можно подвергнуть экспериментальной проверке, например, новую систему оплаты труда, организационную структуру управления.

Примером применения лабораторного эксперимента в экономической науке может служить опыт, проведенный американскими исследователями на белых крысах (см.Э.Долан, Д.Линдсей. Микроэкономика. С/Пб.: Санкт-Петербург оркестр. 1994. С 113,114). Крысы были помещены в клетки с двумя рычажками, нажимая которые они могли получать пиво и питательную смесь. Два участвовавших в эксперименте животных явно предпочли пиво. Затем условия были изменены: для того чтобы получить пенный напиток крысы должны были нажимать на соответствующий рычаг большее, чем прежде, количество раз, при неизменном общем количестве нажатий (т.е. фактически увеличилась «цена» пива, а «доход» остался прежним). Грызуны повели себя как настоящие экономисты: они сократили потребление хмельной субстанции и сосредоточились на питательной смеси.

Вполне может быть использован в экономических исследованиях диалектический метод, основанный на использовании законов: единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания; перехода количества в качество.

Например, закон единства и борьбы противоположностей проявляется во взаимоотношениях преподавателей и студентов, изучающих экономику. И те и другие преследуют одну и ту же цель: провести 2 академических часа или 45-минутный урок и разойтись по домам. Но добиваются они этой цели по-разному: преподаватель – спрашивая и выставляя оценки, а студенты – отвечая и получая высокие баллы.

Действие закона отрицания отрицания выражается, например, в том что новая теория в экономической науке противоречит предыдущей; вслед возникает еще более новая теория, «отрицая» предыдущую «отрицающую» концепцию. Точно так же каждое новое поколение сражается с предыдущим (см. И.С.Тургенев. Отцы и дети (любое издание)).

Закон перехода из количество в качество можно проиллюстрировать следующим образом: медленное накопление количественных изменений в экономической системе (эволюция экономики) приводит к резкому переходу системы в новое качество (революционным изменениям в экономике).

В экономических исследования в последние годы активно применяются методы смежных дисциплин: социологические методы опроса и анкетирования; статистический анализ; психологическое тестирование.
^ 6. Разделение и кооперация труда

Основными формами организационно-экономических взаимосвязей, т.е. отношений, в которые вступают экономические субъекты непосредственно в ходе трудовой деятельности являются: разделение труда, кооперация труда, соревновательные и управленческие взаимосвязи.

Разделение труда представляет собой дифференциацию, специализацию работников при выполнении ими определенных трудовых операций. Разделение труда может быть:

  • технологическим – в данном случае работники специализируются на осуществлении различных операций в рамках одного предприятия;

  • профессиональным – выделение среди работников людей, постоянно выполняющих определенные функции;

  • международным, когда работники различных стран специализируются на выполнении специфических видов трудовых операций.

Шотландский экономист XVIII века А.Смит считал, что благодаря разделению труда его производительность увеличивается в результате:

  • развития ловкости рабочего;

  • сокращения времени на переход от одного вида работы к другому;

  • появлению возможности изобретения машин, облегчающих труд.

Разделение труда на первых этапах развития человечества вызывалось возрастными и половыми причинами, затем – особенностями физического и умственного развития4 в современном мире особое значение приобрели социальные факторы – например, образование, воспитание, принадлежность к определенной социально-экономической группе.

Выделяется три основных этапа общественного разделения труда:

  1. отделение земледелия от пастушества;

  2. отделение ремесла от сельского хозяйства;

  3. отделение торговли от производства.

Отрицательной стороной разделения труда является излишняя специализация работников на выполнении определенных функций, приводящая к определенной ограниченности трудящихся. Например, сотрудник Голливуда всю свою жизнь подававший стул режиссеру, мог добиться выдающихся успехов в своей работе, и даже получить Оскара в номинации «подавальщик стульев режиссеру». Однако, если его попросить подать табурет оператору, он скорее всего выполнит работу без прежнего блеска. Гораздо более привлекательным является творческий труд.

Кооперация труда – это определенная согласованность трудовых действий в процессе производства.

Выделяются следующие основные формы кооперации труда:

  1. простая кооперация – основана на выполнении однородного труда (например, совместное поднятие тяжестей, опускание гроба в могилу);

  2. сложная кооперация предполагает согласование особых видов трудовых действий, сочетается с разделением труда (например, кооперация труда в рамках завода или мануфактуры).

Кооперация труда приводит к росту производительности за счет:

  • экономии средств производства;

  • рационального использования трудового потенциала;

  • прогресса организации труда;

  • сокращения потерь рабочего времени;

  • приспособления к внешним для хозяйствующего субъекта условиям.


^ 7. Собственность и ее формы
Собственность представляет собой систему экономических и юридических взаимосвязей между людьми по поводу обладания материальным и духовным имуществом.

Правомочия собственника включают в себя возможность осуществлять владение, распоряжение и пользование имуществом.

Право владения означает фактическое обладание имуществом, а также возможность продать, подарить, обменять или, не дай Бог, оставить имущество в наследство.

Распоряжение – это возможность управлять имуществом с целью получения дохода, а также право сдавать имущество в аренду или отдавать под залог.

Право пользования дает возможность собственнику удовлетворять свои потребности при помощи принадлежащего ему имущества.

Права владения, пользования и распоряжения не обязательно сосредоточены в руках одного физического или юридического лица. Например, арендатор только распоряжается и пользуется имуществом; человек, находящийся под опекой не всегда может полностью осуществлять свои права относительно владения и распоряжения собственностью.

В современной экономической науке рассматривается еще целый ряд специфических прав собственника. Например, «право суверена» означает возможность уничтожить принадлежащий индивиду объект собственности или изменить его свойства. Это право часто ограничено законодательством, например, по отношению к находящимся в собственности у частных лиц произведениям искусства. Иначе, владелец пейзажа мог бы изобразить себя на нем в качестве стаффажа. Право на «остаточный характер собственности» означает, что собственник, чье имущество было незаконно конфисковано, может потребовать, даже по истечении значительного периода времени, его возврата ли денежной компенсации, эквивалентной стоимости утраченного имущества. Правом на остаточный характер иногда пользуются пострадавшие от незаконных репрессий, беженцы периода гражданских войн и т.п.

Ответственность собственника выражается в том, что он:

  • несет издержки, связанные с содержанием собственности (это, например, обязанности по связанные с ремонтом жилья, содержанием семьи, домашних животных, т.е. собственник отвечает за тех, кого приручил);

  • в случае нанесения кому-либо материального ущерба должен возместить его за счет своей собственности.

Защита прав собственника предполагает установление законодательных норм, карающих изъятие (кражу) имущества у собственника или нанесение его собственности ущерба, а также возможность самому собственнику защищать свое имущество (например, при помощи злой собаки или капкана на крупного зверя, установленного в автомобиле).

Государство не всегда равноценно защищает свое имущество и имущество граждан. Например, в условиях тоталитарного режима в СССР кража государственного имущества каралась лишением свободы от 10 до 25 лет, считалась политическим преступлением, а ее совершивший получал титул «враг народа»; за расхищение личного имущества граждан полагалось от 1 года до 3 лет лагерей, кража считалась уголовным преступлением, а воров называли «социально близкими».

Основными формами собственности являются:

1) Государственная собственность, которая делится на:

а) федеральную;

б) муниципальную;

2) частная, которую в свою очередь можно разделить на:

а) личную (индивидуальную);

б) коллективную.

В федеральной собственности в большинстве стран находятся:

  • Ресурсы континентального шельфа;

  • Уникальные природные объекты;

  • Культурно-исторические памятники;

  • Государственная казна;

  • Имущество вооруженных сил и правоохранительных органов;

  • Имущество органов госуправления;

  • Объекты оборонного производства;

  • Отдельные объекты науки и образования;

  • Отдельные промышленные, сельскохозяйственные предприятия и предприятия сферы услуг.

Объектами муниципальной собственности обычно являются: имущество органов местного самоуправления и собраний депутатов, объекты коммунально-бытового хозяйства. Отдельные образовательные учреждения и т.п.

В личной собственности, помимо элементов потребительского капитала, могут находиться и средства производства (физический капитал).

Разновидностями коллективной собственности являются:

  • Собственность коллективных предприятий;

  • Собственность кооперативов;

  • Собственность акционерных обществ;

  • Собственность политических партий, профсоюзов, фондов, спортивных обществ, различных некоммерческих организаций и т.п.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

1. Экономическая система общества iconЭкономическая система и её функции
Экономическая теория изучает то, как функционирует экономическая система. Экономическая система необходима для решения основных проблем,...
1. Экономическая система общества icon5 политическая система общества
«Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции...
1. Экономическая система общества iconЭкономическая система решает основные вопросы: что производить
Товарное производство способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности,...
1. Экономическая система общества icon1. «Экономика, её роль в жизни общества»
...
1. Экономическая система общества iconПолитическая система общества ее структура
Политическая система общества — это совокупность го­сударственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны....
1. Экономическая система общества icon1. Экономическая теория как наука
Позитивная и нормативная экономическая теории. Экономическая теория и экономическая политика
1. Экономическая система общества iconФормационный и цивилизационный подходы к развитию общества
Основоположниками формационного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основное понятие их теории – общественно-экономическая формация,...
1. Экономическая система общества iconЭкономическая система общества состоит из огромного числа экономических...
Структурой, политической системой, потенциалом культуры, моральными устоями представляет собой внешнюю среду, с которой экономика...
1. Экономическая система общества iconЭкономическая система общества состоит из огромного числа экономических...
Структурой, политической системой, потенциалом культуры, моральными устоями представляет собой внешнюю среду, с которой экономика...
1. Экономическая система общества icon3. Город как социально-экономическая пространственная система
Традиционно в СССР город рассматривался как место размещения производительных сил. Например, концепция базовой и небазовой деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница