Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год




Скачать 392,45 Kb.
НазваниеАнализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер392,45 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Экономика > Анализ
  1   2   3
Анализ организации учебного процесса и содержания образования

за 2011--2012 уч.год.

Обучение в 1–4 классах осуществляется по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в одну смену, а 5-11 классах шестидневной с одним выходным, в одну смену. Продолжительность академического часа в 1-4 классах составляет 35 минут, во всех последующих классах – 45 минут. Продолжительность академического часа в в специальных (коррекционных) классах 8-го вида: 1 класс-35 минут, 2-9 классы- 40 минут. В МБОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Казакова реализуются программы:

  1. Общеобразовательная программа начального общего образования

  2. Общеобразовательная программа основного общего образования

  3. Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования

  4. Программы для профильных классов: социально-экономический (специализация – экономика) -10а класс, естественно – математический (без дополнительной специализации)-11а класс.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Учебный план школы был составлен на основании Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану на факультативные, групповые занятия (в слабых классах), элективные курсы в профильных классах.

На второй ступени обучения (8, 9 классы) введено предпрофильное обучение, в 10-11 классах - профильное обучение.



Профиль

Углубленно изучаются предметы.

Естетвенно -математический

Математика, физика, биология, химия

Социально-экономический

Математика, экономическая теория, обществознание, право, экономическая и социальная география мира


Для реализации профильного обучения введены элективные курсы (по выбору) в 10,11 классах, которые обязательны для посещения учащимися.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

  • «надстройки» профильного обучения;

  • развития содержания одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  • удовлетворения познавательного интереса обучающихся в различных областях человеческой деятельности.

В 2011-2012 учебном году предложены следующие элективные курсы: «Социология», «Избранные разделы математики для старшей школы», «Подготовка к ЕГЭ по биологии», «Готовимся к ЕГЭ по химии».

Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднегo образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

В начальной школе- 9 классов, что на 1 класс больше прошлогоднего количества, в них обучалось 216 обучающихся (на конец учебного года, на 41 человек больше чем в предыдущем году). По развивающей системе Занкова – 2 класса, по УМК «Перспективная начальная школа» - 1 класса, по традиционной системе 3 класса, 3 класса - УМК «Школа 21 века».

^ Анализ комплектования 1-ых классов на 2012-2013 учебный год.

В рамках плана комплектования 1-ых классов на 2012-2013 учебных года, а также плана преемственности между ДОУ и школой, был реализован ряд совместных мероприятий с педагогами школы и ДОУ таких как: клуб педагогического общения общения (учителя начальной школы — воспитатели ДОУ); педагогическая лаборатория «Первые шаги ребенка в школе», взаимопосещения уроков в 1-х классах и занятий в подготовительных группах, совместный педагогический совет «Современные средства подготовки детей к школе», круглый стол на тему «актуальные вопросы преемственности — размышления, поиск решения».

Мероприятия направленные на работу с детьми: традиционные экскурсии воспитанников д/с в школу праздник «Посвящение в первоклассники», десятидневный адаптационный курс «Школа будущего первоклассника» (июнь).

На протяжении десяти дней педагог-психолог проводила психолого-педагогическую работу с детьми, поступающими в 1-й класс. С детьми проводились групповые занятия с целью формирования у них внутренней позиции школьника. Данные занятия охватили различные формы проведения: занятия с элементами тренинга, психологические игры, релаксационные упражнения на расслабление.

Проведение занятий с педагогом-психологом были назначены на определенное время в каждом классе, а именно во время перемен между уроками с педагогами. Во время занятий каждый ребенок мог проявить себя индивидуально, поучаствовать в тренинговых занятиях, которые имели познавательный характер в целях подготовки детей к школе. Педагогом-психологом проводилась работа и с родителями, которые обращались.

По результатам проведенной работы была выявлениа группа детей, которая нуждается в особой психологической помощи (5 человек). У данной группы детей наблюдаются такие проблемы, как отсутствие какой-либо позиции школьника, гиперактивность. В дальнейшем педагогом-психологом будет проводиться индивидуальная работа с данными обучающимися, а также будут выработаны психолого-педагогические рекомендации учителям, работающим с этими детьми и их родителям.

Дальнейшая работа с первоклассниками будет продолжена с начала нового учебного года. Особое внимание педагога-психолога будет уделено детям выделенной категории, с которыми будет проводиться диагностическая работа и психокоррекционная работа.

Мероприятия направленные на работу с родителями. По плану преемственности было проведено 5 родительских собраний: общие родительские тематические собрания: «На пороге школы. Особенности обучения обучающихся в условиях реализации ФГОС», «Портфолио ученика -новая система оценки»; групповые родительские собрания с приглашением психолога, учителей начальных классов - «Психолого-социальная готовность ребенка к школе», «Развитие психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста». На базе школы в течение года работал консультационный пункт для родителей будущих первоклассников. Завершающим мероприятием стал День открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

Многолетний опыт показал востребованность и эффективность проводимой систематической работы по преемственности. Итогом работы является своевременное выявление детей испытывающих трудности в первый и последующие периоды, оказание им своевременной поддержки, а также своевременное направление на ПМПК.
На 01.07.2012 скомплектовано 3-и первых класса общей численностью 73 человека. Обучение в 2012-2013 учебном году будет осуществляться по программам развивающая система Занкова – 1 класс, «Школа XXI века» - 1 класса, «Школа России»- 1 класс.

^
Виды программ, реализуемых в начальной школе

Л.В. Занкова-2 класса, Школа России- 3 класса, Школа 21 века-3, Перспективка – 1класс

В начальной школе (1-4 кл) 9 классов, в которых обучалось ^ 216 обучающихся. В основной и старшей школе (5-11 классы) – 21 класс, в которых на конец учебного года обучалось 427 обучающихся, обучающихся по специальной (коррекционной) программе учреждений 8-го вида - 44 человека. Итого, в школе обучалось на конец года- 643/ 44 обучающихся. В общей сложности - 687 обучающихся (на конец года). С учетом внутренних и внешних движений обучающихся на конец учебного года детей в школе прибавилось по сравнению с началом года на 3 человека.

^ Формы организации учебного процесса в прошедшем

учебном году.

Уроки (классно-урочная форма); лекции, семинары, практикум (лекционно-зачетная форма); консультации; занятия по выбору; олимпиады, конкурсы, предметные чемпионаты; предметные недели; открытые уроки; защита проектов.

Учебный план за прошедший учебный год выполнен, учебные программы пройдены, хотя были определенные трудности с прохождением программ в полном объеме по информатике в 8-9 классах. Старались ликвидировать пропуски занятий за счет замещений учителей, сокращения количества часов на менее сложные темы, объединения тем. Крайне важной является деятельность школы по вооружению обучающихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости.

Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества. Часть вариативных часов ушло на работу со слабоуспевающими обучающимися. Вариативные часы в среднем и старшем звене используются для расширенного изучения предметов, для элективных курсов, факультативов. Кроме этого, учителя школы проводили индивидуальные занятия со слабоуспевающими обучащимися и проводили подготовку обучающихся к экзаменам в 9 и 11 классах, после уроков вне учебного плана.

^ Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в учебном году были:

- выполнение всеобуча;

- состояние преподавания учебных предметов;

- качество ЗУН обучающихся;

- качество ведения школьной документации;

- выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;

- подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы;

- подготовка к ЕГЭ обучающихся 11-х классов;

- подготовка к экзаменам по русскому языку, математике, физике, информатике, обществознанию, английскому языку в 9-х классах в новой форме и традиционных формах по другим предметам учебного плана;

- выполнение решений педагогических советов и совещаний.

Анализ выпуска основной и средней школы показал, что обучающиеся получили знания и умения по всем предметам школьной программы. Минувший учебный год педагогический коллектив школы завершил следующими показателями своей учебной деятельности.

В 1-х классах (безоценочное обучение) –70 обучащийся. Аттестовано – 146 обучающихся. По итогам года в начальной школе успеваемость составила 99,5%. (Не успевает Мишанова Я. из 4б класса).

Закончили год на «5» 23 (16%) обучающихся, что на 5% меньше чем в прошлом году, на «4» и «5» - 72 (50%), произошло увеличение хорошистов. С похвальным листом- 20 (14%) обучающихся начальной школы, что на 2% меньше чем в предыдущем году.

Процент успеваемости в 5-11-х классах -100%.

В 5-11 классах ^ 427 обучающихся из них: 45 (11%) обучающихся закончили год на «5» и 167 (39%) обучающихся закончили год на «4» и «5» (увеличилось по сравнению с прошлым годом). Похвальный лист в основном и среднем звене получили 25 обучающихся, что составляет 6% от обучающихся 5-11 классов (примерно стабильным остается на протяжении нескольких лет).

Минувший учебный год педагогический коллектив школы завершил следующими показателями своей учебной деятельности.

^ Итоги успеваемости обучающихся 2-11 классов в 2011-2012 уч.году.

класс

2010/

2011

Кол-во обуч-ся

Уровень обучен./

Качество знаний

%

Отличники/

Похвальный лист

На

«4» и

«5»

С одной

«4»

С

Одной

«3»

Слабоуспевающие



26

80/90

3/3

16

-

-

2



25

78/84

4/3

10

4

1

3



24

84/93

5/5

12

1

2






27

80/84

5/3

9

1

-






21

88/88

6/6

13

-

-

2



23

72/81

-

12

-

3

3



23

81/84

7/6

7

2

1

2



23

80/91

3/2

12

1

4

2



19

71/89

2/2

10

2

1






19

76/90

-

9

2

1






19

72/76

2/1

6

-

1

3



24

75/76

4/3

6

-

2






21

75/77

5/3

8

-

-






25

76/78

3/2

9

1

-






25

73/76

3/1

7

-

-






8

56/57

-

-

-

-

2



23

67/70

-

6

-

2

2



22

85/93

4/ похв. не выдаются

12

2

1

1



21

62/58

1/похв. не выдаются

6

-

-

4



18

62/66

-

6

-

-

4



17

56/45

-

4

-

-

8

10а

17

86/97

5/5

11

-

-

1

10б

21

68/75

-

12

1

1

3

10в

16

69/79

-

7

-

-

1

11а

24

79/95

5/похв. не выдаются

11

-

1

-

11б

21

70/77

1/похв. Не выдаются

6

-

3

2

11в

21

73/88

-

12

-

-

2

Итого

573

74/80

68/45

(12 %)

239

(42%)

17

(3 %)

24

(4%)

49

(9%)


^ Таблица предметов, по которым обучающиеся 2-4-х классов имеют одну тройку по итогам 2011 -2012 учебного года.

Класс/

предмет













Математика




1










2

Русский
















1

Английский язык







2











^ Таблица предметов, по которым обучающиеся 5-9-х классов имеют одну тройку по итогам 2011 -2012 учебного года.

Класс/

предмет

















Русский язык







1
















Математика

1

1







1










Всеобщая история










1




1







Геометрия



















1




Алгебра
















1




1

Экономика




3



















Физическая культура



















1




^ Таблица предметов, по которым обучающиеся 10-11-х классов имеют одну тройку по итогам 2011 -2012 учебного года.

Класс/

предмет

10б

11а

11б

Геометрия

1







Химия







2

Физическая культура







1

Русский язык




1





Выводы:

Во 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 5а, 5б, 9а, 10а,11а классах достаточно высокий уровень мотивации к обучению и в этом большая заслуга классных руководителей и учителей-предметников.

Рекомендации.

1. Продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению во всех классах через урок и внеурочную работу по предмету.

2. Активнее подключать к работе с «трудными» обучащимися психолога школы, шире использовать современные формы и методы на уроках и во внеурочное время.

3.В следующем учебном году необходимо обратить особое внимание на работу учителей-предметников в 8в, 8г, 10б,10в.

4.Поставить на контроль работу математиков, словесников, учителей естественного цикла, физической культуры, истории, экономики по работе с резервом хорошистов.

5. Психологу школы проанализировать и провести беседы с обучащимися, имеющими одну «3», разработать методические рекомендации учителям, классным руководителям, активнее подключать к работе с «трудными» и слабоуспевающими обучающимися социального педагога и психолога.
Сопоставительная таблица успеваемости обучающихся 2-4-х классов

за 3 года по параллелям.

^ Сведения об обучающихся, закончивших на «4» и «5».




2 классы

3 классы

4 классы

2009-2010 уч.г.

19 (51%)

17

(43%)

22

(53%)

2010-2011 уч.г.

18 (36%)

21 (53%)

20

(51%)

2011-2012

26

(50%)

21

(41%)

25

(56%)


^ Качественный показатель успеваемости в начальной школе

за 3 года.

^ Учебный год

Количество обучающихся (2-4 классы)

Учатся на

«5»

Учатся на

«4» и «5»

Успеваемость

в процентах

Качественная успеваемость

в процентах (на «4» и «5»)

2009-2010

121

15

61

100

76%

2010-2011

127

27

58

100

77%

2011-2012

146

23

72

99,5

82 %


За истекший год количество обучающихся начальных классов окончивших год на «5» и похвальным листом по сравнению с прошлым годом осталось стабильным, что свидетельствует о сохранении уровня качества образования. Для увеличения количества отличников есть потенциал, так как 6 человек имеют по итогам года одну «4». Однако, количество обучающихся окончивших год с одной «3» также составило 6 человек. Наиболее часто дети имеют затруднения по математике и иностранному языку. Один ребенок 4-го класса не справился с программным материалом по русскому и математике и был направлен на ПМПК для определения адекватной программы обучения.

Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.

Анализ учебно-воспитательного процесса производился по результатам проверок ЗУН обучающихся, проводимых в различной форме:

- административные контрольные работы;

- диагностические контрольные работы в различных формах;

-расширенный мониторинг ЗУН в выпускных 4-ых классах;

Таким образом, за истекший год количество обучающихся во 2-11 классах, окончивших год на «5» по сравнению с прошлым годом увеличилось на 10 человек (на 1%), с похвальным листом на 6 человек (на 0,9%), что свидетельствует о повышении качества образования. К сожалению, обучающихся, закончивших год с одной «4» увеличилось и составляет 17 человек, но снизилось количество обучающихся 2-11 классов окончивших год с одной «3» (по сравнению с прошлым годом на 3 человека).

^ Показатели общей и качественной успеваемости обучающихся

5-11 классов
По итогам 2011-2012 учебного года число обучающихся 5-11 классов, окончивших год на отлично», составляет 45 (11%) человек. Количество обучающихся, окончивших учебный год на «отлично» увеличилось в сравнении с прошлым годом на 13 (на 3%) человек. Это объясняется тем, что в школе есть профильные классы (10а,11а), которые дают хороший результат. Обучающиеся данных классов имеют высокую мотивацию к получению знаний. Количество обучающихся, окончивших год на «4и5» составило 167 (39 %), это на 4% выше предыдущего года. Самое высокое качество обученности в 9а, 10а, 11а классах (от 79% до 86%), самое низкое – в 8в (56% ) и 9г (56% )классах.
^ Количество обучающихся 5-11 классов, закончивших год

на «5» и «4 и 5».

Учебный год

Количество обучающихся

Количество обучающихся закончивших год на «5»

Количество обучающихся, закончивших год на «4и5»

2008-2009

382

36 (9%)

135 (35%)

2009-2010

362

39 (11%)

126 (35%)

2010-2011

412

32 (8%)

144 (35%)

2011-2012

427

45 (11%)

167(39%)

^ Количество отличников в 5-11 классах за три последних года (в %)

Количество обучающихся 5-11 классов, закончивших год на «4 и 5»

за 3 последних года (в %).


Сведения об обучающихся, закончивших на «4» и «5» (по параллелям)





5 классы

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

2008-2009 уч.г.

30

53%

33

55%

22

47%

25

38%

12

27%

20

40%

22

42%

2009-2010 уч.г.

28

(62%)

34

(57%)

32

(51%)

19

(40%)

21

(32%)

14

(41%)

22

(47%)

2010-2011

уч.г.

33

(60%)

24

(51%)

29

(39%)

31

(42%)

18

(32%)

28

(43%)

13

(32%)

2011-

2012

уч.г.

29

(63%)

29

(51%)

23

(51%)

28

(35%)

33

(42%)

35

(65%)

35

(53%)


Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.

Анализ учебно-воспитательного процесса производился по результатам проверок ЗУН обучающихся, проводимых в различной форме:

- административные контрольные работы;

- диагностические контрольные работы в форме ЕГЭ в 11 классах и в новой

форме в 9-х классах;

- защита ученических проектных работ на НПК.
^ АНАЛИЗ КЛАССНО-ОБОБЩАЮШЕГО КОНТРОЛЯ.

Формы контроля, используемые в школе:
классно-обобщающий контроль в (фронтальный вид контроля, то есть контроль за деятельностью учителей, классных руководителей, работающих в одном классе), уровень ЗУН (тесты, контрольные работы);

обзорный контроль (тематический вид) - обеспеченность обучающихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов, контроль календарно- тематического планирования и программ, факультативных занятий за счет школьного компонента; выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация повторения учебного материала за курс основной и средней (подготовка обучающихся к экзаменам); организация работы кружков, секций; система работы учителей с тетрадями обучающихся; посещаемость занятий обучащимися; работа с отстающими и «трудными» обучащимися; готовность к новому учебному году; организация физкультурно-оздоровительной работы.

административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам - стартовый контроль, рубежный контроль

(по полугодиям), итоговый контроль (годовой на конец учебного года), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах), итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных классах);

тематически-обобщающий контроль - развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроке и вне школы;

комплектно-обобщающий контроль - контроль за состоянием методической работы в школе, работы с мотивированными на учебу обучащимися

Методы контроля

  • Посещение уроков

  • Изучение документации

  • Проверка знаний (тесты, контрольные, практические работы, срезовые контрольные работы)

  • Анкетирование

  • Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану ВШК.


В 2011/2012 учебном году в школе обучалось 32 общеобразовательных классов и 9 классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида.

(через дробь - классы обучающиеся по программе специальной (коррекционной) школы 8-го вида.

1 ступени- (1-4 классы) - 11/4 классов;

II ступени – (5-9-е классы) - 15/5 классов;

III ступени – (10-11 классы) – 6 классов.

Окончили год (2-11 классы):

  • на «5» - 68 (12%) обучающихся;

  • на «4» и «5» - 239 (42%) обучающихся;

  • с одной «4» - 17 обучающихся;

  • с одной «3» - 24 обучающихся.

Из таблицы видно, что за прошедший учебный год качество обученности во 2-11 классах увеличилось на 3 % и составило 74%.

Рекомендации:

1.Включить в план внутришкольного контроля классно-обобщающий контроль 8в, 10в, 10б классов, а также 5-е и 10-е классы с целью адаптации в 2012/2013 уч. году.

2. Включить в план работы М/О учителей предметников предметно-обобщающий контроль за формированием системы знаний, умений и навыков у обучающихся по физике, русскому языку, алгебре, геометрии, иностранному языку, математике, биологии, географии, химии, истории, физической культуре, экономике оценку преемственности в обучении предмету.

3. Провести анализ и классификацию затруднений у учителя и обучающихся при обучении физике, химии, русскому языку и математике.

4. Провести совместное заседание М/О учителей начальных классов, математики, М/О словесников, М/О учителей естественно-научного цикла.

5. Наметить и осуществить меры по коррекции знаний обучающихся. Включить в план работы М/О учителей начальных классов, русского языка и литературы и математики контроль по русскому языку в начальных классах, русскому языку и математике в 5, 9 , 11 классах.

6. Более тщательно разработать план совместной деятельности М/О учителей начальной школы, М/О учителей математики, М/О учителей русского языка и литературы, администрации по преемственности начальной и основной школы и обеспечить безусловное его выполнение.
^ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-11 КЛАССОВ .
  1   2   3

Похожие:

Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconАнализ работы социального педагога в течение 2011-2012 учебного год
В течение 2011-2012 учебного года социальным педагогом проводилась следующая работа
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconАнализ работы методического объединения учителей естественно-математического...
Мо учителей естественно-математического цикла работало над темой «Использование информационных технологий в организации учебного...
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconАнализ организации учебного процесса
Поэтому, в 2011-2012 учебном году администрация и педагогический коллектив продолжили работу над повышением качества предоставляемых...
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconАнализ итогов учебного год
Вашему вниманию предлагается анализ основных направлений работы нашего педагогического коллектива за 2011 2012 учебный год
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconАнализ учебной работы маоу первый Новоорский лицей за 2011 – 2012 учебный год
На окончание 2011-2012 учебного года численность учащихся составила 196 человек, что на 5 человек больше этого периода прошлого учебного...
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconПлан работы школы на 2012 13 учебный год с. Шишкина 2012 г
Проблемно-ориентированный анализ итогов 2011 – 2012 учебного года. Задачи на новый учебный год
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconАнализ учебного плана за 2011-2012 учебный год
Учебный план на 2011-2012 учебный год был разработан в соответствии со следующими документами
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconПлан вшк на 1-е полугодие 2012-2013 учебного года Сентябрь
Анализ работы школы за 2011-2012 учебный год. Цели, задачи, направления деятельности педагогического коллектива на 2012-2013 учебный...
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconРабочая программа по технологии на 2011-2012 учебный год
Программа предназначена для обучающихся 1 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Ювинская средняя общеобразовательная...
Анализ организации учебного процесса и содержания образования за 2011-2012 уч год iconРабочая программа по окружающему миру на 2011-2012 учебный год
Программа предназначена для обучающихся 1 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Ювинская средняя общеобразовательная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница