Экономическая мысль средневековой Руси




Скачать 100.56 Kb.
НазваниеЭкономическая мысль средневековой Руси
Дата публикации05.04.2013
Размер100.56 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
Экономическая мысль средневековой Руси.

Экономическая мысль Русского государства, как и в других стра­нах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономиче­ской мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты князей, церковную литературу. Важное место среди них занимает "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовав­шие в Киевской Руси в XI-XIII вв. производственные отношения.

Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованно­го государства. Это способствовало экономическому прогрессу, разви­тию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной соб­ственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское земле­владение как вознаграждение за службу. С образованием централи­зованного государства роль поместного дворянства значительно воз­росла.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произве­дений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим полити­ческим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского свое­властия.

Значительное для своего времени произведение Ермолая-Ераз­ма под названием «Благохотящим царем правительница и землеме­рие», или короче «Правительница»  представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.

Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положе­нии крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал не­обходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.

Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в за­висимость от служебных достоинств и выполнения служебного дол­га. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедли­вое.

В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономи­ческой основы Русского централизованного государства. Такую ос­нову Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача зем­ли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего инте­ресы новой, прогрессивной для того времени части общества — слу­жилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.
^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА
При Ярославе (сыне Владимира) появляется первый писанный гражданский

устав "Правда Русская". Главная цель общежития, есть личная безопасность и

неотъемлемость собственности. Устав Ярослава утверждает и ту и другую.

Первые статьи посвящены охране безопасности за убийства за побои, или

убийство убийцы. Оградив безопасность личную, заботится о собственности.

"Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве, а кто продержит его

связанного до света, тот обязан с ним явиться на княжеский двор. Убиение

татя связанного есть преступление".

Принципы экономической политики киевских князей.

1. Проблема изыскания средств на содержание двора и дружины, на ведение

войны. Собирают дань, оброк с населения. Устанавливаются нормы обложения.

("Князь Игорь, только что собравший дань с древлян и решивший тут же

получить ее с них вторично, был убит возмущенными древлянами. Его жена,

Ольга, после усмирения древлян, установила "уставы и уроки", "оброки и

дани", т.е. размер налогов, сроки, их уплаты и места, где они должны

собираться".

2. Штраф за убийство человека "вира", "продажа"- за другие

преступления.

3. Торговые пошлины, внешняя торговля.

4. Натуральные повинности - строительство укреплений.

5. Чеканка золотой и серебренной монеты.

6. Сосредоточение земли у князей.

Дошедшие до нас многочисленные списки пакта "Правды Русской" делятся на

две группы, различные по объему и содержанию: "Краткая Правда" и

"Пространная Правда".

^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В "ПРАВДЕ РУССКОЙ".
("Правда Ярослава" - 30 год XI века, "Правда Ярославичей" - 70 год,

"Устав Владимира Всеволодовича" - 1113 год).

Центральное место в "Правде Русской" занимают вопросы экономических

имущественных отношений: определение ответственности за различные

преступления в этой области: воровство, нарушение пашенных меж и т.д., а

так же нормирование разных имущественных отношений: займа, наследования и

т.д. Если отдельные статьи "Правды Русской" сгруппировать по их содержанию,

то окажется, что почти в половине статей "Краткой Правды" (в 20 из 43),

речь идет о ответственности за нарушение права собственности и другие

вопросы экономического характера. Из 121 статьи "Пространной Правды", 87

статей посвящены экономическим вопросам:

- "Вира" и "продажа"- в пользу князей, изредка в пользу потерпевшего;

- Охрана земельной собственности, землевладения, ответственность за

нарушение межи;

- "Челядин"- собственность господина наравне со скотом и вещами, за

кражу его- штраф.

В восьми статьях "Правды Русской" речь идет о займах, процентах, об

охране интересов кредитора, о порядке взыскания долгов. (На 5 кун- 3-4 куны

сверху, это около 80%). Кредитные отношения- "долг", денежный процент и

т.д. Долговые обязательства в натуральной форме- ссуда продуктами с

возвращением с прибавкой.

Статья 53: Ссуда в треть куны берется лишь два раза, после лишь

возвращение денег, если три раза- теряет право на получение долга с

должника.

Распространение закупа - смерд, прибегнувший к ссуде и отрабатывающий

свой долг в хозяйстве заимодавца. "Устав о закупах"- ряд статей в "Правде

Русской".

Закуп превращается в полного холопа при бегстве или в случае кражи на

стороне, штраф за которую платил господин. Можно отлучаться от господина в

поисках заработка. Имеет право обращаться в суд с жалобой на господина.

Статьи "Устава о закупах" историки связывают с восстанием в 1113 году.

"Устав о холопах". Условия для превращения в раба:

- купля холопа при свидетелях, хотя бы за пол-гривны и отдача денег

при самом холопе;

- женитьба на рабе без всякого условия (если с условиями, то на тех

правах, на которых было условлено);

- поступление на тиуны (домашнюю челядь) или ключники без условия;

- закуп, ушедший от господина и не доказавший, что ходил искать управы

на хозяина.

Нельзя обращать в холопство ни за прокорм, ни за предметы домашнего

обихода. Если, не дослужив до срока, работник хочет уйти, не ставить ему

это в вину, только пусть возвратит хозяину деньги. Уголовная

ответственность за оказание помощи беглому холопу и вознаграждение за

поимку беглеца.

В.О.Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по существу "уложение

о капитале". "Капитал,- писал он,- служит предметом особенно напряженного

внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека

рассматривается как орудие капитала, можно сказать, что капитал- это самая

привилегированная особа в "Правде Русской"." В "Правде Русской" изложена

политика Киевского государства.

"Приметим,- пишет Карамзин,- что древние свободные Россияне не терпели

никаких телесных наказаний, виновник платил или жизнью или вольностью, или

деньгами - они изъявляют какое-то удивительное , кратки, грубы, но достойны

людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти".

ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ И.ПЕРЕСВЕТОВА (XVI в.)
Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из

его же сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве

на Куликовском поле. И.Пересветов, будучи подданным польского короля, с

разрешения последнего находился на "дворянской службе" у угорского

(венгерского) короля, у короля чешского, у молдавского господаря Петра.

В конце 30-х годов XVI века "Ивашко Семенов сын Пересветова" прибыл из

Литвы в Москву "желая служить московскому государю". Пересветов был принят

на службу и получил от царя поместье ("двор"). Поместье оказалося "пусто",

средства из других стран были истрачены, от "обид и волокиты" сильных

людей, он очутился в большой нужде "и бос, и пеш". Не раз пытался

обратиться к царю с просьбой оказать ему помощь. Дальнейшая судьба

неизвестна.

Написал ряд небольших произведений предназначенных для Ивана IV:

"Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-

султане", "Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549

гг.).

Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и

предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей

и писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику

Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые,

разумные, с точки зрения Пересветова мероприятия рекомендуются им в форме

положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателя

Константинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавского

господаря), философов и докторов.

Идеолог дворянства. Основная идея - ослабление бояр, усиление царской

власти, опора на дворян, "воинников".

1. Господство "вельмож". "Вельможи русского царя сами богатеют и

ленивеют, царство оскужают, и тем самым они слуги ему называются, что

цветно, и конно, и людно выезжают на службу его (царя), а крепко за веру

христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем

богу лгут и государю". Правление вельмож, их произвол, обогащение- главная

причина гибели Византии.

2. Царь не должен давать воли вельможам, быть надо грозным, ибо без

грозы нельзя держать царства. Вельможи, которые приблизились к царю не

мудростью своей, не воинской заслугой "подобит огнем жещи и иные лютые

смерти им давати, чтобы зла не множилось".

3. Необходимость иметь большое и сильное войско, опираться на

"воинников", служивых дворян. "Воинниками царь силен и славен".

"Воина держати, как сокола чередити (лелеять) и всегды ему сердце

веселити, а ни в чем ему кручины не допускати". Царь должен приближать к

себе и возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам,

по их заслугам, хотя бы эти люди были незнатного происхождения.

(Исторический процесс централизации государства --> усиление

самодержавия --> усиление государства, его вмешательство в экономическую

жизнь страны. Ослабление крупных дворян- феодалов, как причины феодальной

войны. Создание нового класса для опоры- "воинников"- дворян.)

4. Устранение управления через наместников. Замена неправдивого,

продажного суда наместников- честными царскими судьями с казенным

жалованием. Пример Магмет-салтана, который "велел со всего царства все

доходы себе в казну имати, а никому ни в котором граде наместничества не

дал вельможам своим, для того, чтобы не прельщалися неправдою судити, и

оброчил вельмож своих из казны своей, кто чего достоин и дал суд во все

царство, и велел присуд имати себе в казну, для того, чтобы судьи не

прельщалися и неправды бы не судили".

Предложения Пересветова отвечали потребностям русского феодального

централизованного государства. Всего лишь через несколько лет, "кормления"

в России были отменены.

5. О купечестве, торговле - узко дворянские интересы. Оградить

"воинников" от алчности купцов, установить государственную регламентацию

цен на товары. В Царьграде - " оскуднели и обнищели, а мытари богатели",

"суд был неправеден, а торговля - нечиста".

У Магмет-салтана: "великую правду в царство свое ввел, и купцем куплею

уставил". "Цена была бы всему уставлена", "по цареву указу".

6. Против рабства-холопства.

О рабстве: "бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел

быть владыкою, а не рабом", "кто записывает людей в работу вовеки,

прельщают, дъяволу угождают".

О холопстве: Царь должен иметь сильное войско. Холопы служат вельможам.

Холоп не может быть храбрым воином. "В котором царстве люди порабощены, и в

том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо

человек срама не боится, а чести не добывает, хотя силен или не силен, и

речет так: однако если холоп, иного имени мне не прибудет".

Пересветов советует сжечь кабальные книги. Царским судебником 1550

года, было запрещено превращать дворян в холопов.

7. Внешняя политика. Предложение (совет) покорить Казанское царство.

"Землица весьма угодная", подобная "подрайской земле угодьем великим". Эта

часть программы Ивана Семеновича Пересветова вскоре получила свое

осуществление: после завоевания казанского царства земли его были разданы

русским помещикам.

Это теоретическое обоснование той политики, что вскоре начал

осуществлять Иван Грозный.

Похожие:

Экономическая мысль средневековой Руси iconЭкономическая мысль средневековой Европы
Земельный надел /аллод/ еще не стал частной собственностью отдельных лиц. Вместе с тем в этом документе нашел отражение процесс разложения...
Экономическая мысль средневековой Руси iconУрок всемирной истории для 7 класса Тема урока «Культура Северо-Восточной Руси XIV- xv вв.»
...
Экономическая мысль средневековой Руси iconБелинцева И. В., Бутырский М. Н
Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой...
Экономическая мысль средневековой Руси iconРаспад Киевского государства. Основные экономические, политические...
Распад Киевского государства. Основные экономические, политические и культурные центры средневековой Руси (хii–хiii вв.)
Экономическая мысль средневековой Руси icon2. Экономическая мысль в странах с азиатским способом производства
Экономическая теория имеет как минимум два компонента (анализ и систематизация в логическую схему). А такие теории появляются лишь...
Экономическая мысль средневековой Руси iconУчебный курс «Искусство средневековой Руси» Памятники древнерусского искусства. Живопись
Свв. Борис и Глеб на конях. Вторая пол. 14 в. Из Успенского собора Моск. Кремля. Гтг
Экономическая мысль средневековой Руси iconПраздного
Редакционная коллегия серии «Экономическая мысль Запада»: В. С. Афанасьев, В. В. Голосов, И. Е- гурьев, А. Г. Ми-лейковский, С. М....
Экономическая мысль средневековой Руси iconРеферат на тему: Артур Шопенгауэр Камаева Гузель
Лекции Фихте и Шлейермахера мало удовлетворяли его; у первого он слушал о “фактах сознания”, у второго – историю средневековой философии;...
Экономическая мысль средневековой Руси iconЭкономическая система и её функции
Экономическая теория изучает то, как функционирует экономическая система. Экономическая система необходима для решения основных проблем,...
Экономическая мысль средневековой Руси icon1. Экономическая теория как наука
Позитивная и нормативная экономическая теории. Экономическая теория и экономическая политика
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница