Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе




Скачать 47,48 Kb.
НазваниеЛекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе
Дата публикации04.04.2013
Размер47,48 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Экономика > Лекция

Лекция: Роль ТНК в мировой экономике на современном этапе.

1.Понятие, сущность и положение ведущих ТНК в мировой торговле.

2.Общая характеристика международного производства и уровень транснационализации ТНК на современном этапе.

1. По определению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), транснациональными корпорациями (ТНК) являются фирмы, состоящие из родительских компаний и их зарубежных филиалов. В свою очередь, родительской компанией является та, которая контролирует активы предприятий в зарубежных странах, обычно через участие в их акционерном капитале.

^ Доля в 10% и более обычных акций или голосов в акционерном обществе либо ее эквивалент в других обществах и товариществах рассматривается как рубеж для получения контроля над активами (хотя в ряде стран, например в Великобритании и Германии, таким рубежом считаются 20%). Соответственно зарубежным филиалом называется предприятие, в котором инвестор, являющийся резидентом другой страны, владеет долей, позволяющей ему осуществлять долгосрочное участие в управлении предприятием.

На рубеже XX—XXI вв. в мире насчитывалось примерно 64 тыс. ТНК и около 866 тыс. входящих в их состав зарубежных филиалов. На ТНК приходится 1/4 ВВП всего мира, в том числе на их зарубежные филиалы — 1/10. Подавляющая часть родительских компаний — около 49 тыс. — размещается в развитых странах. Немало их в развивающихся странах (примерно 12 тыс.) и в государствах с переходной экономикой (около 3 тыс.). Однако это в основном небольшие и средние по размеру ТНК, так как в число 100 крупнейших по зарубежным активам ТНК мира в 2004 г. входили только две ТНК из развивающихся и постсоциалистических стран (мексиканская «Семекс» и Гонконгская «Хатчесон Вампу»), а все остальные 98 ТНК — из развитых стран, прежде всего из США (28), Японии (8), Германии, Великобритании, Франции и других стран — членов ЕС (50).

На эти 100 компаний в конце 90-х гг. приходилось 13% накопленных в мире прямых инвестиций. Это компании, занимающиеся в основном производством электронного и электрического оборудования (17%), химических и фармацевтических товаров (16%), автомобилей (14%), продуктов питания и напитков (10%), добычей, переработкой и сбытом нефти и другого сырья (11%), телекоммуникационных услуг (6%).

Тем не менее в мире все больше становится ТНК из других групп стран. Наибольшего уровня процессы транснационализации достигли в крупнейших, а также в наиболее развитых из постсоциалистических и развивающихся стран — Китае (особенно в Гонконге), Малайзии, Бразилии, Мексике, Чили, Венесуэле, ЮАР. Если судить по списку ведущих - 50 ТНК не из развитых стран.

Немало ТНК и в России — сырьевые (Газпром, ЛУКойл и другие нефтяные компании), в обрабатывающей промышленности (АвтоВАЗ), внешней торговле (почти все бывшие государственные внешнеторговые объединения), сфере услуг («Ингосстрах» и др.).

Если исходить из наиболее известных моделей прямых инвестиций, то ТНК в тех странах, где они создают зарубежные филиалы (а это в основном соседние государства, что особенно типично для молодых ТНК), должны обладать специфическими преимуществами. Это прежде всего невысокие цены, а также адаптированная к местному спросу продукция, отвечающая местным условиям технология, хорошее знание местных условий хозяйствования, иногда этнические преимущества и благожелательное отношение местного правительства, а также, конечно, использование отраслевых преимуществ своих стран (развитая текстильная промышленность Гонконга, пищевая промышленность Аргентины, нефтехимическая промышленность Кувейта, машиностроение Бразилии), которых становится все больше по мере повышения уровня их экономического развития. Есть подобные преимущества и у российских ТНК, особенно в бывших советских республиках.

Отметим также, что во всех группах стран быстро растет число средних и малых ТНК, т.е. с небольшим числом зарубежных филиалов ограниченных размеров. Именно за счет их столь быстро увеличивается общее число ТНК в мире-с 35 тыс. в 1990г. до 63 тыс. в 1998г.

2. Для измерения вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используют индекс интернационализации. Он основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании у себя на родине и за рубежом.

ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как сумму трех величин:

- доли активов за рубежом в общем объеме активов компании;

- доли продаж за рубежом в общем объеме продаж компании;

- доли персонала за рубежом в общей численности персонала компании.

У 100 ведущих ТНК мира индекс интернационализации в 2004 г. составлял в среднем 59,4% хотя у многих ведущих ТНК он был намного выше, особенно у ТНК из малых и средних развитых стран.

(Так, у финской телекоммуникационной компании «Нокиа» он равнялся 74,5%, у канадской издательско-информационной корпорации «Томсон» он составлял 97,7%, у швейцарской пищевой компании «Нестле» — 75,0%. Для последней компании было характерно: зарубежные активы (33 млрд долл.) составляли подавляющую часть всех ее активов (56 млрд долл.), за границей реализовалась основная часть ее продукции (35 из 51 млрд долл.), там же работала основная часть персонала (223 тыс. из 230 тыс. чел.)).

Средний уровень транснационализации 50 ведущих ТНК не из развитых стран заметно ниже — 45,7%, хотя среди них есть и высокоинтернационализированные компании.

(Так, индекс интернационализации у южноафриканской целлюлозно-бумажной компании «Саппи» составляет 70,4%; у гонконгской диверсифицированной компании «Хатчисон Вампу» ,— 65,6%, у мексиканской цементной компании «Семекс» — 70,4%. Последняя имеет филиалы в Панаме, Венесуэле, Колумбии, Доминиканской Республике, а также на Филиппинах, в Индонезии, Испании.)

Под международным производством понимается продукция, реализованная (проданная) зарубежными филиалами ТНК.

Базой для этих продаж являлось прежде всего собственное производство товаров и услуг, организованное на зарубежных филиалах, хотя они перепродавали немало продукции своих родительских компаний. Объем производства на зарубежных филиалах оценивался в 2004г. в 3437 млрд долл. по добавленной стоимости.

Если сравнить эту величину с объемом ВВП мира, оценивавшегося в 2004г. в 32 227 млрд долл., то можно сделать вывод, что международное производство составляет более 10% мирового ВВП.

Если к величине международного производства (т.е. производства на зарубежных филиалах) добавить объем производства в самих родительских компаниях, то весь объем производства ТНК в мире (национального и международного) можно оценить приблизительно в

20-25% мирового ВВП.

Базой международного производства являются прямые инвестиции аккумулированный объем которых в мире в 2004г. оценивался в 6866—7122 млрд долл. Большинство из организованных с помощью прямых инвестиций зарубежных филиалов привлекают к партнерству местный предпринимательский и ссудный капиталы. Поэтому общая величина активов зарубежных филиалов составляла 26 543 млрд долл.

Особенно велик объем международного производства у ТНК ЕС и США: их зарубежные филиалы производят, по оценке, соответственно около 3 и 2% мирового ВВП. Одновременно в их ВВП возросла доля продукции, производимой на их территории зарубежными филиалами, а также доля иностранных прямых инвестиций в объеме валового накопления основного капитала. Так, в США этот последний показатель в начале текущего десятилетия колебался в диапазоне 12—18%, в ЕС в целом — 22—42%. В Японии показатель традиционно очень мал — менее 1% из-за весьма небольшого объема иностранных инвестиций.

Похожие:

Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе icon1. 1 Транснациональные корпорации: эволюция, структура и типология. Роль тнк в мировой экономике
Транснациональные корпорации: понятие, признаки, преимущества и недостатки, роль в современном мировом хозяйстве и в условиях мирового...
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе iconТемы домашних заданий по курсу «финансы и кредит» Финансовая политика...
Финансы в ао различного типа. Распределение фондов. Роль финансов ао; Инвестиционная политика предприятия. Источники инвестирования,...
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе icon1. Роль и место маркетинга в мировой экономике и в экономике России
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе iconПримерная тематика курсовых работ по мировой экономике 2006/2007гг
Место и роль международных финансовых организаций (мвф, Всемирный банк и др.) в современной экономике
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе icon1. Понятия «Актор» и «Участник мировой политики»
МО, стали появляться и негос-ые участники, роль которых на международной арене возрастает. К акторам современной системы мо можно...
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе icon15. Место Германии в современном мире
Германия на современном этапе играет особую роль в мире. Это государство, которое обладает значительным потенциалом, в силу чего...
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе iconКонтрольная работа По дисциплине : «Мировая экономика». На тему :...
Возникли своеобразные суперкорпорации, владеющие подразделениями не только в своей стране, но и в других странах и даже на других...
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе iconЛекция: Торгово-экономические отношения России с развивающимися странами
Характерные особенности развития внешней торговли развивающихся стран на современном этапе
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе iconЛекция: Торгово-экономические отношения России с развивающимися странами
Характерные особенности развития внешней торговли развивающихся стран на современном этапе
Лекция: Роль тнк в мировой экономике на современном этапе iconЛекция: Тенденции развития рынка высоких технологий
Состояние российского рынка высокотехнологичной продукции на современном этапе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница