31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма




Название31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма
страница1/9
Дата публикации26.05.2013
Размер1,06 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. ИЭУ как наука. Основные этапы развития экономической науки.

    2. Общая характеристика экономической мысли античного мира и средневековья.

3. Общая характеристика меркантилизма.

4. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии.

    5. Эконом. взгляды Пети, Буагильбера

6. Экономическая теория физиократов. “Экономическая таблица” Ф. Кенэ.

7. Экономическая теория А.Смита (1723-1790).

8. Экономическая теория Д. Рикардо.

9. Экономическая мысль Франции в первой половине XIX века: Ж. Б. Сэй.

10. Экономические взгляды Т. Р. Мальтуса.

11. Экономические взгляды С. Сисмонди.

    12. Эконом. теория Дж. Милля

    13. Политическая экономия К.Маркса

14. Развитие экономической мысли в Германии в первой половине XIX века. Лист.

15. Историческая школа в Германии.

16. Общая характеристика маржинализма. Сущность маржиналистской революции.

18. Австрийская школа. Менгер, Визер, Бем-Баверк.

19. Кембриджская школа. Маршалл.

20. Американская школа. Кларк.

21. Теория благосостояния Пигу.

22. Теория общественного (экономического?) развития Шумпетера.

    23. Шведская школа. Викселль

24. Теория монополистической конкуренции Чемберлина.

25. Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон.

    26. Общая хар-ка кейнсианства. Кейнсианская революция

    27. Эконом. теория Кейнса

28. Неокейнсианская теория экономического роста Р. Харрода.

29. Неокейнсианская теория экономического роста Э. Хансена.

    30. Неоклассический синтез
^

31. Посткейнсианство.

32. Общая характеристика институционализма.

33. Американский институционализм. Т. Веблен

34. Американский институционализм. Дж. Коммонс и У.Митчелл

35. Теория нового индустриального общества. (Дж. Гэлбрейт)


36. Неоинституционализм. Общая характеристика.
^

37. Неоавстрийская школа: Л. Мизес, Ф. Хайек.


    38. Неолиберализм в ФРГ. Ойкен. Эрхард

39. Американский монетаризм. М. Фридмен.

    40. Эконом. концепция современного консерватизма. Теория пред. Теория рац-х ожиданий.


Вопрос №1. ИЭУ как наука. Основные этапы развития экономической науки.

Если Экономическая история — это процесс формирования рынка, то История экономических учений — это процесс формирования представлений о рынке.

^ ИЭУ — наука о возникновении, формировании, борьбе, опровержении и смене научных гипотез. Предмет – изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

^ Предмет ИЭУ – процесс возникновения, развития и смены эконом. воззрений различных школ и течений. Она отражает состояние эконом. знания в его накопительном росте.

Методологически ИЭУ опирается на совокупность прогрессивных методов эконом. анализа. В число этих методов относится:

  1. метод историзма – последоват. анализ эконом. концепций в теч. знач. истор. периода

  2. логический – состоит в фиксации внутренней логики научных теорий

  3. сравнительный

  4. метод эклектики. Маршалл –его использовал, поэтому он становится главой неокласс. Направления – соединил концепцию классиков и маржиналистов. П. Самуэльсон –неоклас-й синтез.

  5. М. использования экономико-математ-го моделирования для анализа развития эконом. науки (использование матем. знаков и символов).

  6. Монографический метод.

  7. М абстрагирования- исключение явлений, носящих случайный хар-р, при исследовании процессов экономики.

Этапы развития

    1. зарождение эконом. идеи – доиндустриальное развитие общ-ва – 5в. до н.э. –средневек. к16в. Товарные отношения, натур-е хоз-во, рын-е отношения носили…хар-р. Эконом. идеи выступали как сост. часть работ, посвященных философским и религиозным проблемам.

    2. история эконом. учений – с 16в. до наших дней. Отражает процесс становления и развития рыночных отношений

ИЛИ 3 этапа

  1. Др. Греция –появилось понятие –до 17в –А.Смит. Класс. школа. Этап развития эк. мысли в условиях дорыночного (докапит) хоз-ва. Экономика –как общая часть др. наук. Др. Греция- Часть Философии. Ср.века - Памфлеты- легкие стихи об экономике, меркант. этап.

  2. 17в. –к20г20в. этап развития эк. мысли в усл. рыночной экономики. Этап нерегулируемой экономики.

  3. этап регулируемой экономики с Кейнса.

Направления современные:

  • неоклассицизм – 90ег19в. –основано на идеях эконом. либерализма, принципах системного анализа предельных величин в исследовании микроэкономики; сейчас задачи: решение макроэконом. ? и проблем гос-ого регулир-я экономики.

  • Неокейнсианство – 50-60 20в. –в основе теория Кейнса + учение о влиянии роста доходов на процесс воспроиз-ва (принцип акселерации)

  • Неоинституционализм -60-70 –ставит эк. процессы в завис-ть от технократии (глубокого знания совр. технологии), объясняет значение эк. процессов в соц. жизни общ-ва.

  • Неолиберализм – эк. учение о гос-м регулировании хоз-х процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и др. элементов эк. либерализма.

  • Марксизм – 40е,19в Германия- защита интересов рабочего класса; в основе –представления о ст-ти и прибавочной ст-ти для обоснования неизбежности победы социализма.




    Вопрос №2. Общая характеристика экономической мысли античного мира и средневековья.

1. Эк. мысль Др. Греции и Др. Рима. «Ойкономия» -ойкос-дом, ном-закон. Домострой, искусство управления домом. Впервые встречается у Ксенофанта в 430-354г до н.э. «Домоводство или трактат о д\х» -хар-ка образцового хоз-ва того времени (стороны быта, распределение сем. обяз-тей, обустройство дом-х помещений, подбор управл-х и слуг, обработка почвы, посев и уборка урожая –разнообразные советы (иногда банальные- хлеб хранить в сухом месте, вино в прохладном; иногда странные –отучение жены от исп-я косметич-х ср-в и приучения тела к хоз-ву).

Понятие об эконом. гораздо шире. ^ Но везде рациональное хоз-ние. Различное применение этой рациональности. Античное общ-во – традиционное (на традициях, обычаях, заветах) – в его основе лежат принципы общины (объединения людей). Хоз-ая жизнь ориентирована на самообеспечение, свои нужды сами обеспечивают. Д\х- натуральны. Межсемейные отношения –как взаимопомощь. Приобретение продуктов через обмен, торговля редко. Свои образцы поведения, правила, мастера передавались в семье. Человек не волен выбирать свободу, она ему предназначена свыше.

Сейчас человек рационален, если решая что, как делать он руководствуется своими интересами, мах индивид. Потребности, а античный –человек разумен, если это признают его сограждане, община.

Аристотель –первый экономист 384-322 г. «Политика» -гл. идеи –рабство естественно и д.б. основой любого произ-ва; обязательно наличие частной собст-ти; все виды ч\деят-ти. Предлагает разделить на 2 группы:

  1. экономика – изучение явлений, связанных с произ-ом благ, удовлетворяющих потребности человека.

  2. Хрематистика –деят-ть, направленная на извлечение прибыли, на накопление бог-ва, в отличие от экономики (деят-ти, направленной на приобретение благ для дома, гос-ва)э

- Х -изучение явлений, связанных с накоплением: умение обеспечивать себя всем необходимым; «искусство запасаться». Для А. главное – анализ цели, кот. служат искусству запасаться. Для накопления запасов, связанных с бесперебойным развитием экономики (оборотный К, переносит свою ст-ть).

- др. напр. Хрематистики –накопление денег, оно не имеет ест. границ – бол-во становится целью человека. Противоестественная форма, особо против % -самая противоест-я форма дохода. Деньги – предназначены лшь для обмена и не могут породить новые деньги.

Ар- первый анализ явления, кот. мы называем ценой.

Гл. вопрос –о справедливости при обмене, какая пропорция справедлива, какая нет (что делает товары сравнимыми). Этот вопрос разделил экономистов на 2 течения – сторонники трудовой еории ст-ти и сторонноки различных вариантов (субъективные критерии, оценки полезности людьми). Аристотель- несколько точек зрения.

- обмен справедлив, если это отражает соотношение затрат на произ-во продукта. Общей мерой при обмене является потребность, кот. на практике заменяет деньги.

Обмен –это особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равен-ва, эквивалентности. Равен-во невозможно без соизмеримости. Приравнивание м.б. искусственным приемом. Им становится соизмерение посредством денег. Обмен на принципах справедливости означает обмен «по достоинству».

^ 2. Экю мысль средневековья. Фома Аквинский 1225-1274г –крупнейший мыслитель средневековья, доктор Парижского универ. «Сумма теологии»

- признается необходимость ч\соб-ти в общ-ве – когда добро принадлежит отд. людям, они › работают и ‹ спорят. Имущ-во д.б. добыто законным путем. Его обладатели д.б. готовы делится с теми, кто в нужде. Идея справделивого Бога и идея ограниченности кол-ва матер-х благ.

- сословное деление общ-ва –закон божий –отменять или посягать на сословное деление –посягать на Бога;

- деньги не могут порождать деньги –погоня за такими деньгами –грех;

- богат-во нужно рассматривать с 2х позиций: 1) бог-во естественное –связанное с произ-ом необходимых благ 2)противоест. бог-во – связано с накоплением денег –золото, серебро. Осуждает ростовщичество. Время –всеобщее благо, данное Богом.

- теория «справедливой цены» -та цена 1) кот. обеспечивает эквивалентный обмен, связанный с эквивалентностью затрат 2) та цена, кот. обеспечивает людям приличествующие их сословию благосостоянию. Процесс ценообразования ставится в зав-ть от сословия.

Торговля- законное занятие, т.к. различие в природных бог-вах разных стран- предусмотрено Провидением. Торговая прибыль –не порочна, м.б. использована для честной цели. Но торговля –опасное дело –искушение –человек должен ей заниматься только для всеобщей пользы, прибыль не должна › справедливой оплаты его труда.

Труд –позитивная оценка, необходим для жизни, избавление от праздности, укрепление нравственности. Как и Арист. отрицает идею о равнозначности всех видов труда, физ. труд –рабское занятие.
Вопрос №3. Общая характеристика меркантилизма.

Деньги становятся главным предметом экономической мысли позднего средневековья. С одной стороны, абсолютистское государство “нуждается соответственно с той единообразной всеобщей властью, которую она должна быть в состоянии осуществлять во всех точках периферии, в материальном рычаге этой власти — во всеобщем эквиваленте...” (Маркс, Том 49). Сила государства начинает измеряться непосредственно денежными ресурсами. С другой стороны, нормальное течение и развитие хозяйственно жизни производителей — крестьян, ремесленников, мелких и оптовых торговцев — прямо зависит от устойчивости денежного обращения. Нехватка денег в обращении или рост недоверия к деньгам неоднократно служили в XIV--XVI вв. причинами сокращения производства на рынок (а следовательно, и государственных доходов). Наконец, в позднее средневековье быстро развивается и приобретает определенное политическое влияние ростовщический капитал, источник роста которых находится в сфере обращения.

На основе обобщения этих экономических процессов в основных странах Европы к началу XV вв. сложилось экономическое учение меркантилизма. Меркантилизм в целом характеризуется следующими чертам:

  1. деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства (при этом частное и национальное богатство не различаются);

  2. предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения;

  3. накопление богатства (разумеется, в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.

Меркантилизм не являлся экономической наукой. Его основные положения — результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификации. Можно сказать, что меркантилизм эмпирически установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала. Прежде всего это относится к к выделению сферы обращения как решающей для накопления богатства. Действительно, торговый и ростовщический капитал прирастает именно в сфере обращения. Он еще не овладел производством, сохраняющим в своей основе докапиталистические, феодальные формы. Доктрина меркантилизма сводилась к практическим рекомендациям по накоплению частного и национального богатства.

Меркантилизм как экономическое учение представлял собой обоснование экономической политики абсолютистского государства и первоначально был вторичен по отношению к эмпирически утвердившимся методам обогащения государства. Однако по мере развития своей экономической доктрины меркантилизм (особенно в XVII в.) как учение в свою очередь приобретает определяющее влияние на политику.

Несмотря на то, что экономическая политика меркантилизма “состояла на вооружении” абсолютистских правительств феодальных государств Европы, по своему объективному содержанию меркантилизм отражал закономерности становления нового, капиталистического способа производства. Абсолютизм всегда опирается на поддержку тех ли иных раннекапиталистических, буржуазных кругов, и поэтому проводимая им экономическая политика объективно должна учитывать их специфические классовые интересы. В этом смысле меркантилизм есть первое буржуазное ученье.

Даванзатти (один из первых меркантилистов) показывает, что сущность меркантилизма — не примитивное отождествление богатства с деньгами, а открытие первой существенной связи в пестром мире продуктов и услуг, составляющих богатство, — связи между всеми его возможными предметами и одним поддающимся точному измерению (и соизмерению) предметом — деньгами.

Основные направления политики М:

- поощрение – с целью увеличения производства товаров для экспорта – развития промышленности, особенно мануфактурной;

- активный протекционизм;

- поддержка экспансии торгового капитала, в частности поощрение создания монопольных торговых компаний;

- развитие мореплавания и флота, захват колоний;

- резкое повышение налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.

Меркантилизм делился на Ранний (XVIв) – монетаризм и Поздний.

Ранний: всестороннее ограничение импорта товаров;

вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

установление высоких цен на экспортируемые товары;

система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами)

теория денежного баланса. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.

Поздний: снятие жестких огранич. по импорту товаров и вывозу денег;

доминирует идея “торгового баланса”;

протекционизм экономической политики гос-ва;

определяющей функцией денег признается функция средства обращения;

система монометаллизма;

система активного торгового баланса. Принцип – покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

^ Представления о деньгах в меркантилизме:

- ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги;

- в связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты, трактовали деньги как капитал;

- меркантилистами в наиболее законченном виде была развита металлическая тория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах, как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconУрок по теме «Общая характеристика неметаллов»
Цели: Рассмотреть на уроке две темы: знание – информация и Общая характеристика неметаллов
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconВопросы для экзамена по курсу
Общая характеристика центральных органов власти первой четверти XVIII века (характеристика коллегий)
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconСведения о муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя...
Сведения об образовательном учреждении. Общая характеристика образовательного учреждения
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconБилет 1
Три стадии мирового литературного развития и их краткая характеристика. Общая характеристика средневековой культуры. Периодизация...
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconБилет 1
Три стадии мирового литературного развития и их краткая характеристика. Общая характеристика средневековой культуры. Периодизация...
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconИнформация о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Общая характеристика участников экзамена по выбору формы сдачи Г(И)А, русский язык
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма icon1. Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые...
Тема Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим в дтп
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconОбщая характеристика предприятия

31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconИнструкция по теме: Общая характеристика подгруппы щелочных металлов....
Общая характеристика подгруппы щелочных металлов. Натрий и его соединения. 9 класс
31. Посткейнсианство. 32. Общая характеристика институционализма iconОу (по уставу)
Общая характеристика школы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница