2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы




Название2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы
страница1/6
Дата публикации04.04.2013
Размер1,03 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Место и роль цен в хозяйственном механизме.

Ценообразование - одно из важнейших звеньев хозяйственного механизма. Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач. Цены используются при прогнозировании объемов и темпов производства отдельных отраслей и сфер материального производства, величины национального дохода, общехозяйственных пропорций и отраслевой структуры промышленности. Уровни и соотношения цен оказывают прямое воздействие на качественные показатели деятельности предприятий, на развитие и формирование структуры производства и потребления. Особое значение категория цены имеет для показателей себестоимости продукции, экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, для системы экономического стимулирования. Цены относятся к числу важнейших показателей, определяющих жизненный уровень населения.

Таким образом, от правильного решения теоретических и практических проблем ценообразования во многом зависит эффективность хозяйственного механизма, стабильность общества. В свою очередь, хозяйственный механизм оказывает огромное влияние на цены и ценообразование.

При всей важности и значимости цен они лишь производное от выбранной модели хозяйствования. Так, затратные цены были порождены затратным хозяйственным механизмом, т.е. такой системой управления, планирования, финансирования, материально-технического снабжения, оценки деятельности и формирования доходов предприятий, при которой деятельность предприятий оценивалась по степени выполнения централизованно устанавливаемых им вышестоящими органами управления плановых заданий, а их финансовое положение определялось не эффективностью деятельности на рынке, а решениями вышестоящих органов управления.

2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы.

Государственное регулирование чаще всего проявляется в установлении максимального уровня цен, что вызывает увеличение спроса (потребители хотят покупать больше по установленной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Те потребители, которые могут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. Но производители при подобных методах государственного регулирования терпят потери от не дополучения прибыли. Для потерь, вызванных воздействием государственного регулирования , используются понятия излишков потребителя, то есть совокупная чистая выгода, которую получают все потребители (производители) от приобретения (производства) товара. Одной из важнейших форм государственного регулирования экономической жизни стало воздействие государства на процессы ценообразования. Роль и значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни общества в странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают.

Необходимость государственного регулирования цен объясняется их огромной экономической и социальной значимостью. Неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается спадом промышленного производства, снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов.

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это - глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного общественного производства;

2) стимулирование роста производства

3) обеспечение полной занятости;

4) повышение эффективности общественного производства;

5) справедливое распределение дохода;

6) стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;

7) сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут - то и возникает ещё одна цель государственного регулирования - сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются

- государственный бюджет

-государственная собственность

-законодательное творчество

- информация

-внешняя торговля

- силовые структуры

И наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:

- управление государственной собственностью

- государственное потребление

- социальные программы

- бюджетная политика

- налогообложение

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены - тарифы, таксы.

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.

Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.

В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.
Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления:
- прямое воздействие (административное регулирование) - участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Прямо вмешательство государства целесообразно, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста; - косвенное воздействие (экономическое регулирование) осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику. Это применение государством совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Формы прямого вмешательства государства: 1. Общее замораживание цен (применяется при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров. 2. Установление фиксированных цен и тарифов. Предприятия должны реализовывать свою продукцию по фиксированной цене. Фиксированные цены применяются в государственных контрактах. 3. Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены. Например, на социально значимые товары может быть установлен максимальный предел уровня цены местными органами власти. На алкогольную продукцию крепостью выше 28% установлен минимальный предел цены. Многие развитые страны не применяют эту форму регулирования цен даже на продукты питания, т. к. там существует эффективная конкуренция, а монополизм производителей исключен за счет антимонопольного законодательства. 4. Установление предельного норматива рентабельности. Эта форма распространена в России и применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, для которых нормативы дифференцированы по отраслям и группам продукции. Так же эта форма применяется местными органами власти при регулировании цен определенных товаров. За рубежом этот метод не используется, т. к. имеет недостаток: не заинтересовывает предприятия снижать издержки производства. 5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовыми торговых надбавок. Эта форма воздействия используется местными органами власти при регулировании цен предприятий оптовой и розничной торговли и распространяется только в пределах их территории. 6. Декларирование цен. Предприятия сообщают в органы ценообразования о повышении оптовых (отпускных) цен на отдельные виды товаров с соответствующей мотивацией и калькуляцией. 7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если предприятие устанавливает на свою продукцию цену выше рекомендательной, то по отношению к нему применяется прогрессивное налогообложение прибыли от реализации продукции. Эта форма воздействия распространена в США и Японии. Косвенное воздействие государства на цены. Косвенное регулирование осуществляется путем применения льготного налогообложения и кредитования, субсидирования и дотирования, а также разработки и реализации государственными органами специальных программ и мероприятий. Например: - государственное финансирование научно-исследовательских работ (НИР) на разработку и создание новых видов продукции; - государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий; - эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин по товарам, которых в стране дефицит и др.

3. Предложение и спрос как ценообразующие факторы.

Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:

  • обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

  • постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то падение объем продаж данного товара или услуги возрастает.

Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.

^ Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.

Основным, ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот

4. Методы прогнозирования цен.

В условиях рыночной экономики цены формируются под воздействием рыночной конъюнктуры (спроса и предложения). Для переходной экономики характерно управление процессом ценообразованием.

В систему методов прогнозирования цен входят:

- интуитивные методы прогнозирования (интервью, анкетирование, методы “Комиссий”, “Дельфи”, “мозговой атаки” и др;

- корреляционно-регрессионный метод.

- индексный метод и т.д.

При этом для определения динамики используют сводный индекс цен:                  

                P i1 q i1

I цен  = ----------------   (i = 1, 2, ...., n ) , где: P i  - цена i - продукта; q i - количество продукта; 0 и 1 - базисный и текущий периоды.

                P i 0  q i1

5. Закон предложения и факторы, влияющие на изменение предложения.

Предложение. Закон и кривая предложения, факторы, влияющие на изменение предложения. Предложение – кол-во товаров и услуг, которые продавцы хотят продать по данной цене. На рисунке – кривая предложения. Факторы увеличения предложения: 1) внедрение новых технологий; 2) повышение производительности труда. Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.

6. Состав, структура, уровень, масштаб и функции цен.

Состав цены - это отдельные, выраженные в стоимостной форме, относительно самостоятельные части стоимости.

Структура цены - это соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы. Состав и структура цен тесно связаны между собой.

Под уровнем цен понимают степень отражения ценой стоимости товара. Иногда уровень цен характеризуется относительной величиной, определяемой путем сравнения с ценами, принятыми в качестве исходной базы.

Уровень, состав и структура цен представляют взаимосвязанные понятия. Если в составе цен на различные товары установлен примерно одинаковый уровень чистого дохода в форме прибыли и налога на добавленную стоимость, то и сами эти цены считаются ценами единого уровня: они единообразно и в одинаковой степени отражают общественно необходимые затраты труда. Наоборот, в тех случаях, когда цены на те или иные товары имеют большие различия в уровне чистого дохода, т.е. на один товар они включают только прибыль, а на другой кроме прибыли - и налог на добавленную стоимость, тогда эти цены - цены разного уровня: одни ниже, другие равны, третьи выше стоимости.

Масштаб цен - это средство измерения стоимости товара. Масштабом цен служит национальная денежная единица с ее кратными частями, с помощью которой исчисляются цены товаров.

7. Закон спроса и факторы, влияющие на изменение спроса.

Спрос – количество товаров и услуг, покупатели хотят купить по данной цене. Спрос бывает номинальный (потребности покупателей) и платежеспособный (исходя из их доходов). На рисунке кривая спроса. P-цена, Q – кол-во товара, D-линия спроса. Факторы увеличения спроса: 1) рост доходов потребителей; 2) повышение качества продукции и снижение ее цены. Закон спроса: рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

8. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Нередко предприятия-изготовители разрабатывают разные предложения для различных сегментов потребительского рынка, а также широко используют практику введения марочных названий, различных методов личных продаж, рекламу. Нередко различия в товарах и условиях продаж носят мнимый характер. Покупатели, видя различия в предложениях, готовы платить разные цены. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет отсутствие тесной взаимозависимости между ценовой политикой предприятий и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен. В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства. При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования:

• установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;
• установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что то-вар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;

• установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления

цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;

• установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны;
• установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта;
• включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенными географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая покрытие дополнительных транспортных расходов.

9. Методы определения цен: преимущества, недостатки, об­ласть применения.

Существующая система методов обоснования уровней и соотношений цен создавалась в течение длительного времени, что объясняется сложностью решения множества вопросов, возникающих при установлении конкретных цен. Уровень цен должен в полной мере отражать затраты на производство, обращение и реализацию товаров. Однако столь же несомненной является и необходимость отражения в ценах потребительских свойств (полезности) товаров. Кроме того, в уровнях и соотношениях цен должно находить отражение и действие различных рыночных ценообразующих факторов (соотношение спроса и предложения).

Применяемые в современной практике ценообразования методы расчета цен можно подразделить на следующие основные группы:

  • методы, ориентированные на затраты (затратные методы);

  • методы, ориентированные на спрос;

  • методы, ориентированные на конкуренцию;

  • методы, учитывающие затраты, спрос и конкуренцию.

С помощью этих методов определяются цены на новые товары, пересматриваются цены на выпускаемые товары, обосновываются размеры надбавок (скидок) к ценам. Одновременное существование и применение нескольких методов связано с многообразием выпускаемых товаров и условий их изготовления, что не позволяет использовать только один метод расчета цен.

К затратным методам относятся метод затрат и агрегатный.

Метод затрат предполагает последовательное определение и суммирование всех элементов цены: себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, торгово-сбытовой надбавки (скидки), налога с продаж. Цены при применении этого метода определяют по формуле Ц = С + П + НДС + Тн + НСП, где Ц - цена изделия; С - себестоимость производства изделия; П - прибыль; НДС - налог на добавленную стоимость; Тн - торгово-сбытовая надбавка (скидка); НСП - налог с продаж.

Себестоимость, включаемая в цену, может быть полной, возмещающей все затраты на производство, или неполной, учитывающей только затраты на производство данного товара (предельные затраты).

Разновидностями метода затрат являются следующие методы: «затраты плюс прибыль», «затраты плюс накидки», «затраты плюс целевая прибыль», метод обеспечения безубыточности (затраты при критическом объеме производства).

Цены, установленные по методу «затраты плюс целевая прибыль», обеспечивают получение «целевой» нормы прибыли на произведенные затраты при установленных объемах продаж. Расчет цены этим методом осуществляют по следующим этапам:

  1. оценка производственной мощности предприятия в рассматриваемый период времени и определение возможного объема производства продукции;

  2. калькуляция затрат на производство установленного объема продукции;

  3. определение «целевой» нормы прибыли;

  4. добавление к себестоимости установленного объема продукции «целевой» прибыли (от реализации всего объема продукции);

  5. расчет оптовой (отпускной) цены единицы продукции путем деления объема выпуска продукции в стоимостном выражении (по цене «себестоимость плюс целевая прибыль») на объем выпуска продукции в натуральном выражении.

Недостатком данного метода является то, что в нем используются оценочные величины возможного объема продаж и не учитывается тот факт, что цена сама по себе может быть главным фактором, определяющим объем продаж. Метод более всего подходит для применения на рынке с неэластичным спросом на товар.

Если предприятие ставит перед собой задачу достижения безубыточности производства какой-либо продукции в течение определенного периода времени, то цену на эту продукцию можно рассчитать на основе принципа безубыточности.

Наиболее часто метод затрат применяется при определении цен на принципиально новую продукцию. Это объясняется не только простотой самого метода, но и тем, что при определении цен на такую продукцию практически невозможно использовать какие-либо иные методы из-за несопоставимости этой продукции ни по параметрам, ни по эффективности, ни по затратам на производство с выпускаемой продукцией.

Метод затрат применяется также для определения оптовых цен на продукцию, изготовляемую в порядке разовых заказов, на опытные образцы продукции, на продукцию, предназначенную для удовлетворения собственных нужд предприятия.

К преимуществам метода затрат относятся легкость определения издержек (через систему бухгалтерского учета) и возможность установления единой цены, если необходимо снизить ценовую конкуренцию.

Основным недостатком метода затрат является слабая увязка цен с потребительскими свойствами, качеством, эффективностью использования продукции и спросом на нее. Соотношения цен, рассчитанных методом затрат, отражают в основном различия в издержках производства товаров.

Метод затрат целесообразно применять для расчета нижнего предела цены.

- Агрегатный метод состоит в том, что цена товара определяется суммированием цен составляющих его конструктивных элементов:



где Цн - цена нового товара; Цi - цена i-го конструктивного элемента товара; n - число конструктивных элементов товара.

Как правило, агрегатный метод используется в модифицированной форме - к базовой цене устанавливаются надбавки (скидки) за наличие (отсутствие) отдельных конструктивных элементов товара:



где ЦБ - базовая цена; Цi - цена (надбавка, скидка) i-го элемента.

Такой модифицированный агрегатный метод применяется при установлении цен на товары, которые имеют общую базовую основу (общий элемент, блок, агрегат) и различаются между собой наличием или отсутствием дополнительных элементов, определяющих дополнительные потребительские параметры. В качестве базовой цены принимается цена основного элемента, характеризующего важнейшие потребительские параметры продукции, общие для всех изделий данной группы. Цены дополнительных элементов и являются надбавками (скидками за отсутствие элемента по сравнению с базой). Базовая цена и цены дополнительных элементов в свою очередь могут определяться методом затрат.

Область применения агрегатного метода относительно невелика, поскольку для определения цены на готовую продукцию необходимо иметь цены на отдельные конструктивные элементы, что на практике бывает редко. Другими недостатками агрегатного метода являются: ошибки в ценах на отдельные конструктивные элементы, полностью воспроизводимые в цене готового изделия; отсутствие стимулирующего воздействия на повышение потребительских параметров изделия и экономию затрат на его производство.

Затратные методы определения цен позволяют достаточно точно отразить в ценах уровень затрат на производство и реализацию товаров, но не дают возможности в полной мере учесть разницу в потребительских свойствах взаимозаменяемых или иных товаров. Это объясняется тем, что затраты на производство и реализацию далеко не во всех случаях корреспондируются с потребительскими свойствами и качеством товаров.

- Метод расчета цен с ориентацией на спрос предполагает определять цену товара исходя из спроса на него. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса: высокая цена устанавливается при большом спросе, низкая - при снижении спроса. При этом затраты на производство товара в обоих случаях могут быть одинаковыми. Затраты при использовании данного метода рассматриваются лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью.

В основе метода расчета цен с ориентацией на спрос лежит полезность товара. Этот метод позволяет предприятию (фирме) реализовать стратегию «высоких цен» (цен снятия сливок) на принципиально новый товар с целью получения сверхприбыли путем продажи товара тем покупателям, для которых этот товар имеет большую ценность. Для некоторых фирм стратегия «высоких цен» направлена на то, чтобы взять от рынка все, что он может дать, а затем уйти с него.

Метод расчета цен с ориентацией на спрос может успешно применяться при выпуске взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателям сравнивать товары и делать соответствующий выбор.

Установление цен на товар с учетом спроса на него теоретически представляется относительно несложной задачей, однако практическая реализация этого метода сопряжена с рядом трудностей. Определить реальный (возможный) спрос на товар на длительную перспективу часто весьма сложно.

Наиболее распространенными методами установления цен с ориентацией на конкуренцию являются метод текущей цены, метод «запечатанного конверта», метод глупого следования за конкурентом или метод ориентации на лидера.

- Метод текущей цены используется на рынках однородных товаров. Влияние конкуренции на величину цены на товар зависит от типа рынка. Цены на рынке чистой конкуренцией формируются в результате совместных действий хорошо информированных покупателей и продавцов. Отдельная фирма на таком рынке не может повлиять на уровень цены: установив более высокую цену на свой товар, она может потерять покупателей, и в то же время нет смысла устанавливать более низкую цену, так как весь товар фирма может продать по установившейся на рынке цене.

На олигополистическом рынке уровень цены определяется целями, которые ставят перед собой ведущие компании, или негласными соглашениями между всеми участниками рынка.

- Метод «запечатанного конверта» (тендерного ценообразования) применяется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за какой-либо контракт.

Определение цен, ориентированное на нахождение равновесия между затратами и состоянием рынка (спросом и конкуренцией), представляет собой сочетание рассмотренных ранее трех методов определения цен. Этот метод включает следующие основные этапы:

  1. определение возможного объема производства (продаж), затрат и прибыли на предполагаемый объем производства, определение цены единицы товара;

  2. определение функции (графика) спроса, анализа различных комбинаций «цена - объем продаж» и выбор такой, которая обеспечит максимальную прибыль;

  3. выявление преимуществ и недостатков товара в сравнении с товарами-конкурентами;

  4. проработка новых комбинаций «цена - объем продаж» с учетом конкурентных факторов, выявленных на третьем этапе; выбор такого объема производства и цены, который обеспечит максимум прибыли и позволит вписаться в существующую рыночную систему цен.

Необходимость применения метода расчета цен с учетом затрат и состояния рынка обусловлена тем, что для потребителей товаров важны не только цена, но и параметры (полезность) товара. В зависимости от получаемой полезности потребитель решает проблему выбора конкретного товара. Именно для этого и необходимы специальные методы определения цен.

На предприятиях часто возникает необходимость в производстве такой новой продукции, которая не заменяет ранее освоенную старую, а дополняет или расширяет уже существующий ряд старой продукции, который называют параметрическим рядом. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров.

Анализ производства такой продукции показывает, что расход материальных и трудовых ресурсов, как правило, связан с параметрами продукции. Применение экономико-математических методов для анализа позволяет установить зависимость между уровнем затрат и величиной потребительских параметров изделий и распространить установленную зависимость на соотношения цен между изделиями, составляющими параметрический ряд.

Такие методы ценообразования получили название нормативно- параметрических. Нормативно-параметрические методы позволяют увязать уровень цен не только с издержками производства, но и с потребительскими свойствами продукции, более объективно определять соотношения цен на взаимозаменяемую и аналогичную продукцию, а также достаточно надежно рассчитывать цены на новые товары внутри имеющегося ряда однородных изделий.

К нормативно-параметрическим методам ценообразования относятся: балловый метод, метод удельных показателей, метод регрессионного анализа.

- Балловый метод основан на использовании базисных цен и экспертных оценок значимости сопоставимых технико-экономических и потребительских параметров товаров, входящих в конкретную группу или подгруппу товаров и предназначенных для удовлетворения одинаковых потребностей. Расчет цен балловым методом осуществляется в три основных этапа.

На первом этапе определяется группа товаров, имеющих однородный технологический процесс изготовления или обладающих идентичностью конструктивного исполнения, а также сопоставимостью по технико-экономическим и потребительским параметрам. Среди них выбирается базовый товар (товар-эталон). Затем выбираются технико-экономические и потребительские параметры товаров, определяются путем экспертной оценки число баллов по каждому параметру и общая сумма баллов по товару в целом.

На втором этапе определяется стоимостная оценка (цена) одного балла Ц1 :



где ЦБ - цена базового товара; - сумма баллов базового товара.

На третьем этапе устанавливается цена на новый товар данной группы. Если все показатели (параметры) товаров являются равнозначными по удельному весу, комплексный уровень качества каждого товара данного ряда определяется путем простого сложения баллов, а цена - последующим умножением цены одного балла на сумму баллов:



где Бi - баллы, в которые оценена единица каждого i-го параметра; n - количество оцениваемых параметров.

Если отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, устанавливают коэффициенты весомости (значимости) параметров. Оценки выставляются по каждому параметру, затем выводится среднеарифметическое значение по каждому параметру, которое умножается на соответствующий коэффициент весомости (значимости). Полученные баллы суммируются. Цена нового товара определяется по формуле



где Qi - удельный вес i-го параметра нового товара.

К недостаткам баллового метода относятся экспертный выбор базы сопоставления (набор параметров) и оценка уровня качества товаров (уровней параметров), что дает возможность проявлениям субъективизма. Данный метод используется в основном тогда, когда необходимо использовать принцип сравнимости с базовым товаром и нет возможности воспользоваться каким-либо другим более объективным методом. Для более объективного обоснования параметров товаров предпринимаются попытки использовать математический аппарат, например метод ранговой корреляции и др.

- Метод удельных показателей применяется для определения цен на несложные товары, входящие в небольшие группы, которые характеризуются наличием одного основного параметра. Сущность его заключается в определении цены единицы основного технико-экономического параметра (Цу ) базового товара-эталона данного параметрического ряда и на его основе - цены нового товара:

Цн = Цу ×Пн ,

где Пн - значение основного технико-экономического параметра нового товара (в тех же единицах измерения, что и для базового товара-эталона).

Важнейшим условием эффективного применения метода удельных показателей является соблюдение требования относительного удешевления нового товара, т.е. снижения цены на единицу главного (основного) параметра нового товара по сравнению с товаром-эталоном. Недостатком данного метода является учет только одного параметра товара. Основная же масса товаров характеризуется комплексом потребительских параметров. Поэтому расчет цены по одному параметру недостаточен для экономической оценки большинства товаров.

- Метод регрессионного анализа является наиболее распространенным из параметрических методов. Его сущность заключается в определении зависимости цены от технико-экономических параметров, отражающих основные потребительские свойства товаров:

Ц = f (X1 , X2 , ...., Xn ),

где X1 , X2 , ..., Xn - технико-экономические параметры товара.

Выбор и обоснование формы связи между изменением цены и изменением параметров производятся с учетом характера зависимости между ними.

В практике ценообразования для расчета используются следующие функции: линейная, линейно-степенная, степенная, обратный логарифм, показательная, гиперболическая. Порядок и методика проведения регрессионного анализа, нахождение неизвестных параметров уравнений и экономическая оценка полученных результатов осуществляются в соответствии с требованиями математической статистики.

Перспективность метода регрессионного анализа заключается в том, что он позволяет моделировать изменение цены товаров в зависимости от изменения их параметров, устанавливать аналитическую форму связи и использовать рассчитанную формулу для определения цены на новый товар без данных о затратах на его производство. Зная формулу ценностного ряда и имея данные о количественных характеристиках нового товара, можно легко рассчитать цену на него, что имеет большое значение для правильной экономической оценки проектов.

Недостатком данного метода является то, что он не ограничивает параметры их общественно необходимой величиной даже тогда, когда это требуется: если установлено, что с изменением какого-либо параметра определенным образом изменяется цена товара, то эта закономерность будет проявляться и за теми пределами изменения данного параметра, за которыми они не нужны.

Как уже отмечалось, затратные методы ценообразования увязывают цены с величиной издержек производства и реализации товаров. Параметрические методы дают возможность обосновывать соотношения цен на взаимозаменяемые и аналогичные товары с учетом их потребительских свойств. Однако цены не должны определяться с ориентацией только на затраты или только на потребительную стоимость. Цена является мерой стоимости товара, но при этом она не безразлична к его потребительной стоимости.

Стоимость и потребительная стоимость всегда представляют неразрывное единство двух сторон товара: если производителя интересует прежде всего величина стоимости, которую он получает при реализации товара, то потребителя - приобретаемая им потребительная стоимость. Поэтому возникает необходимость сочетания или одновременного использования затратных методов и методов учета потребительских свойств при определении цен.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы icon5. Закон предложения и факторы, влияющие на изменение предложения
Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы iconГос регулирование цен явл попыткой гос-ва с пом законодательных,...
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает...
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы iconГосударственное регулирование цен на российские природные ресурсы на мировом рынке

2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы iconВопросы к экзамену по дисциплине правовое регулирование вэд
Государственное регулирование вэд, понятие, методы государственного регулиро­вания
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы iconО мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование...
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы icon1. Ценовая политика полиграфического предприятия: цели, выборы метода...
Постановка целей ценообразования: Обеспечение выживаемости, Максимизация текущей прибыли, Завоевание лидерства по показателям доли...
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы icon1. Сущность и ф-ии цен в рыночной экономике
Функции цен: Цены являются основой определения прибыли от производства единицы продукции
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы icon2 Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия
Инфляция обостряет соц эк отношения, поэтому существует необходимость со стороны гос-ва осуществлять меры по её ликвидации и стабилизации...
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы iconРеферат Государственное регулирование предпринимательской деятельности Екатеринбург
Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие. –М.: 2003, Из-во Инфра-М, С. 2
2. Государственное регулирование цен: сущность, возможность и необходимость, цели и методы icon2 Взято из лекций Рыжкова Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия
Инфляция обостряет соц эк отношения, поэтому существует необходимость со стороны гос-ва осуществлять меры по её ликвидации и стабилизации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница