Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа




НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа
страница1/4
Дата публикации04.04.2013
Размер0.51 Mb.
ТипКурсовая
pochit.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Кафедра Экономики и Финансов

Курсовая работа

«Экономическое развитие страны

(на примере Китайской Народной Республики)»

студента 3 курса

отделения очного обучения

факультета «Менеджмент»

(специальность «Менеджмент»)

Назарова Сергея Николаевича

Зачётная книжка № 673
преподаватель:

Резцова Мерем Юрьевна

Москва

2007

Содержание


Введение
Глава 1. Экономическое развитие страны
1.1. Характеристика уровня экономического развития страны

1.1.1. Производство основных видов продукции на душу населения

1.1.2. Уровень и качество жизни

1.1.3. Показатели экономической эффективности

    1. Показатели экономического развития

1.3. Типология государств по уровню и характеру развития

1.3.1. Экономически высокоразвитые государства

1.3.2. Страны с «переходной» экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны

1.3.3. Экономически менее развитые страны («развивающиеся страны»)

^ Глава 2. Экономическое развитие на примере Китайской Народной Республики
2.1. Динамика экономического роста

2.2. Динамика и структура внешней торговли

2.3. Реформа внешнеторгового регулирования

2.4. Валютное регулирование

2.5. Структура притока капитала и внешнего долга

2.6. Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике

2.7. Зоны совместного предпринимательства
^ Глава 3. Внешнеэкономические связи Китайской Народной Республики
3.1. Российско-китайские экономические связи

3.1.1. Динамика и структура взаимной торговли

3.1.2. Взаимное движение капиталов
3.2. Экономические связи с Соединёнными Штатами Америки

3.2.1. Развитие китайско-американской торговли

3.2.2. Контроль США над экспортом в Китай—главное препятствие для достижения торгового баланса между сторонами
Заключение
Список литературы
Приложение


Стр. 3
Стр. 5
Стр. 5
Стр. 5

Стр. 6

Стр. 7

Стр. 9

Стр. 12

Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14


Стр. 16
Стр. 16

Стр. 18

Стр. 22

Стр. 24

Стр. 25

Стр. 26

Стр. 27
Стр. 29
Стр. 29

Стр. 29

Стр. 31
Стр. 32

Стр. 32
Стр. 35
Стр. 40
Стр. 42
Стр. 43



Введение

Процесс глобализации в современном мире не обошёл вниманием и такую сферу человеческой жизнедеятельности как экономика. Сложно себе представить полностью обособленную экономическую систему в современных условиях.

Мировая экономика (она же «мировое хозяйство», она же «всемирное хозяйство») – это теория, применяемая для изучения экономики взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Это сложная система. Однако каждая система, насколько бы прочной и цельной она не казалась, состоит из элементов. Так и здесь, мировая экономика – это, прежде всего, совокупность различных национальных экономик (в том числе, безусловно, и их внешнеэкономических частей), скреплённых движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). Именно поэтому нельзя недооценивать роль отдельной страны в структуре мирового хозяйства.

Необходимо прибегать к анализу национальной экономики ещё и потому, что она является основой жизнедеятельности населения страны и гарантом стабильности, благополучия и независимости государства в целом.

Правительство и население любой страны заинтересованы в развитии его экономики и постоянно разрабатывают пути для осуществления этого процесса. Вследствие этого рано или поздно возникает необходимость проанализировать, классифицировать, оценить и скорректировать процесс экономического развития и для этого используются различные характеристики, показатели, классификации и типологии, помогающие определить и наглядно показать темпы, уровень и перспективы.

Актуальность данной проблемы не вызывает никаких сомнений. Развитие – это всегда движение от наименее развитого состояния к более развитому. Чтобы это движение было более динамично, эффективно и происходило именно в тех секторах экономики, где это действительно необходимо и необходимо в первую очередь, нужно использовать научный подход, основанный на изучении тенденций, закономерностей и подчас парадоксов этого процесса.

Данному вопросу посвящено немало научных и исследовательских работ учёных-экономистов разных стран с разным уровнем экономического развития. Как и положено в научном мире, независимо от отрасли знаний, абсолютного единства мнений по этому вопросу нет. Существуют разногласия по поводу характеристик и критериев оценок экономического развития, но больше всего споров вызывает, безусловно, отнесение отдельных государств к тому или иному типу по признаку экономического развития.

В качестве цели данной курсовой работы была выбрана попытка изучить все аспекты экономического развития и наглядно показать их действие на примере Китайской Народной Республики, а задача заключается в том, чтобы синтезировать всю доступную и имеющуюся в наличии информацию для анализа теории экономического развития и её грамотного и рационального применения на практике.

^ Глава 1. Экономическое развитие страны

Как известно, во второй половине ХХ века и в начале XXI столетия в высокоразвитых странах развивается постиндустриальная стадия производства, образовалась смешанная система собственности и сложилась определённая регулирующая роль государства. В этих условиях по-новому определяется главная цель развития национального хозяйства.

Предположим, что цель макроэкономического роста останется той же, что и для предприятия в микроэкономике, - получение максимально высокой прибыли. Однако в этом случае, по-видимому, более всего обогатится сравнительно небольшая часть общества (примерно 10 – 15% взрослого населения страны) за счёт остальных. В результате усилится социальное расслоение общества, возникнет социальная поляризация, что чревато опасными конфликтами между разными по уровню доходов слоями. Очевидно, что оптимальной (лучшей) целью экономического роста государства является повышение жизненного уровня всего населения.

1.1. Характеристика уровня экономического развития страны

1.1.1. Производство основных видов продукции на душу населения

Производство основных видов продукции на душу населения характеризуют уровень экономического развития страны и показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.

В первую очередь к таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства, и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми странами и наименее развитыми составляет 500:1, а иногда и более.

Среди важнейших видов промышленной продукции, производимых на душу населения, статистика выделяет также выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров.

Другим важным показателем такого рода является производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др. Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН — ФАО или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п.

Об уровне жизни свидетельствует и производство на душу населения непродовольственных товаров: тканей, одежды, обуви, трикотажа и др.

Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.

^ 1.1.2. Уровень и качество жизни

Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.

Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: "потребительская корзина" и "прожиточный минимум".

Уровень жизни оценивают также по показателям:

  • состояния трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях, в протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность учащихся и студентов на 10 тыс. человек населения, доля расходов на образование в ВВП);

  • развития сферы услуг (число врачей на 10 тыс. человек населения, число больничных коек на 1 тыс. человек населения, обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и т.п.).

В последние годы в мировой практике для определения качества жизни стали пользоваться показателями (или индексами) общественного развития страны, объединяющими в себе многие экономические и социальные показатели, включающими образовательный уровень населения, продолжительность жизни, продолжительность рабочей недели и ряд других.

^ 1.1.3. Показатели экономической эффективности

Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает — прямо или косвенно — качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала страны, трудовых ресурсов.

Не вдаваясь в подробное перечисление и методику расчета показателей этой многочисленной группы, можно выделить из них:

а) производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);

б) капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;

в) фондоотдачу единицы основных фондов;

г) материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.

Важным условием при анализе этой группы показателей является необходимость рассмотрения их не по отдельности, а в связи друг с другом. Так, высокая производительность труда может быть достигнута ценой чрезмерной интенсификации труда либо огромных капитальных затрат и материальных ресурсов.

Поэтому каждый из основных показателей функционирования экономики страны, как правило, детализируется и анализируется с помощью частных показателей, отражающих влияние различных факторов на основной. Например, производительность труда повышается под влиянием изменений в:

  • технике и технологии;

  • качестве рабочей силы (квалификация, состояние здоровья, половозрастной состав);

  • качестве используемых оборотных средств;

  • спросе;

  • государственном регулировании;

  • перераспределении ресурсов капитала в стране и т.д.

Как указывалось, эта группа показателей — самая многочисленная, так как охватывает функционирование всех элементов производственного процесса и непроизводственной сферы. Достаточно сказать, что в статистике бывшего СССР для оценки Эффективности работы отдельного промышленного предприятия Госпланом рекомендовалось более 500 показателей, что не столько детализировало анализ, сколько запутывало его и давало необъективную картину.

В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные МВФ и приняло в СНС. Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обрабатывающей промышленности страны и по Лощению к средневзвешенным соответствующим индикаторам наиболее развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:

1. Удельные затраты на заработную плату (в расчете на единицу продукции).

2. Нормализованные удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т.е. выпуск продукции на отработанный человеко-час.

3. Уровень полных удельных издержек по элементам добавленной стоимости, т.е. показатели удельных расходов всех первичных факторов производства.

4. Сравнительный уровень оптовых цен промышленности.

5. Сравнительный уровень экспортных цен промышленных товаров.

Конечно, и эта система не в полной мере характеризует экономическую эффективность страны, однако одну из сторон ее деятельности — конкурентоспособность в международной торговле — отражает достаточно достоверно,

Несмотря на все попытки сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования национальной экономики, который бы отражал и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи с многочисленными трудностями сведения воедино стоимостных и натуральных величин, затрат квалифицированного и неквалифицированного труда и др. Однако общий подход имеется и заключается в конструировании показателя, позволяющего соотносить совокупные результаты труда общества за отчетный год (ВВП/ВНП, НД) с совокупными затратами всех факторов производства, приведенными к тому же отчетному году.

Чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и многообразнее формы ее внешнеэкономических связей. Следовательно, участие страны в международных экономических отношениях отчасти может отражать уровень ее экономического развития.


    1. ^ Показатели экономического развития

Для оценки уровня развития государства, а также для создания возможности регулирования всех секторов национального хозяйства, требуется использовать современные научные представления о макроэкономических показателях.

О макроэкономике судят, прежде всего, по показателю национального богатства. Под национальным богатством понимается совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, имеющихся в стране. Эта совокупность включает:

  • основные фонды (здания, машины, оборудование, жилища, а также здания и оборудование учреждений образования здравоохранения и т.п.);

  • материальные оборотные средства;

  • домашнее имущество.

Увеличение национального богатства в условиях доиндустриального и индустриального производства измерялось с помощью показателей, отражавших увеличение масштабов только материального производства. Для этого применялся показатель совокупного общественного продукта. Он включал все изделия материального производства, созданные за определённый период (обычно за год). Если его выражали в стоимостной форме, то он выступал как валовой общественный продукт – сумма стоимости товаров, изготовленных на всех предприятиях.

Совершенно иной тип показателей отражает состояние национального хозяйства в новейшую эпоху постиндустриального общества. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в 1990-х годах в сфере услуг в высокоразвитых странах было создано примерно 2/3 новой стоимости.

Исходным для макроэкономических измерений является показатель валовой (общей) стоимости всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг. Эту совокупность разделяют на два вида продукции:

  • промежуточную (она поступает на каждую фирму со стороны тех предприятий, которые производят сырьё, комплектующие изделия);

  • конечную, которая идёт в конечное потребление.

Поскольку промежуточные изделия повторно суммируются на каждой технологической стадии изготовления продукции, их вычитывают из валовой стоимости. Так образуется главный макроэкономический показатель – валовой национальный продукт.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года. Созданный ВНП определяется как сумма валовой добавленной стоимости (добавленная стоимость – разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для всех отраслей.

В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между стоимостью вывезенных из стран товаров и стоимостью ввезённых товаров). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности неодинаков. Поэтому для международных сопоставлений степени развитости экономики применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). Он представляет собой валовой национальный продукт за вычетом сальдо (от итал. saldo – расчёт, остаток) платёжного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты экономической деятельности только внутри каждой страны.

Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт образуют базу для исчисления других макроэкономических показателей.

В состав ВНП и ВВП входит не только новая стоимость, возникшая в материальном производстве, но и амортизация (часть конечной продукции, которая возмещает израсходованный основной капитал, идёт на восстановление машин, инструмента и т.п.). Если из ВВП вычесть сумму годовой амортизации, то мы получаем чистый национальный продукт (ЧНП).

В свою очередь, в чистый национальный продукт входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Косвенные налоги – особый вид налогов, которые добавляются к ценам, установленным фирмами. Так, в США их именуют «налоги с продаж», они составляют 10% ЧНП. Такие налоги оплачивают покупатели, теряющие на этом часть своих доходов. Если вычесть из ЧНП косвенные налоги, то мы получим показатель национального дохода. Национальный доход – это совокупность доходов всех участников сфер материального производства и нематериальных услуг.

^ 1.3. Типология государств по уровню и характеру развития

Долгое время в научной литературе применялась типология, делившая государства на группы по принципу принадлежности к той или иной общественно-экономической формации – к капиталистической (страны с рыночной экономикой), либо социалистической (страны с централизованно планируемой экономикой). Причём в особую группу выделялись страны «развивающиеся» - бывшие ранее колониальными и зависимыми территориями и вступившие на путь независимого развития и которые могли пойти по тому или иному пути. Часть из этих государств развивалась по социалистическому пути. Но с распадом системы социализма эта типология устарела и не может использоваться.

В настоящее время согласно экономико-геогравической типологии, учитывающей уровень и характер социально-экономического и политического развития, выделяют три группы стран мира:

  • экономически высокоразвитые государства;

  • страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны;

  • менее развитые страны (по терминологии ООН «развивающиеся страны»).

^ 1.3.1. Экономически высокоразвитые государства.

Данная группа стран отличается зрелым уровнем развития рыночных отношений. Велика их роль в мировой политике и экономике, они обладают мощным научно-техническим потенциалом. Они отличаются друг от друга масштабами, уровнем развития экономики, численностью населения и т.д. Поэтому можно выделить и внутри этой группы несколько подтипов:

  1. Главные капиталистические страны: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия (фактически это «большая семёрка» за исключением Канады, которую относят к странам «переселенческого» капитализма).

  2. Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, и др.

  3. Страны «переселенческого» капитализма: уже упомянутая Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

^ 1.3.2. Страны с «переходной» экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны.

К этой группе стран относятся государства Центральной и Восточной Европы (включая все республики бывшего СССР) и Монголия – это страны с «переходной экономикой»; а также социалистические страны – Куба, Китай, Вьетнам и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

После распада СССР, в начале 90-х годов минувшего столетия в большинстве стран этой группы произошли существенные изменения в политике и экономике – они пытаются включиться в мировую систему рыночных отношений. Процессы преобразований в этих странах выходят за рамки стандартных реформ, так как имеют глубинный и системный характер. Лишь четыре государства в мире остаются по-прежнему социалистическими: Китай, Куба, Вьетнам и КНДР. Однако в экономике и политике этих стран также наблюдаются очень существенные изменения.

Характерно, что некоторые из постсоциалистических стран с низкими доходами на душу населения заявили о своём желании приобрести статус «развивающейся» страны (например, с таким заявлением выступили республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские республики СНГ). Это даст им право получать льготные кредиты и различные виды помощи в международных банках и фондах.
^ 1.3.3. Экономически менее развитые страны («развивающиеся страны»)

Это самая многочисленная и разнообразная группа стран. В большинстве своём – это бывшие колониальные и зависимые страны, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от стран, бывших ранее их метрополиями. Объединяет страны этой группы многое, в том числе проблемы развития, а также внутренние и внешние трудности, связанные с низким уровнем развития экономики и социальной сферы, недостатком финансовых средств, отсутствием опыта ведения капиталистического товарного хозяйства, недостатком квалифицированных кадров, сильной экономической зависимостью, огромным внешним долгом и прочее. Ситуацию подчас усугубляют гражданские войны и межэтнические конфликты. В международном разделении труда они занимают далеко не лучшие позиции, являясь в основном поставщиками сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции в экономически развитые страны.

К тому же во всех странах этого типа в связи с быстром ростом населения ухудшается социальное положение больших масс жителей, проявляется избыток трудовых ресурсов, особенно остро стоят демографическая, продовольственная и другие глобальные проблемы.

Но, несмотря на общие черты, страны этой группы сильно отличаются друг от друга (а их примерно около 150). Можно выделить, по крайней мере, три группы стран. Причём, около 40 государств и территорий по ряду критериев официально отнесены ООН к категории «наименее развитых». Это страны Африки к югу от Сахары, Афганистан, Бангладеш, Лаос, Гаити и другие. Их отсталость выражается в полном или почти полном отсутствии современной обрабатывающей промышленности, крайне низком душевом доходе и фактической неспособности обеспечить необходимый минимум насущных потребностей быстрорастущего населения (образование, здравоохранение). Государства этой группы очень сильно отстают от развитого мира по всем основным социально-экономическим показателям.

Вместе с тем выделяются и так называемые «новые индустриальные страны» (НИС). Наиболее устойчиво в этой группе фиксируются Сингапур, Тайвань и Республика Корея, а также НИС «второй волны» - Малайзия, Таиланд, Индонезия. Экономические показатели этой группы государств в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но имеются ещё и черты, присущие всем развивающимся странам.

Между этими двумя сильно различающимися подгруппами находится основная, но очень разнообразная по своему составу группа развивающихся государств. С одной стороны, в неё входят: Индия, Бразилия, Мексика, имеющие высокий статус даже в мировой системе отсчёта, а также богатые «страны-нефтеэкспортёры» (монархии Персидского залива – Саудовская Аравия, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты). С другой стороны такие страны, как Ангола, Гана, Замбия, которые более близки по уровню развития к группе «наименее развитых».

  1   2   3   4

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический...
Сложно представить себе такую систему, которая бы нормально и эффективно функционировала без управляющей подсистемы. Представить...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Нижегородцев Р. М. (Институт проблем управления ран). Инновационные перспективы посткризисной экономики
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconСервер под бухгалтерию
Рф федеральное агентство по образованию РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconФедеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский финансово-экономический институт
Разработка предложений по развитию малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Московский...
Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический институт кафедра Экономики и Финансов Курсовая работа iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница