Сущность и характерные черты сэз




Скачать 233,82 Kb.
НазваниеСущность и характерные черты сэз
Дата публикации03.04.2013
Размер233,82 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Экономика > Реферат




Содержание.

Введение………………………………………………………………..…3

  1. Сущность и характерные черты СЭЗ………………………………...5

  2. Первые СЭЗ в России и их типы……………………………………..9

2.1. Зоны свободной торговли…………………………………………..10

2.2. Экспортно-производственные зоны……………………………….12

2.3. Технико-внедренческие зоны……………………………………....14

2.4. Сервисные зоны……………………………………………………...15

2.5. Комплексные СЭЗ…………………………………………………...18

2.6. Международные СЭЗ………………………………………………..20

3. Проблемы российских СЭЗ…………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………25

Введение.

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).

В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики. В 2004 г. в мире функционировало свыше 2,5 тыс. различного вида свободных экономических зон, в том числе около 1,5 тыс. предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 промышленно-научных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.)

Совокупный объем экспорта только из экспортно-производственных зон вырос с 17 млрд. долл. в 1990 г. до 49 млрд долл. в 2003 г. Общее число занятых в экспортно-производственных зонах увеличилось за тот же период с 2 млн до 4 млн человек. По оценкам специалистов, к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Они функционируют уже примерно в 120 странах мира, а занято в них более 3 млн. человек. И их роль в мировой экономике постоянно растет.

Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

Их создание началось в 1990-х гг. С началом рыночных реформ экономики возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда.

Значительную роль в международном экономическом сотрудничестве может сыграть создание свободных экономических зон.

По состоянию на начало 2004 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий.

^ 1. Сущность и характерные черты СЭЗ.

Понятие «свободная экономическая зона» собирательно и условно. По подсчетам экспертов Центра ООН по транснациональным корпорациям, в настоящее время существует, по крайней мере, 30 различных определений этого понятия. Все они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров в зоне, ее определенную обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории страны, а также тесную связь с мировым рынком.

В соответствии с документами Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973 г.) под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

«Боль­шой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на ко­торой действуют особые льготные экономические условия для ино­странных и национальных предпринимателей (льготы таможенно­го, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:

1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

2) Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам, в том числе:

- внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

3) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах", таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.

Свободные экономические зоны создаются в целях организации в зонах новых производств, обеспечения полной занятости рабочей силы, развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению. Наиболее общими из них являются:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и развитые транспортные коммуникации;

  • значительный производственный потенциал, развитые производственная и социальная инфраструктуры;

  • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.

Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное расположение с другими странами, располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовывать важные долгосрочные общегосударственные программы.

^ 2. Первые СЭЗ в России и их типы.

Свободные экономические зоны стали создаваться в России с начале 1990-х гг. С июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет СССР официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г.Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую АО.

В соответствии с классификацией СЭЗ по виду деятельности СЭЗ России можно разделить на зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.

^ 2.1 Зоны свободной торговли

Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.

ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.

В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли.

Первый таможенный склад появился в России в 1980 г. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г.Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободный таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.

Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. За период хранения ввозимых товаров на складах (до 3 лет) они могут пройти переработку, сортировку, упаковку, маркировку для последующего их вывоза за пределы РФ или на территорию РФ.

Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме льгот таможенных складов, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет.

Аналогичные условия установлены для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках территории РФ, имеющих развитую инфраструктуру и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности.

Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины беспошлинной торговли, которые располагаются в крупнейших международных аэропортах страны. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров.

^ 2.2. Экспортно-производственные зоны.

Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства, относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определения происхождения товаров с территории зоны экспортного производства устанавливает Правительство Российской Федерации.

Зоны экспортного производства создаются в местах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Экспортно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном счете, содействует более быстрому социально-экономическому развитию других регионов и страны в целом.

Наиболее близка к понятию экспортно-производственной зоны СЭЗ «Находка», образованная в 1990 г.

^ 2.3. Технико-внедренческие зоны.

Специализируются эти зоны на разработке новейших технологий, товаров и материалов, а также на экспериментальном мелкосерийном производстве. Как правило, СТВЗ формируются вокруг сложившихся научных центров. Специфика льготного режима заключается в акценте на поощрение малого венчурного бизнеса. Преференции в данном случае должны обеспечить успех деятельности предприятий на начальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.

В зависимости от того, что преобладает в экономической структуре научно-технической зоны, выделяют 3 их типа:

1. Инновационный центр – это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.

2. Технологический парк. Это структура, обладающая достаточно большой территорией, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).

3. Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только до стадии прототипа. В таких парках объединяются промышленные компании, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, с приоритетным развитием последних.


^ 2.4. Сервисные зоны.

Особым видом свободных экономических зон являются сервисные зоны или зоны услуг. Эти узкоспециализированные зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., к которым относятся территории с льготным режимом предпринимательской деятельности, специализирующиеся на оказании различного рода услуг – банковских, информационных, туристических и других, чаще всего деловых. К числу сервисных зон относятся финансовые центры, зоны банковских и страховых услуг, а также оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Особой формой сервисных зон являются оффшорные зоны.

Под термином «оффшорная зона» понимают территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Помимо налоговых льгот, представляемых оффшорными юрисдикциями, существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и режиму конфиденциальности.

Как правило, оффшорные центры располагаются на территориях с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

В России в 1990-е гг. стали возникать такие сервисные зоны, как банковские оффшорные центры и эколого-экономические зоны.

Первая оффшорная зона была создана в Калмыкии в 1994 г., затем в Ингушетии была создана зона экономического благоприятствования. В 1997 г. был организован оффшорный центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже оффшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. В российских оффшорных зонах действуют значительные налоговые льготы. Например, в Калмыкии компании-нерезиденты освобождены от уплаты:

  • налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и местные бюджеты;

  • сборов на нужды образовательных учреждений;

  • налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

  • налога на владельцев транспортных средств;

  • налога на приобретение транспортных средств.

Кроме того, органы исполнительной власти Калмыкии имеют право освобождать организации, пользующиеся налоговыми льготами в соответствии с законом, от уплаты местных налогов и сборов.

Компании, желающие получить право на льготы должны ежеквартально платить суммы, эквивалентные 1250 евро по курсу Центрального Банка РФ на день оплаты.

Новым явлением в российской практике создания СЭЗ стали туристско-рекреационные и эколого-экономические зоны. Эти зоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которые не разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранение и др.

В России первой эколого-экономической зоной мог стать эколого-экономический регион (ЭЭР) «Алтай», созданный в 1991 г. в целях формирования экспериментальной модели устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В ЭЭР «Алтай» была введена система ограничения режимов природопользования и хозяйствования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала эффективная система налоговых льгот. Однако практика зоны «Алтай» показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В 2002 г. ЭЭР «Алтай» прекратил свое существование.

Крупной эколого-экономической зоной могут стать Кавказские минеральные воды в Ставропольском крае, которые специализируются на развитии туризма, рекреационной сферы и создании экологически чистой курортной зоны.

^ 2.5 Комплексные СЭЗ.

На практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские функции, т.е. комплексные зоны.

Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и т.д.

К комплексным зонам может быть отнесена СЭЗ «Янтарь», созданная Постановление Верховного Совета РСВСР в январе 1991 г. на территории Калининградской области.

Цели создания зоны трактовались так

  • ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

  • повышение жизненного уровня населения в области на осно­ве развития торгово-экономического и научно-технического сотруд­ничества с зарубежными странами:

  • обеспечение благоприятных условий для привлечения иност­ранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциа­ла российских предприятий для увеличения экспортных возможно­стей региона;

  • развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

  • отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Для реализации данных целей у зоны были хорошие предпосылки. Калининградская область – западный анклав России, обладающий незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной воды. На нее приходится 10% общероссийского лова рыбы и морепродуктов. Область обладает богатым лечебно-курортным потенциалом.

Историко-географические факторы сделали СЭЗ «Янтарь» особенно привлекательной для предпринимателей из Западной Европы, в первую очередь из Германии. СЭЗ «Янтарь» были предоставлены значительные экономические льготы.

Можно отметить определенные позитивные результаты ее деятельности. Так, за 1999-2003 гг. инвестиции в основной капитал выросли на 406% (в среднем по России – на 154%), а объем промышленного производства увеличился на 195% (в РФ – на 137%). В отрасли выросли новые отрасли – автомобильная (из импортных комплектующих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная, сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значительный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторговых связей России. Одновременно в СЭЗ «Янтарь» сохраняются зависимость от дотаций центра, высокие базовые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения, огромный торговый дефицит, рост теневой экономики.


^ 2.6 Международные СЭЗ.

Наконец, в шестую группу можно включить международные СЭЗ, формирование которых занимает особое место во внешнеэкономической политике России. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбаньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья. Главная цель проекта – ускорение темпов экономического развития территории и повышение благосостояния населения путем привлечения инвестиций и развития внутренней и транзитной торговли. Предполагается, что в ближайшие 20 лет в экономическое развитие региона будет инвестировано около 30 млрд долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В СЭЗ будет построен порт, а также будут построены промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии и Европу, которая заметно сократить путь в Европу.

Участие России в реализации этой программы позволит ей:

  • увеличить объем транзитных перевозок из Китая и Монголии;

  • стимулировать создание в Приморском крае новых обрабатывающих производств с участием иностранного капитала и развитие международного туризма;

  • уменьшить уровень безработицы;

  • активизировать торгово-экономические связи со странами региона;

  • усилить контроль за экономическими аспектами регионального сотрудничества;

  • получить дополнительные возможности для укрепления своих позиций в Северо-Восточной Азии.


^ 3. Проблемы российских СЭЗ.

Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов признана неэффективной.

Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты.

При этом специалисты говорят о следующих проблемах, связанных с функционированием СЭЗ:

  1. Программно-целевые проблемы:

    1. отсутствие государственной концепции создания СЭЗ

    2. отсутствие законодательной и нормативной базы. Недостаточность законодательного обеспечения деятельности иностранного капитала привела к низкому объему инвестиций в СЭЗ – в 2004 г. 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций в России

  1. Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.

  2. Социально-экономические проблемы:

  • Разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;

  • Отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;

  • Наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;

  • Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;

  • Проблема доверия к власти.

Рассмотрев основные проблемы функционирования СЭЗ в России, очевидно, что первоочередной задачей является принятие федерального закона о свободных экономических зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.

Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. Отсутствие прочной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

Современная ситуация в сфере свободных экономических зон требует изменений.

Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.


Заключение.

Анализ деятельности свободных экономических зон свидетельствует, к сожалению, о том, что пока они не выполняют основной своей роли – служить очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Их вклад в хозяйственное развитие страны чрезвычайно мал. Но это вовсе не говорит о том, что функционирование свободных экономических зон в нашей стране не имеет перспективы. Напротив, СЭЗ, являясь в целом перспективной формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений властей.

Неудачный опыт функционирования СЭЗ, который мы наблюдаем, является лишь отражением процессов, происходящих в экономике России и результатом нестабильности.

С учетом корректировок и изменений, свободные экономические зоны могут служить целям ускорения перевода страны на современные рыночные отношения и более быстрого включения России в мировую экономику и международное разделение труда.

Список использованной литературы.

1. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.:юнити-дана, 2005.

2. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны. – М.: ФУАинформ, 2004

4. Размещение производительных сил: Учеб. пособие / Под общей редакцией Степанова М.В. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004.

5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.:Маркетинг, 2005.

6. Черенков В.И. Международный маркетинг- Санкт-Петербург , ИВЭСЭП, 2003.




Похожие:

Сущность и характерные черты сэз iconСущность и характерные черты соц организации
Механизм создания имиджа лидера, социальные технологии, харизма как социальное явление
Сущность и характерные черты сэз icon4 «применение ит при взаимодействии таможенных органов с резидентами сэз» 4
Автоматизация процессов взаимодействия таможенных органов и резидентов сэз 5
Сущность и характерные черты сэз icon-
Характерные черты сельского хозяйства России в начале ХХ века (выбрать неправильный ответ)
Сущность и характерные черты сэз icon-
Характерные черты и особенности капитализма в Западной Европе и Америке накануне первой мировой войны
Сущность и характерные черты сэз icon2 Сущность создания свободных и особых экономических зон 5
России отрицательно сказались на становлении сэз. Фактически к 2004 г в России осталась функционировать только Калининградская зона,...
Сущность и характерные черты сэз iconКороткова Светлана Ивановна учитель информатики мбоу «Шаховская сош...
«Характерные черты информационного общества» Короткова Светлана Ивановна – учитель информатики мбоу «Шаховская сош №1»
Сущность и характерные черты сэз iconКультура Руси
Страница 1: Условия и характерные черты развития русской культуры в 13-15 веках. (историк) (з мин)
Сущность и характерные черты сэз iconМакроэкономика вопросы к экзамену
Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность. 18. Фазы делового цикла и их характеристика
Сущность и характерные черты сэз iconВопросы к государственному экзамену
Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Рыночный спрос и рыночное предложение
Сущность и характерные черты сэз iconТема: Жизнь и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя
Романтизм и реализм основные направления в литературе XIX века. Характерные черты, сходство и разница
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница